Методические разработки по внеурочной деятельности
методическая разработка (4 класс)
Программы по внеурочной деятельности. Классный час (программа, поурочное планирование)
Методические разработки. (коментарии к программе)
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 403 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ __________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________________Н.В. Панфилова Приказ № ___ от ________20___ |
Рассмотрена и принята на заседании Педагогического совета ГБОУ школы № 403
Протокол №___ от ______2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «Тропинка к своему «Я»
для базового уровня, 4 класс
с 01 сентября 2018 года по 25 мая 2019 года
Составитель программы: Колосова Галина Николаевна,
учитель начальных классов высшей квалификационной
категории
Санкт-Петербург
г. Пушкин
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к своему «Я» разработана на основе авторской программы Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я» (Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе (1 – 4).
–М.: «Генезис», 2006.)
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 (далее- изменения в Стандарт);
Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 26 января 2016 г. № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;
Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» 1-4 классы;
Учебный план ГБОУ школы № 403 Пушкинского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год .
1.2 Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета
Данная программа является составной частью основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями обучающихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Курс занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
-осознание себя с позиции школьника
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния
- способность справляться со страхами, обидами, гневом
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам
- умение справляться с негативными эмоциями
- стремление к изучению своих возможностей и способностей
- успешная адаптация в социуме.
Основные цели и задачи преподавания курса «Тропинка к своему «Я» в общеобразовательных учреждениях РФ:
Цель курса занятий: повышение психологической культуры младших школьников, формирование установки на преодоление школьных трудностей, сохранение психологического здоровья младших школьников.
Задачи:
- Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
- Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
- Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
- Развивать навыки произвольного внимания и восприятия, обучить приемам образного и логического запоминания, обучить приемам аналитико-синтетической деятельности.
- Познакомить с приемами целеполагания и планирования деятельности;
- Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
- Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
- Расширять пассивный и активный словарь обучающихся, формировать связную и последовательную речь.
1.3. Основное содержание учебного курса
Раздел 1. Я школьник. Мои мечты. (6 часов)
Я – четвероклассник. Кого можно назвать фантазером. Я умею фантазировать. Мои сны. Я умею сочинять. Мои мечты. Фантазии и ложь.
Раздел 2. Я и моя школа (4 часа)
Я и моя школа. Что такое лень? Я и мой учитель. Как справляться с «Немогучками».
Раздел 3. Я и мои родители (5 часов)
Я и мои родители. Я умею просить прощения. Почему родители наказывают своих детей?
Раздел 4. Я и мои друзья. (3 часа)
Настоящий друг. Умею ли я дружить? Трудности в отношениях с друзьями. Ссора и драка.
Раздел 5. Что такое сотрудничество? (5 часов)
Что такое сотрудничество? Я умею понимать другого и как можно этому научиться. Я умею договариваться с людьми. Мы умеем действовать сообща. Что такое коллективная работа?
Раздел 5. Кто Я? Мои силы, мои возможности. (8 часов)
Кто Я? Какой я - большой или маленький? Из каких маленьких частичек я состою. Я – человек! Я – житель планеты Земля. Мои способности. Что я умею и чем горжусь? Мой выбор, мой путь. Не всегда самый лёгкий путь приводит к успеху. От нас самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдём, как сложится наша жизнь. Мой внутренний мир. Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира. Кого я могу впустить в свой внутренний мир. В свой внутренний мир я могу впустить только того человека, которому доверяю. Что значит верить? Человек, который свято верит в свою мечту, стремится к успеху и верит в него, обязательно своего добьётся!
Раздел 6. Я расту, я изменяюсь. (4 часа)
Моё детство. Я расту, я изменяюсь. Что я умел раньше и что умею сейчас. Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? Хочу вырасти здоровым человеком! Хочу вырасти свободным человеком. Что для этого нужно?
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в соответствии в с ФГОС основного общего образования обеспечивает знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности и реализуется за счёт следующих тем:
Что я умею и чем горжусь? Мы умеем действовать сообща. Я – человек!
Формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся реализуется на уроках за счёт следующих тем: Мы умеем действовать сообща. Мое будущее. Не всегда самый лёгкий путь приводит к успеху.
В соответствии с «Программой развития школы 2016-2020» в рамках проекта «Школа экологических открытий» реализация экологического образования проходит через обращение к вопросам экологии в содержании уроков по следующим темам:
Я – житель планеты Земля. Хочу вырасти здоровым человеком!
1.4. Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к своему «Я» ориентирована на обучающихся 4-ых классов. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год в 4 классе. Данное количество часов, содержание предмета полностью соответствуют варианту авторской программы внеурочной деятельности по психологии «Тропинка к своему «Я» Хухлаевой О.В. Тропинка к своему «Я» (Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе(1 – 4). –М.: «Генезис», 2006.)
1.5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты.
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
- умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
- формирование самооценки - осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- организовывать свое рабочее место
- принимать и сохранять учебную задачу
- овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
- определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя
- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
- уметь адекватно воспринимать предложения и оценку других людей
Познавательные УУД:
- уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
- учиться исследовать свои качества и свои особенности
- учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
- учиться наблюдать
- умение структурировать знания;
- моделировать (преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель) ситуацию с помощью учителя
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие
- группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
- самостоятельное формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные УУД:
- учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять цели, функций участников, способы взаимодействия;
- учиться работать в паре и в группе, управлять поведением партнера – оценивать, контролировать и корректировать действия партнера;
- выполнять различные роли;
- слушать и понимать речь других ребят;
- уметь отстаивать свою позицию в коллективе, противостоять давлению сверстников;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- задавать вопросы, проявляя инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешать конфликты, выявлять проблемы, находить и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, реализация принятого решения.
1.6. Описание планируемых результатов изучения учебного предмета
1.7.Тематическое планирование 4 класс.
1. | Я- фантазер. | 6ч. |
2. | Я и моя школа. | 4ч |
3. | Я и мои родители. | 5ч |
4. | Я и мои друзья. | 3ч |
5. | Что такое сотрудничество? | 5ч |
6. | Кто Я? Мои силы, мои возможности. | 8ч |
7. | Я расту, я изменяюсь. | 3ч |
Итого | 34ч |
1.7.Техническое оснащение:
4.
1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга.- М.: изд-во «Ось»,2001 г.
2. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения.- Новосибирск, 1997 г.
3. Князева Т.Н . Я учусь учиться. Психологический курс, развивающих занятий для младших школьников. — М.: АРКТИ, 2001.
4. Курс комплексного развития младшего школьника: программа, занятия, дидактические материалы/В.Н. Карандышев, А.С. Лисянская, Т.А. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2011.
5. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. – М.: УЦ «Перспектива», 2001.
6. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Часть 1. Тетрадь 2 – М.: УЦ «Перспектива», 2007.
7. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Часть 3. Тетрадь 2 – М.: УЦ «Перспектива», 2006.
8. Познай самого себя. Уроки практической психологии в начальной школе. Учебное пособие. Автор – составитель Строганова Л.В. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
9. Погосова Н.М.Погружение в сказку. Коррекционно – развивающая программа для детей. – СПб.: Речь, 2006.
10. Преподавание психологии в школе. 3-11-й класс: Учеб.-метод. Пособие/под ред. И.В. Дубровиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007.
11. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С.Савинов. М.: Просвещение, 2010
12. Пономаренко П.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников.- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001 г.
13. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения коррекционные программы. - М- Новая школа,1995
14. Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе(1 – 4). –М.: «Генезис», 2006.
Электронные ресурсы:
1. Библиотека учебной и научной литературы» Русского гуманитарного интернет – университета, режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx
2. «Психея», режим доступа: http://www.psycheya.ru
3. Библиотека сайта «Psychology.ru: Психология на русском языке, режим доступа: http://www.psychology.ru/Library
4. Виртуальная библиотека по психологии, режим доступа: http:// scitylibrary.h11.ru/Library.htm
5. «Каталог психологической литературы», режим доступа: http: //www.psycatalog. ru
6. «Популярная психология», режим доступа: http://karpowww.narod.ru/
7. PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие» , режим доступа: http://psylib.kiev.ua.
8. Брестское городское общественное объединение профессиональных психологов, режим доступа: http://psybrest.iatp.by/bratus.htm
9. «ПроШколу.ру - бесплатный школьный портал, режим доступа: http://www.proshkolu.ru
10. Журнал «Психология», режим доступа: http://www.psychology.su/
11. Журнал «Школьный психолог» выпускаемый издательским домом "Первое сентября", режим доступа: http://psy.1september.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС
Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС...
методическая разработка занятия внеурочной деятельности "Изображение цветов"
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ 1 классеТема № 7 : «Изображение цветов»( По программе внеурочной деятельности художественно- эстетического направления «Смотрю на мир глазами ху...
Методическая разработка по внеурочной деятельности. 4 класс.
Методическая разработка по внеурочной деятельности. 4 класс. Неделя метематики: план работы, разработка КВНа....
Методическая разработка по внеурочной деятельности.
Тема: Заочное путешествие по безударной гласной.Поиск добрых слов, напутствий, пожеланий....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мастер-класс учителя начальных классов по теме: «Здоровье – это здорово», в рамках реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС НОО»...
Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю).
Методическая разработка. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:«Спортивные игры» (Баскетбол 2 час в неделю)....
Методическая разработка по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Веселые старты»
Программа внеурочной деятельности: Подвижные игрыТема занятия: «Весёлые старты»Цель: Популяризация здорового образа жизни.Сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к здоровому образу...