Диагностика социальной компетентности младших школьников
материал (2 класс)

Недошковская Дина Анатольевна

Методика Цукермана

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.1.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Предлагаю несколько методик для оценивания основных компетенций ученика начальных классов.

Коммуникативные компетенции.

Задание «Рукавички».

(Г.А.Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Оцениваемые компетенции: коммуникативные.

Возраст: 7 лет.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображении. Рукавички и просят украсить их одинаково, т.е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.

Каждая пара получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

-продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

-умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.

-взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

Взаимопомощь по ходу рисования;

-эмоциональное отношение к совместной деятельности.

Уровни оценивания:

  1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своём.
  2. Средний уровень: сходство частичное – отдельные признаки совпадают, но имеются и заметные различия.
  3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Задание «Дорога к дому».

Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

Оцениваемые компетенции : коммуникативные.

Возраст: 8-10 лет.

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности учащихся в парах и анализ результата.

Описание задания: двух детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном. Одному дают карточку с линией, изображающий путь к дому, другому – карточку с ориентирами-точками. Первый ребёнок говорит как надо идти к дому. Второй старается провести линию – дорогу к дому – по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому.

Критерии оценивания:

-продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;

-способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает, видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указывать ориентиры траектории дороги;

-умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнёра по деятельности;

- способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

-эмоциональное отношение к совместной деятельности:

позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

  1. Низкий уровень: узоры не построены или непохожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнёра.
  2. средний уровень: имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание.
  3. Высокий уровень: узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.

Методика «Кто прав?»

(Г.А.Цукерман и др.)

Цель: выявление сформированности действий, направленных на учёт позиции собеседника (партнёра).

Оцениваемые компетенции : коммуникативные.

Возраст: 8-10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребёнком.

Описание задания: ребёнку дают по очереди текст трёх заданий издают вопросы.

Текст 1.

Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» а Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!»

Как ты думаешь, кто из них прав?

Почему так сказал Саша? А Володя? О чём подумал Петя? Что ответит Петя каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?

Текст 2 .

После школы три подруги решили готовить уроки вместе.

- Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа.

- Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - возразила Ира.

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?

Текст 3.

Две сестры пошли выбирать подарок своему братишке к первому его дню рождения.

-Давай купим ему лото, - предложила Лена.

-Нет, лучше подарить самокат, - возразила Аня.

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? Что бы ты предложил подарить? Почему?

Критерии оценивания:

-понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позиции других людей, отличные от собственной;

-понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета;

Учёт разных мнений и умение обосновать собственное;

Учёт разных потребностей и интересов.

Уровни оценивания:

  1. Низкий уровень: ребёнок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета; ребёнок принимает сторону одного из персонажей , считая иную позицию однозначно неправильной.
  2. Средний уровень: частично правильный ответ – ребёнок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает , что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы.
  3. Высокий уровень: ребёнок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать своё мнение.

Личностные компетенции.

Методика «Беседа о школе»

(модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л Венгера)

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Возраст: 7-8 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребёнком.

Описание задания: ученик должен ответить на вопросы:

  1. Тебе нравится в школе?
  2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
  3. Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который ещё ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой – хороший ученик?». Что ты ему ответишь?
  4. Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?
  5. Представь, что есть школа А и школа Б. в школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?
  6. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: «..?» Подумай, о чём он тебя может спросить.
  7. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «(имя ребёнка)», ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учёбу. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или пятёрку в журнал».

Критерии оценивания:

1.Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.

2.Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятия , что выражается в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.

3. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки своих знаний.

Уровни оценивания:

  1. Отрицательное отношение к школе и поступлению в неё.
  2. положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности. Ребёнок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
  3. Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.
  4. Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

Методика «Кто Я?»

(модификация методики М.Куна)

Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.

Оцениваемые действия: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 9-10 лет.

Метод оценивания: фронталный письменный опрос.

Описание задания: каждому учащемуся предлагается написать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?».

Критерии оценивания:

  1. Дифференцированность – количество категорий (социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения).
  2. Обобщённость – степень обобщённости суждения, характеристик «Я».
  3. Самоотношение – соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений.

Уровни оценивания:

Дифференцированность.

- 1-2 определения, относящиеся к 1-й и 2-й категориям.

- 3-5 определений, преимущественно относящихся ко 2-й, 3-й категориям (социальные роли, интересы, предпочтения).

- От 6 определений и более, включая 4 категрий, в том числе характеристику личностных свойств.

Обобщённость.

- Учащиеся называют конкретные действия, свои интересы.

-Совмещение категорий 1-й и 3-й.

-Учащиеся указывают свою социальную роль (я ученик), обобщённые личностные качества (сильный, смелый).

Самоотношение.

-Преобладание отрицательных оценочных суждений о себе или одинаковое количество отрицательных и положительных суждений.

-Незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений.

-Преобладание положительных суждений.

Задание на выявление уровня моральной децентрации.

(Ж.Пиаже)

Цель: выявление уровня моральной децентрации как способности к соотнесению трёх норм : справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи.

Оцениваемые действия: нравственно-этического оценивания, уровень моральной децентрации.

Возраст: 7-10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описание задания: учитель читает рассказ ребёнку и задаёт ему вопросы.

Текст рассказа:

Однажды в выходной день мама с детьми гуляла по берегу реки. Во время прогулки она дала каждому ребёнку по булочке. Дети принялись за еду. А самый маленький, который оказался невнимательным, уронил свою булочку в воду.

Вопросы:

1.Что делать маме? Должна ли она дать ему ещё булочку?

2. Почему?

3.Представь, что у мамы больше нет булочек. Что делать и почему?

Критерии оценивания:

1.Решение моральной делеммы (ответ на вопрос 1).

2. Способ координации норм (ответ на вопрос 2).

3. Решение моральной делеммы с усложнением условий (ответ на вопрос 3).

Уровни оценивания:

1.Отказ дать малышу ещё одну булочку с указанием необходимости нести ответственность за свой поступок – нет, он уже получил свою булочку, он сам виноват, уронил её.

2.Предлагается осуществить повторное распределение булочек между всеми участниками – дать ещё , но каждому.

3. Предложение дать булочку самому слабому – потому, что он маленький.

Регулятивные компетенции.

Методика «Проба на внимание»

(П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая)

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Возраст: 8-9 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нём ошибки ( в том числе и смысловые) карандашом или ручкой.

Фиксируется время работы учащегося с текстом, особенности его поведения. Для того чтобы найти и исправить ошибки в этом тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Текст.

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта нашего города. Самолёт сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на количество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловые ошибки и т.п.

Уровни сформированности внимания:

  1. 0-2 пропущенные ошибки – высший уровень внимания.
  2. 3-4 – средний уровень внимания.
  3. более 5 пропущенных ошибок – низкий уровень внимания.

Учебно-познавательные компетенции.

Диагностика общего приёма решения задач.

(по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой)

Цель: выявление сформированности общего приёма решения задач.

Возраст: 7-10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная или групповая работа.

Описание задания: все задачи (в зависимости от возраста учащихся) предлагаются для решения арифметическим способом. Допускаются записи плана (хода) решения, вычислений, графический анализ условия. Учащийся должен рассказать, как он решал задачу, доказать, что полученный ответ правильный.

Критерии оценивания: умение выделять смысловые единицы текста, устанавливать отношения между ними, создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результата решения с исходным условием задачи.

Уровни сформированности общего приёма решения задач:

  1. При анализе задачи выделяют не только существенные , но и несущественные смысловые единицы текста; создают неадекватные схемы решения; не умеют соотносить результат решения с исходным условием задачи.
  2. При анализе выделяют только существенные смысловые единицы текста; при создании схемы решения не учитывают все связи между данными условия и требованием; применяют стереотипные способы решения; испытывают трудности в соотнесении результата решения с исходными данными задачи.
  3. При анализе выделяют только существенные смысловые единицы текста; создают различные схемы решения; используют разные способы решения; обосновывают результаты решения исходному условию задачи.

Мониторинг сформированности социальной компетентности

для уч-ся 2 классов.

I вариант

1 уровень

1. Продолжите пословицу «Родина – мать, умей за нее...»

а) побороться  

б) постоять

в) повоевать  

г) помолчать

2.Оцените поведение детей:

Егор и Даша сидели на берегу реки и лакомились кукурузой. Куда они дели остатки кукурузы:

а) бросили, где сидели  

б) бросили в речку  

в) сожгли на костре  

г) положили в пакет  и выбросили в городе в мусорный контейнер

3.С каким правилом дружбы вы не согласитесь?

а) если друг рассказал тебе что – то по секрету, нужно этот секрет хранить  

б) поддержи друга, если у него неприятности  

в) если ты поссорился с другом, первым никогда не извиняйся  

 г) не сплетничай о своих друзьях, замечай все только лучшее

4.Какой ребенок знает правила культуры?

а) Сережа не вступает в разговоры старших

б) Игорь называет младшую сестру «малявкой»

в) Вася, здороваясь с приятелем, хлопает его портфелем по спине  

г) Петя не уважает окружающих людей

2 уровень

1.О чем эта пословица «Родная сторона – мать, а чужая – мачеха»:

а) о Родине

б) о маме  

в) о мачехе  

г) о стране

2.Как вы думаете, почему улицы нашего города, подъезды домов бывают грязными, неприятными? Почему стены лифтов, лестниц исписаны, а почтовые ящики обгорелые?

а) обитатели других планет испортили нашу Землю

б) люди плохо относятся друг к другу

в) люди не соблюдают правила поведения в общественных местах  

г) люди не умеют вести себя на дорогах

3.Укажите близкие по смыслу слова к слову «согласие»:

а) дружба  

б) единство  

 в) лад  

 г) раздор

4. У маленькой сестренки скоро будет день рождения. Ее старшие братья обсуждают, какой подарок сделать. Вова говорит: «У меня есть плюшевый медведь, который мне больше не нужен, я его и подарю». Игорь предлагает: «Попросим у мамы денег да купим что – нибудь в магазине». Дима решил спросить у сестренки сам, что бы она захотела в подарок. А Олег говорит: «Сделаю я, пожалуй, мебель для ее куклы». Какой подарок будет сестренке самым приятным?

а) Вовы  

б) Игоря  

в) Димы  

г) Олега

3 уровень

1.  На флаге России три полосы. Какие?

а) красная и две синие  

б) белая, красная, синяя  

в) белая, голубая, зеленая  

г) синяя, розовая, салатовая

2. Даны слова: добрый, общительный, честный, злой, жадный, лживый, скрытный. Слова добрый и злой составляют пару. Если таким же образом разбить на пары остальные слова, одно останется лишним. Какое?

а) честный  

б) жадный  

в) лживый  

 г) общительный

3. Прочитайте рассказ и отметьте подходящую к нему пословицу.

В. Осеева «Три товарища»

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

-Почему ты не ешь? – спросил Коля.

-Завтрак потерял...

-Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда еще далеко!

-А ты где его потерял? – спросил Миша.

-Не знаю...- тихо сказал Витя и отвернулся.

-Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил кусок хлеба с маслом  пополам и протянул товарищу.

-Бери, ешь!

а) Друзья познаются в беде.

б) Землю красит солнце, а человека – труд.  

в) Семь раз отмерь, один раз отрежь.  

г) При солнышке тепло, при матери добро.

4. Замени выделенное слово близким по смыслу:

Но сразу видно, что руки рабочие,

Руки к хорошему делу охочие.

а)  сильные  

б) умелые  

в) добрые  

Мониторинг сформированности социальной компетентности уч-ся 2 классов.

II  вариант

1 уровень

1.Обьясните, как вы понимаете выражение «Живут как кошка с собакой»:

а) дружно  

б) весело  

в) мирно  

 в) враждебно

2. Кто из детей нарушает правила поведения за столом?

а) Ира положила локти на стол.    

б) Оля кушает молча.  

в) Аня перед едой помыла руки.

г) Таня пережевывает пищу.

3. Прочтите стихотворение И.Сурикова «Детство».

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

Вот свернули сани

И я набок –хлоп,

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.

А друзья – мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

А как поступил бы ты?

а) подал руку и утешил

б) смеялся вместе со всеми  

в) не обратил  внимания  

г) придумал обидное прозвище

4. Ты возвращаешься из школы. От школы до дома одна остановка. Какой безопасный для здоровья путь ты выберешь?

а) поеду на автобусе  

б) пройду по тротуару пешком

в) пройду через шумный парк пешком

г) пойду вдоль автомобильной дороги

2 уровень

1. Всю дорогу из школы Дима думал, как помочь маме.

-Пожалуй, почищу я картошку! Вот мама удивится! А вдруг она не хочет не картошки, а макарон? А я их варить не умею...

Лучше я пол подмету, пыль вытру и цветы полью. Это обязательно понравится маме! А если захочу, то и пирог могу испечь!

Пришел Дима домой. Портфель под стол бросил, куртку – на стул, а брюки -под кровать. Телевизор посмотрел, с другом по телефону поговорил, яблоко съел, в шашки сам с собой поиграл. А тут и мама пришла...

Как можно сказать про Диму:

а) Много слов, но мало дела.

б) Сделал дело, гуляй смело.

в) Обещанного три года ждут.

г) Делу время – потехе час.

2.Что нужно делать, если перед вами продукт, на упаковке которого нельзя прочесть его название?

а) купить

б) спросить совет у взрослого  

в) не нужно покупать этот  продукт  

г) начать возмущаться и кричать на продавца

3.Как должен поступить твой друг, если ты не можешь решить задачу?

а) дать ее списать  

б) сказать об этом учителю  

в) объяснить, как решается эта задача  

г) пройти и не обратить на тебя внимание

4.Найдите профессию человека, наблюдающего за поведением людей у воды и оказывающего им помощь:

а) капитан  

б) спасатель  

в) водолаз  

г) рыбак

3 уровень

1.Какое слово может называть и человека, и язык?

а) немец    

б) русский  

в) татарин  

г)француз

2. Как не может вести себя человек?

а) обезьянничать  

б) петушиться  

в) свинячить  

г) змеиться

3. Кто из детей поступил правильно?

а) выйдя из троллейбуса, Вася выбросил на остановке использованный билет

б) Антон дождался, пока из трамвая вышли пассажиры, и вошел в салон.

в) растолкав пассажиров, Денис пробрался к выходу

г) Саша прислонился к дверям и не выпустил пассажиров из автобуса.

4. Почему Е.Пермяк  озаглавил именно так свой рассказ «Самое страшное?»

«Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогаток стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго...

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один – одинешенек!»

а) Вова был крепким и сильным    

б) Вова был жестоким        

в) Вова стал одиноким

г) Вова был грубияном


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.»А.С.Макаренко...

Социальная компетентность младших школьников – показатель качества воспитания во внеурочное время

Воспитательная работа с младшими школьниками во внеурочное время....

Развитие социальной компетентности младшего школьника

Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Основная идея:...

Статья "ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"

В статье проанализирована и систематизирована современная психолого-педагогическая литература по проблеме социальной компетентности младших школьников с умственной отсталостью. Освещены взгляды извест...