Программа внеурочной деятельности "Истоки народной культуры"
календарно-тематическое планирование (3 класс)
Программа внеурочной деятельности "истоки народной культуры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Истоки народной культуры»
Пояснительная записка
Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра. Взойдёт он лишь через годы, и тогда будет видно, взошёл ли посев добра или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошёл в жизнь и стал членом общества.
С.Михалков
В настоящее время возникла большая опасность – разрушение личности. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулированы цель и задачи, описан национальный воспитательный идеал.
Цель и задачи духовно – нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение, развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций. Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Программа «Истоки народной культуры» объединит усилия основных социальных субъектов: школы, семьи.
Данная программа предлагается учащимся начальных классов общеобразовательной школы, как внеурочная деятельность в рамках внедрения ФГОС. Она направлена на развитие жизненных навыков детей, связанных со здоровым образом жизни, с нормами человеческого общежития, обретением внутренней гармонии через культуру православия. Программа ставит задачу систематического и последовательного сообщения детям духовно-нравственных знаний, отражающих основные традиционные отечественные ценности (а также ценностной традицией для истории России является православная культура). Являясь предметом духовно-нравственной и эстетической направленности, она дает возможность познакомить школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина Отечества.
Направление: духовно-нравственное.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Особенность программы «Истоки народной культуры» в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры.
Программа направлена на развитие жизненных навыков детей, связанных со здоровым образом жизни, с нормами человеческого общежития, обретением внутренней гармонии через культуру православия. Программа ставит задачу систематического и последовательного сообщения детям духовно-нравственных знаний, отражающих основные традиционные отечественные ценности (а также ценностной традицией для истории России является православная культура).
Новизна программы в том, что, программа формирует у учащихся начальной школы базовые национальные ценности в рамках внеурочной деятельности. Являясь предметом духовно-нравственной и эстетической направленности, она дает возможность в игровой форме познакомить школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина Отечества.
Актуальность данной программы обусловлена программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в МОУ «Бессоновская СОШ» на 2017-2018 учебный год.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. А обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, считаем, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Традиционные ценности российской культуры могут явиться основой духовно-нравственного оздоровления (воспитания, перевоспитания) современного школьника, поэтому данная программа педагогически целесообразна.
Цель программы – сохранение духовно-нравственного здоровья, через приобщение к культуре православия.
Здоровье ребенка определяется биологическими предпосылками, социальными условиями и взаимодействием с окружающим миром. Эмоциональное, психическое здоровье обеспечивает физическое здоровье.
Правильная забота о своем духовном, психическом и телесном здоровье способствует совершенствованию человека, его миропонимания и мироотношении:
- к его собственной жизни: человек воспринимает жизнь, как ценность, дорожит каждым мгновением жизни;
- к самому себе: определяя свою позицию на земле, принимая себя таким, каков ты есть на самом деле. Человек стремиться к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию;
- к окружающему миру, которое выражается в понимании того, что ты являешься частью огромного мира, взаимодействие с которым необходимо строить на основе любви, доброты, и гармонии;
- к своим близким людям.
Основные задачи:
- раскрытие и углубление понятий о здоровье (духовном, психическом, телесном) как одной из главных ценностей жизни;
- развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали;
- развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры.
- сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 8 - 9 лет.
Программа реализуется на базе МОУ «Бессоновская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»
Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год.
Формы реализации программы
В программе прослеживается несколько направлений работы.
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр видеофильмов).
4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Формы проведения учебного занятия:
Комбинированный | Ознакомление с новым материалом |
Закрепление и повторение | Обобщение и систематизация полученных знаний |
Самостоятельная работа | Выполнение индивидуальных и групповых работ |
Формы работы с детьми
Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
Проведение совместных праздников.
Просмотр слайд - фильмов, видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
Экскурсии, целевые прогулки.
Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
Творческие вечера.
В программе используются: теоретические, практические занятия, беседы, экскурсии, лекции, тестирование, анкетирование, предполагается использование ИКТ. Широко привлекаются наглядные материалы: книги, картины, иконы, слайды, видео, аудио записи, фотографии.
Режим занятий
Сроки реализации программы – 33 недели.
Предполагаемый режим - одно занятие в неделю.
Продолжительность одного занятия 35 минут.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- знакомство с традиционными ценностями российской культуры.
- формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе; стремление к самосовершенствованию.
- приобщение к здоровому образу жизни.
И еще результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Но главный урок, на котором проверяются полученные здесь знания, сама Жизнь.
Формы подведения итогов реализации программы:
- занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды);
- ролевые, дидактические игры;
- практические задания;
- выполнение творческих работ;
- подготовка и защита проектов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего часов | В том числе | |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности/ | Практическая часть занятия /форма организации деятельности/ | ||||
1. | Введение Введение в программу внеурочной деятельности. Набор детей в детское объединение. деятельности. Набор детей в детское объединение. программу внеурочной деятельности. Набор детей в детское объединение. | 2 | |||
1.1 | 07.09. | Введение в программу внеурочной деятельности. Набор детей в детское объединение. | 1 | беседа
| Просмотр презентации |
1.2 | 14.09. | Введение в программу внеурочной деятельности. Набор детей в детское объединение. Входной контроль знаний. | 1 | беседа «Мы и мир вокруг нас».
| практическое занятие Тест |
2. | Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях | 7 | |||
2.1 | 21.09. | Красота и радость в жизни людей. | 1 | слушание музыки, показ слайдов | |
2.2 | 28.09. | Буквица славянская. | 1 | беседа, показ слайдов. | выполнение творческих работ |
2.3 | 05.10. | Буквица славянская. История азбуки. | 1 | чтение художественных произведений. Работа с иллюстрациями. | рисование, выполнение творческих работ |
2.4 | 12.10. | Праздники – радости сентября: Рождество Пресвятой Богородицы. | 1 | обсуждение отрывков из Священной истории | |
2.5 | 19.10 | Православный храм. | 1 | чтение, обсуждение. Сравнение и анализ | выполнение творческих работ |
2.6 | 26.10 | Радостный мир православной иконы. | 1 | Чтение, обсуждение. | |
2.7 | 09.11. | Как изобразить доброго и красивого человека? | 1 | выполнение творческих работ | |
3 | Православная культура в жизни людей. | ||||
3.1 | 16.11. | Праздники радости октября: Покров. | |||
3.2. | 23.11. | Праздники радости октября: Покров. | 1 | ситуативная беседа-рассуждение | просмотр презентации |
3.3 | 30.11. | Родословие моей семьи. | 1 | _ | мини - семинар |
3.4 | 07.12. | Работа над проектом: «Родословие моей семьи». | 1 | _ | презентации работ учащихся |
3.5 | 14.12. | Каким я хочу быть? | 1 | беседа – рассуждение. | _ |
4 | О чём рассказывают создатели православной культуры | 5 | |||
4.1. | 21.12. | О чём рассказывает православная культура. | 1 | круглый стол | просмотр презентации |
4.2. | 1101. | Красота в православной культуре | 1 | _ | выполнение творческих работ |
4.3. | 18.01. | Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира. | 1 | беседа – рассуждение | рисование, слушание музыки |
4.4. | 25.01. | Творение добра, проявления доброты в жизни. | 1 | круглый стол | подготовка к празднику |
4.5. | 01.02. | Праздник «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». | 1 | проведение праздника | |
5 | Как я отношусь к делам, природе, вещам, предметам? | 3 | |||
5.1. | 08.02. | Примеры положительного отношения к делу. | 1 | беседа – рассуждение | просмотр презентации, чтение художественной литературы |
5.2. | 15.02. | Примеры положительного отношения к вещам, предметам. | 1 | круглый стол | просмотр презентации, чтение художественной литературы |
5.3. | 22.02. | Черты, характеризующие отношение к делам, природе, вещам, предметам. | 1 | выполнение творческих работ | |
6 | Праздники | 12 ч | |||
6.1. | 01.03. | Чему мы радуемся зимой? | 1 | беседа – рассуждение | просмотр презентации |
6.2. | 15.03. | Чему мы радуемся зимой? Рождество Христово. | 1 | изучение информации | викторина |
6.3. | 22.03. | Праздник Крещения. | 1 | изучение информации | |
6.4. | 05.04. | День защитника Отечества. | 1 | конкурсная программа, выступление приглашённых | |
6.5. | 12.04. | Доброта и милосердие | 1 |
| выполнение творческих работ |
6.6. | 19.04. | Масленица. Прощеное воскресенье. | 1 | изучение информации | просмотр презентации |
6.7. | 26.04. | Праздник Благовещения. | 1 | изучение информации | просмотр презентации |
6.8. | 03.05. | Праздник праздников. Торжество торжеств. | 1 | изучение информации | просмотр презентации |
6.9. | 10.05 | Как мы готовимся к празднованию Пасхи. | 1 |
| выполнение творческих работ |
6.10. | 17.05. | Работа над проектом «Праздники в моей семье» Итоговый контроль знаний. | 1 | работа над проектом в соответствии с этапами | |
6.11. | 24.05. | Мини – конференция | 1 | презентации работ учащихся | |
6.12. | 24.05 | Экскурсия в музей народной культуры | |||
Всего часов | 34 ч | 16 ч | 18 ч |
Содержание
Тема 1. Введение (2 часа)
Тема 2. Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (7 часов)
Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем мире (постройки, изображения, украшения, звучания). Поиски красивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Правила жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании. История славянской азбуки.
Тема 3. Православная культура в жизни людей. (5 часов)
Примеры положительного отношения к людям Мое отношение к близким, родным, учителю, товарищам, одноклассникам. Родословие моей семьи мои обязанности. Что я хотел бы изменить? Как называется хорошее отношение к людям (доброжелательность, дружелюбие, благодарность, заботливость, внимательность, справедливость, отзывчивость, сочувствие, уважение). Зависть, почему она возникает? Что такое эгоизм?
Тема 4. О чём рассказывают создатели православной культуры. (5 часов)
Какими качествами обладали православные мастера? (иконописец, зодчий, поэт, певчий?). Что значит - быть добрым, злым. Кого называют так и почему? Добро и зло в Евангелие, сказках, примерах, рисунках, рассказы из Ветхого завета Добро и красота, добро и здоровье. Творение добра, проявления доброты в жизни. Что и кому я могу сделать доброго?
Тема 5 . Как я отношусь к делам, природе, вещам, предметам? (3 часов)
Примеры положительного отношения к делу, учебе из Библии и рассказов о святых, из художественных произведений. Какие качества нужны, чтобы хорошо учиться: организованность, трудолюбие, самостоятельность, любознательность, дисциплинированность, ответственность. Какие качества есть у меня? Какие черты я хотел бы изменить? Какие черты характеризуют мое отношение к вещам, предметам (бережливость, аккуратность). Что я хотел бы развить в себе?
Тема 6. Праздники (12 часов)
Рождество Христово. Святки. Праздник Крещения. Пасха. Масленица. Прощеное воскресенье.
Праздники в нашем доме: день рождения, день Ангела. День защитника Отечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Народные игры".1 класс.
Данная программа направлена на поддержание народных традиций, на обучение самому весёлому и радостному занятию- народным спортивным играм и, вместе с тем, на совершенствование общефизический умений и ...

Программа внеурочной деятельности "Народные игры" для учащихся 1-4 классов
"Играя-оздоравливать,играя-воспитывать,играя-развивать,играя обучать!"Предлагаемая программа знакомит учащихся с народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки...

Рабочая программа. Внеурочная деятельность "Народная игрушка"
Межпредметный курс. Во время прохождения курса школьник приобретет знания об истории создания игрушки, научится делать некоторые из видов игрушки....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Народное творчество"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Народное творчество"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Народные игры» спортивно-оздоровительного направления
Рабочая программа внеурочной деятельности «Народные игры» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 3 класс...

План реализации программы "Внеурочная деятельность. Народное искусство и художественное творчество"1 класс,4 класс.
План реализации программы "Внеурочная деятельность. -Народное искусство и художественное творчество" 1 класс,4 класс....

Программа внеурочной деятельности "Народное творчество"
Программа внеурочной деятельности реализует художественную направленность...