Организация игровой деятельности в группе продлённого дня
статья (1 класс)

Карькова Татьяна Евгеньевна

Статья про организацию игровой деятельности в группе продленного дня

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация игровой деятельности в группе продлённого дня

Для успешной работы группы продлённого дня важно то, насколько правильно организован в ней режим. Соблюдение в течение длительного времени правильного режима способствует укреплению здоровья, создает жизнерадостное настроение и повышает работоспособность школьников. Неукоснительное соблюдение режима воспитывает у учащихся такие ценные качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность. Наивысшую работоспособность у детей можно сохранить только в том случае, если правильно организовать чередование труда и отдыха.

Свободные от выполнения домашних заданий время, должно быть заполнено умно, интересно, чтобы его проведение было полезно воспитанию детей. Конечно, в значительной степени это зависит от воспитателя группы продленного дня, его умения заинтересовать детей, интересным делом, дать выход их энергии, предоставить каждому возможность наиболее полно проявить свои способности, реализовать себя. Ведь, группа продленного дня является одной из форм воспитания детей и помогает организовать благоприятные условия для их отдыха, обучения и воспитания, сочетание учебно-воспитательной работы на уроках и во внеурочное время. Она обеспечивает, учитывая возрастные особенности, их умственное, нравственное, эстетическое, физическое, духовное развитие, создает условия для организации производительного труда, открывает возможности всестороннего выявления и развития индивидуальных, способностей, запросов и интересов детей.

Наибольшую помощь в этом воспитателю группы продленного дня может предоставить игровая деятельность, так как у детей, особенно у первоклассников постоянно существует потребность в игре.

Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не имеет целью ничего, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил.

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни, поэтому игры имеют генетическую связь со всеми видами человеческой деятельности. Это не что иное, как специфическая детская форма познания, труда, общения, искусства и спорта.

Отсюда и название игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, музыкальные, художественные, спортивные; игра-труд, игра-общение, игра-драматизация и т. д.

В игре ребёнок и познаёт, и развивается, и воспитывается. Игровая деятельность является важной частью жизни младшего школьника. Наряду с ведущей учебной игровая деятельность содействует успешной адаптации ребёнка к школе, даёт возможности для самовыражения, развития творческого потенциала личности, коммуникативных способностей.

В группе продлённого дня детям хочется играть. Они с радостью включаются в разнообразные игры, развивающие внимание, мышление, память, речь, моторику. Интересная игра всегда более действенна, чем словесные методы обучения и воспитания.

Популярными среди детей являются игры, описанные ниже, в которые при правильной организации и повторении дети через какое-то время начинают играть без активной помощи воспитателя группы продлённого дня.

«Что нового?»

Один ребёнок выходит за дверь и меняет там что-то в своём внешнем виде (например, засучивает рукава блузки, снимает одну серёжку), возвращается, и все отгадывают, что в его одежде изменилось.

«Узнай по голосу»

Среди играющих детей выбирается два водящих. Первый водящий встаёт спиной к остальным детям. Его задача – узнать по голосу ребёнка, которого коснётся второй водящий. Этот ребёнок произносит имя первого водящего. Первый водящий угадывает произносившего по голосу (может быть несколько попыток), затем первый водящий становится вторым водящим, второй водящий – игроком, угаданный ребёнок – первым водящим. Игра продолжается.

 «Что изменилось?»

Перед детьми несколько предметов (например, 7 игрушек). По сигналу дети закрывают глаза, а водящий что-то меняет (например, меняет местами какие-либо две игрушки, убирает (добавляет) какую-то игрушку). Дети угадывают, что изменилось.

Указанные игры позволяют развивать внимание, память, стимулируют мыслительную активность, творчество.

 Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в моральном воспитании ребенка. Они имеют преимущественно коллективный характер, потому что отражают отношения в обществе. Разделяют их на ролевые, режиссерские, игры-драматизации. Сюжетом могут быть театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда. В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, что не имеют пока аналогов в жизни. Основные компоненты ролевой игры - тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль. Дети младшего школьного возраста любят такие игры как «Семья», «Школа», «Я беру интервью», «Театр пантомимы», «Магазин», «Кукольный театр» и др.

В начальной школе широкое применение имеют дидактические (обучающие) игры. Их цель: создание условий для расширения, углубления, закрепления знаний и умений.

Игры на усвоение названий предметов и действий. «Что пропало?», «Угадай, кто тут?», «Наша улица»;

Игры, связанные с определённым видом трудовой деятельности людей: «Кто построил этот дом?», «От зёрнышка до булочки», «Откуда стол пришёл?», «Кем рубашка сши-та?»;

Игры, развивающие сенсорные способности учащихся: «Назови одним словом», «Что лишнее?», «Собери картинку»;

Игры, направленные на воспитание у детей правил поведения в общественных местах: «Мой друг светофор», «Правильно ли он поступил?»;

Игры, направленные на воспитание чувства уважения к людям труда, защитникам нашей Родины, любви к родному краю: «Гости нашего города», «Путешествие по городу», «Природа и человек»

Возможно проведение игр-соревнований без использования дополнительных источников информации. Например, можно предлагать задания-задачи, ребусы, кроссворды. Работая по теме «Экология» во 2 классе, ребятам предлагались экологические задачи. Например:

1) Несколько белок обитало у лесного озера, которое загрязняли туристы. Когда экологи очистили от мусора берег озера, у белок родилось 9 бельчат, и их тогда стало 16. Сколько белок жило у озера до работы экологов?

Ответ: 7 белок.

2) От лесного пожара люди спасли 17 животных. Из них было 6 зайцев, 7 белок, а остальные – лисицы. Сколько лисиц спасли люди?

Ответ: 4 лисицы.

Детям очень нравится игра по типу «Крестики-нолики». Все участники делятся на 2 команды: команда «Крестики» и команда «Нолики». Игровое поле разделено на 9 клеток, каждая из которых имеет свой номер, своё название. Каждая клетка закрыта. Команды по очереди выбирают номер игровой клетки. В открытой клетке  находится задание. Ведущий объясняет  правила выполнения задания. Победившая команда в этой клетке ставит свой знак – «крестик» или «нолик». Выигрывает команда, выставившая больше своих знаков.

Представляю материалы игры «Здорово быть здоровым!», проведённой в форме «Крестики-нолики» среди второклассников.

1. Верю – не верю!

Верите ли вы, что …

1) Пульс – это ритмическое расширение стенок кровеносных сосудов (артерий), вызываемое сокращениями сердца? (Да)

2) Для зрения особенно полезен витамин С. (Нет, витамин А)

3) Курение может быть причиной рака лёгких. (Да)

4) Алкоголь разрушает мозг. (Да)

2. «Эрудиты». 

К какому врачу нужно обратиться?

1) Детский врач. (Педиатр)

2) …когда болит ухо, горло или гнойные выделения из носа. (Лор – отоларинголог)

3) … если у человека нервное перенапряжение. (Невролог)

4) Специалист по зрению. (Окулист – офтальмолог)

5) …когда болит зуб. (Стоматолог)

6) Специалист, который лечит многие болезни и выполняет операции. (Хирург)

3. Мультфильм «Смешарики. Азбука здоровья». Серия «Быть здоровым – здорово».

Вопросы после просмотра мультфильма:

1) Назовите три основы здорового образа жизни. (Правильное питание, гигиена, спорт)

2) Кого нужно в себе победить для своего же здоровья? (Обжору, грязнулю, лентяя)

4. «Соберите словечко!»

Каждой команде даются буквы, из которых нужно составить слово, связанное с темой «Здоровье».

1) Буквы: з, а, р, я, д, к, а

2) Буквы: з, а к, а, л, к, а

Не менее привлекательны для детей игры-путешествия, придающие познавательному содержанию необычность. В состав игры-путешествия могут входить песни, загадки, ребусы и т.д. Например, игра «Путешествие по Лингвинии» может включать станции: «Лес потерянных букв», «Поляна арифметики», «Река слов», «Поляна анаграмм», «Поляна шуток», «Замок загадок».

Подвижные игры - важнейшее средство физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Они всегда требуют от тех, кто играет, активных подвижных действий, направленных на достижение условной цели, указанной в правилах.

Преимущество подвижных игр в том, что в процессе игры используют все виды присущих человеку движений: ходьбу, бег, прыжки, борьбу, лазанья, метание, бросание и ловлю, упражнения с предметами, - и поэтому является универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей. Характерной чертой подвижных игр есть не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в различных игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления инициативы и творчества. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, ребенок испытывает радость от физического и умственного напряжения, необходимого для достижения цели.

Привожу пример популярных подвижных игр, которые нравятся детям.

Третий лишний.

Играющие становятся по кругу парами, один позади другого, лицом к центру круга. Расстояние между парами 1-2м. Двое водящих – за кругом, один из них убегает, другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади становится «третьим лишним». Он теперь должен убегать от второго водящего. Если догоняющий поймает (коснётся) убегающего, то они меняются местами.

Совушка.

Выбирается водящий – «совушка». Играющие на площадке, а «совушка» в гнезде (отведённое для этого место) По сигналу «День наступает» дети, подражая полёту бабочек, стрекоз, птиц, жуков и «превращаясь» в других животных, резвятся, стараются наиболее точно показать, кого они изображают. По команде «Ночь наступает» все играющие обязаны «замереть» в той позе, в которой она их застала. «Совушка» выходит на «охоту» шевелящихся уводит в гнездо. По сигналу «День наступает» - «совушка» уходит в гнездо и играющие опять «оживают». «Совушка» меняется через 2-3 игры.

Зелёный, красный, жёлтый.

Дети становятся в круг, учитель с тремя кружочками (зелёный, красный, жёлтый) – посредине. Учитель даёт команды: «Остановились! Приготовились! Пошли!» - одновременно поднимая соответствующий кружок. Учащиеся, которые ошиблись, выходят из игры.

Успей занять место.

Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий занимает место в центре круга. Он громко называет два каких – либо номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается определить одного из них и занять его место. Если ему это удастся, то тот кто останется без места, идёт водить. Номера, присвоенные участникам в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

Цвета.

Игроки становятся в круг. Ведущий командует: «коснитесь жёлтого: раз, два, три!». Игроки как можно быстрее стараются взяться за вещь (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто не успел – выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом, Побеждает оставшийся последним.

Два мороза

На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями. Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.

Игровая деятельность, организованная в группе продлённого дня, объединяет детей, учит общаться, находить решения, стимулирует к творчеству, создаёт условия для воспитания дружелюбия, взаимовыручки, честности при соблюдении правил.

Игра - это естественная и привычная для ребёнка деятельность. Она обязательно вызывает чувство удивления, а значит, живой интерес к процессу познания. Игра позволяет каждому ученику, даже самому робкому и нерешительному, поверить в свои силы, стать более раскованным, открытым к общению.

Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей воспитатели используют для того, чтобы сделать пребывание детей в ГПД более интересным и содержательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация игровой деятельности в группе продлённого дня начальной школы

В группе продлённого дня детям хочется играть. Игра объединяет детей, учит общаться, находить решения, стимулирует к творчеству, создаёт условия для воспитания дружелюбия, взаимовыручки, честности при...

Игровая деятельность в группе продлённого дня.

Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не имеет целью ничего, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил....

Игровая деятельность в группе продлённого дня

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни, поэтому игры имеют генетическую связь со всеми видами человеческой деятельности....

Статья по теме "Игровая деятельность в группе продлённого дня. Из опыта работы."

Статья посвящена игровой деятельности в группе проднённого дня. Из опыта работы воспитателя ГПД....

Игровая деятельность в группе продлённого дня

Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не имеет целью ничего, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил....

Игровая деятельность в группе продлённого дня.

Игровая деятельность в режиме группы продленного дня как средство реализации здоровьесберегающих технологий....

Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД.Организация игровой деятельности в группе продлённого дня.

В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня (ГПД) Добиться того, чтобы дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, иниц...