Формирование социально значимой компетентности младшего школьника на основе развития нравственных качеств личности
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ № 31 с углубленным изучением предметов ХЭП»
«Формирование социально значимой
компетентности младшего школьника
на основе развития нравственных качеств личности»
Введение.
Концепцией модернизации российского образования в качестве приоритетной задачи современной школы определено не просто формирование системы предметных знаний, умений и навыков, а развитие личности школьника, что ориентирует школу на поиск путей и способов развития адаптационных способностей личности и обеспечение ее социальной компетентности. Начальная школа как первая обязательная ступень общего образования призвана внести существенный вклад в выполнение данной задачи.
Именно в этот период происходит целый ряд личностных образований, необходимых для формирования социальной компетентности:
- развивается мотивация социально-значимой деятельности, в рамках которой ориентация на успех является позитивной основой для формирования социальной компетентности, т.к. она направлена на достижение конструктивных, положительных результатов, что определяет личностную активность ребенка;
- в процессе развития познавательной сферы младший школьник учится управлять психическими процессами, что создает основу становления способности к произвольной регуляции поведения и выступает в качестве второго существенного новообразования, значимого для развития социальной компетентности младшего школьника;
- у ребенка развивается диалогичность сознания, критичность по отношению к себе и к окружающим, он становится способным к адекватной самооценке, а удовлетворенность собой и достаточно высокая самооценка выступают важными составляющими социальной компетентности;
- на протяжении младшего школьного возраста складывается новый тип отношений с окружающими людьми, усваиваются социальные нормы, утрачивается ориентация на взрослого и происходит сближение с группой сверстников, где востребованными оказываются навыки конструктивного взаимодействия;
- младший школьник начинает понимать, что от его поведения зависит разрешение многих жизненных ситуаций, в том числе и трудных с точки зрения социального взаимодействия, а значит, он обретает готовность к овладению навыками конструктивного поведения в проблемных ситуациях.
Следовательно, формирование социальной компетентности младшего школьника базируется на таких личностных образованиях, как мотивация достижения, произвольность, позитивное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть в формировании социальной значимой компетентности.
Целью методической темы является изучение педагогических условий нравственного воспитания школьников в связи с новой концепцией модернизации российского образования.
Поставленны следующие задачи:
- Провести анализ литературных источников по данной теме;
- Рассмотреть характеристики младшего школьного возраста;
- Выявить особенности и условия нравственного воспитания в учебной деятельности младших школьников;
- Выявить активные методы, формы и приемы воспитания младших школьников, способствующих формированию нравственного сознания, чувств, мышления;
- Провести анализ полученных результатов;
- Сформулировать выводы и рекомендации.
Объект исследования – младшие школьники.
Предмет исследования – педагогические условия нравственного воспитания младших школьников.
Гипотеза исследования – предполагаю, что формирование нравственной культуры наиболее успешно будет происходить в следующих условиях:
- В содержание работы учителя будут включены компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления;
- Будут использоваться различные формы, методы и приемы нравственного воспитания;
- Учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности;
- Будет использована технология поэтапного формирования нравственной культуры;
- Будет организовано поэтапное понимание детьми полученных знаний и формирование практических умений по этой проблеме;
- Будут организованы условия необходимого применения детьми полученных знаний и умений.
Этапы исследования:
- Этап (1 класс) - Теоретический – поиск, изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
- Этап (2 – 3 класс) - Практический – выявление активных форм и методов;
- Этап (4 класс) – Обобщение понимания нравственной культуры и применение детьми полученных знаний и умений в социально – значимых мероприятиях.
Практическая значимость исследования – заключается в том, что результаты исследования могут послужить основой для нравственного воспитания младших школьников.
Теоретические аспекты исследования педагогических условий нравственного воспитания.
Большая часть детей приходит в 1 класс из детского сада, где ребята получают достаточный запас нравственных представлений и привычек. Дети имеют широкий круг представлений о хороших и плохих поступках, навыки вежливого отношения к окружающим. Стремление детей стать школьниками является хорошим стимулом для нравственного воспитания. С приходом детей в школу круг их общения и обязанностей расширяется. Главным для детей становится учеба. Кроме того в школе они должны научиться строить нравственные отношения с товарищами по классу и с учителем. Осознание важности, нужности новых обязанностей и дел предопределяет готовность ребенка выполнять новые требования взрослых: добросовестно готовить школьные задания, старательно овладевать знаниями, активно участвовать в жизни класса.
Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:
1) Склонность к игре.
2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью.
3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.
4) Противоречие между знанием и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения).
5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).
Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В. Морозова.
Во–первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально–нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа т. п.
Во–вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.
И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности.
Способы организации нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности:
- Рассказ на этическую тему.
У рассказа на этическую тему несколько функций:
- служить источником знаний,
- обогащать нравственный опыт личности опытом других людей,
- служить способом использования положительного примера в воспитании.
- Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников.
Разъяснение применяется:
а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;
б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.
- Внушение.
Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Как уже было отмечено, младшие школьники особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, должен использовать внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки.
- Подражательность.
Подражательность – деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании.
- Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников.
Беседа должна носить проблемный характер.
Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно учить детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.
Изучая теоретический материал, была составлена таблица, где социальная компетентность содержательно представлена совокупностью политической и социально-экономической, социально-коммуникативной, поликультурной, информационной и индивидуально – личностной компетентностей. Нужно помнить, что социальная компетентность определяет весь жизненный путь школьника.
Нравственное воспитание младших школьников в учебной и вне учебной деятельности является одним из направлений формирования социальной компетентности младшего школьника.
Составляющие социальной компетентности | Направления нравственного воспитания | Формирование личностных новообразований | Способы и виды деятельности |
Политическая и социально-экономическая компетентность | Ориентироваться в социальной жизни школы и класса, участие в групповых решениях, общих мероприятиях. Воспитание на законах коллективизма. | Способность к принятию ответственности за свои поступки, формирование лидерских качеств, ценностных ориентаций, развитие кругозора, познавательной сферы, адекватной самооценки и взаимооценки действий и поступков. | Диспут, дискуссия, диалог, обсуждение. Коллективное сотрудничество, Самооценка, взаимооценка. Выдвижение идей. Мозговая атака. |
Социально-коммуникативная компетентность | Организация взаимодействия со сверстниками и взрослыми ориентация в социальных ситуациях между детьми. Формирование норм этики, морали и нравственного поведения. Сближение группой сверстников, освоение норм конструктивного взаимодействия. | Формирование мотивации социально-значимой деятельности, позитивной самооценки. Достижения положительных результатов. Приобретение навыков межличностного общения, умения разрешать конфликты, навыков нравственного поведения и общения, инициативности, организаторские способности. | Коммуникативное взаимодействие, этические беседы, чтение и анализ этических рассказов. Коллективное обсуждение. Положительный пример. Коллективные творческие дела. |
Поликультурная компетентность | Принятие межкультурных различий, уважение обычаев и традиций других народов. Формирование положительного отношения к окружающему миру. Изучение истоков национальных культур. | Обогащение личного опыта, формирование способности сочувствовать, сопереживать, эмпатии, толерантности. Формирование критичности к себе и окружающему миру. | Изучение национальных, промыслов, традиций. Посещение музеев, выставок, экскурсии. Акции милосердия. Семейные, национальные праздники, конкурсы. |
Информационная компетентность | Обогащение нравственного личного опыта, оценивание полученной информации | Овладение современными информационными технологиями. Умения эффективно добывать и использовать информацию. | Сбор и анализ информации. Представление результатов. Создание газет, презентаций. |
Индивидуально-личностная компетентность | Развитие творческой индивидуальности, воспитание культуры поведения, общения, основ ЗОЖ | Стремление к личностному росту, повышение социального статуса, умения адаптироваться в новых ситуациях. Формирование ответственности, настойчивости, целеустремленности. | КТД, спортивные мероприятия, интеллектуальные и творческие конкурсы. Тематические декады, недели ПДД, ПЖБ,ЗОЖ |
По истечению 4-х лет работы по данному вопросу, мною будут составлены методические рекомендации по формированию социально значимой компетентности младшего школьника на основе развития нравственных качеств личности, через «Метод ранжирования», метод «Работа над ошибками», метод диагностической ситуации «Эксперимент».
Работая над методической темой «Формирование социально значимой компетентности младшего школьника на основе развития нравственных качеств личности» проведен анализ проделанной работы.
- Этап (1 класс) работы - Теоретический – поиск, изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
Реализованы следующие задачи:
- Проведен анализ литературных источников по данной теме;
- Рассмотрены характеристики младшего школьного возраста;
- Выявлены особенности и условия нравственного воспитания в учебной деятельности младших школьников.
- Этап (2 – 3 класс) работы - Практический – выявление активных форм и методов. К таким методам относятся следующие диагностики: «Метод ранжирования», метод «Работа над ошибками» и метод «Диагностической ситуации».
1 метод диагностики «Метод ранжирования»
Учащиеся получили анкету с заданием: «Пронумеруй по порядку те качества человека, которые ты оцениваешь выше: веселый, модный, нарядный, честный, справедливый, умный, культурный».
Обработав данную анкету, стало понятным, что по результатам 1-ого замера (3 четверть 1 класса, 25 ч.) одна группа детей главным качеством человека выбрали «честный» и «умный» - 11 ч., затем следуют: «справедливый и культурный» - 7 ч., на 3 месте – «веселый, нарядный, модный» - 7 ч. Выбор детей объясняется тем, что дети, поступившие в 1 класс, имели разный уровень нравственных навыков.
1 группа – 15 ч.
1 место | Честный, умный |
2 место | Справедливый, культурный |
3 место | Веселый, нарядный, модный |
2 группа – 10 ч.
1 место | Культурный, веселый |
2 место | Справедливый, честный, умный |
3 место | Нарядный, модный |
В 2 замер (2 четверть 2 класса, 26 ч.).
1 место | Умный, а затем честный |
2 место | Справедливый, а потом культурный |
3 место | Веселый, нарядный, модный |
Главным качеством человека ученики выбрали «умный», затем «честный», далее «справедливый» и «культурный», на 3 месте уже «веселый», «нарядный», «модный». Анализируя данные 2-ого замера, виден четкий «отпечаток» учебной деятельности. Главное - быть умным. «Умный» равнозначно отличнику. Умного ученика больше хвалит учитель, значит, он нравится взрослому. С ним все хотят дружить. Отвечая на уточняющий вопрос: «Почему главное качество человека — умный?», многие дети говорили, что умный человек должен быть и культурным, и честным, и справедливым.
Сравнивая данные 1-ого и 2-ого замеров в целом, видно, что в 1 классе (1 замер) детей, имеющих низкий уровень нравственной воспитанности было10 ч.
А спустя год, после проделанной работы по формированию нравственности у младших школьников, получились следующие результаты: низкий уровень - 2 человека (прибывшие ученики), высокий уровень - 24 человека.
2 метод диагностики «Работа над ошибками».
Смысл этой диагностики заключался в следующем: детям был прочитан текст, в котором содержалось 5 ошибок. Дети должны были отыскать эти ошибки и записать их количество.
Текст:
«Елена Николаевна объясняет ребятам правило сложения. В это время открывается дверь. В класс вбегает запыхавшийся, разгоряченный Федя.
- Я встретил Витю. Мы вместе ходили в детский сад. Витя учится в 1 «Б». А я и не знал. Вот здорово!
-Садись, Федя, - сказала Елена Николаевна и нахмурилась. - Сейчас ты допустил несколько ошибок». Сколько?
Ошибок выделено 5:
1. Само опоздание. Опаздывать невежливо.
2. Надо постучаться и спокойно войти.
3. Извиниться и попросить разрешения сесть на место .
4. Тихо приготовиться и начать заниматься.
5. О встрече друга рассказывать на перемене.
1-й замер был произведен в 3 четверти 1 класса, когда дети еще только привыкали к правилам поведения в школе. Поэтому был получен довольно низкий результат. Нашли мало ошибок. Низкий уровень - 4 человека, средний уровень - 13 человек, и только 4 человека смогли сразу найти все ошибки (высокий уровень). Зато во второй четверти 2 класса результат резко возрос. Низкий уровень - 2, средний уровень - 9 человек, высокий уровень - 14 человек.
Уровень/Замер | 3 четверть 1 класса | 2 четверть 2 класс |
Н.у. | 5 | 2 |
С.у. | 15 | 9 |
В.у. | 4 | 14 |
Такой резкий скачок результатов можно объяснить тем, что уже первичный разбор текста дал четкое определение ошибок. Во- вторых, посещая школу, некоторые дети опаздывают, и им приходилось быть в роли опаздывающего, а классу в роли зрителя и даже судьи. Неоднократно повторявшаяся ситуация, выработала у учеников «навык» разрешения этого конфликта.
Как видим, теоретические знания нравственных проблем у младших школьников данного класса довольно хороши. Но какова ситуация на практике мы увидим из 3-го пункта диагностики.
3 метод диагностики «Диагностическая ситуация»
Перед учащимися была поставлена проблема морального выбора.
«По дороге в столовую ученик находит 2 монетки по 5 рублей. Довольный находкой ребенок подходит к буфету, но замечает плачущего сверстника, который спрашивает его, не находил ли он монеток, котрые ему дала мама на булочку и потерянных где-то поблизости».
Возможные варианты ответов (поступков детей):
1. Нашедший деньги сказал: «Ты словно Маша - растеряша, не будешь деньги терять!»- и не отдал деньги.— 0 баллов.
2. Первый ученик отдал второму 1 монетку, а другую оставил себе —1 балл
3. Первый ученик отдал обе монеты, но сказал: «Скажи всем, что это я нашел и вернул тебе деньги» — 2 балла
4. Первый ученик отдал монетки и сказал: «Не плачь! Вот твои монетки, ты обронил их на лестнице» —3 балла.
Для чистоты эксперимента проводилось разыгрывание сценки во время урока, исключив при этом возможность нахождения монеток другими учениками школы. Наблюдение за реакцией и ответами детей велось незаметно для них самих, со стороны, чтобы дети не чувствовали «морального давления» взрослых. Эксперимент проводился в течение месяца. Провела два замера (1 класс - март, 2 класс - ноябрь).
Уровень/Замер | Март 1 класса | Ноябрь 2 класс |
Не отдам деньги, а заберу себе, потому что я нашел их, а другой пусть их не теряет. | 0 | 0 |
Поделю поровну. Одну монетку себе, а другую хозяину. | 2 | 0 |
Отдам деньги, но попрошу всем сказать, что это я нашел их. | 3 | 0 |
Отдам их тому, кто потерял. | 19 | 25 |
Высокий уровень сформированности сопереживания другому человеку, показали в 1 классе - 19 человек, а во 2 классе - 25. Динамика роста нравственной воспитанности (+6). Проведенные мероприятия дали динамику развития нравственных качеств школьников в сторону увеличения.
Проделанная работа показала необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию с младшими школьниками. Хотя во 2 «В» классе теоретические знания преобладают над практическими умениями, все же работу по формированию нравственности надо продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития» (по теории развития Выгодского).
Этой работой подтвердилась «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Нравственное воспитание младших школьников в учебной и вне учебной деятельности является одним из направлений формирования социальной компетентности (политическая и социально-экономическая, социально-коммуникативная, поликультурная, информационная, индивидуально-личностная) младшего школьника. Работа по формированию у учащихся социальной компетентности через диспут, дискуссию, диалог, обсуждение, коллективное сотрудничество, самооценку, взаимооценку, выдвижение идей, мозговую атаку, коммуникативное взаимодействие, этические беседы, чтение и анализ этических рассказов, коллективное обсуждение, положительный пример, изучение национальных промыслов и традиций, посещение музеев, выставок, экскурсии, акции милосердия, семейные и национальные праздники, конкурсы, сбор и анализ информации, представление результатов, создание газет, презентаций, КТД, спортивные мероприятия, интеллектуальные и творческие конкурсы, тематические декады, недели ПДД, ПЖБ, ЗОЖ вводится неповсеместно, так как не у всех учащихся данного класса сформированно нравственное воспитание. Поэтому работе по развитию нравственных качеств личности отводится на данном этапе главная роль, через рассказы на этическую тему, разъяснение, внушение, подражательность, этические беседы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.»А.С.Макаренко...
«Формирование социальной активности младших школьников через классное самоуправление»
«Формирование социальной активности младших школьников через классное самоуправление»Что означает слово – самоуправление? Заглянем в словарь: самоуправление – управление делами своими собственными сил...
Формирование культуры речи младших школьников - важное условие развития личности
Дидактический материал, который можно использовать при формировании правильной речи у детей....
«Формирование социальной активности младших школьников через самоуправление»
Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных усл...
«Внеурочная деятельность в ГПД как основа формирования гражданской позиции и социальной активности младших школьников»
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Создание условий для достижения учащимися...
Методическая разработка "Формирование социальной культуры младших школьников через проектную деятельность"
Проблема формирования социальной культуры подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. От того, как пройдёт социализация зависит будущее детей, а значит и будущее страны. Актуальн...
Формирование социальной компетентности младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения.
1. Учить устанавливать и п...