Использование игр при организации деятельности учащихся в группе продлённого дня
статья

Журавлева Ольга Николаевна

Статья о возможностях применения игр в группе продлённого дня, описание игр каждой группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игр при организации деятельности учащихся

                                  в группе продлённого дня

Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма

 даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело…

Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь.

А. С. Макаренко

       Во время  пребывания ребёнка в группе продлённого дня происходит формирование личностных качеств, осуществляется процесс социализации, формируются общепринятые жизненные навыки. При этом необходимо учитывать естественные потребности младших школьников. Учащиеся начальной школы направлены на игру, особенно во второй половине учебного дня. Именно удовлетворение этих потребностей (с позиции педагогической целесообразности) должно стать основой для их всестороннего развития. Поэтому оптимально осуществлять педагогическое влияние помогают игры и игровые ситуации.  

       Дети любят играть, им хочется побегать, они с готовностью выполняют многие поручения. Игра для ребёнка – возможность проявить себя и самоутвердиться. Внимание школьников, прежде всего, направлено на игровое действие. При этом к процессам запоминания, осмысления подключаются глубокие переживания личности, которые делают их более интенсивными и обучение проходит без особых усилий.

       Первые дни работа в ГПД направлена на то, чтобы воспитатель смог лучше у  знать учеников, их личностные особенности, познакомить ребят друг с другом, научить их взаимодействовать, доверять друг другу. Для этого используются игры «Снежный ком»(дети называют свои имена), «Паспорт». Моим ученикам нравятся игры «Пары» и «Групповой рисунок».

Пары

Ведущий предлагает всем разбиться на пары. Пары садятся на пол, берутся за руки, вытягивают ноги и упираются стопами. По команде ведущего одновременно встают, не разъединяя рук.
Групповой рисунок

Ученики передают листы по кругу. Каждый начинает рисовать что-то очень важное для себя. Затем передаёт через 2 минуты рисунок соседу справа, получив другой рисунок от левого соседа. Рисуют, пока рисунок не вернётся к ученику, который начинал его. Затем можно сделать выставку групповых рисунков.

        Игровые элементы помогают организовывать режимные моменты. Попробуйте выучить с ребятами стихи:

- Мы в столовой не шумим (указательный палец у губ)

Аккуратно мы едим, (движения ложкой)

Все тарелки (руки «держат тарелку») и стаканы (ладошки сближаются)

Чисто убираем сами (ладошки вверх)

- На прогулку собираюсь

Быстро очень одеваюсь,

Не зеваю, ведь меня

Ждут  давно уже друзья!

- Раз, два, три, четыре, пять,

Мы с тобой идем гулять.

Будем весело играть,

Никого не обижать!

        Для поддержания дисциплины попробуйте поиграть в «Грозу» или «Поезд».

Гроза

Дети становятся в круг. Ведущий говорит им, что перед грозой обычно очень тихо, и просит детей замереть. Затем слышатся отдаленные тихие звуки: дети, глядя на ведущего, трут ладошку о ладошку. Звуки постепенно усиливаются: дети хлопают в ладоши, вначале тихо, потом громче. Вот уже слышна гроза: дети топают ногами. Гроза в разгаре: дети громко топают ногами и хлопают в ладоши. Но вот гроза затихает: все действия повторяются, но уже в обратном порядке.

       При проведении игр со словами, познавательных бесед очень увлекают детей элементы соревнований ( индивидуальных или групповых), формы игр «Поле чудес», «Верю-не верю», «Крестики-нолики».

Крестики-нолики

Ребята делятся на 2 команды: крестики и нолики. На доске чертится игровое поле, привычное для этой игры. Посовещавшись, команда выбирают клетку. Затем обе команды выполняют задание или отвечают на вопрос. Какая команда победила, та и ставит свой знак в клетке.

       Использование  мяча в привычных играх на развитие внимания, памяти увлекает ребят, добавляет двигательную активность. Сейчас Вам вспоминаются игры «Съедобное-несъедобное», « Земля, вода, воздух».

        Подвижные игры – самое лучшее лекарство для детей от двигательного «голода». В них ученики особенно нуждаются после учебных занятий. Вот пример нескольких игр, которые можно организовать и в помещении, не только на прогулке.

Передал – садись

Поделить детей на 3 команды. Впереди, напротив, с мячом на расстоянии

1 м находится водящий. По очереди бросает мяч игрокам. Поймав мяч, ребёнок бросает обратно водящему, а сам садится на пол. Потом второму и т. д.

 Слушай сигнал

Ребята идут по кругу. Услышав один хлопок, кладут руки на пояс, 2 хлопка – опускают вниз, 3 хлопка – руки за спину.

Весёлый мяч

Делим детей на 3-4 шеренги. Мяч у первого игрока в каждой шеренге. Передают по сигналу друг другу в шеренге, последний ударяет о пол и передаёт назад. Детям необходимо стараться не уронить мяч.

         Дети любят сами придумывать ролевые игры. В них ученики не просто копируют действительность, а сочетают впечатления жизни с личным опытом. Вмешательство взрослого в такие игры нежелательно. Оно допустимо лишь тогда, когда необходимо дать игре нужное направление. И даже в этом случае следует помнить, что вмешательство будет успешным, если у взрослых доверительные отношения с детьми.

            К сожалению, у родителей в современной жизни не всегда хватает времени играть с детьми. Поэтому правила даже распространённых игр,например «Ручеёк», для учеников незнакомы.

            Необходимо ребят учить играть.

  • При объяснении игры дети должны хорошо видеть и слышать педагога. Он должен назвать цель игры, рассказать о ходе и правилах.
  • Если в игре много правил, то некоторые из них можно опустить при объяснении, а рассказать о них в процессе игры.
  • Сначала провести репетицию игры, не засчитывая результат.
  • Начинать игру организованно, по сигналу.
  • Наблюдать за настроением ребят, эмоциональным напряжением.
  • Между игроками должны быть здоровые, дружеские отношения.
  • Особое внимание уделять детям, с которыми не хотят играть.
  • Необходимо дозировать физические упражнения, чередуя нагрузки с отдыхом.
  • Объявляя результаты, мотивируйте их.
  • Во время игры необходимо соблюдать технику безопасности.

  Желаю воспитателям не забывать об огромных возможностях использования игр; не стесняться, чаще самим принимать участие в играх с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация игровой деятельности в группе продлённого дня начальной школы

В группе продлённого дня детям хочется играть. Игра объединяет детей, учит общаться, находить решения, стимулирует к творчеству, создаёт условия для воспитания дружелюбия, взаимовыручки, честности при...

Организация досуговой деятельности в группе продлённого дня

Организация досуговой деятельности в группе продлённого дня...

Система работы педагога по организации досуговой деятельности в группе продлённого дня в условиях интегрирования на примере воспитательных занятий

возможность показать наполненность  группы  интересными темами, идеями; включить каждого ребёнка в содержательную деятельность....

Организация проектной деятельности в группе продлённого дня

В статье представлены особенности организации проектной деятельности в ГПД, рассказывается о преимуществах этой формы работы,  даны два вида паспортов проекта....

Организация досуговой деятельности в группе продлённого дня

Усовершенствование традиционной организации досуга детей в ГПД в целях оптимизации эффективности воспитания детей с учётом новейших достижений медицинских наук....

Организация игровой деятельности в группе продлённого дня

Статья про организацию игровой деятельности в группе продленного дня...

План организации воспитательной деятельности воспитателя группы продлённого дня 2 класса

План организациивоспитательной деятельностивоспитателя группы продлённого дня  2 класса...