Статья по теме "Активизация познавательной деятельности в группе продлённого дня"
статья (1 класс)
«Ученик – это не сосуд, который надо заполнить,
а факел, который надо зажечь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 18.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности в группе продлённого дня
«Ученик – это не сосуд, который надо заполнить,
а факел, который надо зажечь»
Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной работы время.
Одной из неотъемлемых составляющих школьной жизни является группа продленного дня. В рамках группы продленного дня организуется досуг обучающихся во внеурочное время, создаются благоприятные условия для повышения эффективности выполнения ими домашних заданий. Вместе с тем группа продленного дня несет в себе еще одну немаловажную функцию – создание максимально возможных условий для развития личности обучающегося, раскрытия его индивидуальных способностей и творческого потенциала. От того, как организована жизнь и деятельность ребенка в группе продленного дня, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.
Поэтому основной целью моей педагогической деятельности является создание условий для формирования творческой личности, активной и самостоятельной, через включение в систему творческих занятий и положительной мотивации творческой деятельности, индивидуальный подход к развитию каждого воспитанника. Достигнуть творческого развития каждого ребенка можно за счет использования разнообразных видов творческой деятельности, активизации творческого мышления в учебной деятельности и на прогулке, во время игры. Дети любят играть, они внимательно слушают (или читают сами) сказки, сопереживая героям, любят рисовать, им хочется побегать, они с готовностью выполняют многие поручения.
Задача воспитателя группы продленного дня:
- добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу.
Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.
Проблема развития познавательной активности младших школьников – одна из актуальных проблем, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребёнка. Познавательная деятельность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти своё место в жизни. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность.
Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности.
Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед воспитателями всегда.
Целостную систему обучения и воспитания, базирующуюся на возбуждении познавательного интереса школьников, на организацию их совместной заинтересованной деятельности с воспитателем, разрабатывал Ш.А.Амонашвили.
Безусловно, по содержанию познавательная деятельность ребят в свободное от уроков время должна быть привлекательной и соответствовать разносторонним интересам ребенка; по организации – опираться на инициативу и самоуправление детей, предоставлять возможность свободы выбора содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому.
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций (радость при овладении более совершенными способами деятельности, чувство успеха при более глубоком познании мира, чувство собственного достоинства и т. д.), которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к учебному процессу в целом. Ученикам 1 класса нравится игра «Маленький паучок».
Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает паучок, он двигается по команде. Он может ползти вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать и водить пальцем по полю нельзя. Внимание, начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево, одна клеточка вниз. Одна клеточка налево, одна клеточка вниз. Покажи, где остановился паучок.Занимательным оказалось то, что, паучок сделан из бисера. И ребенку очень интересно передвигать его по полю. Главное - научить ребенка мысленно ориентироваться в клеточном поле. (Навыки ориентирования в пространстве, отработка понятий право, лево, верх, низ, увеличение объема внимания).
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. «Графический диктант».
На тетрадном листе, отступив четыре клетки сверху и слева, ставятся три точки одна под другой (расстояние между ними по вертикали 7 клеточек).
Пример: Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, дальше, до конца строки продолжай самостоятельно.
Во время прогулки разнообразные игры «На что похоже облако?», вопросы «Вспомните, сколько елок растет возле дороги справа?»
Любая деятельность человека имеет определенную цель. Основная цель работы воспитателя по активизации познавательной деятельности учащихся — развитие их творческих способностей.
Ученики 1 класса, придя в школу, как показали занятия «Введение в школьную жизнь», не умели и не хотели правильно разукрашивать, штриховать рисунки. Чтобы заинтересовать первоклассников для начала в группе им предлагала просто обвести по точкам фигуру, потом персонаж из мультфильма (незаметно для детей выясняла любимого героя).
В 1-2 классах ведутся наблюдения за сезонными изменениями растений, поведения животных, образа жизни людей. При разработке плана работы учитывала региональный компонент. Развитие познавательных способностей учащихся - длительный процесс. Система работы учителя и воспитателя по активизации учебной деятельности школьников должна строиться с учетом постепенного, планомерного и целенаправленного достижения желаемой цели — развития творческих познавательных способностей учащихся. Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня произвольного внимания.
Нельзя забывать и о клубе по интересам. В ГПД я час-полтора ежедневно выделяю для занятий по интересам. Это время, как правило, отводится для работы кружков. Кружок -самая распространённая форма внеклассной работы с младшими школьниками. Он позволяет расширять и углублять знания, полученные на уроках, применять их на практике, в детском творчестве.
Традицией стало и участие воспитанников в Интернет – конкурсах. Это даёт положительные результаты. Мои воспитанники принимают участие конкурсе и получают сертификаты участника. Я помогаю при подготовке, консультирую, ищу вместе с воспитанниками ответы на вопросы в литературе, в сети Интернет. Эта работа воспитателя и воспитанника ведёт к победе ребёнка.
Учитывая психологические особенности школьников младшего возраста необходимо отметить, что возрастные особенности не позволяют ставить перед ними слишком отдалённые задачи, предлагать дальние перспективы, требовать несколько направлений деятельности. В связи с этим значимость проекта видится в том, что маленький конкретный проект младших школьников может выступать тем «стёклышком калейдоскопа», из которых складывается общая картина. Каждый проект – маленький шажок, капля в том море жизненного опыта, которое формулирует личность.
Таким образом, развитие познавательной активности школьников – одно из основных направлений совершенствования воспитательного процесса в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающие и познавательные игры в группе продлённого дня
Методическая работа, посвящена развивающим и познавательным играм в группе продлённого дня...
Методическая разработка "Развивающие и познавательные игры в группе продлённого дня"
Методическая работа, посвящена развивающим и познавательным играм в группепродлённого дня....
Познавательные игры в группе продлённого дня.
Познавательные игры в группе продлённого дня , очень интересны для учащихся 1 класса. Давно известно, что игра для детей не только отдых и развлечение, но и способ познать мир. Воспитательные во...
Статья по теме "Игровая деятельность в группе продлённого дня. Из опыта работы."
Статья посвящена игровой деятельности в группе проднённого дня. Из опыта работы воспитателя ГПД....
Методическая разработка: "Интеллектуально-познавательная игра в группе продлённого дня «Умники и умницы»."
Ведущий: Здравствуйте, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Умники и умницы», но для начала разобьёмся на три команды. Каждая команда должна придумать себе название.За каждый правильны...
Методическая разработка: Интеллектуально-познавательная игра в группе продлённого дня «Умники и умницы».
Цель: раскрытие интеллектуальных способностей детей.Задачи :1. Формирование умения работать в команде.2. Развитие внимания, мышления, сообразительности , обогащение словарного запаса.расширение кругоз...