Познавательные игры в группе продлённого дня.
занимательные факты (1 класс)

Познавательные игры в группе продлённого дня , очень интересны для учащихся 1 класса.  Давно известно, что игра для детей не только отдых и развлечение, но и способ познать мир. Воспитательные возможности игры я с успехом  использую  в своей работе. Мною разработаны целые серии познавательных игр, которые я провожу с детьми младших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnye_igry_v_gruppe_prodlennogo_dnya.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Познавательные игры в группе продленного дня

     Давно известно, что игра для детей не только отдых и развлечение, но и способ познать мир. Воспитательные возможности игры я с успехом  использую  в своей работе. Мною разработаны целые серии познавательных игр, которые я провожу с детьми младших классов.

   Детям очень полюбилась игра «В мире сказок А.С.Пушкина». Для ее проведения  я готовлю презентацию с картинками  героев различных сказок поэта или фрагменты этих сказок. Кроме того, готовлю карточки  с заданиями.

    Ребята должны отгадать, герой какой сказки на слайде и ответить на вопросы, напечатанные на карточке. Вопросы и задания могут быть, например, такими:

  1. Из какой  сказки эти слова?

По-нашему говорила рыбка,

Домой в синее море просилась,

Дорогой ценою откупалась…

  1.  По словам текста:

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо:

Гуляй там себе на просторе,-

  1. Определи, каким был старик.

  1. Как изменялось море каждый раз, когда старик приходил  с просьбой к рыбке, и  почему?

  1.  Продолжи слова:

   Свет мой, зеркальце! Скажи,

  Да всю правду доложи…-

    и  назови сказку.

  1. Почему  царица-мачеха решила погубить царевну?

  1. За что полюбили царевну братья-богатыри?

  1. Кто помог королевичу Елисею отыскать невесту?

   Будет интересно, если ведущий игры наденет костюм сказочного героя  или ограничится отдельными деталями костюма- например, кокошник для царевны или русская шапка для царевича.

   Игру можно разнообразить, включив аудиозапись, их инсценировку  или другое. Можно провести конкурс между командами.

   Цель игры-путешествия «Волшебная полянка»- познакомить с лекарственными растениями, научить правильно их собирать.

    Если проводить игру зимой, нужны слайды с изображением лекарственных растений, гербарий. При помощи этого, а также детской фантазии, классная комната превращается в лесную поляну, а ребята в веселых путешественников, которые «идут»  по летнему  лесу. Игра начинается со слов:

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства.

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем, как, что лечить,

Я могу вас научить.

Знаю я без исключенья…

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться

Находить в лесу растенья,

Что пригодны для леченья.

    В это время можно включить аудиозапись  пения лесных птиц. Ребята могут прочитать стихи о лесе, о его красоте и целебной очищающей силе.

   В ходе «путешествия» с ребятами случаются разные истории: у одного поднялась температура, другой натер ногу, третий промок под дождем и схватил насморк, у четвертого заболел живот (или голова) и т.д. В каждом случае надо найти нужное растение  и оказать больному помощь. В случае затруднения  я помогаю детям: уточняю и дополняю ответы ребят о лечебных свойствах того или иного растения. Дети узнают, что подорожник  снимает боль и способствует заживлению ран, ожогов, что он полезен при болезнях желудка; листья земляники успокаивают нервную систему, а одуванчик  снимает сосудистое давление и помогает при бессоннице.

   Во время такой игры школьники не только узнают о многих целебных свойствах растений, но и хорошо запоминают их внешний вид.

   В заключении подводится итог, где говорится о необходимости бережного отношения  к лесному богатству.

   Познавательная игра может предшествовать или подводить итог экскурсии. Так, перед экскурсией я проводила игру-путешествие «Растения и животные нашего края», в ходе которой  ребята побывали на станциях «Лес», «Водоем», «Луг» и расширили свои знания об их обитателях. Приближаясь на воздушном шаре  к станции «Лес», они читали стихи о лесе. Затем отгадали ряд загадок о деревьях, птицах, зверях. Например:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью  питает,

Зимой согревает.   (Лес)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.   (Сорока)

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник.  (Дятел)

Кто на голове своей лес носит?  (Лось)

Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь)

   «Оказавшись на лесной поляне», ребята слушали пение птиц (использовались аудиозаписи  «Голоса птиц в природе»), «собирали» грибы и ягоды, говорили о пользе леса для человека, вспомнили пословицы и поговорки о лесе.

   Аналогичным образом проходило путешествие на  станции «Луг», «Водоем». Дети читали стихи о красоте родных лугов, озер и рек, называли луговые растения и травы, речных и озерных обитателей, сообщили о них то, что узнали из природоведческой, научно-популярной или художественной литературы. При этом на всех станциях звучали музыка, стихи Е.Благининой, И.Сурикова, С. Погореловского и др.

   Игры-путешествия в мир растений и животных вызывают у ребят большой интерес, пробуждают их познавательную активность. Содержание их может быть очень разнообразным, включать в себя конкурсы, викторины, игры на внимание, такие, как  «Узнай растение (животное) по описанию», «Кто внимательнее?», «Что изменилось?» и т.п. Подобные занимательные  игры можно проводить и на клубных часах, и в ходе прогулок и экскурсий. Полезны  в познавательном отношении игры-путешествия в космос, по городам-героям, в историческое прошлое или будущее  страны, в заповедные места и т.д. Они, как правило, связываются  с определенными событиями, с местными условиями, поэтому являются  важным средством в формировании нравственного  воспитания детей.

   Эти и подобные им познавательные игры  дают возможность воспитателю в занимательной форме обогащать кругозор ребят, побуждать их к самостоятельному  поиску ответов на многие вопросы. Умело организованные, они сплачивают коллектив группы, сближают воспитателя с детьми. Но чтобы развить любознательность  детей, игры следует подбирать такие, которые будили  бы активность каждого ребенка, его самостоятельный поиск и творчество. При этом в каждой игре  должны быть предусмотрены  и сложные вопросы, иначе у детей пропадет интерес к ней. И самое главное условие эффективности игр в группе продленного дня- их систематичность. Игрой должна быть пронизана вся внеурочная деятельность, и вовлекать в нее нужно абсолютно всех ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры в группе продлённого дня.

Подборка подвижных игр в группе продлённого дня....

Развивающие и познавательные игры в группе продлённого дня

Методическая работа, посвящена развивающим и познавательным играм в группе продлённого дня...

Методическая разработка "Развивающие и познавательные игры в группе продлённого дня"

Методическая работа, посвящена развивающим и познавательным играм в группепродлённого дня....

Методическая разработка: "Интеллектуально-познавательная игра в группе продлённого дня «Умники и умницы»."

Ведущий: Здравствуйте, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Умники и умницы», но для начала разобьёмся на три команды. Каждая команда должна придумать себе название.За каждый правильны...

Методическая разработка: Интеллектуально-познавательная игра в группе продлённого дня «Умники и умницы».

Цель: раскрытие интеллектуальных способностей детей.Задачи :1. Формирование умения работать в команде.2. Развитие внимания, мышления, сообразительности , обогащение словарного запаса.расширение кругоз...

Методическая разработка: Интеллектуально-познавательная игра в группе продлённого дня «Умники и умницы».

Цель: раскрытие интеллектуальных способностей детей.Задачи :1. Формирование умения работать в команде.2. Развитие внимания, мышления, сообразительности , обогащение словарного запаса.расширение к...