Развитие социальной компетентности младшего школьника
статья по теме
Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Основная идея: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности
Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные социальные роли. Через такие роли личность имеет возможность проявить себя. Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Таким образом, задачей социализации младшего школьника является овладение нормами социальной жизни, подготовки его к обучению в основной школе. Внеурочная деятельность способствует не только решению данной проблемы, но и более мягкой адаптации учащихся; выявляет интересы ребят
оказывает помощь в поисках «себя»; развивает опыт творческой деятельности, неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; общения с социумом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие социальной компетентности младшего школьника
Смирнова Татьяна Витальевна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 51»
города Саратова
Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Основная идея: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности
Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные социальные роли. Через такие роли личность имеет возможность проявить себя. Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Таким образом, задачей социализации младшего школьника является овладение нормами социальной жизни, подготовки его к обучению в основной школе. Внеурочная деятельность способствует не только решению данной проблемы, но и более мягкой адаптации учащихся; выявляет интересы ребят
оказывает помощь в поисках «себя»; развивает опыт творческой деятельности, неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; общения с социумом.
Главными участниками образовательного процесса являются ученик и педагог. Социализация ученика реализуется только в единстве обучающей, развивающей и воспитывающей деятельности педагога. Поэтому я, как педагог и классный руководитель, определила следующие направления развития ребенка в школе, как личности и субъекта деятельности: это развитие интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессорам, уверенности в себе, самопринятия, позитивного отношения к миру и принятия других, самостоятельности, автономности, мотивации самоактуализации, самосовершенствования.
Эту работу я начинаю в курсе социальной адаптации на занятиях дошкольной подготовки «Познай других людей и себя» в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом нашей школы Ереминой Т.И.
Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию — школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, проводятся занятия сказкотерапии. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Малышам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Занятия позволяют снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни, повысить учебную мотивацию.
Примером таких занятий является тренинговое занятие «Колючка», коррекционно-развивающее занятие «Ёжик» по профилактике детской агрессивности.
(На большой солнечной поляне росла одинокая Колючка. Конечно, она росла там не одна: вокруг было много цветов и трав, но Колючке казалось, что на свете она одна-одинешенька, а если кто и растет рядом, то только одни репейники. Поэтому Колючка ни с кем не дружила. Она часто грустила и всегда старалась быть незаметной. И все вокруг не обращали на нее внимания, даже репейники! Она часто смотрела в синее небо и размышляла: «Вот небо – большое, чистое и светлое, а вот солнце – теплое, ласковое и нежное, но они так далеки от меня, так недосягаемы. А я одинока и привязана к земле». Она думала так изо дня в день и все больше сжималась от одиночества, и все тверже становились ее иголочки… Однажды утром Колючка проснулась от чьего-то нежного прикосновения. Она посмотрела по сторонам и увидела Солнечный Лучик
- Лучик! – воскликнула она. – Помоги мне стать такой же красивой, как эти цветы. Я очень хочу стать красивой!
- Но это же просто, - ответил ей Лучик, - доверься миру, открой ему себя, и все случится само собой.
- Как это? – подумала Колючка.)
(Все ежи на свете – колючие. Не правда ли? На них столько острых иголок, что не дотронешься даже. А по головке погладить – и вовсе нельзя. Поэтому их никто никогда и не приласкал ни разу. Но нашему ёжику все-таки повезло. Как это произошло? А вот как.
Брёл ёжик по лесу. Видит – пень торчит. А на том пеньке сидит Зайчонок и кашу манную из тарелки ест. И не просто ест, а столовой ложкой. Съел Зайчонок всю кашу и сказал:
- Спасибо, мама!
Подошла к Зайчонку мама Зайчиха, по головке лапкой погладила и похвалила:
– Молодец! Какой у меня воспитанный сынок растёт!
А Ёжику, которого никто никогда не гладил так ласково, вдруг стало грустно. До того грустно, что он даже заплакал. Увидела Зайчиха, что Ёжик плачет, и спрашивает:
– Кто тебя обидел?
– Никто не обидел, – отвечает Ёжик.
– А почему тогда у тебя слезинки на глазах?
– Потому, что вы Зайчонка…погладили…лапкой.
– Разве тебя мама не гладит?
– Не гладит. Никто меня не гладит.
- Я бы тебя, малыш, погладила, если бы…если бы ты не был таким колючим, – пожалела ёжика Зайчиха.
– Конечно, она бы тебя погладила, – вмешался Зайчонок. – Но можно очень даже просто лапу уколоть.
– А если я не буду колючим? – вдруг спросил Ёжик.
– Тогда другое дело, – говорит Зайчиха. – Но ведь это невозможно!
– Возможно! – крикнул Ёжик и стал кувыркаться, стал кататься по земле до тех пор, пока не нацепил на свои иголки целый ворох опавших листьев. Он стал похож на пестрый разноцветный шарик. Когда шарик этот подкатился к Зайчихе, она сразу не поняла, в чем дело. Но Ёжик просунул сквозь листья черную кнопочку носа и пробормотал:
– Теперь я…совсем…не колючий. Правда? Зайчиха улыбнулась и погладила Ёжика.
– Молодец! – сказала она. – Ах, какой находчивый Ёжик растет!...)
Наблюдая детей младшего школьного возраста, замечаешь, как много ребятишек, агрессивно настроенных по отношению к своим сверстникам. Такие детки тяжело идут на контакт. Я считаю, что данная методика поможет многим учителям и психологам получить необходимую информацию для изучения причин агрессии ребенка. В основе методики лежит сказка М. Пляцковского «ЁЖИК» Данная методика направлена на изучение агрессии младших школьников через получение обратной связи путем погружения в сказку. Ребенку, чтобы заглянуть в себя и точнее выразить свое впечатление от восприятия, необходимы игровой и эмоциональный компоненты: соучастие, сочувствие, сопереживание. Ему важно увидеть образцы разного поведения и важно сравнить, сопоставить, отождествить себя с этими лицами с целью определения своей ситуации, своего состояния. В связи с этим естественнее всего предложить ребенку сказку, атмосфера которой будет узнаваема для него. Кроме диагностического характера, методика носит и психотерапевтический характер, так как ребенок непроизвольно “примеряет” ситуацию на себя.
В школе дети встречаются с новым миром предметов, которые имеют отношение к новому для них виду деятельности — учебе. Для некоторых детей школьные атрибуты являются дополнительным мотивирующим фактором. Научить первоклассников правильно обращаться с этими предметами, адекватно относиться к ним, развить аккуратность и самостоятельность помогают занятия данного курса.
Эту работу мы продолжаем во внеурочной деятельности по программе «Этика: азбука добра». Каковы же личностные, метапредметные результаты проведенных занятий?
В процессе занятий ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Обсуждение сказок, их инсценировка нацелены на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах и др. Занятия проводятся в форме ролевых игр, тренингов, игр-путешествий, работы центров деятельности, моделирование, детские проекты, исследования, социальные акции позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Данные формы работы создает такую атмосферу, которая снимает внутреннее напряжение, раскрепощает детей - они не боятся высказывать свое мнение; эта система соответствует природе ребенка, его стремлению к самоутверждению и общительности, а общение помогает социализации.
Меня очень радует, что дети помогают друг другу в процессе диалога (дискуссии) и все вместе принимают правильное решение. Для себя в данной форме работы я вижу главное - дать простор детской мысли, выслушать каждого, умело направлять ответы в нужное русло для принятия совместного решения.
- Вы молодцы, правильно справились с заданием. Теперь поднимите руку, опустите на голову, погладьте себя: Я - МОЛОДЕЦ, Я - ХОРОШИЙ.
- Покажите жестом как вы собой довольны (выставляем большой палец) - ЗДОРОВО!
- Вы выполнили задание, покажите мимикой свое настроение. Вы – молодцы, я вами довольна, у меня настроение тоже превосходное (улыбаюсь в ответ).
- Похлопаем себе (или товарищу) за правильный ответ, который возможно долго искали и др. Вначале такие упражнения предлагала я, сейчас это часто делают сами дети.
Примером такого занятия приведу «Путешествие на остров Сокровищ»
Ребята отправляются в путешествие на корабле, набираем команду, дети проходят испытания (компьютерный тест-диагностику нравственной мотивации или выполняют задания «Найди себе пару», «Продолжи пословицу», «Узнай сказочных друзей»), встречают различные препятствия (разбирают ситуации случившиеся с другими ребятами, находят их ошибки, подсказывают как нужно поступить в данной ситуации, составляют на интерактивной доске пословицы о доброте и дружбе, попадая на остров находят там сундук, открывая его находят надпись «Сокровища ищи в своем сердце» Далее идет обсуждение, решение проблемы, богатство ли они нашли или нет. Это богатство, богатство человеческой души нельзя потрогать руками, нельзя увидеть. Может быть, это и не богатство вовсе? (ответы детей, обсуждение, обмен мнениями) А какое богатство важнее иметь: деньги, украшения, драгоценности или богатство, которое можно только почувствовать? И как ни странно, прочнее и ценнее то богатство, которое находится в нашем сердце. Потому, что его никто и никогда не сможет у нас отнять. Делитесь этим богатством со своими друзьями, родными, как солнышко делится своим теплом и светом со всеми. Пусть маленькие солнышки напоминают вам о нашем сегодняшнем путешествии. И, обязательно такие занятия проходят с песнями (Дорога добра), номерами, играми. Мои ребята очень любят петь, это их объединяет, сплачивает. Одну из игр мы с вами разучим.
И еще один пример занятия «Играем на детской площадке» с использованием конструирования и моделирования.
Это коллективный проект создания детской игровой площадки.
Задачи: развитие творческого потенциала учащихся, воображения, мышления; навыков сотрудничества, учить договариваться, работая в группах; умения взаимодействовать (обыгрывание ситуаций) на детской площадке. Воспитание трудолюбия, взаимопомощи, эстетического вкуса.
Начинается занятие с разыгрывания сценки из стихотворения Сергея Владимировича Михалкова “А что у вас?”
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
- Как вы думаете, почему ребятам было скучно во дворе? Какое у них настроение? (- Им негде было играть. У них не было детской площадки)
- А еще для чего нужны детские площадки? Обсудите в группах.
- Что может быть на детской площадке? Какие зоны можно выделить? (игровая, спортивная, отдыха)
- Хотели бы вы, чтобы в нашем районе были такие площадки? А хотели бы вы побывать в роли тех мастеров, что создают такую красоту?
Практическая работа в парах, группах. Обсуждение правил безопасности на детской площадке. Сборка макета на общем столе. Раздаются куклы и каждый попадает в игру. Разыгрывание ситуаций, обсуждение. Психолог в ходе наблюдения диагностирует поведение, взаимодействие ребят класса. Здесь и на других занятиях используем оборудование психомоторной комнаты в качестве физминутки или в качестве поощрения для тех, кто быстро и правильно выполнит задания, как станции между центрами деятельности. У ребят оно пользуется большим успехом.
Наши разработки занятий вы можете найти в сети Интернет на личном сайте, публикации на педагогических сайтах ИнтерГУ.ru и www.zavuch.info; практическом журнале педагогического сообщества «Классная работа»; всегда готовы поделить своим опытом работы.
Философской основой моей воспитательной системы, объединяющей участников образовательного процесса, является формирующаяся система ценностей и идей коллектива, которая развивает в личности социально значимые качества. Все эти качества я объединяю в понятие «социальная компетентность». Социальная компетентность, на мой взгляд, включает в себя следующие аспекты:
- умение принимать решение, делать ответственный выбор;
- готовность нести ответственность за свои поступки;
- умение анализировать ситуацию;
- умение понимать себя, свои потребности и стремления, относиться к себе с уважением, хранить чувство личного достоинства;
- умение относиться с уважением к окружающим людям, быть терпимым, подчиняться законам дружбы;
- умение отстаивать свою позицию корректными способами;
- ориентироваться в мире жизненных ценностей и развивать общечеловеческие достижения во всех сферах жизни.
К своей работе, конечно, мы привлекаем родителей, они наши союзники. Единство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его обучение, развитие и воспитание.
Обобщая результаты и подводя итог своей работы, я делаю следующие выводы:
- социализация младшего школьника - это процесс включения (приобщения) в систему социальных ценностей и социальных ролей образовательными средствами в соответствии с потребностями и уровнем развития личности;
- основу социализации составляет обучение и воспитание, педагогический процесс направлен на подготовку ребенка к жизни и включение его в жизнь через социально-значимую деятельность;
- система внеурочных занятий создает основу для успешной социализации школьника, она объединяет педагога, ученика, родителей и обеспечивает ученику:
- саморазвитие, самовоспитание, самореализацию;
- нормальное взросление;
- реализацию его прав;
- комфортность и эмоциональное благополучие;
- сохранение здоровья;
- социализацию;
Система таких занятий создает благоприятные условия для интеллектуального развития личности, развития ее способностей, создает предпосылки для развития «ситуации успеха» в обучении детей с разным уровнем развития, т.е. помогает почувствовать себя нужным человеком в обществе, а значит, способствует социализации младшего школьника, что в свою очередь обеспечивает благополучную адаптацию при переходе ребенка в «среднее звено».
Литература:
- В.Ф.Ефимов «Воспитание в сюжетах». М.Новая школа 2002
- И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе». М. «Илекса», «Народное образование», «Сервисшкола» 2004.
- Л.С.Бескоровайная, О.В.Перекатьева «Методика современного открытого урока. (1-2 классы). Ростов-на-Дону, «Феникс» 2003
- В.А.Борзова, А.А.Борзов «Развитие творческих способностей у детей. Самарский Дом печати 1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции модернизации Российского образования гово...
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.»А.С.Макаренко...
Социальная компетентность младших школьников – показатель качества воспитания во внеурочное время
Воспитательная работа с младшими школьниками во внеурочное время....
Формирование социальной компетентности младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения.
1. Учить устанавливать и п...

Представление собственного педагогического опыта "Формирование коммуникативной активности как основа социальной компетентности младших школьников"
Данный материал содержит представление собственного педагогического опыта....

Статья "ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"
В статье проанализирована и систематизирована современная психолого-педагогическая литература по проблеме социальной компетентности младших школьников с умственной отсталостью. Освещены взгляды извест...