Формирование социальной компетентности младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения.
статья (4 класс) на тему
1. Учить устанавливать и поддерживать отношения с разными социальными группами и отдельными людьми;
2. Слышать и понимать точку зрения другого (сообщение, предложение), согласовывать совместные действия или невмешательство в эти действия;
3. Развивать в себе положительные черты характера.
4. Уметь самоорганизоваться в индивидуальной самостоятельной работе и в сотрудничестве с группой;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №166 имени А.А.Микулина
г. о. Самара
Формирование социальной компетентности младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения
Выполнил: Н.В. Зыкова,
учитель начальных классов,
II категория
Проверил: к.ф.н. И.И. Куропаткина
Самара, 2012
Содержание
Введение……………………………………………………………3
- Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование
формирования ключевых образовательных
компетенций у младших школьников……………………………6
- Обоснование необходимости формирования
ключевых образовательных компетенций у
младших школьников………………………………………….6
1.2. Основные функции компетенций….……………… …….........9
1.3. Этапы формирования ключевых компетенций……………..10
1.4. Социальная компетентность младших
школьников…………………………………………………….12
1.5. Аспекты социальной компетентности и
способы поведения…………………………………………….13
- Глава 2. Методическая разработка открытого
урока по окружающему миру «Человек – это…»
по формированию социальных компетенций
младших школьников……………………………………………17
Заключение……………………………………………………….33Список литературы…………………………………………… ..35
Введение
Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволяют быть успешным вне стен школы. Рассматривая проблемы качества и доступности современного начального образования, мы отмечаем, что социальный заказ школе изменился: мы отходим от традиционной характеристики качества – уровень полученных знаний и ориентируемся на иной результат образования – компетентность в различных сферах жизнедеятельности, устойчивая мотивация к обучению в течение всей жизни, к профессиональному и личностному росту. Формирование компетентностей учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путём за счёт дальнейшего увеличения объёма информации, подлежащей усвоению. Речь идёт о компетентности как о новой единице измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных учебных, жизненных и проблемных ситуациях. В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды,
3
авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, так как в изменчивых условиях экономического и социального развития общества выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать общеучебными компетенциями.В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения,
4
работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций учащихся.Гипотеза: формирование ключевых образовательных компетенций, будет способствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников начальной школы. Таким образом, целью моей педагогической деятельности является формирование ключевых образовательных компетенций младших школьников. Для осуществления этой цели решаю следующие задачи:
- Учить устанавливать и поддерживать отношения с разными социальными группами и отдельными людьми;
- Слышать и понимать точку зрения другого (сообщение, предложение), согласовывать совместные действия или невмешательство в эти действия;
- Развивать в себе положительные черты характера.
- Уметь самоорганизоваться в индивидуальной самостоятельной работе и в сотрудничестве с группой;
5
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование формирования ключевых образовательных компетенций у младших школьников
- Обоснование необходимости формирования ключевых образовательных компетенций младших школьников
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов (Лебедев О.Е.).Компетентностный подход не является новым в отечественной педагогике: ориентации на освоение конкретных способов деятельности посвящены работы педагогов М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина и других учёных. Однако этот подход длительное время не был определяющим в отношении целей, содержания и методов профессионального образования. Известны труды по созданию теоретической базы компетентностного подхода (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и другие), созданы концепции и модели труда учителя (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.И. Рогов, В.А. Сластенин и др.), активизировано изучение профессиональной компетентности на уровне высшего образования (Ю.Г. Татур, В.А. Адольф, Л.А. Петровская и другие), начаты исследования по разработке компетентностного подхода в сфере общего образования (И.А. Зимняя, Н.А. Гришанова, А.И. Савенков и другие). На сегодняшний день в России уже появились крупные теоретические и научно-методические работы, в которых анализируется сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций (Л. Ф. Иванова, А. Г. Каспаржак, А. В. Хуторской).
6
Разработкой данной проблемы занимаются российские исследователи П. П. Борисов, Н. С. Веселовская, А.Н. Дахин, И. А. Зимняя, Н. А. Переломова, Т. Б. Табарданова, И. Д. Фрумин, Г. А. Цукерман, А. В. Баранников и др.)
К принципам компетентностного подхода относятся следующие:- диагностичность, т.е. ориентацию на достижение диагностируемого результата, проявляющегося в поведении и мышлении; - комплексность, междисциплинарность - учет как образовательных, так и внешних, средовых факторов и влияний;- многофункциональность: компетентность не может быть охарактеризована одним умением или свойством, она представляет собой способность к решению совокупности задач. В рамках компетентностного подхода содержание образования рассматривается как социальный опыт (культура) человечества в процессе превращения в собственный опыт личности, проходящий в специально организованной образовательной среде. Результатом усвоения такого содержания образования является система ключевых компетенций в сферах, обусловленных компетентным составом содержания начального образования.Очевидно, что целью и результатом такого образования является формирование ключевых компетенций младшего школьника, под которым подразумевается система универсальных общеучебных качеств и способностей ученика в различных учебно-воспитательных областях, а также стремление и готовность осмысленно и эффективно применять их на практике.Содержание образования – это педагогически адаптированный социальный опыт человечества,
7
состоящий из четырёх структурных элементов: опыта познавательной деятельности (знаний), опыта осуществления известных способов деятельности (умений действовать по образцу), опыта творческой деятельности (умений принимать эффективные решения в проблемных ситуациях),опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений (личностных ориентаций).Эти огромные пласты человеческого опыта можно кратко выразить четырьмя глаголами: «знать», «уметь», «создавать», «стремиться». Усвоение перечисленных элементов социального опыта, по мнению В. В. Краевского и А. В. Хуторского, позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять сложные виды деятельности, которые и получили название ключевых образовательных компетенций.К настоящему времени накоплен определённый научный опыт осмысления сущности таких категорий, как «компетенция» и «компетентность» (А. Н. Дахин, О. Е. Лебедев, Г. Б. Голуб, Т. В. Иванова, А. В. Баранников, О. В. Чуракова, В. И. Третьяков, А. В. Хуторской и др.)Термин "компетенция" - отнюдь не изобретение наших дней. Согласно словарю Webster, оно возникает в 1596 году. Однако только в последние десятилетия значение этого понятия и его влияние на управление и образование стало постоянно расти.Из доклада доктора педагогических наук А.В. Хуторского на X-ой Всероссийской дистанционной августовской научно-педагогической конференции "Концепция образования"Понятия «компетенция», «компетентность» и производное «компетентный» широко использовались ранее в быту и литературе. Их толкование приводилось в словарях. Так, например, в «Кратком словаре иностранных слов» (М., 1952) приводится следующее определение:
8
«Компетентный - надлежащий, способный, знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо».В популярном словаре С.И. Ожегова понятие «компетентность» не содержится, имеются статьи «компетентный» и «компетенция». В современном словаре иностранных слов понятие «компетенция» (от лат. competentia – добиваюсь, соответствую, подхожу определяется как 1) как кру полномочий, предоставленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания и опыт в той или иной области и «компетентность» как обладание компетенцией и обладание знаниями, позволяющими судить о чем либо (1989,2007).Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения. Опираясь на проведённые исследования учёных (Тришина С. В., Хуторской А. В., Краевский В. В.) , можно выделить следующие группы ключевых компетенций, предполагающих умения: ценностно-смысловые, учебно-познавательные, социокультурные, коммуникативные, информационные, природоведческие и здоровьесберегающие.
1.2 Основные функции компетенций.
Основные функции компетенций, которые выделены на основании анализа их роли и места в обучении: - отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни; - быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения
9
от образования; - задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности; - задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности; - быть частью содержания различных учебных предметах и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования; - соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач; -представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.
1.3 Этапы формирования ключевых компетенций
Первый этап формирования общих компетенций – это планирование на основе диагностики уровня сформированности общеучебных умений. В начале определенного периода (например, в начале учебного года) педагоги, заполняя соответствующую таблицу, оценивают уровень сформированности общеучебных умений и навыков каждого учащегося и группы в целом (существуют методики диагностики, о которых мы сейчас говорить не будем). Вторым этапом является корректировка планов. В соответствии с выявленными особенностями каждой группы, преподаватель вносит изменение в тематическое планирование по части развития общих компетенций, особое внимание, уделяя тем умениям, которые по какой-то причине
10
не соответствуют возрастным нормам. Третий этап – организация чебной деятельности учащихся, направленной на формирование тех или иных общих компетенций.Формирование компетенций учащихся в процессе обучения представлена в документах об образовании:
- Стратегии содержания общего образования.
- Концепции модернизации российского образования до 2010 года.
- Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.
“Концепция модернизации российского образования до 2010 года” предписывает внедрение компетенции и компетентностного подхода, «формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. современные ключевые компетенции». Стандарт нового поколения призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Ситемно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности, компетенций. Планируемые результаты освоения
11
предметных программ начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке. В содержании планируемых результатов отражены ожидания, связанные с уровнем достижения системой образования, образовательными учреждениями, педагогами, обучающимися следующих основных результатов начального общего образования, сформулированных в Требованиях стандарта:
- формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;- воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; - индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
1.4 Социальная компетентность младших школьников.
Cоциальная компетентность младших школьников характеризуется владением знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, избирателя и пр.), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя,
12
клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
В данную компетентность входят:
1.Соблюдение социальных и этических норм:
- развитие чувства гордости, патриотизма к своей семье, Родине, краю, родному городу, школе;
-принятие и выполнение школьных норм поведения и общения;
-добросовестное выполнение обязанностей и активное участие в общественно – полезном труде;
-интерес ко всему новому, неизвестному, любовь к чтению, прекрасному, соблюдение правил здорового образа жизни.
2.Владение приемами и навыками межличностного общения со сверстниками:
-поддерживание дружеских отношений;
-готовность к коллективным формам обучения и внеклассной деятельности;
-способность к эмоциональной привязанности, дружбе;
-уважительное отношение к взрослым в школе и вне школы.
1.5 Аспекты социальной компетентности и способы ее формирования:
1.Знания об обществе, правилах и способах поведения. Социально организованное наблюдение, обсуждение литературных произведений, информирование уч-ся об политической обстановке в стране.(окр.мир раздел «Россия – Родина моя», лит. чтение раздел «О нашей Родине», беседы «День единения России», «Дружба крепкая...», «Слово не воробей...»,
13
«Поступай, как велит тебе твоя совесть», «Спешите делать добрые дела», «Как учиться, чтобы учиться хорошо»).
2.Сотрудничество, работа в команде. Групповая работа:
-вовлечение уч-ся в групповую деятельность – установление позитивной взаимосвязи между членами группы; -необходимость индивидуального вклада в результат учения; -оптимизация непосредственного взаимодействия уч-ся, ориентированная на оказание взаимопомощи в процессе решения задач; -наличие достаточно развитых социальных умений и навыков; -необходимость рефлексии группового процесса
(Урок по окружающему миру «Человек – это….»).
3.Коммуникативность. Диалоговое обучение: дискуссии, диспуты, уроки –экскурсии, коллективные способы обучения - организация презентаций собственный исследований, участие в олимпиадах
(лекторий, урок – дискуссия по окружающему миру «Все профессии нужны, все профессии важны», путеводитель по профессиям).
- Способность принимать собственные решения. Проектная деятельность (внеклассные мероприятия, устный журнал «День матери»).
5.Способность делать осознанный выбор. Систематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора(окр. мир, лит.чтение, рус.язык оценка ситуации, поступков ).
6.Стремление к осознанию собственных потребностей и целей. Создание ситуации успеха, обстановки, вызывающей положительные эмоции
14
(внеклассное мероприятие изготовление книжек – малышек для детей детского сада открыток к празднику 8 Марта).
7.Социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе. Формирование адекватной самооценки
(любой предмет оценка выполнения своей работы).
8.Наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей. Предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми (окр.мир ролевые игры).
9.Владение банком приемов ненасильственного разрешения конфликтов. Достижение цели наиболее эффективным путем (окр. мир, лит.чтение сочинение рассказов по картинке).
10.Развитие личностных качеств, саморегулирование. Проведение различных видов рефлексии для овладения механизмом развития самосознания (рефлексия в конце каждого урока).
Основа компетентности - самостоятельность. Компетентный человек - сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.
Применительно к начальной школе компетентность предполагает умения: 1. искать - опрашивать окружение, консультироваться с учителем, получать информацию; искать и устанавливать взаимосвязи, критически относиться к тому или иному высказыванию, занимать позицию в высказывании и вырабатывать свою точку зрения. 2. Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязательства.
15
3. Приниматься за дело - войти в группу или коллектив, внести свой вклад, организовать свою работу. 4. Адаптироваться - использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школ.
16
Глава 2 . Методическая разработка открытого урока по окружающему миру «Человек – это…»
Цель: Актуализировать процесс осознания детьми своих социальной компетентности, своей индивидуальности, своей непохожести на других.
Задачи урока: 1)Формировать позитивное отношение ребёнка к своему «Я», формировать социальные компетентности.
2) Заложить понимание, что какими бы разными мы не были, нас объединяет, то, что каждый из нас человек.
3) Развивать и воспитывать такие качества души и сердца, как: любовь, доброту, долг и ответственность, уважение, терпение и сострадание.
4) Развивать речь, познавательные интересы, стимулировать творческое самовыражение.
Оборудование: небо, рисунки детей, фотографии, зеркало, буквы Я.
Ход урока:
1. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.
2. Определение темы урока и постановка целей.
- Любой человек живёт среди людей, т. е. в обществе, и ему приходится общаться. Это происходит дома, на улице, в школе, везде, где бы мы не находились. Мы продолжим общение и сейчас. Посмотрите на листочки, которые перед вами.
17
Постарайтесь отгадать слова, спрятанные там, они помогут сформулировать тему нашего урока.
- Закрасьте слова цветными карандашами.
- Что получилось?
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
- Сегодня на уроке мы должны понять, кто же это - человек, кем он является для самого себя, для окружающих, какими качествами он должен обладать.
3. Знакомство с общением через жесты.
Значения жестов.
- В далёкие времена, когда люди ещё не использовали речь, с помощью чего они могли общаться? (С помощью жестов, мимики)
- Известный специалист Алан Пиз отмечает, что в процессе взаимодействия людей, только 20 – 40% информации передаётся с помощью речи и что
18
общение во многом осуществляется за счёт жестов, мимики, движений и поз.
- С.И. Ожегов объясняет нам, что такое жест, прочитаем:
« Жест – движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающее или сопровождающее речь».
- Жесты необходимы людям. Они растут вместе с ребёнком.
- Продемонстрируйте ваши любимые жесты.
( Дети демонстрируют)
- Сейчас мы продемонстрируем несколько жестов, а вы нам расшифруете, что они обозначают.
(Человек пожимает плечами, поднимает шляпу, грозит пальцем, прикладывает палец к губам).
- Жесты позволяют судить о внешней культуре человека. Осознавая это, взрослые контролируют своё поведение и не используют детские жесты,
т. е. жесты можно разделить на «детские» и «взрослые».
- В школе мы тоже используем жесты. Какие?
(поднятая рука, приветствие учителя).
- Сейчас ребята покажут нам с помощью, каких жестов можно приветствовать друг друга.
(Кивок головы, рукопожатие, помахать рукой), т. е. об одном и том же можно сказать по-разному.
19
- Рассмотрим жесты, которые очень часто используете вы. Пожалуйста, ребята.
(выходят несколько детей, приготовивших рассказы о жестах)
1 жест: «Показать язык»- в России этот жест используется как дразнилка, а в Тибете он обозначает жест – приветствие кого-либо.
2 жест: «Фига- кукиш» - означает ничего не получишь.
3 жест: « Покрутить пальцем у виска»- означает человека, который не в себе, глупый. А в Голландии этот жест говорит о том, что человек очень
умный, обладающий интеллектом.
4 жест: «ОК» - (кольцо) Этот жест пришёл в Россию недавно из Америки. Используется в основном у молодёжи и в сфере бизнеса. Означает- всё в
порядке, всё хорошо. В Японии он означает деньги, куплю- продажу. В Тунисе – я убью тебя. В Греции используют, когда от человека хотят отмахнуться, избавиться.
- Жестов множество, но мы их применяем такими, как они читаются в нашей стране.
- А сейчас, чтобы немного отдохнуть, ребята нам покажут маленькое театрализованное представление, используя речь и жесты.
(группа детей показывает представление)
Ночь. На небе взошла луна. Внезапно подул сильный ветер. Закачались деревья. В лесу завыли волки. На окраине села у дома стоит, вздрагивая , пёс. Недалеко на жёрдочке пристроился воробей,
20
он дремлет, иногдаоткрывая то один глаз, то другой. Деревья шумят, и из-за шума не слышно, как в курятник пробирается лиса. Вдруг закричал петух. Почуяв лису, пёс залаял и погнался за ней. Выбежал из дома хозяин и стал кричать. Лиса убежала. Взъерошенный воробей испуганно летал вокруг дома. Пёс, тяжело дыша и виляя хвостом, подошёл к хозяину. Хозяин погладил пса и довольный, пошёл спать.
- Спасибо, ребята.
4.Работа над качествами души человека.
- Ребята, я знаю, что все вы любите играть, поэтому я вам предлагаю поиграть.
(учитель показывает большое зеркало)
- Посмотрите внимательно в зеркало. Кого вы видите? (себя, соседа по парте).
- Сейчас я побываю в роли «волшебника» и покажу вам чудо.(учитель с зеркалом проходит между учениками и даёт возможность каждому ребёнку увидеть себя в зеркале).
- Увидели ли вы чудо? (нет)
- Нередко бывает так: чудо находится среди нас, надо только обнаружить его. Открою свой секрет: я в мире не видела и не знаю таких удивительных
созданий, как вы, ибо чудо – каждый из вас. (на доске)
Люди – это чудо света,
Я увидел это сам.
21
И причислил чудо это
К самым чудным чудесам.
- Как вы думаете, можно человека назвать чудом?
- Каждый человек появляется на свет, как нечто новое, ещё никогда не существовавшее до сих пор.
Каждый человек по – своему видит, слышит, чувствует, думает, имеет индивидуальные возможности, способности, черты характера.
- Сегодня у нас необычная тема. Мы будем говорить о человеке как о самом ценном в мире. Говорят, что когда рождается человек, на небе загорается звезда. Мы тоже зажжём свои звёзды к концу нашего занятия. А вот
какого цвета они будут – зависит от, того как мы с вами поработаем.
( на доске появляется надпись:
«Человек – это Чудо»)
- Сейчас вы поработаете в парах. Посмотрите друг на друга и назовите хотя бы один признак, по которому вы похожи друг на друга.
- Действительно: у вас у всех 2 руки, 2 ноги, 2 глаза, нос, рот, 2 уха, ни у кого нет третьего уха. Значит вы все одинаковые?(нет)
-А чем же вы отличаетесь?
Каждый из нас не похож на другого. У каждого человека есть что – нибудь особенное, то чем он отличается от других. Его характер, его качества. Подумайте, какое качество у вас самое главное и напишите его на листочке. Называя своё качество положите его в сундучок.
22
Из этих качеств как из мозаики складывается ваша личность, ваше Я.
- Как вы думаете, почему ваши качества мы положили в сундучок?
- А что хранят в сундучках? (богатство, ценности)
- А что же такое ценность? (Ценность – это важность, значение.)
- Значит, то качество, которое вы называли, для вас значимо, важно. Это ваша индивидуальность. Ведь каждый человек – индивидуален, т. е. он такой только один и другого такого нет.
(вывешивается табличка «Индивидуальность»)
- Называя свои качества, наверное, вы заметили, что некоторые из них
повторялись, как вы думаете почему?
« Мы все разные, но у нас много общего»
( вывешиваются картинки): 1. Человек, которого окружает много людей.
2) Одинокий человек на сером фоне.
- Ребята, как вы думаете, какому человеку живётся легко?
- Почему вы так решили?
- Какими качествами обладает первый человек, ведь его окружают много людей? (дети называют качества)
- Тысячи невидимых нитей связывают человека с обществом. Он учится и работает. Он ходит в магазин и ездит в транспорте. Человек бывает в музеях,
23
театрах, кино, ходит в гости к другим людям. Человек общается. Именно эта возможность, общаться с другими людьми, способствует достижению согласия между людьми.
- Значит, чтобы человеку было легче жить, существовать, ему необходимо общение. Если человек обладает таким прекрасным качеством, он никогда не будет одинок, его будут уважать и любить.
Умение общаться.
А сейчас мы посмотрим, как вы умеете общаться и готовы ли вы к общению. Предлагаю вам сделать соседу по парте небольшой подарок из добрых слов, подарите ему комплимент. А что такое комплимент?(ответы детей).
- Напишите комплимент на лучике и подарите соседу, а кто хочет может прикрепить на доску. Что вы почувствовали, когда получили комплимент?
- Каждому из нас становится тепло и приятно от доброго слова, от поддержки, от понимания. Каждый человек может стать солнышком для ваших близких.
- Скажите, а можем ли мы стать грозой, градом, холодом для других?
- Можем, но постараемся быть для них солнышками! Хорошо?
Оптимисты и пессимисты.
- Ребята, посмотрите на этот стакан с водой и скажите, он на половину полон, или на половину пуст. (Ответы детей).
- Того, кто считает, что он на половину полон, психологи считают оптимистом .
24
А того, кто считает, что стакан наполовину пуст – пессимистом.
- Сейчас ребята расскажут нам о том, кто же такие оптимисты и кто такие пессимисты.(ответы детей)
- Чувство уверенности в себе и в своих силах, жизнерадостность, бодрость, желание и умение видеть в светлых тонах выгодно отличают оптимиста. Главное – он уверен в том, что способен многое изменить в жизни в лучшую сторону.
- Для пессимиста характерно постоянно подавленное настроение, отсутствие уверенности в себе и в своих силах. И, как следствие, нет никакого желания что-либо изменять ни в своей жизни, ни в жизни окружающих его людей.
- Проверим уровень вашего оптимизма.
Выполним тест. Внимательно читая приведённые ниже утверждения и варианты ответов, закрасьте ту букву, с которой вы согласны.
Тест.
1. Дружба для вас:
а)сотрудничество;
б)поддержка;
в)развлечение.
2)Настоящий художник ( артист
должен прежде всего обладать:
а)талантом;
б)решимостью;
25
в)подготовкой.
3) На встрече с друзьями вы чаще
всего чувствуете себя:
а)петушком;
б) курицей;
в)цыплёнком.
4) Если бы вы были геометрической
фигурой, то были бы:
а)цилиндром;
б) сферой;
в) кубом.
5)Когда вам нравится мальчик
(девочка), вы:
а)делаете первый шаг;
б) ждёте, пока он (она) сделает первый шаг;
в)делаете мелкие шажки.
6) Вы сталкиваетесь с неожиданностью и:
а)становитесь более осторожнее;
б)увереннее двигаетесь вперёд;
в)теряетесь и расстраиваетесь.
26
7) Если вам приходится отвечать
перед классом, вы чувствуете, что:
а)вас слушают;
б)критикуют;
в)вы смущаетесь.
8) В путешествие лучше брать товарищей:
а)крепких;
б)умных;
в)опытных.
9) Скажем правду. Золушка была:
а)несчастная девушка;
б)хитрюга – карьеристка;
в)скучная брюзга.
10) Как бы вы определили свою жизнь:
а)партия в шахматы;
б)матч бокса;
в)игра в карты
- Теперь посчитайте очки согласно таблице:
27
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
А | 3 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 |
Б | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 |
В | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 |
- Если у вас 11 – 17 очков.
Вы почти неизлечимый, болезненный пессимист. Вам надо что-то делать с собой.
18-24 очков.
Хотя время от времени у вас появляются какие-то проблески оптимизма, пессимизм чаще всего берёт верх в вашем настроении. Постарайтесь радостнее смотреть на мир, сделайте что-то приятное самому себе.
- 25-30 очков.
У вас очень трезвый взгляд на мир, но вы не можете отказаться до конца и от пессимистических настроений. Вам нужно себя за что-то чаще хвалить.
- 31-41 очко.
У вас чёткие, реалистические взгляды на жизнь, обычно в любой ситуации вы сохраняете оптимизм. Вы оптимист от рождения, и вы правы! Но это качество мешает вам исправлять свои ошибки. А жаль.
-42-47 очков.
Это уже не оптимизм, а необузданное легкомыслие.
28
Вам нужно подумать о своём отношении к жизни.
- Ребята, как вы считаете кем лучше быть оптимистом или пессимистом? Почему?
5.Составление психологического
портрета.
- Есть замечательная цитата В. Прудовского:
«Чтобы иметь золотой характер, нужна железная выдержка.»
- Давайте составим ваши психологические портреты. При этом не забывайте, что каждый человек – индивидуальность.
- У меня в руках «Конверт откровений», вы берёте из него листочек с началом предложения и заканчиваете его.
Мне хорошо, если… | Когда я смотрю на себя в зеркало, то.. |
Мне грустно, если… | Меня раздражает… |
Мне нравится, когда… | Хорошая жизнь – это… |
Счастье – это… | Мне нравятся взрослые… |
У меня портится настроение, когда… | Если хочешь проверить человека… |
В друзьях ценю… | Я всегда улыбаюсь, когда… |
В девочках мне нравится…. | Чтобы иметь друзей, надо… |
Мне нравится, если мальчик… | Если видишь недостатки человека… |
Если ночью звонит телефон… | Наивысшая ценность человека- это… |
Если я заболею… | Во взрослых мне не нравится… |
29
- Посмотрите какие мы все разные, у нас разные мнения и взгляды.
Мы индивидуальны. Но в любой ситуации человеке должен оставаться
человеком.
6) Работа с человеческими чертами характера.
- А теперь посмотрите на листочки, вы видите большую букву Я. Из чего
состоит наша буква? ( из черт характера)
- Мы говорили, что каждый человек индивидуальность, личность – самое
ценное на земле.
- Подумайте и закрасьте цветными карандашами те качества человека,
который будет востребован в нашем обществе
- Что у вас получилось?
6) Подведение итога урока:
- Что вы узнали на уроке?
- Каким должен быть человек, чтобы прожить достойную жизнь?
- Закончите предложение «Человек – Это…»
7) Рефлексия:
- Говорят, что когда человек рождается, появляется чудо и на небе зажигается новая звезда. Если звёзды зажигаются,
30
то это кому-нибудь нужно. Зажжём и мы свои звёзды. У вас на столах лежат звёзды разного цвета. Выберите ту, которая отображает ваше настроение, и прикрепите к небу.
31
32
Заключение
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. Таким образом, формирование ключевых образовательных компетенций у младших школьников является возможным и обусловлено потребностями практики. Поэтому поставленная цель моей педагогической деятельности : формирование ключевых образовательных и социальных компетенций младших школьников - достигнута, путём решения следующих задач:
- Научились устанавливать и поддерживать отношения с разными социальными группами и отдельными людьми;
- Научились слышать и понимать точку зрения другого (сообщение, предложение), согласовывать совместные действия или невмешательство в эти действия;
- Стали стараться развивать в себе положительные черты характера.
- Умеем самоорганизоваться в индивидуальной самостоятельной работе и в сотрудничестве с группой;
В заключение хочется сказать, что очень важно каждому учителю осознать необходимость работы по формированию социальной компетентности с начальной ступени обучения школьников.
33
Возраст 7-9 лет является благоприятным периодом для усвоения нравственных норм. Это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их выполнению. Эксперименты показали, что если правило воспринято ребенком с положительной эмоцией, то формирование привычки произойдет в течение месяца, если же применяется наказание, то привычка не формируется вообще. Учителя понимают, что сформированность социальной компетентности позволяет ученику пережить опыт успешной учебной деятельности и быть социально адаптированным в дальнейшей жизни. А результат работы учителя будет оцениваться по степени сформированности гражданской, культурной позиции современной личности, т.е.наличию умений оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, объяснять самому себе собственную позицию, самоопределяться в системе ценностей, действовать в соответствии с этой системой ценностей. Сегодня в школах есть все необходимые условия для формирования и развития личности. поэтому в заключение хотелось бы напомнить слова Д.А.Медведева: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире». Это заказ общества – подготовить его граждан к современным условиям жизни. А школа должна создавать условия для формирования личности, развивать необходимые личностные качества и компетенции, среди которых и ключевая компетенция личностного самосовершенствования.
34
Список используемой литературы
- Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека [Текст] / Б.Г. Ананьев // Психология личности: Хрестоматия. – Самара: Бахрах, 1999. – Т.2. – С. 7-94.
- Аронов, А.М. Предметно-методические основы компетентности педагога [Электронный ресурс] : материалы конференции / А.М. Аронов. – Режим доступа: //www.conf/krasy.
- Асмолов, А.Г. Движущие силы и условия развития личности [Текст] / А.Г. Асмолов // Психология личности: Хрестоматия. – Самара: Бахрах, 1999. – Т.2. – С.345-365.
- Беляева, Т.Б. Модель социальной компетентности [Текст] / Т.Б. Беляева // Вестник Новгородского государственного университета. – 2005. – № 31. – С. 8-12.
- Ермолова, Т.В. Развитие социальных качеств младшего школьника [Текст] / Т.В. Ермолова // Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы. – М.: МГППУ, 2006, – С. 46–52.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно- целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 38 с.
- Равен, Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация [Текст] / Д. Равен. – М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002.
- www.standart.edu.ru
35
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство развития рефлексивных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения
Проблема развития рефлексии и ее роли в становлении самостоятельной позиции человека в деятельности, в том числе учебной деятельности школьников, является одной из сложных, многогранных и активно разр...
«Технология сотрудничества на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»
Актуальность данной проблемы обусловлена новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), недостаточной степени коммуникативной готовности детей к школьному обучению, а также с...
Отчет по теме самообразования : «Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»
Считаю данную тему актуальной и важной. Так как основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жиз...
"Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения" (Выступление на МО учителей начальных классов)
Правильно организованная работа по развитию познавательных способностей является основой успешного формирования более сложных умений в соответствующей области в средних и старших классах...
«Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»
laquo;Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения»Цель: создание условий для развития познавательных способностей учащихся через в...
Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения
Доклад на межшкольном методическом объединении учителей начальных классов....