Классный час по теме: «Семья и Отечество в моей жизни»
классный час (3 класс)
Цели:
воспитание ценностного отношения к семье, формирование у обучающихся активной гражданской позиции и любви к Отечеству, основанной на исторических традициях ХМАО, любви к своей малой Родине, примерах крепких семей.
Задачи: способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; прививать любовь к родине, интерес к истории своего отечества, развивать мышление, речь, воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas_.docx | 33.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час по теме:
«Семья и Отечество в моей жизни»
Цели:
воспитание ценностного отношения к семье, формирование у обучающихся активной гражданской позиции и любви к Отечеству, основанной на исторических традициях ХМАО, любви к своей малой Родине, примерах крепких семей.
Задачи: способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; прививать любовь к родине, интерес к истории своего отечества, развивать мышление, речь, воображение.
Ход классного часа
- Мотивация на изучение материала.
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза! И думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения друг с другом.
- Для того чтобы настроиться на работу, я подарю вам свою улыбку и передам своё хорошее настроение, а вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу и настройтесь на работу.
- Сегодня у нас с вами необычный классный час. А чтобы нам узнать, о чём мы с вами будем говорить, прослушаем стихотворение Константина Ибряева «С чего начинается Родина?»
1 ученик
С чего начинается Родина?
С улыбок и слез матерей;
С тропинки, ребятами пройденной,
От дома до школьных дверей.
С березок, стоящих веками
На взгорье в отцовском краю,
С желанья потрогать руками
Любимую землю свою.
2 ученик
Где наша Отчизна кончается?
Гляди — не увидишь границ,
В полях горизонт раздвигается
При вспышке далеких зарниц.
А ночью в морях ее синих
Баюкает звезды волна.
Нет края-конца у России;
Безбрежна, как песня, она.
3 ученик
Так что же такое ты. Родина?
Поля в перелесках зари.
Все очень знакомое вроде бы,
А глянешь — и сердце горит.
И кажется: можешь с разбега
Взлететь, не боясь вышины,
И синюю звездочку с неба
Достать для родимой страны.
2. Определение темы классного часа
- О чем это стихотворение?
(О семье, о маме, о школе, о Родине – это Отечество…)
-Попробуйте сформулировать тему нашего классного часа.
- Молодцы. Тема нашего классного часа «Семья и Отечество в моей жизни».
- Как вы считаете, а связаны ли между собой семья и Отечество?
- Попробуем в этом разобраться.
- Что же такое Отечество (синоним слова Родина)?
(возможные вариант ответа: Родина – это страна, в которой мы родились; Родина – это место, где живут наши родители, братья, сёстры, родственники… и т.д.)
-Нашу прекрасную страну мы называем «отечеством», потому что наши отцы, деды, прадеды, их предки защищали свою землю от врагов, чтобы сохранить нашу Россию, нашу Родину для следующих поколений.
У каждого из нас есть семья, родственники, друзья, есть свой дом. Есть у нас и общая Родина, которая называется Россия.
3.Работа в группах (на листочках)
-Подберите родственные или однокоренные слова к слову Родина, запишите их на листочках и приклейте к нашему дереву:
(Род, родной, родня, родители, родиться, родственники, родство, родинка, рождение, родной, родимый, родить, уродиться, возродить, народ и т.п.)
-Слово «Родина» произошло от древнего слова род. Это слово обозначает группу людей, объединённых кровным родством.
-Почему мы объединены кровным родством? Как вы это понимаете?
-Как мы зовемся? (Человек).
-Верно! Это самое главное.
- А каким важным качеством должен обладать человек? ( Человечностью).
До тех пор, пока каждый из нас не научится любить себя, как человека, любить других, мы не станем истинными людьми!
-Как можно по - другому назвать народ России? (Россияне)
-Кто такие россияне?
- Можно ли сказать, что это «люди, соединенные общей судьбой на своей земле»? ( Граждане).
- Закончите предложение «Отечество для меня ….»
Учитель обобщает высказывания детей и вывешивает на доску «Отечество для меня Родина, Держава, Отчизна, государство, страна, защита, семья тех, кто здесь родился; ответственность; долг; ценность; законы…»
4. История про одинокого мальчика
-Я хочу Вам рассказать одну старую историю.
Звучит музыка к песне «Маленький принц»
Давным – давно, много веков тому назад, так много звезд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звездочки: «Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный»?
Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого – то рядом с собой»!
«А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна.
«Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат»?
«Ты узнала тайну спешащих странников»? – спросила Луна.
«Да, - ответила Звездочка. – Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел изможденным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза… »
«А какими были его глаза?» - недоуменно спросила Луна.
«Они светились в темноте от счастья и радости» - ответила, тяжело вздохнув, звездочка и продолжила. – Чему ты радуешься, странник»?
И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота и сердечность моей семьи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».
Звездочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».
Луна посмотрела на Звездочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А ты хотела бы иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми»?
«А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звездочка.
Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звездочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна Семья»!
-Согласно «Толковому словарю» С. И. Ожегова семья – это «группа, живущих вместе близких родственников»,
Семья – это «объединение людей, сплоченных общими интересами».
5. Загадки
Ребята, а из кого состоит семья? Давайте отгадаем загадки:
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
Всех милее наша... (мама)
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый... (папа)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка)
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
И ему уж много лет
Нестареющий наш... (дед)
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка)
А еще есть тети и дяди. Они всегда очень внимательные. А кто-то имеет племянников и племянниц. С ними так весело.
И ко всем родственникам нужно относиться с уважением. Ведь это ваши родные люди, ваша семья.
6.Интерактивная беседа «Что такое семья»?
- Закончите предложение «Семья для меня – это…»
Учитель обобщает высказывания детей и вывешивает на доску. «Семья для меня - это папа, мама, дети, любовь, счастье, мой дом, маленькое государство, ценность, защита, ответственность, спокойствие, безопасность, поездки на дачу, удача, семейные даты….»
-Как вы считаете, связаны ли между собой семья и Отечество? (ответы детей)
Когда-то Лев Николаевич Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место – это ваш дом, ваша семья.
Мы с вами будем говорить о тех, кто живет рядом с нами, с кем мы живем. Мы будем говорить о матери и отце.
Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.
-Прослушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.
А дом заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветом - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом
-О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?
(Дети предлагают свои варианты ответов.)
-Если подвести итог выше сказанному, то можно ответить на вопрос, Что такое семья?
Семья - это ячейка общества. Общая для всех членов семьи деятельность- обеспечение личного счастья каждого члена семьи и воспитание граждан нашего общества.
-Как уже было сказано, что семью создают два человека, в будущем они становятся матерью и отцом.
Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему.
-А как создать Тепло нашего Дома? Давайте познакомимся с вашими семьями, но сделаем это необычным способом. Опишите вашу семью, в которой вы живете, какая она? Ведь семьи бывают разные: весёлые, путешествующие, любящие, отзывчивые, дружные…
7. Ладошки-Ромашка
-А какая ваша семья. Используя эти ладошки в каждый пальчик необходимо вписать слова – характеристики вашей семьи. Не случайно именно руки выбраны для этого задания. Как вы думаете почему? (ответы детей: умелые руки, рука взаимопомощи, мамины руки, ласковые руки…)
Дети работают под музыку.
-Посмотрите на доску. На ней - круг. Эти ладошки я предлагаю вам расположить вокруг этого круга.
- Как вы думаете, почему именно вокруг круга мы будем располагать ваши
ладошки?
-Теперь вам необходимо выйти зачитать о своей семьей и прикрепить свою ладошку к кругу.
(Потому что в семейном кругу проще вести открытый разговор, это
возможность быть вместе, вот так глаза в глаза, рука в руке, семейный круг
является гарантией вашей защищенности.)
- Вот такой символ семьи «РОМАШКА» получился у нас: семейный круг объединяет взрослых и детей.
Вот те качества, которые вы написали на пальчиках ладошек - это и есть душа вашей семьи, которая создаёт уют, тепло и радость дома.
Семейные ценности очень важны для жителей Ханты-Мансийского Автономного округа - Югры. Народы, проживающие в нашем регионе, считают традиции уважения к старшим, заботу о детях, любовь к женщине - основными в личной и общественной жизни. Именно семья и Родина были теми ценностями, ради которых шли на войну, защищали Родину.
Если не будет родителей
8. Викторина «Вопросы о семье».
-Ну а сейчас мы немного поиграем, отвечая на вопросы о семье.
Вопросы:
*Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)
*Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)
* В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»? («Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)
*Назовите самую семейную геометрическую фигуру. ( Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
*Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)
* Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха.)
*В каком месяце отмечается Международный день семей? В мае
Если будут родители
8.Рассказы родителей:
- Сейчас мы с Вами проверим насколько хорошо Вы знаете членов своей семьи.
Родителей просим выйти из кабинета. Детям задаем вопросы.
Анкета для ребенка
Твой любимый цвет?
Твой любимый праздник?
Твоя любимая игрушка?
Твои друзья?
Просим выйти детей и вопросы задаем родителям.
Анкета для родителей
Любимый цвет вашего ребенка?
Любимый праздник вашего ребенка?
Любимая игрушка вашего ребенка?
Как зовут друзей вашего ребенка?
-Вы хорошо справились , а теперь хотелось бы послушать какие семейные традиции и обычаи есть в Ваших семьях ………….
-Рассказ «Традиции и обычаи в моей семье».
Родители читают
Семья
1. Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
2. Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
3. Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
4. Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
5. Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
6. Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
7. Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
-Предлагаю вам послушать стихотворение и подумать, о какой теплоте в нем говорится?
Ученик:
Мне не хватает теплоты, -
Она сказала дочке.
Дочь удивилась:
Мерзнешь ты
И в летние денечки?
Ты не поймешь, еще мала, -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит:
Я поняла! -
И тащит одеяло.
-О какой теплоте говориться в этих отрывках? (душевной)
Что может быть важнее уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов.
9. Беседа о школе
-А что ещё для учащихся является домом? «Школа - наш общий дом»
Ребята, а ведь школа это тоже дом. Наш общий дом. А наш класс – семья. Дружная семья взрослых: учителей. Учеников и родителей.
Школа – наш мир и дом,
Куда с надеждой мы идем,
В которой дружно мы живем,
И день за днём на глазах растем.
-Да, ребята, еще маленькими вас приводят в школу ваши родители. Доверяя учителям самое дорогое, что у них есть – это вы, их дети. Здесь вы проводите большую часть времени: учитель на уроках, посещаете разные кружки и секции. Приобретаете разнообразные навыки. Растете. И наступает то время, когда вы заканчиваете школу. Последний звонок! Выпускной бал! Слезы родителей, учителей, ваши слезы! И память! Вы никогда не забудете то время, которое провели в стенах родной школы. И с нежностью будете вспоминать о своих учителях и, ставших такими х родными, своих одноклассников!
10. Итог.
- Удалось ли нам решить поставленный вопрос?
-Что же самое главное и важное для каждого человека?
-Является ли школа вторым домом и семьей для человека?
- Важно ли любить Отечество, быть патриотом своей страны? Должны ли защищать свою Родину?
-Прав ли, философ Френсис Бэкон, утверждавший: Любовь к Родине начинается с любви к семье?
-А я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие. Мне было
приятно с вами общаться. Мне очень хочется вам пожелать, чтобы ваш дом был радостным и уютным.
Всего вам доброго!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Семья и Отечество в моей жизни"
Классный час...
Единый всекубанский классный час "Семья и Отечество в моей жизни"
Единый всекубанский классный час "Семья и Отечество в моей жизни" посвящен последнему звонку. К разработке прилагается презентация....
Единый Всекубанский классный час "Семья и отечество в моей жизни"
Тема: Семья и Отечество в моей жизни.Цель: Определить понятие «семья», формировать уважительное отношение к семье, провести параллель между Семьёй и Отечеством, помочь в осознании обучающимися е...
Классный час на тему. Семья и Отечество в моей жизни.
Способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; прививать любовь к Родине , интерес к истории своего Отечества, развивать мышление, речь, воображение....
Классный час на тему: «Семья и Отечество в моей жизни»
Классный час на тему: «Семья и Отечество в моей жизни»Цель: формирование семейных ценностей; любви к Родине; межнациональной дружбы....
Классный час по теме : «Семья и Отечество в моей жизни»
Семья - ячейка общества, неотъемлемая часть нашей родины...
Разработка классного часа в 1 «Б» классе на тему: «Семья и Отечество в моей жизни»
Разработка классного часа в 1 «Б» классе на тему: «Семья и Отечество в моей жизни»...