Развитие социальной компетентности младшего школьника
статья по теме
Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Основная идея: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности
Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные социальные роли. Через такие роли личность имеет возможность проявить себя. Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Таким образом, задачей социализации младшего школьника является овладение нормами социальной жизни, подготовки его к обучению в основной школе. Внеурочная деятельность способствует не только решению данной проблемы, но и более мягкой адаптации учащихся; выявляет интересы ребят
оказывает помощь в поисках «себя»; развивает опыт творческой деятельности, неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; общения с социумом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smirnova_sotsializatsiya_lichnosti.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие социальной компетентности младшего школьника
Смирнова Татьяна Витальевна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 51»
города Саратова
Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Основная идея: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности
Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные социальные роли. Через такие роли личность имеет возможность проявить себя. Социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Таким образом, задачей социализации младшего школьника является овладение нормами социальной жизни, подготовки его к обучению в основной школе. Внеурочная деятельность способствует не только решению данной проблемы, но и более мягкой адаптации учащихся; выявляет интересы ребят
оказывает помощь в поисках «себя»; развивает опыт творческой деятельности, неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; общения с социумом.
Главными участниками образовательного процесса являются ученик и педагог. Социализация ученика реализуется только в единстве обучающей, развивающей и воспитывающей деятельности педагога. Поэтому я, как педагог и классный руководитель, определила следующие направления развития ребенка в школе, как личности и субъекта деятельности: это развитие интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессорам, уверенности в себе, самопринятия, позитивного отношения к миру и принятия других, самостоятельности, автономности, мотивации самоактуализации, самосовершенствования.
Эту работу я начинаю в курсе социальной адаптации на занятиях дошкольной подготовки «Познай других людей и себя» в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом нашей школы Ереминой Т.И.
Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию — школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, проводятся занятия сказкотерапии. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Малышам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Занятия позволяют снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни, повысить учебную мотивацию.
Примером таких занятий является тренинговое занятие «Колючка», коррекционно-развивающее занятие «Ёжик» по профилактике детской агрессивности.
(На большой солнечной поляне росла одинокая Колючка. Конечно, она росла там не одна: вокруг было много цветов и трав, но Колючке казалось, что на свете она одна-одинешенька, а если кто и растет рядом, то только одни репейники. Поэтому Колючка ни с кем не дружила. Она часто грустила и всегда старалась быть незаметной. И все вокруг не обращали на нее внимания, даже репейники! Она часто смотрела в синее небо и размышляла: «Вот небо – большое, чистое и светлое, а вот солнце – теплое, ласковое и нежное, но они так далеки от меня, так недосягаемы. А я одинока и привязана к земле». Она думала так изо дня в день и все больше сжималась от одиночества, и все тверже становились ее иголочки… Однажды утром Колючка проснулась от чьего-то нежного прикосновения. Она посмотрела по сторонам и увидела Солнечный Лучик
- Лучик! – воскликнула она. – Помоги мне стать такой же красивой, как эти цветы. Я очень хочу стать красивой!
- Но это же просто, - ответил ей Лучик, - доверься миру, открой ему себя, и все случится само собой.
- Как это? – подумала Колючка.)
(Все ежи на свете – колючие. Не правда ли? На них столько острых иголок, что не дотронешься даже. А по головке погладить – и вовсе нельзя. Поэтому их никто никогда и не приласкал ни разу. Но нашему ёжику все-таки повезло. Как это произошло? А вот как.
Брёл ёжик по лесу. Видит – пень торчит. А на том пеньке сидит Зайчонок и кашу манную из тарелки ест. И не просто ест, а столовой ложкой. Съел Зайчонок всю кашу и сказал:
- Спасибо, мама!
Подошла к Зайчонку мама Зайчиха, по головке лапкой погладила и похвалила:
– Молодец! Какой у меня воспитанный сынок растёт!
А Ёжику, которого никто никогда не гладил так ласково, вдруг стало грустно. До того грустно, что он даже заплакал. Увидела Зайчиха, что Ёжик плачет, и спрашивает:
– Кто тебя обидел?
– Никто не обидел, – отвечает Ёжик.
– А почему тогда у тебя слезинки на глазах?
– Потому, что вы Зайчонка…погладили…лапкой.
– Разве тебя мама не гладит?
– Не гладит. Никто меня не гладит.
- Я бы тебя, малыш, погладила, если бы…если бы ты не был таким колючим, – пожалела ёжика Зайчиха.
– Конечно, она бы тебя погладила, – вмешался Зайчонок. – Но можно очень даже просто лапу уколоть.
– А если я не буду колючим? – вдруг спросил Ёжик.
– Тогда другое дело, – говорит Зайчиха. – Но ведь это невозможно!
– Возможно! – крикнул Ёжик и стал кувыркаться, стал кататься по земле до тех пор, пока не нацепил на свои иголки целый ворох опавших листьев. Он стал похож на пестрый разноцветный шарик. Когда шарик этот подкатился к Зайчихе, она сразу не поняла, в чем дело. Но Ёжик просунул сквозь листья черную кнопочку носа и пробормотал:
– Теперь я…совсем…не колючий. Правда? Зайчиха улыбнулась и погладила Ёжика.
– Молодец! – сказала она. – Ах, какой находчивый Ёжик растет!...)
Наблюдая детей младшего школьного возраста, замечаешь, как много ребятишек, агрессивно настроенных по отношению к своим сверстникам. Такие детки тяжело идут на контакт. Я считаю, что данная методика поможет многим учителям и психологам получить необходимую информацию для изучения причин агрессии ребенка. В основе методики лежит сказка М. Пляцковского «ЁЖИК» Данная методика направлена на изучение агрессии младших школьников через получение обратной связи путем погружения в сказку. Ребенку, чтобы заглянуть в себя и точнее выразить свое впечатление от восприятия, необходимы игровой и эмоциональный компоненты: соучастие, сочувствие, сопереживание. Ему важно увидеть образцы разного поведения и важно сравнить, сопоставить, отождествить себя с этими лицами с целью определения своей ситуации, своего состояния. В связи с этим естественнее всего предложить ребенку сказку, атмосфера которой будет узнаваема для него. Кроме диагностического характера, методика носит и психотерапевтический характер, так как ребенок непроизвольно “примеряет” ситуацию на себя.
В школе дети встречаются с новым миром предметов, которые имеют отношение к новому для них виду деятельности — учебе. Для некоторых детей школьные атрибуты являются дополнительным мотивирующим фактором. Научить первоклассников правильно обращаться с этими предметами, адекватно относиться к ним, развить аккуратность и самостоятельность помогают занятия данного курса.
Эту работу мы продолжаем во внеурочной деятельности по программе «Этика: азбука добра». Каковы же личностные, метапредметные результаты проведенных занятий?
В процессе занятий ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Обсуждение сказок, их инсценировка нацелены на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах и др. Занятия проводятся в форме ролевых игр, тренингов, игр-путешествий, работы центров деятельности, моделирование, детские проекты, исследования, социальные акции позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Данные формы работы создает такую атмосферу, которая снимает внутреннее напряжение, раскрепощает детей - они не боятся высказывать свое мнение; эта система соответствует природе ребенка, его стремлению к самоутверждению и общительности, а общение помогает социализации.
Меня очень радует, что дети помогают друг другу в процессе диалога (дискуссии) и все вместе принимают правильное решение. Для себя в данной форме работы я вижу главное - дать простор детской мысли, выслушать каждого, умело направлять ответы в нужное русло для принятия совместного решения.
- Вы молодцы, правильно справились с заданием. Теперь поднимите руку, опустите на голову, погладьте себя: Я - МОЛОДЕЦ, Я - ХОРОШИЙ.
- Покажите жестом как вы собой довольны (выставляем большой палец) - ЗДОРОВО!
- Вы выполнили задание, покажите мимикой свое настроение. Вы – молодцы, я вами довольна, у меня настроение тоже превосходное (улыбаюсь в ответ).
- Похлопаем себе (или товарищу) за правильный ответ, который возможно долго искали и др. Вначале такие упражнения предлагала я, сейчас это часто делают сами дети.
Примером такого занятия приведу «Путешествие на остров Сокровищ»
Ребята отправляются в путешествие на корабле, набираем команду, дети проходят испытания (компьютерный тест-диагностику нравственной мотивации или выполняют задания «Найди себе пару», «Продолжи пословицу», «Узнай сказочных друзей»), встречают различные препятствия (разбирают ситуации случившиеся с другими ребятами, находят их ошибки, подсказывают как нужно поступить в данной ситуации, составляют на интерактивной доске пословицы о доброте и дружбе, попадая на остров находят там сундук, открывая его находят надпись «Сокровища ищи в своем сердце» Далее идет обсуждение, решение проблемы, богатство ли они нашли или нет. Это богатство, богатство человеческой души нельзя потрогать руками, нельзя увидеть. Может быть, это и не богатство вовсе? (ответы детей, обсуждение, обмен мнениями) А какое богатство важнее иметь: деньги, украшения, драгоценности или богатство, которое можно только почувствовать? И как ни странно, прочнее и ценнее то богатство, которое находится в нашем сердце. Потому, что его никто и никогда не сможет у нас отнять. Делитесь этим богатством со своими друзьями, родными, как солнышко делится своим теплом и светом со всеми. Пусть маленькие солнышки напоминают вам о нашем сегодняшнем путешествии. И, обязательно такие занятия проходят с песнями (Дорога добра), номерами, играми. Мои ребята очень любят петь, это их объединяет, сплачивает. Одну из игр мы с вами разучим.
И еще один пример занятия «Играем на детской площадке» с использованием конструирования и моделирования.
Это коллективный проект создания детской игровой площадки.
Задачи: развитие творческого потенциала учащихся, воображения, мышления; навыков сотрудничества, учить договариваться, работая в группах; умения взаимодействовать (обыгрывание ситуаций) на детской площадке. Воспитание трудолюбия, взаимопомощи, эстетического вкуса.
Начинается занятие с разыгрывания сценки из стихотворения Сергея Владимировича Михалкова “А что у вас?”
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал,
Николай ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
- Как вы думаете, почему ребятам было скучно во дворе? Какое у них настроение? (- Им негде было играть. У них не было детской площадки)
- А еще для чего нужны детские площадки? Обсудите в группах.
- Что может быть на детской площадке? Какие зоны можно выделить? (игровая, спортивная, отдыха)
- Хотели бы вы, чтобы в нашем районе были такие площадки? А хотели бы вы побывать в роли тех мастеров, что создают такую красоту?
Практическая работа в парах, группах. Обсуждение правил безопасности на детской площадке. Сборка макета на общем столе. Раздаются куклы и каждый попадает в игру. Разыгрывание ситуаций, обсуждение. Психолог в ходе наблюдения диагностирует поведение, взаимодействие ребят класса. Здесь и на других занятиях используем оборудование психомоторной комнаты в качестве физминутки или в качестве поощрения для тех, кто быстро и правильно выполнит задания, как станции между центрами деятельности. У ребят оно пользуется большим успехом.
Наши разработки занятий вы можете найти в сети Интернет на личном сайте, публикации на педагогических сайтах ИнтерГУ.ru и www.zavuch.info; практическом журнале педагогического сообщества «Классная работа»; всегда готовы поделить своим опытом работы.
Философской основой моей воспитательной системы, объединяющей участников образовательного процесса, является формирующаяся система ценностей и идей коллектива, которая развивает в личности социально значимые качества. Все эти качества я объединяю в понятие «социальная компетентность». Социальная компетентность, на мой взгляд, включает в себя следующие аспекты:
- умение принимать решение, делать ответственный выбор;
- готовность нести ответственность за свои поступки;
- умение анализировать ситуацию;
- умение понимать себя, свои потребности и стремления, относиться к себе с уважением, хранить чувство личного достоинства;
- умение относиться с уважением к окружающим людям, быть терпимым, подчиняться законам дружбы;
- умение отстаивать свою позицию корректными способами;
- ориентироваться в мире жизненных ценностей и развивать общечеловеческие достижения во всех сферах жизни.
К своей работе, конечно, мы привлекаем родителей, они наши союзники. Единство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его обучение, развитие и воспитание.
Обобщая результаты и подводя итог своей работы, я делаю следующие выводы:
- социализация младшего школьника - это процесс включения (приобщения) в систему социальных ценностей и социальных ролей образовательными средствами в соответствии с потребностями и уровнем развития личности;
- основу социализации составляет обучение и воспитание, педагогический процесс направлен на подготовку ребенка к жизни и включение его в жизнь через социально-значимую деятельность;
- система внеурочных занятий создает основу для успешной социализации школьника, она объединяет педагога, ученика, родителей и обеспечивает ученику:
- саморазвитие, самовоспитание, самореализацию;
- нормальное взросление;
- реализацию его прав;
- комфортность и эмоциональное благополучие;
- сохранение здоровья;
- социализацию;
Система таких занятий создает благоприятные условия для интеллектуального развития личности, развития ее способностей, создает предпосылки для развития «ситуации успеха» в обучении детей с разным уровнем развития, т.е. помогает почувствовать себя нужным человеком в обществе, а значит, способствует социализации младшего школьника, что в свою очередь обеспечивает благополучную адаптацию при переходе ребенка в «среднее звено».
Литература:
- В.Ф.Ефимов «Воспитание в сюжетах». М.Новая школа 2002
- И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе». М. «Илекса», «Народное образование», «Сервисшкола» 2004.
- Л.С.Бескоровайная, О.В.Перекатьева «Методика современного открытого урока. (1-2 классы). Ростов-на-Дону, «Феникс» 2003
- В.А.Борзова, А.А.Борзов «Развитие творческих способностей у детей. Самарский Дом печати 1994
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции модернизации Российского образования гово...
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.»А.С.Макаренко...
Социальная компетентность младших школьников – показатель качества воспитания во внеурочное время
Воспитательная работа с младшими школьниками во внеурочное время....
Формирование социальной компетентности младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения.
1. Учить устанавливать и п...
Представление собственного педагогического опыта "Формирование коммуникативной активности как основа социальной компетентности младших школьников"
Данный материал содержит представление собственного педагогического опыта....
Диагностика социальной компетентности младших школьников
Методика Цукермана...
Статья "ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"
В статье проанализирована и систематизирована современная психолого-педагогическая литература по проблеме социальной компетентности младших школьников с умственной отсталостью. Освещены взгляды извест...