методическая разработка профориентационной игры-конкурса «Путешествие в мир профессий»
учебно-методическое пособие (1, 2, 3, 4 класс)
В данной методической разработке представлен сценарий профориентационной игры-конкурса «Путешествие в мир профессий». Разработка предназначена для педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razr.docx | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. В связи с этим профориентационная работа стала неотъемлемой частью работы, как профессионального образовательного учреждения, так и дополнительного образования. Очевидно, что проблема профессионального самоопределения настолько сложна, что удовлетворительное ее решение крайне затруднительно для подавляющего большинства людей. В связи с этим процесс профессионального самоопределения требует разностороннего информационного и организационного обеспечения.
Большое место отводится профориентационной работе с младшим школьникам. Младший школьный возраст называют вершиной детства, именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии. В данной методической разработке представлен сценарий профориентационной игры-конкурса «Путешествие в мир профессий». Разработка предназначена для педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей.
Цель игры-конкурса: пополнение, закрепление, уточнение имеющихся знаний обучающихся о профессиях.
Задачи:
1. Показать значение трудовой деятельности в жизни человека.
2. Познакомить детей с особенностями некоторых профессий.
3. Воспитывать коммуникативные умения: слушать и слышать,
работать в команде, сотрудничать, сопереживать другому человеку.
Профинформационная работа обладает богатым арсеналом методов, способствующих формированию профессионального самоопределения подростков и молодежи. Конкурсно-игровая программа «Игра путешествие в мир профессий» является мероприятием, относящимся к числу профориентационных. Она позволяет ознакомить учащихся начальных классов с разнообразным миром профессий. В игровой форме можно выявить знания детей о профессиях, расширить их кругозор, словарный запас, формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
Основными методами профориентационного конкурса являются игровая деятельность, диалогическое общение, наглядность и образность используемых материалов; эмоциональная насыщенность занятия, которая достигается благодаря использованию фрагментов из мультипликационных фильмов, музыки, литературы, примеров из жизни, наглядных пособий. Обучающиеся младшего школьного возраста гораздо лучше воспринимают информацию, которая подается в виде игры. Конкурс включает в себя: игры – заигрывания, мультфильмы соответствующей тематики, настольные карточные игровые методики, которые позволяют моделировать проблемы личностного и профессионального самоопределения в более простых формах. Особенности организации игры по профориентации состоят в подборе необходимого материала, учитывается возраст, количество детей.
Заранее приглашается жюри для оценки выступлений, подведения итогов мероприятия и награждения команды-победительницы. Участники распределяются на 2-4 команды по 3-5 человек. Возраст участников – от 7 до 12 лет, учащиеся творческих объединений МБУДО «ГЦД(ю)ТТ г. Юрги».
Время проведения: 1 академический час
Оборудование и материалы:
• Мультимедийная аппаратура - компьютер, видеопроектор, экран;
• мультфильмы «Калейдоскоп профессий» кинокомпании «ПАРАМУЛЬТ»;
• дидактические игры: «Пазл», «Найди вещи подходящие для той или иной профессии»; • маркеры или фломастеры.
План мероприятия:
1.Подготовительный
2.Организационный
3.Ход мероприятия
4. Рефлексия.
5.Заключительный этап
Ход мероприятия
Игра-конкурс «Путешествие в мир профессий»
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычная игра, игра – путешествие в мир профессий.
- И сейчас мы свами посмотрим фрагмент из мультфильма.
Сообщение и цели мероприятия
- Внимание на экран (фрагмент из мультфильма).
- Педагог -И куда же уходят родители?(Ответы детей)
- Да и у каждого из них есть своя профессия. Профессия – это род занятий, любимое дело, труд всей жизни. А потому любимое дело выбирается один раз и на всю жизнь. Но как бывает тяжело выбирать! Ведь и врачом хочется стать, и водителем, космонавтом и водолазом, учителем и артистом. Вот поэтому уже сейчас вам нужно готовиться к серьезному выбору. Что вы знаете о профессиях, мы сегодня и узнаем.
- Чтобы получше познакомить с профессиями и тем, чем занимаются люди этих профессий, мы совершим с вами путешествие в мир профессий.
Основная часть
- Для того чтобы отправиться в любое путешествие, нужно с собой в дорогу собрать багаж. Как вы думаете, что нужно взять с собой? (ответы детей)
- Какие качества пригодятся нам в пути? (сообразительность, смекалка, внимание, положительные эмоции, терпение).
- Правильно, ребята! Это все нам поможет в путешествии. Чтобы интереснее было путешествовать, мы разделимся на 2 команды: 1-я команда «Искатели», 2-я команда «Романтики».
- Оценивать ваши ответы будет многоуважаемое жюри.
- За каждый правильный ответ и выполненное задание команды будут получать по одному баллу.
- Сейчас я прошу внимательно послушать правила конкурса.
1. Выслушивать вопросы внимательно.
2. Если готовы ответить поднимайте руку.
3. Не выкрикивать не подсказывать.
4. Если игроки не знают ответ, право ответить получает игроки другой команда.
Профессий много в мире есть,
Их невозможно перечесть.
Сегодня многие важны
И актуальны, и нужны.
И ты скорее подрастай,
Профессией овладевай.
Старайся в деле первым быть
И людям пользу приносить!
- А что такое профессия? (Ответы детей)
- И первая станция называется «Город профессий»
- Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Разные профессии». Надо закончить предложения. Профессий всех не сосчитать! А вы какие можете назвать?
Вопросы для 1команды.
Поезд водит… (машинист).
Пашет поле… (тракторист).
Самолётом правит… (лётчик).
Клеит книжки… (переплётчик).
В школе учит нас… (учитель).
Строит здания… (строитель).
Красит стены нам… (маляр).
Столы делает… (столяр).
Песни нам поёт… (певец).
Торговлей занят… (продавец).
На станке ткёт ткани… (ткач).
От болезней лечит… (врач).
Лекарства выдаст нам… (аптекарь).
Вопросы для 2 команды.
Хлеб выпечет в пекарне… (пекарь).
Нарисует нам… (художник).
Сапоги сошьёт… (сапожник).
С другого языка переведёт… (переводчик).
Исправит кран… (водопроводчик).
Часы чинит… (часовщик).
Грузит краном… (крановщик).
Рыбу ловит нам… (рыбак).
Служит на море… (моряк).
Хлеб убирает… (комбайнёр).
В шахте трудится…(шахтёр).
В жаркой кузнице… (кузнец).
- Кто всё знает - молодец!
Следующая станция называется «Профессионалы» Приложение 1.
(В конвертах находятся картинки с изображением людей и предметов. Дети определяют, кому они принадлежат).
- Кому принадлежат эти вещи?
- Человеку какой профессии?
Станция «Внимание» (собрать пазлы за 1 минуту)
Динамическая пауза
А теперь давайте отдохнем и поиграем в «Угадай профессию» (Приложение 2.). Каждая команда получает карточку, в которой указана профессия. Необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Другая команда должна угадать, какую профессию им демонстрируют. Показывать содержимое карточки другой команде нельзя.
Прилагаемый список профессий: плотник, пилот, жонглер, штукатур, доярка, швея, врач, художник и т.д.
Станция «Игровая» (за каждый правильный ответ команда получает один балл). Отгадай профессию по описанию. Вопросы к игре
Это одна из самых опасных и вредных в общем списке профессий. Какие бы меры предосторожности не принимались, может случиться непредвиденная ситуация, опасная тем, что все происходит под землей. В эту профессию идут только сильные и выносливые люди (шахтер).
Чтобы часами сидеть и следить за дорогой, нужно хорошее внимание, зрительная память, выдержка и многое другое (водитель).
Человек, выбравший эту профессию, часто рискует здоровьем и жизнью. Профессия требует внимательности, знания способов защиты от поражения электрическим током и оказания первой помощи пострадавшим от действия электрического тока, также эти люди ищут и устраняют неисправности при замыкании проводки (электрик).
Эту профессию можно отнести к самым опасным профессиям в мире. Эти люди могут сами стать жертвой стихии, с которой они приехали бороться. Это очень благородная профессия. Она требует умений лазить по лестницам, двигаться в очень густом дыму, пользоваться противогазом, а самое трудное и главное – в любой момент рисковать жизнью своей, ради спасения жизни других людей (пожарный).
Эта профессия достаточно распространена. Если выбирают эту профессию то, потому что хотят видеть реальный результат своего труда. А еще хотят видеть, что этот результат нужен людям, что они радуются красоте и удобству предметов, жилья, которое создал представитель этой профессии (строитель).
Отличная профессия для тех, кто любит общение, путешествия и новые впечатления. Жизнь на колесах – это очень романтично, но частая разлука со своими родными и близкими не всем по душе (проводница).
Представитель этой профессии давно уже стал героем фильмов, сериалов, книг. Эта профессия очень интересная, но опасная. Люди, готовые посвятить себя этой профессии, должны приходить на службу по призванию. Люди ему доверяют и ждут от него помощи и защиты (полицейский).
Эти специалисты должны любить детей, быть образованными, ответственными, уметь передавать свои знания (учитель).
Представители этой профессии – здоровые и сильные люди, не боящиеся труда. Вести хозяйство тяжело, но приятно видеть результаты своего труда. Нужно быть физически крепким и сильным мужчиной, любить животных и растения, любить работать на земле (фермер).
Эти специалисты много знают и охотно делятся своими знаниями с другими людьми. Они должны иметь хорошую дикцию, грамотную речь, быть доброжелательными и общительными (экскурсовод).
Этому древнему благородному мужскому ремеслу учатся даже цари. Эти мастера работают с огнем и металлом. Их работа – искусство, требующее особых навыков, силы, выносливости. Эти специалисты встречаются во многих легендах, а успех в труде и на поле боя в значительной мере зависел от их мастерства (кузнец).
Есть такие люди, которые способны спокойно думать на большой скорости, над землёй и даже в космосе. Представитель этой профессии — это человек, управляющий большой техникой, знающий работу многих приборов и в совершенстве знающий работу своей машины. Многие дети в детстве мечтают получить эту профессию. Она возлагает на человека ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь многих людей (пилот).
Смысл труда работника этой профессии – быть проводником в мире книг. Для этого им самим надо любить книги и много читать литературы. Эти специалисты обычно интеллигентные, скромные люди, любящие свою работу (библиотекарь).
Эта профессия напрямую связана с тем оборудованием, которым управляет человек. Ему надо носить его с собой или управлять им на месте, что женщине делать тяжело. Профессия требует смелости, потому что приходится работать в «горячих точках», а также творческих способностей и особого взгляда на окружающий мир (телеоператор).
Элегантность и приветливость – профессионально важные качества девушек, которые выбирают эту профессию. Благодаря им люди чувствуют себя уверенно и комфортно. Эта профессия не подходит тем, кто боится высоты (стюардесса).
Для этой должности и профессии не всегда требуется высшее образование, зато важно быть уверенным пользователем компьютера, уметь работать с оргтехникой, быть ответственным, дисциплинированным, грамотным, уметь общаться с людьми (секретарь).
Есть люди, которые свою жизнь связали с бескрайними морскими просторами. Они должны быть готовы к долгой разлуке с близкими людьми. Требование к специалистам – умение работать в условии качки (моряк).
Раньше мамы занимались этим со своими детьми дома, а примерно сто лет назад стали доверять своих детей профессионалам. Эти специалисты развивают и воспитывают малышей, готовят их к школе. Работать с чужими детьми не просто, но если женщина, выбирающая эту профессию, любит детей, то становится для них второй мамой (воспитатель).
Без него невозможна эксплуатация ни одного здания, ни одного многоквартирного дома. Древний Рим знаменит, в том числе, системой стоков, которые строились и обслуживались представителями этой профессии. От качества их работы зависит уют и комфортное проживание жильцов в доме, целостность полов, сохранность внутренних перегородок (сантехник).
Эта работа подходит только людям, которые не на словах сочувствуют тем, кому плохо, но и готовы помочь делом. Для этой профессии высшее образование не обязательно, главное – знания, желание помочь людям, доброе сердце и умелые руки (медсестра).
Это благородная и ответственная профессия, представители которой каждый день восстанавливают здоровье и, даже спасают жизнь людей. Кроме глубоких теоретических знаний и твёрдой руки необходимо искреннее сострадание и желание помочь. Само слово этой профессии имеет греческие корни и дословно переводится как «работа рук» (хирург).
Аккуратность, умелые руки, усидчивость, терпение – все это качества свойственны женщине и необходимы в этой профессии. Раньше каждую девочку с детства учили этому делу, готовя к семейной жизни (швея).
Заключительная часть
Прекрасно справились со всеми заданиями.
Что делали? Что понравилось?
А что было трудно?
- Много профессий вам знакомо, со многими еще предстоит познакомиться и сейчас пока жюри подводит итог, мы познакомимся с новой профессией, посмотрим мультфильм.
-Да, мы много сегодня узнали интересного о труде, о профессиях.
-Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела, о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и, по возможности, готовиться к этой профессии. Вопрос выбора профессии за один день не решить. К нему нужно вновь и вновь возвращаться после прочитанных книг, просмотра фильмов, бесед с учителями и родителями, опытными рабочими о труде и профессиях. Ведь главное: Счастье – это когда свой хлеб человек добывает любимым делом (профессией). А у вас главным делом сейчас является ваша учёба, получение хороших знаний, которые пригодятся вам в будущей жизни и профессии.
И в заключение, я хочу сказать всем вам, дорогие ребята, что профессий в мире очень много – интересных, ярких, увлекательных, но, знаете, не так уж важно, какую из них выберете вы, самое важное, чтобы этот выбор был сделан правильно!
Но кем бы ни стали вы –
Врачами или артистами,
Космонавтами, трактористами,
Есть одно пожелание важное:
Чтобы были вы
Хорошими гражданами.
Гражданин великой своей Родины
Должен быть добрым и благородным,
Умным, честным, великодушным,
Работящим, законопослушным.
Любить свою семью, своих близких,
Не допускать даже помыслов низких.
А если сказать без пафоса, попроще!
Будьте, ребята, людьми хорошими!
Жюри оглашает итоги игр, победители награждаются грамотой и призами.
Ведущий подводит итоги игры. Жюри объявляют команду-победитель
(остальным командам выдаются грамоты по номинациям).
Я надеюсь, что в будущем вы все выберите интересную и полезную работу и станете мастерами своего дела. До свидания! До новых встреч.
Список литературы
- Вершинин, В. Игра знакомит с профессией [Текст]/ В. Вершинин// Народное образование – 2002. – №8. – С. 4-8.
- Елькина, О.Ю. Игры профориетационной направленности во внеурочной работе с младшими школьниками [Текст]/ О. Ю. Елькина//Начальное образование. - 2009. – №5. – С. 10-13.
- Землянская, Е.Н. Мир труда и профессий: Сборник дидактических материалов для начальной школы [Текст]/ Землянская Е.Н. – М.:ИОСО РАО, 2000. – 123 с.
- Сборник информационных и методических материалов по подготовке и проведению игры «Мультиквест «Наш «Апати» [Текст].– Кировск: 2014. – 123 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Конспект открытого логопедического занятия. Тема: "Библиотека. Профессия библиотекарь".
Конспект урока.Тема: "Библиотека. Профессия библиотекарь".8 класс (для учащихся с умеренной умственной отсталостью)....
Методическая разработка урока по социально-бытовой ориентировке «Все профессии нужны, все профессии важны».5 класс Особый ребенок
Тип урока: комбинированный Цель: уточнить, расширить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи:Образовательные- сформировать у учащихся интерес к различным видам трудовой деятельн...
Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Разнообразие профессий людей» 2 класс УМК Гармония
В ходе работы над подготовкой к уроку ученики начали оформлять стенд о профессиях. На уроках развития речи дети писали сочинения «Кем я буду, когда вырасту?», «Профессия моих родителей». На уроке изоб...
Методическая разработка профориентационного занятия "Все профессии нужны, все профессии важны"
Актуальность профориентационной работы в школе. Проблема выбора профессии стояла перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особенно актуальной в связи с изменениями, происходящими ...
Методическая разработка «Профориентационная работа на уроках и занятиях внеурочной деятельности в начальной школе, как важный фактор учебной мотивации и социализации обучающихся»
Не секрет, что проблема выбора профессии для выпускников школы сейчас стоит очень остро. Опросы выпускников показали, что выбор высшего учебного заведения часто случаен, по принципу «на что хватит бал...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Нижнеомская Средняя школа №2» Методическая разработка профориентационного занятия с элементами игры «Разнообразие профессий» для учащихся 1-4 классов
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Нижнеомская Средняя школа №2» Методическая разработка профориентационного занятия с элементами игры «...
Внеурочное воспитательное мероприятие. Направление: профориентационная работа. Тема: Путешествие в мир профессий.
Направление: профориентационная работа.Тема: Путешествие в мир профессий.Класс 3Цель: формирование познавательного интереса к людям труда и их профессиям.Задачи: - расширить знания и представлени...