Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Разнообразие профессий людей» 2 класс УМК Гармония
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
В ходе работы над подготовкой к уроку ученики начали оформлять стенд о профессиях. На уроках развития речи дети писали сочинения «Кем я буду, когда вырасту?», «Профессия моих родителей». На уроке изобразительного искусства рисовали рисунки на тему «Профессия людей». Были подведены целевые экскурсии в библиотеку, магазин, на почту, поликлинику, которые помогли детям, познакомится с функциями работы людей в этих учреждениях. На уроках литературы дети читали тексты о профессиях, а затем рисовали иллюстрации к тексту, создали словарик профессий. Данный материал может использоваться на уроках развития речи, русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, истории, изобразительного искусства. Далее мои ученики хотят познакомиться со старинными профессиями и составить словарик старинных профессий.
Тема актуальна, так как знакомит детей с профессиями, вызывает интерес к различным профессиям. Также расширяется кругозор детей, происходит актуализация полученных знаний, формирование исследовательских знаний, воспитание уважения к людям труда
Результатом данной большой работы является открытый урок окружающего мира с использованием презентации, которая помогает учителю достичь при изучении этой темы наилучшего результата.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Разнообразие профессий людей» во 2В классе по программе "Гармония"
Тема: " Разнообразие профессий людей"
Тип урока: изучение нового материала.
Цель : формирование у учащихся представления о многообразии профессий и их взаимосвязи.
Задачи:
Образовательные:
расширить представления учащихся о профессиях;
познакомить с профессиями эколога и композитора;
учить ориентироваться в мире профессий.
Развивающие:
содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в парах;
развивать интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, классифицировать, формулировать вопросы, описывать, объяснять);
содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
Воспитывающие:
способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям;
воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий.
Оборудование: картинки с изображением людей разных профессий, пословицы и поговорки о труде; толковый словарь С. И. Ожегова; карточки для выявления уровня знаний детей о профессиях; видеоролик об А. Ф. Цибизове; конверты с карточками для "Домино"; плакат с видом г. Ясного и фотографиями учащихся в будущем; выставка книг о профессиях.
Материально – техническое обеспечение: компьютер с мультимедиапроектором .
Ход урока:
I. Организационный момент
- Прозвенел звонок, начинается урок.
- Ребята, у нас на уроке сегодня гости. А гости - это всегда радость и хорошее настроение. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их ещё раз кивком головы.
- А теперь тихо сядут девочки, ещё тише мальчики!
- Добрый день, уважаемые врачи и учителя, лётчики и строители, спортсмены и космонавты, артисты и мореплаватели, строители и защитники Отечества. Не удивляйтесь, что я вас так называю. Пройдут школьные годы, и именно вы встанете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьёте красивую и удобную одежду, испечёте самый вкусный в мире торт или первыми откроете новые звёзды.
II. Актуализация знаний.
- Конечно, это всё вас ждёт в будущем.
- Ребята, а в каком городе вы живёте? (в Ясном).
- Как думаете, вы хорошо знаете свой город?
- Недавно, прогуливаясь по Ясному, я сфотографировала некоторые здания. Хочу их вам показать. Постарайтесь догадаться, люди каких профессий могут находиться в этих зданиях.
КРОССВОРД. СЛАЙД
Обратите внимание на слайд. Вам знаком этот объект? Назовите его. А кто там работает?
1. Пожарная часть г.Ясного. (ПОЖАРНЫЙ)
2. Поликлиника (ДОКТОР) медсестра
3. Супермаркет «Магнит» (ПРОДАВЕЦ) кассир, грузчик
4.Фотоцентр "Зенит" (ФОТОГРАФ)
5.Хлебозавод (ПЕКАРЬ) кондитер
6.Детский сад (ВОСПИТАТЕЛЬ) младший воспитатель, повар
7.Банк (КАССИР) банкир
8.Полиция (ПОЛИЦЕЙСКИЙ) дпс
9.Комаровская СОШ (УЧИТЕЛЬ)
- Какое ключевое слово у нас получилось? Прочитаем хором. : Профессии.
III. Формулировка задач урока
- Итак, ваши знания о городе Ясном помогли нам определить ключевое слово кроссворда и ключевое слово темы урока.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня на уроке будем говорить? (о профессиях)
- Тема нашего урока звучит так - "Разнообразие профессий". СЛАЙД
- Сформулируйте задачи нашего урока, опираясь на значение ключевого слова. Как считаете, что мы должны узнать на уроке?
• узнать, что такое профессия;
• расширить знания о разнообразии профессий;
•определить роль профессий в жизни людей.
IV. Работа над новой темой
1) Знакомство с понятием "ПРОФЕССИЯ"
- Ребята, кто из вас может сказать, что означает слово «профессия»? (Ответы детей.)
- Где мы можем найти точное толкование слова? ( в словаре)
- Обратимся к толковому словарю. В этом словаре собраны почти все слова русского языка. Составили этот словарь Сергей Иванович Ожегов и Наталия Юрьевна Шведова. Если значение какого- то слова непонятно, то его можно найти в этом словаре.
- У вас на столах лежат карточки с определением слова «ПРОФЕССИЯ», взятое из словаря. Прочитайте, что оно означает.
ПРОФЕССИЯ – это основной род занятий, трудовой деятельности. СЛАЙД
2) Выявление уровня знаний
- Ребята, прежде чем начать говорить о профессиях, мне хотелось бы узнать, на сколько хорошо вам знакома эта тема. У вас на партах лежат карточки для самооценки, положите поближе к себе.
№1 синий : Кто считает, что он мало, не достаточно хорошо знает о профессиях, и хотел бы ещё больше узнать?
№2 зелёный: Кто достаточно знает о профессиях, но ещё не всё?
№3 красный: Кто считает, что всё знает о профессиях?
- Раскрасьте кружок нужным цветным карандашом в первой колонке на карточке самооценки. Отложите карточку на край парты. Она понадобится вам в конце урока.
3) Знакомство с новыми профессиями
- Как вы думаете, сколько существует в мире профессий? (ответы детей)
- Специалисты утверждают, что в мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Но эта огромная цифра далека от определённости. Жизнь не стоит на месте, одни профессии отмирают, а другие появляются.
Например, раньше были такие профессии, как летописец, кучер, прачка, писарь, полотёры. Сейчас таких профессий нет.
А вот эти профессии появились недавно (возможно, вы даже не знаете их значения):
Шопер – консультант по стилю, хороший стилист и психолог.
Менеджер – специалист по управлению.
Программист – это специалист по компьютерам, создаёт к ним программы.
- Море профессий необозримо. Как вы думаете, где можно узнать о профессиях? ( спросить у взрослых, посмотреть в интернете, в книгах) У нас в классе организована небольшая выставка книг о профессиях. На перемене можно подойти и просмотреть их.
- Более подробно я хочу познакомить вас с двумя профессиями.
- Знаете ли вы, что 2013 год был объявлен годом окружающей среды?
- Какие профессии, связанные с природой, можете назвать? (эколог, ветеринар, дрессировщик, служитель зоопарка, дизайнер садов)
- С ухудшением состояния окружающей среды стала важной в обществе профессия эколога. Вот об экологах мне помогут рассказать Зарина, Вика, Артур Т Аня и Вова.
- профессия эколог
- Ребята, знаете ли вы, что такое экология? СЛАЙД
- Слово "экология" происходит от греческих слов "эко" и "логос", которые в переводе означают "дом" и "наука". Экология - наука о доме, о взаимоотношениях живого вещества с окружающей его средой. А люди, которые занимаются проблемами экологии, называются экологи.
Уч.: Экологи - это те специалисты, которые пытаются объяснить, почему высыхают реки, гибнет рыба или летом выпадает снег. Они также изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека.
Уч.: Экологи исследуют влияние деятельности людей на природу, разрабатывают принципы её охраны, заносят сведения о редких и исчезающих видах растений и животных в Красные книги.
Уч.: Неразрывно связаны понятия «экология» и «здоровье». Ведь загрязнённые выбросами атмосферный воздух или грунтовая вода часто становятся причиной различных заболеваний.
Уч.: Работа эколога – не из лёгких, ведь не все граждане понимают, что будущее нашей планеты зависит от каждого жителя. Сегодня такой специалист, как эколог, необходим на каждом предприятии и в большинстве организаций.
Уч.: Кроме того, множество экологов участвует в проведении различных акций (таких, как очистка морской воды и спасение животных от разлитой нефти или экологическое просвещение жителей).
- День эколога отмечается 5 июня. Эту дату ещё называют Всемирным днём окружающей среды. Данный праздник сопровождается проведением различных «зелёных» акций и пикетов, в школах – конкурсами детского рисунка на тему защиты природы. Помните, ребята, в прошлом учебном году, когда вы были в первом классе, наш класс готовил экологическое мероприятие на параллели 1-ых классов "Сохранить природу - сохранить жизнь"?
- Летом в нашем пришкольном лагере "Солнышко" был организован экологический отряд "Экотопик", в котором отдыхали два мальчика из нашего класса. Виталий, Артур, расскажите, в каких экологических делах вы принимали участие? (ответы детей)
- физминутка (для снятия мышечного напряжения с шеи, плеч) СЛАЙД
- А сейчас все встаньте, пожалуйста. Представьте, что ваш нос - это карандаш, и с закрытыми глазами нарисуйте картинку, где изобразите красивый и экологически чистый наш город Ясный.
- Молодцы, красивые картины получились. В какую профессию вы только что перевоплотились? (профессию художника)
- Верно. Красивые картины всегда вызывают у человека чувство прекрасного. А что ещё может вызвать такое чувство? (стихи, песни, музыка)
профессия композитора
- Хочу вас познакомить с ещё одной профессией, которая связана с прекрасным. А какая это профессия, отгадайте из загадки.
Он пишет музыку для нас, СЛАЙД
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет? (Композитор)
- Композиторы сочиняют музыку к кинофильмам, спектаклям, для эстрадных исполнителей. Пишут оперы, симфонии, инструментальные произведения. Композитор должен свободно ориентироваться в музыкальных стилях и владеть музыкальными инструментами.
- Одни композиторы сочиняют музыку за инструментом, другие сразу записывают ее нотами. В любом случае это творчество.
- Эту профессию выбирают люди в том случае, если они жить не могут без музыки и ее сочинение приносит им настоящее удовольствие.
- Каких композиторов вы знаете? (Глинка, Чайковский, Моцарт) СЛАЙД
- В нашей Оренбургской области тоже есть немало замечательных композиторов. Познакомить вас хочу с Алексеем Фёдоровичем Цибизовым, которому в этом году исполнилось 84 года. А недавно Алексей Фёдорович отмечал 60-летие творческой деятельности. Об этом был репортаж в передаче "Вести Оренбуржья", который предлагаю вам посмотреть.
фильм-репортаж о Цибизове А.Ф.
- Ребята, в ряду всемирно известных композиторов, которых вы называли, запомните и фамилию нашего земляка Цибизова Алексея Фёдоровича.
4 )Физминутка
- Итак, о каких профессиях вы узнали более подробно? (эколог, композитор)
- А какие ещё профессии знаете?
- Я предлагаю вам перевоплотиться в некоторые профессии и передохнуть.
Каменщик из кирпичей стену строит. Дом ничей.
(Кладём правую руку на левую, левую — на правую и т. д. всё выше и выше.)
Я — маляр, я стены крашу, (Расслабленной кистью водим вверх-вниз.)
потолок («красим потолок»)
и кухню вашу. (Движения рукой влево-вправо.)
Я — электрик.
Свет включу, («Включаем свет, нажимая на выключатель».)
Только лампочку вкручу.
(«Вкручиваем лампочку» — вращательные движения кистью правой руки.)
Приходите в новый дом (Ладони «домиком».)
И живите долго в нём! (Развести руки в стороны.)
- О каких профессиях вспомнили, выполняя физминутку? (каменщик, маляр, электрик)
5) Игра « Домино»
- Вы очень активные и подвижные, а можете ли вы помочь друг другу. Давайте проверим, как вы работаете в парах. Нам предстоит выполнить задание «Домино».
- На партах у вас лежат конверты. Откройте их. На листочках синего цвета написаны вопросы, а на листочках зелёного цвета - ответы. Вам нужно к каждому вопросу найти верный ответ, то есть карточку, и подставить. Для этого нужно подумать и решать всё сообща. Чья пара будет готова, вы поднимете руки, вместе держась за руки. Я буду видеть, что ваша совместная работа готова. Приступили к заданию.
Кто пишет книги? | Писатель |
Кто лечит людей? | Врач |
Кто учит детей? | Учитель |
Кто лечит животных? | Ветеринар |
Кто стрижёт людей? | Парикмахер |
Кто считает деньги? | Бухгалтер |
Кто печёт хлеб? | Пекарь |
Кто играет роли в театре или кино? | Артист |
Проверка задания. (учитель читает вопрос, дети хором отвечают)
- Молодцы. А теперь также дружно и тихо сложите карточки в конверт и положите на середину парты.
6) Игра «Узнай профессию»
- В каждой профессии есть свои предметы труда, важные и необходимые. По предметам можно догадаться, о какой профессии идёт речь. Сейчас мы с вами поиграем в игру "Угадай профессию".
Небо, штурвал, самолёт, аэропорт. (лётчик или пилот)
Расчёска, ножницы, зеркало, лак для волос. (парикмахер)
Весы, деньги, касса, товары. (продавец)
Ферма, коровы, ведро, молоко. (доярка)
Трактор, плуг, рычаг. (тракторист)
Провода, столбы, выключатель. (электрик)
Книги, полки, выставка книг.( библиотекарь)
Поле, пшеница, зерно, комбайн.( комбайнер)
Рисунок, проект, план, город, гармония, чертёж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)
Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной)
Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Cтоляр)
Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)
Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)
Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим. (Артист)
Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, стена, кладка. (Строитель)
Мольберт, краски, пейзаж, портрет. (Художник)
7) Найди ошибку СЛАЙД
- Художник, которого вы только что угадали, нарисовал две картины. Но, по-моему, он что-то перепутал. Объясните, что.
8) Игра "Правда ли?"
- Продолжим тему путаницы и поиграем в игру "Правда ли?"
Если вопрос поставлен правильно - встаём возле своих парт, а если в вопросе содержится ошибка, топаем ногами, сидя на местах.
Правда ли, что пекарь доит корову? (доярка)
Правда ли, что танкист перевозит людей? (водитель)
Правда ли, что кочегар топит печь?
Правда ли, что свинарка лечит поросят? (ветеринар)
Правда ли, что маляр красит стены?
Правда ли, что кондитер печет торты и пирожные?
Правда ли, что бухгалтер пишет картины? (художник)
Правда ли, что ветеринар лечит людей? (врач)
Правда ли, что воспитатель разносит почту? (почтальон)
9) Определение важных человеческих качеств в любой профессии
- Много профессий мы с вами вспомнили. Конечно, можно быть прекрасным, знающим врачом, водителем, грузчиком, но человек в любой профессии должен обладать необходимыми человеческими качествами, чтобы своим трудом приносить радость. Выберите из списка черты характера, которыми, как вы считаете, должен обладать человек любой профессии и поднимите руку. А если не выбираете какую-то черту характера, то руку, соответственно, не будете поднимать.
Добрый, добросовестный, эгоистичный, ответственный, злой, внимательный, терпеливый, сознательный, грубый, воспитанный.
- Почему не выбрали такую черту как эгоистичный, грубый, злой?
10) Пословицы и поговорки о труде и трудолюбии.
- Ребята, народ с давних пор в своём творчестве отражает положительное отношение к труду. Пословицы и поговорки о труде и трудолюбии передавались от поколения к поколению. Дошли до наших дней.
- Кто напомнит, что такое пословица? (Пословица - это краткое народное изречение с назидательным содержанием.)
- Кто из вас знает пословицы о труде и трудолюбии?( ответы детей).
Посмотрите на экран и прочитайте в полголоса три пословицы. Как вы их понимаете? СЛАЙД
Умелые руки не знают скуки.
Труд человека кормит, а лень портит.
Без труда и отдых не сладок.
- А ещё люди говорят: «Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени – только три дня». Я желаю вам всегда помнить об этом.
11) Определение взаимосвязи профессий
- Профессий в мире много. Сколько, кто запомнил? (40 тыс.)
- Как вы считаете, какая профессия самая нужная, самая важная и без неё люди не могли бы нормально жить? И объясните, почему вы так думаете. (ответы детей)
- Да, ребята, врач – самая важная профессия. Но врач хочет есть. Мясо, молоко, овощи ему предоставит фермер.
- Кто поможет доктору доехать до больницы?
- Кто насчитает врачу зарплату?
- Доктор любит читать книги. Кто их напишет?
Вывод: Есть профессии, без труда которых не могут обойтись люди, где бы они ни жили. Значит: все профессии нужны, все профессии важны.
V. Итог
- О разных профессиях мы с вами сегодня говорили.
-Вопрос выбора профессии за одно занятие, за один день не решить. Пройдёт ещё немало времени, прежде чем вы сделаете свой выбор.
- А что сейчас является для вас главным трудом? (ответы детей)
.-Верно, учёба и приобретение прочных знаний – ваш главный труд. А прочные знания в будущем помогут вам воплотить свою мечту в жизнь, получить профессию, о которой вы мечтаете уже сейчас.
- Неделю назад вы мне сказали, какую профессию хотели бы приобрести в будущем. Так как я очень люблю приятные сюрпризы, решила приготовить и для вас сюрприз. Я сделала плакат, какими вас представила в этом будущем в названной вами профессии. Именно вы – наше будущее, надежда и опора.
Много в мире профессий разных,
Какую выбрать – не узнаешь сразу.
В жизни всё сгодится,
Стоит только хорошо учиться.
VI. Рефлексия.
- А теперь обратите внимание на свою карточку самооценки и раскрасьте кружок во второй колонке. Напоминаю,
№1 синий : Кто считает, что он также мало знает о профессиях, как и в начале урока, и хотел бы ещё больше узнать? (То есть на уроке ничего не слышал.)
№2 зелёный: Кто уже после урока достаточно знает о профессиях, но всё равно ещё не всё?
№3 красный: Кто считает, что всё узнал о профессиях?
- Изменились ли цвета кружочков?
- Справились ли мы с задачами урока, как считаете? Узнали, что такое профессия? Убедились в многообразии профессий и их взаимосвязи?
- Что бы вы хотели ещё узнать по этой теме?
СЛАЙД Спасибо за работу!
Топорова Алевтина Вениаминовна, учитель начальных классов МБОУ Комаровская СОШ, ЗАТО Комаровский
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
П О Ж Р О Ф Р А В В Д И И С С Е А Ч П А Ц П Р К О Ч Л С О Т Т Ц И П Е И А Р Е А С Й Е Т А Т А В Ф У О Р Ь К П Е К 1 2 3 4 5 6 8 9 7 Н Ы Й О Г Р Л Ь И Й Л Ь Разгадай кроссворд
РАЗНООБРАЗИЕ ПРОФЕССИЙ
Профессия – это основной род занятий, трудовой деятельности.
ЭКОЛОГИЯ – наука о доме.
Экологи
ДЕНЬ ЭКОЛОГА – 5 июня
Лагерь «Солнышко» Отряд « Экотопик »
Композиторы
Цибизов Алексей Фёдорович
Найди ошибку!
Умелые руки не знают скуки. Без труда и отдых не сладок. Труд человека кормит, а лень портит.
Автор презентации: учитель начальных классов Комаровской средней общеобразовательно й школы Топорова Алевтина Вениаминовна
Предварительный просмотр:
Карточки для домино
Кто пишет книги? | Кто пишет книги? |
Кто лечит людей? | Кто лечит людей? |
Кто учит детей? | Кто учит детей? |
Кто лечит животных? | Кто лечит животных? |
Кто стрижёт людей? | Кто стрижёт людей? |
Кто считает деньги? | Кто считает деньги? |
Кто печёт хлеб? | Кто печёт хлеб? |
Кто играет роли в театре или кино? | Кто играет роли в театре или кино? |
Кто пишет книги? | Кто пишет книги? |
Кто лечит людей? | Кто лечит людей? |
Кто учит детей? | Кто учит детей? |
Кто лечит животных? | Кто лечит животных? |
Кто стрижёт людей? | Кто стрижёт людей? |
Кто считает деньги? | Кто считает деньги? |
Кто печёт хлеб? | Кто печёт хлеб? |
Кто играет роли в театре или кино? | Кто играет роли в театре или кино? |
Кто пишет книги? | Кто пишет книги? |
Кто лечит людей? | Кто лечит людей? |
Кто учит детей? | Кто учит детей? |
Кто лечит животных? | Кто лечит животных? |
Кто стрижёт людей? | Кто стрижёт людей? |
Кто считает деньги? | Кто считает деньги? |
Кто печёт хлеб? | Кто печёт хлеб? |
Кто играет роли в театре или кино? | Кто играет роли в театре или кино? |
Топорова Алевтина Вениаминовна, учитель начальных классов МБОУ Комаровская СОШ, ЗАТО Комаровский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
методическая разработка урока окружающего мира "Почва-кормилица" 3 класс, УМК "Гармония"
Разработка урока по теме "Почва - кормилица" с национально-региональным компонентом. тип урока: изучение нового материала, оборудование - презентация, учебник - тетрадь О.Т.Поглазовой "Окружающий мир"...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»
Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...
Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Как лечились наши предки» 3 класс УМК Гармония
В ходе урока ученики познакомятся с тем, как лечились наши предки, как сохраняли здоровье. Знание того, как устроен организм, как работает, в чём он нуждается, как уберечь его от микробов и вредных ве...
Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония
Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты" 2016г.,ФГОС...
Урок окружающего мира по теме "Разнообразие растений". 3-й класс
Урок - исследование. УМК "Начальная школа 21 века"...
3 класс. Учебно-методический комплект по окружающему миру по теме :"Разнообразие веществ" (конспект+презентация)
Цели: 1. Донести до учеников, какие бывают вещества, какими свойствами они обладают и как используются человеком.2. Обеспечить развитие памяти, внимания.3. Вызвать интерес к уроку «Окружаю...