Программа внеурочной деятельности "Народное творчество"
рабочая программа (2 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности реализует художественную направленность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnoe_tvorchestvo.docx | 54.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная авторская программа внеурочной деятельности реализует художественную направленность.
Нормативно-правовая база:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 №373
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Письмо Минобрнауки №03-296 от 12 мая 2011 г. «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»
- Программа духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России «Солнечная страна» МБОУ гимназии №1
Актуальность и педагогическая целесообразность Программы
В современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии. Актуальность данной Программы обусловлена тем, что в современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколения, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.
Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложна, трудна, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая статья, особая, светлая душа.
Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.
Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания. У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове.
Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства- творчеству, созданному гением народа. Народные праздники во всех его жанрах раскрывают грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.
Народные танцы, песня, как и другие жанры фольклора, произведения народных умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле забыты в наше время, в его стремительностью, хаотичностью, напором, вторжением в жизнь того, что чуждо нашему менталитету. А это то, что живёт, но скрыто в глубине души: тонкость воспитания мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия, оптимизм, открытость миру и людям.
Педагогическая целесообразность Программы обусловлена ориентацией на духовно- нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.
Курс «Народные праздники и традиции» способствует также формированию компонентов учебной деятельности: умение учиться, развитие познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика.
Цель Программы:
пробудить у обучающихся живой интерес к изучению народных праздников и традиций
Задачи Программы:
- образовательная: дать общее представление о народных праздниках и традициях, народных промыслах;
- развивающая: развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории;
- воспитательная: воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуре речи;
Сроки реализации Программы – 1 год
Режим, формы проведения занятий
Программа рассчитана на 32 часов (1 час в неделю).
Формы организации деятельности учащихся – индивидуально-групповая, работа по подгруппам.
Формы проведения занятий: беседы, викторины, заочные экскурсии, выставки, гостиные, обсуждение, занятие-игра, игра-путешествие, класс-концерт, круглый стол, посиделки с чаепитием, творческая мастерская, сказка, творческий отчет.
Принципы реализации Программы
- личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
- природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
- педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого- возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
- культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеурочной деятельности школьника).
Планируемые результаты освоения Программы
В результате освоения Программы «Народные праздники и традиции» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;
- формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
- формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Способы определения результативности
Способы и формы выявления результатов: беседа, опрос, наблюдение, прослушивание, творческий отчет.
Способы и формы фиксации результатов: грамоты, журнал учета, анкеты.
Способы и формы предъявления результатов: конкурс чтецов, праздники, концерт для родителей.
Формы подведения итогов реализации Программы.
- творческий отчет для родителей
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
I |
Русские народные промыслы | 2 |
2 | - |
II |
Роспись | 14 | 5 |
9 |
III | Игрушки | 16 | 4 | 12 |
Содержание Программы
Раздел I. Русские народные промыслы (2часа)
Раздел II. Роспись (14 часов)
Керамика Гжели. Стиль гжели. Изящество и тонкость раскраски.
Гжель — название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель — основной центр русской керамики. Продукция Гжели известна во всём мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную. Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Всё украшено стилизованным орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров-художников.
Жостовская роспись. Расписные металлические подносы.
Село Жостово находится недалеко от Москвы: народный промысел —расписные металлические подносы. Чёрный, зелёный лаковый фон, яркие, пышные цветы — садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всём мире.
Палехская миниатюра.
По всему свету разошлась и продолжает расходиться палехская живописная миниатюра. Её неповторимый знак – яркая темпера и золото на чёрных лаковых изделий из папье-маше: ларцы и шкатулки, панно и футляры, броши и пудреницы, портсигары и коробочки. Изначально промысел в Палехе возник в XVII в. как иконописный. Иконы «палехского пошиба» славились особой тонкостью письма с активным применением золота на одеждах святых и в орнаментах.
Хохлома. Деревянная расписная посуда. Растительный орнамент.
Хохлома — художественный народный промысел в городе Семёнов Нижегородской области. Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома»: сочетание чёрного, золотого, зелёного, ярко-алого цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на международных и всероссийских выставках.
Городецкая роспись.
Художественная роспись по дереву родилась в середине XIX века в Поволжье, на берегах светлой речки Узоры. Изделия отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись, выполненная свободным мазком с белой и чёрной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. Сохранились традиционные мотивы и образы - длинноногие кони, всадники, волшебные птицы, цветы-купавки.
Раздел III. Игрушки (16 часов)
Дымковская игрушка – один из самых старинных промыслов России, существует на вятской земле (ныне Кировская обл.) более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. В 1958 г. шестьдесят работ мастериц переданы в фонд Международной академии керамики в Женеве. Промысел вызывает интерес у разных категорий людей. И всегда звучит один и тот же вопрос: «В чем же секрет дымковской игрушки?»
Каргопольская игрушка Издавна Каргопольская земля славится своей глиняной игрушкой. История ее возникновения тесно связана с древними (языческими) обрядами. Глиняная «баба» в «досельном» (старинном) наряде словно являла собой образ мира. Изображенное на переднике «бабы» огненно-красное солнце словно согревает распаханное поле с зернами яровых посевов. В древние времена каждый элемент орнамента имел конкретное значение. Магическое содержание знаков-символов со временем утратилось и глиняные игрушки превратились в обычную глиняную забаву – «бобки». Самым популярным персонажем остаётся Полкан - полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах. | |
Филимоновская игрушка - старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. Это вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, это трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью.
Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Почти всегда они имеют яйцеподобную форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей. Промысел возник предположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII – XIX веков.
Условия реализации Программы
Раздел I. Русские народные промыслы (2часа)
Ученик знает
- Народные промыслы. Их функции и особенности.
- Общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность),
Ученик умеет
- Называть различные виды народных промыслов России
Раздел II. Роспись (14 часов)
Ученик знает
- Названия новых видов росписи
- Характерные особенности каждого вида росписи
Ученик умеет
- нарисовать несколько гжельских орнаментов.
- раскрасить узоры хохломских ложек и жостовских подносов
- находить черты сходства и различия росписи
Раздел III. Игрушки (16 часов)
Ученик знает
- Историю игрушки
- Классификацию игрушки, их роль в русских обрядах и традициях
- Технологию изготовления отдельных видов игрушек
Ученик умеет
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку; осуществлять декоративное оформление и отделку изделий
- сравнивать различные виды декоративно - прикладного искусства
Система отслеживания результатов
- включенность учащихся во внеурочную деятельность, посещаемость; - результативность участия в мероприятиях, выставках, конкурсах различного уровня; - рост социальной активности обучающихся; - уровень сформированности коммуникативных компетентностей, креативных и организаторских способностей - уровень развития и сплочения ученического коллектива, характер межличностных отношений; - сформированность рефлексивных навыков (ценности здоровья и ЗОЖ); - удовлетворенность учащихся и родителей деятельностью кружка. | журнал внеурочной деятельности дипломы, грамоты, итоговые приказы анкетирование тестирование педагогическое наблюдение сочинение анкетирование | Ежемесячно По мере проведения Январь, май Апрель Еженедельно Март Май |
Управление Программой
Программа внеурочной деятельности «Народные праздники и традиции» ориентирована на достижение воспитательных результатов 1 уровня - школьник знает и понимает общественную жизнь.
Для достижения данного уровня результатов имеет значение взаимодействие обучающегося с педагогом, реализующим программу внеурочной деятельности как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
Воспитательный эффект:
воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о нравственных, общекультурных ценностях.
Диагностика творческих навыков и умений
- Педагогический мониторинг
- контрольные задания и тесты;
- диагностика личностного роста и продвижения;
- анкетирование;
- педагогические отзывы;
- ведение журнала учета;
- ведение оценочной системы (именно оценка, а не отметка)
- Мониторинг образовательной деятельности учащихся
-самооценка учащегося по методике Капустина;
-ведение творческого дневника;
-оформление фотоотчетов;
Список рекомендуемой литературы
- Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
- Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Книга для учителя начальных классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
- Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Народное творчество»
№ | Наименование темы и раздела |
Дата проведения | ||
1 группа | 2 группа | 3 группа | ||
1 | Первичный инструктаж по ОТ. Вводное занятие. | |||
2 | Русские народные промыслы | |||
3 | История создания Филимоновской игрушки. Элементы орнамента | |||
4 | ||||
5 | Стиль гжели. История росписи. Элементы орнамента | |||
6 | Роспись тарелочки | |||
7 | Гжельский бычок | |||
8 | Изящество и тонкость гжели. | |||
9 | История создания Дымковской игрушки. Элементы орнамента | |||
10 | Дымковская козочка | |||
11 | История создания Городецкой росписи. Элементы орнамента | |||
12 | Роспись кухонной доски | |||
13 | Панно «Подкова» | |||
14 | Новогодняя игрушка «Валенок» | |||
15 | Хохлома. История создания росписи, Элементы орнамента | |||
16 | Блюдце | |||
17 | Жостовская роспись История создания. Элементы орнамента | |||
18 | Жостовский поднос | |||
19 | История создания Каргопольской игрушки Особенности орнамента | |||
20 | ||||
21 | Дымковский генерал | |||
22 | Дымковская Масленица | |||
23 | Палехская миниатюра Особенности росписи. | |||
24 | Панно «Цветы» | |||
25 | Панно «Фрукты» | |||
26 | Роспись вазы | |||
27 | Пасхальное яйцо | |||
28 | Подставка под яйцо | |||
29 | История создания матрёшки. Элементы росписи | |||
30 | ||||
31 | ||||
32 | Урок-праздник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки речевого творчества"
Рабочая программа к курсу «Уроки речевого развития» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...
Презентация программы внеурочной деятельности "Природа и творчество"
Дети должны начать свой творческий путь естествен-но и непринуждённо. Развитие воображения, фанта-зии, творческой интуиции и в целом художествен...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество» для 1 классов УМК «Перспективная начальная школа»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество»для 1 классовУМК «Перспективная начальная школа»...
авторская программа внеурочной деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края"
Авторская программа внеурочноой деятельности "Природа, история и литературное творчество донского края" предназначена для учащихся младших классов, способствует развитию учащихся, их социализации в ок...
Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии "Художественное творчество: станем волшебниками"
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО «ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ»
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество: станем волшебниками»
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Художественное творчество: станем волшебниками» ( 4 год...