Система работы педагога по организации досуговой деятельности в группе продлённого дня в условиях интегрирования на примере воспитательных занятий
методическая разработка на тему

Павлова Лариса Александровна

возможность показать наполненность  группы  интересными темами, идеями;

включить каждого ребёнка в содержательную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Система работы педагога по организации досуговой деятельности в группе

               продлённого дня в условиях интегрирования на примере воспитательных    

               занятий».

Цель: создание воспитательной среды, обеспечивающей активизацию социальных,  

            интеллектуальных интересов воспитанников в свободное время;

            развитие здоровой, творчески растущей личности с универсальными навыками и  

            умениями в конкурентно способной будущей жизни.

Задачи: содействовать формированию коллектива и созданию эмоционально –

             нравственной благоприятной среды для развития воспитанников;

             развивать общественную активность как основу для  конструктивного  

             общения; социализации, социальной адаптации, творческого развития;

             формировать экологическую грамотность, воспитывать понимание взаимосвязей

             между человеком и природой; воспитывать стремление к здоровому образу жизни,  

             ответственность и гордость за страну, готовность к защите её свободы и  

             независимости.

             План.

  1. Актуальность темы.
  2. Суть интеграции.
  3. Методика подготовки интегрированной деятельности (рекомендации).
  4. Формы интеграции.
  5. Результат интеграции.

                                                Актуальность темы.

   

   В связи с введением  ФГОС и требований к школьному образованию актуальным  

  стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.

   Интеграция в образовательном процессе – особо выстроенный структурный    

  процесс, направленный на:

  • развитие умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; желания  выражать себя в какой – либо творческой деятельности;
  • формировать способности самостоятельно проводить посильные творческие исследования;
  • воспитание в себе личности, способной приносить пользу социуму.

Цель интегрирования: заложить основы целостного представления о природе и

                                          обществе; сформировать собственное отношение к законам их  

                                          развития; помочь становлению успешности ребёнка;

                                          раскрытию   индивидуальных способностей.

Основное содержание интегрированной деятельности: воплощение в повседневную жизнь путём взаимопроникновения всех естественных для школьников видов деятельности.

Задача воспитателя: наполнить деятельность группы интересными темами, делами,

                                      идеями; включить каждого ребёнка в содержательную

                                      деятельность; способствовать реализации его интересов и

                                            жизненной активности.    

     

Интегрированный подход – это новизна деятельности, которая соединяет знания  

из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач.                                                                                                    

     

     

                                                               Суть интеграции.

 

Философский словарь даёт следующее толкование этого понятия: интеграция – сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

В чём же суть?

По существу интеграция имеет целью: заложить основы целостного представления о природе и обществе; сформировать собственное отношение к законам их развития. 

Вот почему младшему школьнику  важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон как в логическом так  и эмоциональном плане, а именно:

      с точки зрения художественного слова,

      музыки,

      живописи,

      конструирования,

      изобразительного искусства.

     Методической основой интегрированного подхода является установление связи    

     между этими видами творческой деятельности.

      Методика подготовки интегрированной деятельности (рекомендации).

  • Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребёнка целостного представления об объекте изучения.
  • Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.
  • Учитывать программные требования и возрастные особенности детей школьного возраста.
  • Продумать обучающие, развивающие, воспитательные задачи.

 

      Примерная структура.

  • Вводная часть. Создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей.
  • Основная часть. Это получение новых знаний из разных областей; параллельно идёт работа по обогащению словаря, обучению связной речи.
  • Заключительная часть. Практическая работа на закрепление полученной информации.

  • Мотивация должна нацеливать детей на содержание, вызывать у них желание взаимодействовать с воспитателем в процессе занятия. Определяя мотивацию, воспитатель, в первую очередь, должен руководствоваться интересами, потребностями, желаниями детей, учитывать текущие проблемы и дела.
  • Содержание – должно быть жизненным, доступным пониманию детей; построено на основе  разных образовательных областей с обязательной опорой на наглядность.
  • Анализ или оценка. Детям предлагается практическая деятельность на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной. Важно дать понять детям, с какой целью они занимались этой деятельностью, чему научились, что почерпнули для себя. Продукты деятельности, созданные на занятии презентовать обязательно.

     Требования к структуре знаний.

  • Чёткость, компактность материала;
  • Продуманность и логическая взаимосвязь материала;
  • Взаимообусловленность материала интегрируемой темы занятия;
  • Ёмкость материала;
  • Систематичность и доступность изложения;
  • Соблюдение временных рамок деятельности.

      Преимущества.

*Интегрированная деятельность способствует мотивации обучения, формированию    

  познавательного интереса воспитанников; развитию речи, снятию напряжение;

  расширению  кругозора.

*Основывается на нахождении новых связей между фактами.

*Развивает детей эмоционально.

                                                  Формы интеграции.

     

     Форма интегрированного занятия строится на основе организации различных видов    

     деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно –  

     исследовательской, музыкальной, художественной, продуктивной.

Игровая двигательная активность – форма активности ребёнка,  позволяющая ему решать двигательные задачи путём реализации двигательных функций.

Познавательно – исследовательская – это форма активности ребёнка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений,  способствующая формированию целостной картины мира.

Коммуникативная деятельность – это форма активности ребёнка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнёром по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений в достижении общего результата.

Трудовая деятельность – это форма активности ребёнка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть, потрогать,

 почувствовать.

Продуктивная деятельность – это форма активности ребёнка, в результате которой создаётся материальный и идеальный продукт.

Музыкально – художественная деятельность  – это форма активности ребёнка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и выразить результаты собственного восприятия; исполнителя музыкальных произведений, сочинителя, создателя сюжета музыкально – драматической игры.

Восприятие художественной литературы, как особый вид деятельности – это форма активности ребёнка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям. В воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате которого эффект личного присутствия, личного участия.

                                   

 

 Существует несколько форм организации интегрированного занятия.                          

1.

Пластообразная форма организации интегрированного  занятия – это

      наслоение различных видов деятельности (познавательной,

      художественной, художественно – эстетической, игровой,  

 коммуникативной и т. п.), содержание которых пронизано одной

 ценностью или объектом познания.

     

       

      Это и изобразительное искусство, отображающееся посредством цвета, света,      

      композиции; в литературе через художественное слово, художественные средства  

      выразительности в тексте; в музыке через звуки природы, поэтому форма занятия    

      «Цветы в легендах, поэзии, музыке» на схеме выглядит следующим образом:

           

На фото представлено это же занятие.

   

   

       Тема: «Цветы в легендах, поэзии, музыке».

  Цель занятия: рассказать о цветах через поэзию, музыку, легенды;

            развивать музыкальный вкус, интерес к художественному слову;

            воспитывать любовь к природе, музыке, поэзии.

Задача детей: включиться в художественно – творческую деятельность по созданию цветочных композиций.

Занятие требует дополнительной подготовки и тесного сотрудничества с родителями.

 

2.

Спиралевидная форма интегрированного занятия состоит в том, что

содержание, способы деятельности нарастают; понятие ценности

или объекта при такой организации осуществляется от частного к

общему или наоборот, в зависимости от уровня познавательного  развития.

Спиралевидная форма интегрированного занятия «Урок гражданина» включает в себя основное понятие: история нашей страны, её прошлое, настоящее и будущее; знание основных понятий и терминов.

     Изобразительное искусство и труд помогают наглядно представить символы  

     российского государства в занимательно – игровой форме.

    Например, раскрашивание модели флага.

Литература

Музыка

Изобразительное искусство

Труд

Урок гражданина

Основное понятие

     

 

                                                         

                                                   

     Занятие «Урок гражданина». 

     Цель: познакомить с историей российского государства; понятием «гражданин»;

                 государственными символами: «герб», «флаг», «гимн»;

                 развивать познавательный интерес к истории Родины;

                 воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.

3.

Контрастная  форма интегрированного занятия строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через её противоположности (добро – зло).

Интеграция в этом случае создаёт условия для возникновения диалога в культуре, искусстве, литературе, стимулирует обмен мнениями, знаниями между воспитанниками и педагогом; побуждает детей к рефлексии, самооценке.

Занятие по теме: «Разговор о настоящей и мнимой дружбе» из цикла «Нравственные истории».

Цель: научить детей отличать настоящую дружбу от мнимой, разбираться в людях;

           раскрыть ценность дружбы через противоположности:настоящая – мнимая;

           развивать речь, мышление, умение сопоставлять, отстаивать свою точку

           зрения, творческие способности;

           формировать нравственные качества личности: умение дружить и дорожить

            дружбой; воспитывать в ребёнке личность.

4.

Взаимопроникающая форма интегрированного занятия строится на основе одного вида деятельности, например: игровой, в которую органично вплетаются другие:

познавательная, слушание музыки, воспроизведение живописи.

Эта форма чаще всего реализуется в работе с детьми во внеурочной деятельности.

Взаимопроникающая форма интегрированного занятия предполагает построение через совместное общение с использованием театрализации, изодеятельности.

Воспитатель строит занятие на основе общения, в привлекательной для детей форме подаёт материал. Это и театрализация, и сюрпризный момент, и художественное слово в задачах, и труд.

  Занятия, проводимые в игровой форме нравятся детям.

 

Досуговое занятие по теме: «Как хорошо уметь считать!».

Цель: показать значение науки математики;

            учить считать в увлекательной для детей форме в пределах десятка;

            развивать математическое мышление;

            воспитывать познавательный интерес к науке математике; коллективизм.

   

5.

Индивидуально – дифференцированная – творческая форма – самая сложная форма

                                                                             организации интегрированного занятия: дети

                                                                             самостоятельно избирают вид деятельности,

                                                                             организуют вокруг себя предметное

                                                                             пространство и общение.

Индивидуально – дифференцированная  (творческая) форма интегрированного занятия.

1группа                                                          3 группа

изобразительное искусство                         литературное сотрудничество

2 группа

трудовое сотрудничество                              4 группа

                                                                          игровая деятельность

Важно научиться переводить ребёнка из одного вида деятельности в другой, способствуя развитию его потенциальных возможностей.

Например, из рисунков создать композицию, придумать сказку и поиграть в неё.

Интегрированное содержание занятия помогает увидеть изучаемый объект и творчески самореализоваться.

6.

Высший уровень интеграции  может быть охарактеризован как объединение в единое целое образования, развития, воспитания, получаемые вне школы.

                                                Результат работы.

Становление познавательных интересов, развитие, формирование ребёнка,  воспитание –

неотъемлемая часть работы педагога – воспитателя во внеурочной деятельности.

Задача воспитателя в том, чтобы одно занятие было не похоже на другое; смена видов

                                                 деятельности привлекает детей, рождает желание посещать  

                                                группу продлённого дня.

 Интегрирование – не самоцель, а определённая система деятельности.

 А, значит, должен быть и конечный результат интеграции во внеурочной  

 деятельности:

  1. Рост познавательного интереса, который проявляется в желании активной совместной и самостоятельной работы.
  2. Изменение уровня  интеллектуальной  мыслительной деятельности в зависимости от решаемых задач, целей, взаимосвязей между проблемами.
  3. Развитие творческого мышления; культуры речи.
  4. Эмоциональное развитие, основанное на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и других видов деятельности.
  5. Воспитание культуры личности.

 Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим, воспитывающим  

 функциям.

Это позволяет сформулировать вывод о том, что интеграция способствует общему развитию ребёнка; глубокому пониманию цели и задач занятия; формированию целостной картины мира у детей; пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире целом.

                                         

                                Нам каждый год встречать и провожать

                          И каждый день глядеть в ребячьи души.

                          Нам каждый час единство ощущать

                          И с каждым часом становиться лучше.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация игровой деятельности в группе продлённого дня начальной школы

В группе продлённого дня детям хочется играть. Игра объединяет детей, учит общаться, находить решения, стимулирует к творчеству, создаёт условия для воспитания дружелюбия, взаимовыручки, честности при...

Организация досуговой деятельности в группе продлённого дня

Организация досуговой деятельности в группе продлённого дня...

Статья на тему: «Организация досуговой деятельности в группе продленного дня»

Организация досугав группе продленного дня        Школьному продленному дню как особой форме обучения и воспитания детей в школе уже более 40 лет, но до сих пор его педагогический ...

Методическая разработка на тему: «Организация досуговой деятельности в группе продленного дня»

ВВЕДЕНИЕ К. Маркс определял свободное время как «время досуга или время для более возвышенной деятельности, которая позволяет развернуться сущностным силам человека с целью наслаждени...

Организация досуговой деятельности в группе продлённого дня

Усовершенствование традиционной организации досуга детей в ГПД в целях оптимизации эффективности воспитания детей с учётом новейших достижений медицинских наук....

Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД.Организация игровой деятельности в группе продлённого дня.

В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня (ГПД) Добиться того, чтобы дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, иниц...