Методическая разработка профориентационного занятия "Все профессии нужны, все профессии важны"
план-конспект занятия (2, 3 класс) на тему

Тарасова Любовь Александровна

Актуальность профориентационной работы в школе. Проблема выбора профессии стояла перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особенно актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Чтобы ребенок осознанно сделал  выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения. Проблема в начальной школе состоит в том, что уроки знакомства с профессиями в рамках школьной программы занимают незначительную часть. Работа по профориентации направлена на создание условий для систематических и регулярных занятий во внеурочное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка профориентационного занятия

Тема: Все профессии нужны, все профессии важны

Цель: расширение информированности о мире профессий, получение обратной связи процесса профориентационного информирования учащихся

Задачи:

продолжить знакомство с разнообразием профессий в современном обществе;
подготовить учащихся к успешной социализации в обществе;
воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий

Целевая аудитория: учащиеся 2-3-х классов

Продолжительность занятия: 35 минут

Оборудование:

мультимедийное оборудование, презентация

магнитная доска, карта «Путешествие в мир профессий» (Ватман на котором пунктирной линией изображен путь. На пути нарисованы препятствия, в конце – дерево без листьев), коробка с предметами (фотоаппарат, компьютерная мышь, краски, микрофон), чистый лист (формат А-4), черный маркер, магниты, зеленые листья по числу детей. Карточки для работы в группе.

Этапы занятия
1.Мотивация к деятельности
Цель: создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в деятельность; эмоциональный настрой на занятие
2.Игровое упражнение «Самая- самая»
Цель: формирование интереса к людям разных профессий
3.Игра «Угадай профессию»
Цель: повышение осведомленности о содержании работы представленных профессий в игровой форме
4.Игра «Бюро находок»
Цель: формирование представлений о мире профессий, знакомство с понятиями «инструмент», «орудие труда»
5.Отгадай загадки.
6.Подведение итога занятия

Ход мероприятия:

На доске висит карта. Путь обозначен пунктирной линией, по мере продвижения  маркером проводится сплошная линия. По ходу занятия педагог выписывает все названия профессий, которые называют дети на лист, висящий на доске.

Класс разделен на 4 команды. Дети работают в группах.

1.Вводная часть

На ваших столах карточки со словами. Давайте прочитаем эти слова.

СОЛНЦЕ, ТРУД, КРАСИТ, А, ЧЕЛОВЕКА, ЗЕМЛЮ

Составьте пословицу из данных слов. 

Дети: Землю красит солнце, а человека труд.

Учитель: Правильно, а кто попробует объяснить смысл этой пословицы?

Дети: Труд дает средства к существованию. Все, чего человек достиг, он достиг благодаря труду. Уютные дома, красивая одежда, вкусная еда, интересные развлечения – все это плоды человеческого труда.

Кроме того, не зря говорят, что труд облагораживает человека. Это, конечно, должен быть труд по душе, который приносит радость. Человек, который трудится, чувствует себя бодрым и энергичным, выглядит подтянутым. «Землю красит солнце, а человека труд» - такая поговорка ходит в народе.

Учитель: Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, да и дело будет спориться.

Что же такое профессия? Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки?

Дети: Нет.

Учитель: Правильно, сначала надо учиться в техникуме, институте или в других учебных заведениях.

А теперь давайте посмотрим на экран и прочитаем, как объясняется слово « профессия » в толковом словаре.

Ученик: ПРОФЕССИЯ – это вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека.

О чем у нас с вами пойдет разговор? Назовите тему занятия.

Совершенно верно, тема нашего занятия: «Все профессии нужны, все профессии важны».

Мы совершим интересное путешествие, поможет нам в этом вот эта карта. Мы с вами пройдем по дороге, но это не простая дорога, на пути у нас будет много препятствий и испытаний. Для того, чтобы их преодолеть вы должны быть внимательными, вспомнить все, что вы знаете о разных профессиях и тогда вы доберетесь до «Дерева профессий» и поможете ему зазеленеть. Итак, в путь!

Вот на нашем пути первое препятствие – бурная река, а моста через нее нет. Чтобы перебраться на другой берег вам необходимо ответить на следующие вопросы.

2.Игра «Самая – самая». Нужно назвать те профессии, которые в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика – самая мокрая профессия. Какие профессии являются самыми мокрыми? (моряк, водолаз, океанолог, спасатель).

Характеристики:

- самая зеленая профессия (цветовод, овощевод, флорист, ландшафтный дизайнер)

-  самая детская профессия (воспитатель, педиатр)

- самая смешная профессия (актер, клоун, цирковой артист)

- самая опасная профессия (разведчик, военный, полицейский, пожарный)

- самая денежная профессия (банкир, кассир, бухгалтер)

- самая общительная профессия (журналист, телеведущий, учитель)

- самая сладкая профессия (кондитер, шоколатье)

- самая волосатая профессия (парикмахер)

Подготовленный ученик рассказывает о профессии шоколатье.

Шоколатье — мастер, маг и волшебник, создающий из шоколадной массы конфеты и фигурный шоколад по классическим или авторским рецептам.

Профессия шоколатье появилась в XVII веке, когда шоколад стал твёрдым. До этого его только пили.

В шоколаде ценится не только оригинальный вкус, но и оригинальный вид. Невероятное разнообразие видов и форм шоколадной продукции сегодня существует благодаря бесконечной фантазии и творческой работе шоколатье!

Настоящие профессионалы-шоколатье предпочитают работать в маленьких шоколадных бутиках, где процесс изготовления шоколадных шедевров происходит вручную, без автоматизированных производственных линий. Только так можно приготовить НАСТОЯЩИЙ ШОКОЛАД из натуральных ингредиентов с гармоничной добавкой тепла души и любви мастера в каждую конфетку.

На кондитерских фабриках профессия шоколатье называется по-другому: инженер-технолог цеха шоколадной массы. В обязанности входит:

длительная работа над подбором ингредиентов и разработки новой рецептуры;

отработка технологии производства по новому рецепту.

Шоколатье — владельцы собственного бизнеса контролируют не только качество сырья, но и условия его выращивания, занимаются селекцией какао-бобов.

Шоколатье воплощают в реальность не только свои идеи и фантазии. Многие бутики работают на заказ и выполняют пожелания клиентов. В последнее время очень модно оформлять корпоративные вечеринки, свадьбы и детские праздники шоколадной фантазийной продукцией — букеты шоколадных цветов, бутоньерки, необычные наборы конфет с логотипом компании, пригласительные билеты в виде шоколадной плитки, на которых указаны место и время проведения мероприятия. Кроме невероятного вкуса и своеобразной формы произведения мастеров-шоколатье требуют такой же нестандартной упаковки. Обычно шоколатье сотрудничают с проверенными типографиями, которые гарантируют качество упаковки, соответствие её пищевым стандартам и сроки изготовления.

Плюсы и минусы профессии

Шоколатье — профессия, в которой одни только плюсы, плюсы, плюсы:

творческая работа с самым вкусным продуктом на земле;

несмотря на свою редкость профессия востребованная;

при успешном ведении бизнеса — высокооплачиваемая.

И единственный МИНУС: многие шоколатье, постоянно имея дело с шоколадом и ежедневно дегустируя его, не могут в полной мере наслаждаться его вкусом, как люди, пробующие его изредка.

Учитель: Молодцы, вы справились с заданием, а значит, перебрались на другой берег. Идем дальше. Вот перед нами высокие горы, чтобы их преодолеть нам необходимо специальное снаряжение.

- Ребята, как называется профессия людей, которые преодолевают высокие горы? (альпинист, горный спасатель).

- Чтобы получит альпинистское снаряжение вам необходимо выполнить следующее задание.

3.Игра «Угадай профессию» (пантомима)

Учитель: Итак, нам прислали большую посылку (педагог достает коробку, в которой находятся фотоаппарат, компьютерная мышь, краски, микрофон). Сейчас представитель каждой команды по очереди будет подходить и доставать по одному предмету из коробки (предметы упакованы в непрозрачные мешочки).

Вы должны догадаться о какой профессии идет речь и изобразить в виде пантомимы, т.е. с помощью мимики, жестов, движений, не называя ее классу, никак ее не озвучивая.

Каждая группа по очереди представляет свою профессию, а остальные участники пытаются угадать, что это за профессия.

Молодцы, вы справились с заданием, получили снаряжение и перебрались через высокие горы. Двигаемся дальше. Теперь перед нами – непроходимый густой лес. Чтобы пробраться через лесную чащу, вы должны сосредоточиться и назвать профессии по предметам и орудию труда.

4. Игра «Бюро находок».

- На слайде представлены орудия труда, предметы, характерные для людей разных профессий. Назовите эти профессии.

5. Игра «Отгадай загадку».

- Идем дальше. Перед нами опасное природное явление – вулкан. Как называется профессия людей, изучающих это чудо?

(Вулканолог. Подготовленный ученик коротко рассказывает об этой профессии).

Чтобы его преодолеть необходимо отгадать загадки.

Приключилась беда?

Он помочь придёт всегда.

На земле и на воде –

Нужен труд его везде (Спасатель).

Он во время посевной

Не приходит спать домой:

Пашет поле день и ночь,

Чтобы родине помочь (Тракторист).

Он механики знаток,

Вот ключи и молоток.

Он починит пароход

И часов наладит ход (Механик).

Кисти, краски и холсты

У него увидишь ты.

Написать он будет рад

На холсте цветущий сад (Художник).

Любит он строгать, пилить,

Может мебель смастерить.

И для дудочки футляр

Сделать нам готов (Столяр).

Кладёт кирпич за кирпичом –
Из кирпича он строит дом.
Растёт этаж за этажом,
Чтобы смеялось солнце в нём,
Чтобы выше, чтобы шире
Были комнаты в квартире. (Строитель)

Щёлкнул ножницами звонко,
Раз-другой взмахнул гребёнкой,
От затылка до висков
Выстриг много волосков. (Парикмахер)

В гости звать его не надо,

Он всегда приходит сам.

В сумке доставляет радость

По домашним адресам.

В настроенье приподнятом

Телеграммы носит в дом.

Потому что он, ребята,

Кто, скажите? ...

6.Итог занятия.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки, а значит, преодолели извергающийся вулкан. Ну, вот мы подошли к «Дереву профессий».

Но что с ним не так? (На нем не хватает листьев).

На нашем занятии мы вспомнили название многих профессий, узнали новые, назовите их.

Все профессии записаны на этом листе. Теперь, чтобы наше дерево зазеленело полностью, вы на этих листьях (каждому выдается листок от дерева) напишите название профессии, которая вам нравится больше всех, и возможно, когда вы вырастите, то выберете именно ее. Счастлив тот, кто занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию.

Дети пишут, подходят к дереву, прикрепляют листья и объясняют свой выбор.

Ребята, а как бы вы назвали дорогу, по которой мы сегодня путешествовали? («Дорога знаний», «Дорога жизни» и т.д.).

Подводятся итоги соревнования.

Образовательные ресурсы

Профориентационные игры для учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений : Методические рекомендации // Институт профессионального образования и исследования рынка труда». – Режим доступа:  cirthmao.ruindex.php…

innovacionnaya/igry_po…

kopilkaurokov.ruВнеурочная работаПрочее 7498…-chas-ighry-po…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Все профессии нужны, все профессии важны!"

Цель: знакомить учащихся с различными профессиями, расширять знания о них; побуждать учащихся к активной познавательной творческой деятельности; развивать умение работать в группах; воспитывать ...

Все профессии нужны, все профессии важны!

Этот материал могут использовать учителя начальных классов, как во внеклассной работе, так и на уроках. Интересен он будет и воспмтателям ГПД....

Все профессии нужны, все профессии важны.

Презентация, знакомящая детей (в стихах) с различными профессиями. Можно использовать во внеурочной деятельности и на уроках окружающего мира....

Проектная деятельность на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны». (Профессия – ветеринар)

В  дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает  приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями...

Веселый урок о профессиях "Все профессии нужны, все профессии важны"

Занимательное знакомство с различными профессиями....

Учебно-методический комплект (Технологическая карта классного часа на тему "Все профессии нужны, все профессии важны!" + мультимедийная презентация) 2 класс

Классный час  на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны!"»Цель: профориентация младших школьниковЗадачи:Ознакомить обучающихся с различными профессиямиПоказать значимость этих профессийР...

Разработка внеклассного мероприятия (часа общения) в 1 классе на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны!»

Воспитательное мероприятие направлено на формирование у ребёнка социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в современном о...