Система работы педагога по организации досуговой деятельности в группе продлённого дня в условиях интегрирования на примере воспитательных занятий
методическая разработка на тему
возможность показать наполненность группы интересными темами, идеями;
включить каждого ребёнка в содержательную деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Система работы педагога по организации досуговой деятельности в группе
продлённого дня в условиях интегрирования на примере воспитательных
занятий».
Цель: создание воспитательной среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов воспитанников в свободное время;
развитие здоровой, творчески растущей личности с универсальными навыками и
умениями в конкурентно способной будущей жизни.
Задачи: содействовать формированию коллектива и созданию эмоционально –
нравственной благоприятной среды для развития воспитанников;
развивать общественную активность как основу для конструктивного
общения; социализации, социальной адаптации, творческого развития;
формировать экологическую грамотность, воспитывать понимание взаимосвязей
между человеком и природой; воспитывать стремление к здоровому образу жизни,
ответственность и гордость за страну, готовность к защите её свободы и
независимости.
План.
- Актуальность темы.
- Суть интеграции.
- Методика подготовки интегрированной деятельности (рекомендации).
- Формы интеграции.
- Результат интеграции.
Актуальность темы.
В связи с введением ФГОС и требований к школьному образованию актуальным
стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.
Интеграция в образовательном процессе – особо выстроенный структурный
процесс, направленный на:
- развитие умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; желания выражать себя в какой – либо творческой деятельности;
- формировать способности самостоятельно проводить посильные творческие исследования;
- воспитание в себе личности, способной приносить пользу социуму.
Цель интегрирования: заложить основы целостного представления о природе и
обществе; сформировать собственное отношение к законам их
развития; помочь становлению успешности ребёнка;
раскрытию индивидуальных способностей.
Основное содержание интегрированной деятельности: воплощение в повседневную жизнь путём взаимопроникновения всех естественных для школьников видов деятельности.
Задача воспитателя: наполнить деятельность группы интересными темами, делами,
идеями; включить каждого ребёнка в содержательную
деятельность; способствовать реализации его интересов и
жизненной активности.
Интегрированный подход – это новизна деятельности, которая соединяет знания
из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач.
Суть интеграции.
Философский словарь даёт следующее толкование этого понятия: интеграция – сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.
В чём же суть?
По существу интеграция имеет целью: заложить основы целостного представления о природе и обществе; сформировать собственное отношение к законам их развития.
Вот почему младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон как в логическом так и эмоциональном плане, а именно:
с точки зрения художественного слова,
музыки,
живописи,
конструирования,
изобразительного искусства.
Методической основой интегрированного подхода является установление связи
между этими видами творческой деятельности.
Методика подготовки интегрированной деятельности (рекомендации).
- Определить области знаний, интегрирование которых целесообразно и будет способствовать созданию у ребёнка целостного представления об объекте изучения.
- Проанализировать и отобрать из этих областей такое содержание, интеграция которого наиболее важна.
- Учитывать программные требования и возрастные особенности детей школьного возраста.
- Продумать обучающие, развивающие, воспитательные задачи.
Примерная структура.
- Вводная часть. Создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей.
- Основная часть. Это получение новых знаний из разных областей; параллельно идёт работа по обогащению словаря, обучению связной речи.
- Заключительная часть. Практическая работа на закрепление полученной информации.
- Мотивация должна нацеливать детей на содержание, вызывать у них желание взаимодействовать с воспитателем в процессе занятия. Определяя мотивацию, воспитатель, в первую очередь, должен руководствоваться интересами, потребностями, желаниями детей, учитывать текущие проблемы и дела.
- Содержание – должно быть жизненным, доступным пониманию детей; построено на основе разных образовательных областей с обязательной опорой на наглядность.
- Анализ или оценка. Детям предлагается практическая деятельность на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной. Важно дать понять детям, с какой целью они занимались этой деятельностью, чему научились, что почерпнули для себя. Продукты деятельности, созданные на занятии презентовать обязательно.
Требования к структуре знаний.
- Чёткость, компактность материала;
- Продуманность и логическая взаимосвязь материала;
- Взаимообусловленность материала интегрируемой темы занятия;
- Ёмкость материала;
- Систематичность и доступность изложения;
- Соблюдение временных рамок деятельности.
Преимущества.
*Интегрированная деятельность способствует мотивации обучения, формированию
познавательного интереса воспитанников; развитию речи, снятию напряжение;
расширению кругозора.
*Основывается на нахождении новых связей между фактами.
*Развивает детей эмоционально.
Формы интеграции.
Форма интегрированного занятия строится на основе организации различных видов
деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно –
исследовательской, музыкальной, художественной, продуктивной.
Игровая двигательная активность – форма активности ребёнка, позволяющая ему решать двигательные задачи путём реализации двигательных функций.
Познавательно – исследовательская – это форма активности ребёнка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, способствующая формированию целостной картины мира.
Коммуникативная деятельность – это форма активности ребёнка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнёром по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений в достижении общего результата.
Трудовая деятельность – это форма активности ребёнка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть, потрогать,
почувствовать.
Продуктивная деятельность – это форма активности ребёнка, в результате которой создаётся материальный и идеальный продукт.
Музыкально – художественная деятельность – это форма активности ребёнка, дающая ему возможность выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции: слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и выразить результаты собственного восприятия; исполнителя музыкальных произведений, сочинителя, создателя сюжета музыкально – драматической игры.
Восприятие художественной литературы, как особый вид деятельности – это форма активности ребёнка, предполагающая не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям. В воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате которого эффект личного присутствия, личного участия.
Существует несколько форм организации интегрированного занятия.
1.
Пластообразная форма организации интегрированного занятия – это
наслоение различных видов деятельности (познавательной,
художественной, художественно – эстетической, игровой,
коммуникативной и т. п.), содержание которых пронизано одной
ценностью или объектом познания.
Это и изобразительное искусство, отображающееся посредством цвета, света,
композиции; в литературе через художественное слово, художественные средства
выразительности в тексте; в музыке через звуки природы, поэтому форма занятия
«Цветы в легендах, поэзии, музыке» на схеме выглядит следующим образом:
На фото представлено это же занятие.
Тема: «Цветы в легендах, поэзии, музыке».
Цель занятия: рассказать о цветах через поэзию, музыку, легенды;
развивать музыкальный вкус, интерес к художественному слову;
воспитывать любовь к природе, музыке, поэзии.
Задача детей: включиться в художественно – творческую деятельность по созданию цветочных композиций.
Занятие требует дополнительной подготовки и тесного сотрудничества с родителями.
2.
Спиралевидная форма интегрированного занятия состоит в том, что
содержание, способы деятельности нарастают; понятие ценности
или объекта при такой организации осуществляется от частного к
общему или наоборот, в зависимости от уровня познавательного развития.
Спиралевидная форма интегрированного занятия «Урок гражданина» включает в себя основное понятие: история нашей страны, её прошлое, настоящее и будущее; знание основных понятий и терминов.
Изобразительное искусство и труд помогают наглядно представить символы
российского государства в занимательно – игровой форме.
Например, раскрашивание модели флага.
Литература Музыка Изобразительное искусство Труд | Урок гражданина | Основное понятие |
Занятие «Урок гражданина».
Цель: познакомить с историей российского государства; понятием «гражданин»;
государственными символами: «герб», «флаг», «гимн»;
развивать познавательный интерес к истории Родины;
воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.
3.
Контрастная форма интегрированного занятия строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через её противоположности (добро – зло).
Интеграция в этом случае создаёт условия для возникновения диалога в культуре, искусстве, литературе, стимулирует обмен мнениями, знаниями между воспитанниками и педагогом; побуждает детей к рефлексии, самооценке.
Занятие по теме: «Разговор о настоящей и мнимой дружбе» из цикла «Нравственные истории».
Цель: научить детей отличать настоящую дружбу от мнимой, разбираться в людях;
раскрыть ценность дружбы через противоположности:настоящая – мнимая;
развивать речь, мышление, умение сопоставлять, отстаивать свою точку
зрения, творческие способности;
формировать нравственные качества личности: умение дружить и дорожить
дружбой; воспитывать в ребёнке личность.
4.
Взаимопроникающая форма интегрированного занятия строится на основе одного вида деятельности, например: игровой, в которую органично вплетаются другие:
познавательная, слушание музыки, воспроизведение живописи.
Эта форма чаще всего реализуется в работе с детьми во внеурочной деятельности.
Взаимопроникающая форма интегрированного занятия предполагает построение через совместное общение с использованием театрализации, изодеятельности.
Воспитатель строит занятие на основе общения, в привлекательной для детей форме подаёт материал. Это и театрализация, и сюрпризный момент, и художественное слово в задачах, и труд.
Занятия, проводимые в игровой форме нравятся детям.
Досуговое занятие по теме: «Как хорошо уметь считать!».
Цель: показать значение науки математики;
учить считать в увлекательной для детей форме в пределах десятка;
развивать математическое мышление;
воспитывать познавательный интерес к науке математике; коллективизм.
5.
Индивидуально – дифференцированная – творческая форма – самая сложная форма
организации интегрированного занятия: дети
самостоятельно избирают вид деятельности,
организуют вокруг себя предметное
пространство и общение.
Индивидуально – дифференцированная (творческая) форма интегрированного занятия.
1группа 3 группа
изобразительное искусство литературное сотрудничество
2 группа
трудовое сотрудничество 4 группа
игровая деятельность
Важно научиться переводить ребёнка из одного вида деятельности в другой, способствуя развитию его потенциальных возможностей.
Например, из рисунков создать композицию, придумать сказку и поиграть в неё.
Интегрированное содержание занятия помогает увидеть изучаемый объект и творчески самореализоваться.
6.
Высший уровень интеграции может быть охарактеризован как объединение в единое целое образования, развития, воспитания, получаемые вне школы.
Результат работы.
Становление познавательных интересов, развитие, формирование ребёнка, воспитание –
неотъемлемая часть работы педагога – воспитателя во внеурочной деятельности.
Задача воспитателя в том, чтобы одно занятие было не похоже на другое; смена видов
деятельности привлекает детей, рождает желание посещать
группу продлённого дня.
Интегрирование – не самоцель, а определённая система деятельности.
А, значит, должен быть и конечный результат интеграции во внеурочной
деятельности:
- Рост познавательного интереса, который проявляется в желании активной совместной и самостоятельной работы.
- Изменение уровня интеллектуальной мыслительной деятельности в зависимости от решаемых задач, целей, взаимосвязей между проблемами.
- Развитие творческого мышления; культуры речи.
- Эмоциональное развитие, основанное на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и других видов деятельности.
- Воспитание культуры личности.
Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим, воспитывающим
функциям.
Это позволяет сформулировать вывод о том, что интеграция способствует общему развитию ребёнка; глубокому пониманию цели и задач занятия; формированию целостной картины мира у детей; пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире целом.
Нам каждый год встречать и провожать
И каждый день глядеть в ребячьи души.
Нам каждый час единство ощущать
И с каждым часом становиться лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация игровой деятельности в группе продлённого дня начальной школы
В группе продлённого дня детям хочется играть. Игра объединяет детей, учит общаться, находить решения, стимулирует к творчеству, создаёт условия для воспитания дружелюбия, взаимовыручки, честности при...
Организация досуговой деятельности в группе продлённого дня
Организация досуговой деятельности в группе продлённого дня...
Статья на тему: «Организация досуговой деятельности в группе продленного дня»
Организация досугав группе продленного дня Школьному продленному дню как особой форме обучения и воспитания детей в школе уже более 40 лет, но до сих пор его педагогический ...
организация досуговой деятельности в группах прдленного дня
методическая разработка...
Методическая разработка на тему: «Организация досуговой деятельности в группе продленного дня»
ВВЕДЕНИЕ К. Маркс определял свободное время как «время досуга или время для более возвышенной деятельности, которая позволяет развернуться сущностным силам человека с целью наслаждени...
Организация досуговой деятельности в группе продлённого дня
Усовершенствование традиционной организации досуга детей в ГПД в целях оптимизации эффективности воспитания детей с учётом новейших достижений медицинских наук....
Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД.Организация игровой деятельности в группе продлённого дня.
В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня (ГПД) Добиться того, чтобы дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, иниц...