Программа внеурочной деятельности "Народное творчество"
рабочая программа (2 класс) на тему

Рыжкова Светлана Викторовна

Программа внеурочной деятельности реализует художественную направленность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnoe_tvorchestvo.docx54.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

                         

Данная авторская программа внеурочной деятельности реализует  художественную направленность.

Нормативно-правовая база:

Актуальность и педагогическая целесообразность Программы

В современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии.   Актуальность данной Программы обусловлена тем, что в современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколения, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.

Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложна, трудна, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая статья, особая, светлая душа.

Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.

Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания. У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове.

Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства- творчеству, созданному гением народа. Народные праздники во всех его жанрах раскрывают грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.

Народные танцы, песня, как и другие жанры фольклора, произведения народных умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле забыты в наше время, в его стремительностью, хаотичностью, напором, вторжением в жизнь того, что чуждо нашему менталитету. А это то, что живёт, но скрыто в глубине души: тонкость воспитания мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия, оптимизм, открытость миру и людям.

      Педагогическая целесообразность Программы обусловлена      ориентацией на духовно- нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.

   Курс «Народные праздники и традиции» способствует также формированию компонентов учебной деятельности: умение учиться, развитие познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика.

Цель Программы:

пробудить у обучающихся живой интерес к изучению народных праздников и традиций  

 

Задачи Программы:

  • образовательная: дать общее представление о  народных праздниках и традициях, народных промыслах;  
  • развивающая: развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории;
  • воспитательная: воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуре  речи;

Сроки реализации Программы – 1 год

Режим, формы проведения занятий

Программа рассчитана на 32 часов (1 час  в неделю).

Формы организации деятельности учащихся – индивидуально-групповая, работа по подгруппам.

Формы проведения занятий: беседы, викторины, заочные экскурсии, выставки, гостиные, обсуждение, занятие-игра, игра-путешествие, класс-концерт, круглый стол, посиделки с чаепитием, творческая мастерская, сказка, творческий отчет.

Принципы реализации Программы

  • личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
  • природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
  • педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого- возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
  • культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеурочной деятельности школьника).

   Планируемые результаты освоения Программы

В результате освоения Программы «Народные праздники и традиции» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;
  • формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
  • формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

   

Способы определения результативности

Способы и формы выявления результатов: беседа, опрос, наблюдение, прослушивание, творческий отчет.

Способы и формы фиксации результатов: грамоты, журнал учета, анкеты.

Способы и формы предъявления результатов: конкурс чтецов, праздники, концерт для родителей.

Формы подведения итогов реализации Программы.

  • творческий отчет для родителей

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов

Количество часов

В том числе

Теория

Практика

I

 

Русские народные промыслы

2

 

2

-

II

 

Роспись

14

5

 

9

III

 

Игрушки

16

4

12

                                               Содержание Программы

Раздел I.  Русские народные промыслы (2часа)

        Раздел II.  Роспись (14 часов)

Керамика Гжели. Стиль гжели. Изящество и тонкость раскраски.

    Гжель — название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель — основной центр русской керамики. Продукция Гжели известна во всём мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную.  Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Всё украшено стилизованным орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров-художников.

Жостовская роспись. Расписные металлические подносы.

    Село Жостово находится недалеко от Москвы: народный промысел —расписные металлические подносы. Чёрный, зелёный лаковый фон, яркие, пышные цветы — садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всём мире.

Палехская миниатюра.

По всему свету разошлась и продолжает расходиться палехская живописная миниатюра. Её неповторимый знак – яркая темпера и золото на чёрных лаковых изделий из папье-маше: ларцы и шкатулки, панно и футляры, броши и пудреницы, портсигары и коробочки. Изначально промысел в Палехе возник в XVII в. как иконописный. Иконы «палехского пошиба» славились особой тонкостью письма с активным применением золота на одеждах святых и в орнаментах.

 

Хохлома. Деревянная расписная посуда.  Растительный орнамент.

Хохлома — художественный народный промысел в городе Семёнов Нижегородской области. Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома»: сочетание чёрного, золотого, зелёного, ярко-алого цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на международных и всероссийских выставках.

Городецкая роспись.

Художественная роспись по дереву родилась в середине XIX века в Поволжье,     на берегах светлой речки Узоры. Изделия отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись, выполненная свободным мазком с белой и чёрной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.  Сохранились традиционные мотивы и образы - длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки.

    

Раздел III.   Игрушки (16 часов)

 Дымковская игрушка

    Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России, существует на вятской земле (ныне Кировская обл.) более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. В 1958 г. шестьдесят работ мастериц переданы в фонд Международной академии керамики в Женеве. Промысел вызывает интерес у разных категорий людей. И всегда звучит один и тот же вопрос: «В чем же секрет дымковской игрушки?»

Каргопольская игрушка

  Издавна Каргопольская земля славится своей глиняной игрушкой. История ее возникновения тесно связана с древними (языческими) обрядами.

Глиняная «баба» в «досельном» (старинном) наряде словно являла собой образ мира. Изображенное на переднике «бабы» огненно-красное солнце словно согревает распаханное поле с зернами яровых посевов. В древние времена каждый элемент орнамента имел конкретное значение. Магическое содержание знаков-символов со временем утратилось и глиняные игрушки превратились в обычную глиняную забаву – «бобки». Самым популярным персонажем остаётся Полкан - полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах.      

Филимоновская игрушка

     Филимоновская игрушка - старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. Это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, это трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.

Матрёшка

     Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Почти всегда они имеют  яйцеподобную  форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей. Промысел возник предположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII – XIX веков.

                                        

                                           

                                       Условия реализации Программы

Раздел I.  Русские народные промыслы (2часа)

Ученик знает

  • Народные промыслы. Их функции и особенности.
  •   Общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность),

Ученик умеет

  • Называть  различные виды народных промыслов России

 

Раздел II.   Роспись (14 часов)

Ученик знает

  • Названия новых видов   росписи
  •  Характерные особенности каждого вида росписи

       

Ученик умеет

  •  нарисовать несколько гжельских орнаментов.
  • раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов
  • находить черты сходства и различия росписи

Раздел III.    Игрушки (16 часов)

 

Ученик знает

  •  Историю игрушки
  • Классификацию игрушки, их роль в русских обрядах и традициях
  • Технологию изготовления отдельных видов  игрушек

Ученик умеет  

     

  •  изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий
  •   сравнивать различные виды декоративно - прикладного искусства

 

                        Система  отслеживания результатов

- включенность учащихся во внеурочную деятельность, посещаемость;

- результативность участия в мероприятиях, выставках, конкурсах различного уровня;

- рост социальной активности обучающихся;

- уровень сформированности коммуникативных  компетентностей, креативных и организаторских способностей

- уровень развития и сплочения ученического коллектива, характер межличностных отношений;

- сформированность     рефлексивных навыков (ценности здоровья и ЗОЖ);

- удовлетворенность учащихся и  родителей деятельностью кружка.

журнал внеурочной деятельности

дипломы, грамоты, итоговые приказы

анкетирование

тестирование

педагогическое наблюдение

сочинение

анкетирование

Ежемесячно

По мере проведения

Январь, май

Апрель

Еженедельно

Март

Май

                                            Управление Программой

Программа внеурочной деятельности «Народные праздники и традиции»   ориентирована на достижение  воспитательных результатов 1 уровня -  школьник  знает и понимает общественную жизнь. 

Для достижения данного уровня результатов имеет значение взаимодействие обучающегося с педагогом, реализующим программу внеурочной деятельности как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.

Воспитательный эффект:

воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о нравственных, общекультурных ценностях.

Диагностика творческих навыков и умений

  1. Педагогический мониторинг

- контрольные задания и тесты;

- диагностика личностного роста и продвижения;

- анкетирование;

- педагогические отзывы;

- ведение журнала учета;

- ведение оценочной системы (именно оценка, а не отметка)

  1. Мониторинг образовательной деятельности учащихся

-самооценка учащегося по методике Капустина;

-ведение творческого дневника;

-оформление фотоотчетов;

                       Список рекомендуемой  литературы

  • Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
  • Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).

  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]

  • Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Книга для учителя начальных классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

  • Сафонова Е. Ю.  Вместе с детьми -  по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.

 

 

 Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности                            

                                       «Народное творчество»

Наименование темы и раздела

 

Дата проведения

1 группа

2 группа

3 группа

1

 Первичный инструктаж по ОТ. Вводное занятие.  

2

Русские народные промыслы

3

   История создания

Филимоновской  игрушки.   Элементы орнамента

4

Филимоновская игрушка

5

Стиль гжели. История росписи. Элементы орнамента

6

  Роспись тарелочки

7

 Гжельский бычок

8

Изящество и тонкость гжели.

9

История создания  Дымковской игрушки. Элементы орнамента

10

Дымковская козочка

11

История создания Городецкой росписи. Элементы орнамента

12

Роспись кухонной доски

13

Панно «Подкова»

14

Новогодняя игрушка «Валенок»

15

Хохлома. История создания росписи,  Элементы орнамента

16

   Блюдце

17

Жостовская роспись  История создания. Элементы орнамента

18

 Жостовский поднос

19

 История создания  Каргопольской игрушки Особенности орнамента

20

    Каргопольская игрушка

21

Дымковский генерал

22

 Дымковская  Масленица

23

Палехская миниатюра Особенности росписи.

24

Панно «Цветы»

 25

 Панно «Фрукты»

26

 Роспись вазы

27

Пасхальное яйцо

28

Подставка под яйцо

29

История создания  матрёшки. Элементы росписи

30

Матрёшка

31

Матрёшка

32

Урок-праздник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки речевого творчества"

      Рабочая программа к курсу «Уроки речевого развития» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...

Презентация программы внеурочной деятельности "Природа и творчество"

   Дети должны  начать свой творческий путь естествен-но и непринуждённо.  Развитие  воображения,   фанта-зии, творческой интуиции и в целом художествен...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество» для 1 классов УМК «Перспективная начальная школа»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество»для 1 классовУМК «Перспективная начальная школа»...

авторская программа внеурочной деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края"

Авторская программа внеурочноой деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края" предназначена для учащихся младших классов, способствует развитию учащихся, их социализации в ок...

Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Художественное творчество: станем волшебниками"

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО «ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ»

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество: станем волшебниками»

         Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению    «Художественное творчество: станем вол­шебниками» ( 4 год...