Использование активных методов обучения в дополнительном образовании на занятиях объединения "Этикет". Проект "Вежливые слова"
статья (1 класс)
В методике формирования основ культуры поведения лежат три основных обучающих принципа – знание, понимание целесообразности и необходимости, умение применять практически, а также позитивное эмоциональное переживание. Проект по формированию культуры общения «Вежливое слово» для учащихся 1-х классов позволяет на практике реализовать эту методику. В условиях школьной жизни ученик может не только научиться сам, но и может научить других, проявив себя для другого. Ребёнок пробует себя в разных видах активной деятельности, связанной с анализом событий, происходящих в его окружении и в исследовании внешнего и внутреннего мира. Использование активных и интерактивных методов обучения, создает общее поле взаимодействия, и обеспечивает передачу навыка действий, не только от учителя к ученику, но и от ученика к ученику, формирующееся личностное отношение к проблеме, позволяет обучающемуся выйти из привычной роли наблюдателя и перенести знания и опыт из учебной ситуации в реальную. Активные методы обучения, позволяют достичь, важнейших результатов: сформировать речь обучающихся; помочь им в решении личностных проблем на основе диалога, взаимодействия и коллективной деятельности; научить активно осваивать мир, самим находить пути решения собственных проблем, занимать активную субъектную позицию. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Моделирование реальных и игровых ситуаций в реализации проекта «Вежливые слова» | 151.8 КБ |
текст к слайдам | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В методике формирования основ культуры общения лежат три основных обучающих принципа Знание правил этикета понимание целесообразности и необходимости культурного поведения умение применять правила этикета
Цель проекта : актуализация культуры общения. Задачи : 1 . Активизировать использование вежливых слов в общении 2. Пополнить активный словарь вежливых слов учащихся 3. Систематизировать и расширить знания о правилах вежливого общения; 4. Привить навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми. 5. Развить навыки самонаблюдения (анализа и самоанализа). 6. Скорректировать прежние знания, привести их в систему, показать действие правил речевого этикета в условиях школьной жизни.
Ожидаемые результаты : знание основных правил этикета понимание необходимости соблюдения правил этикета; навыки к точному выполнению правил; способность выбрать то правило, которое наиболее подходит к ситуации; соблюдение правила этикета.
Интерактивное обучение через опыт Переживание участниками конкретного опыта (игра, упражнение, ситуация) Осмысление полученного опыта Обобщение Применение на практике
Схема взаимодействия участников проекта «Вежливые слова» Объединение «Этикет» Класс Учитель Педагог Дети
Структура занятия объединения «Этикет» активные методы начала занятия; а ктивные методы выяснения целей, ожиданий, опасений; активные методы презентации учебного материала; активные методы организации самостоятельной работы; активные методы релаксации; активные методы подведения итогов
Активные методы обучения, используемые на занятиях объединения «Этикет»: Ролевая игра Игровые упражнения Решение ситуационных задач Инсценировка Проигрывание ситуаций Коммуникативный тренинг Разбор конкретных ситуаций (ситуационный анализ)
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ НАЧАЛА ЗАНЯТИЯ Игра «Аплодисменты». Игра «Рукопожатие». Игра «Пожелания». Игра «Фруктовый салат». Игра «Импульс». Поменяйтесь местами те, кто .. Игра – приветствие «Привет, сосед !» Игра – приветствие « Улыбка» Игра – приветствие «Что в «Здравствуйте» тебе моём ?» Игра – приветствие «Пожелания весёлых пальчиков Игра – приветствие разными частями тела «Рукопожатие через океан »
З - здоровья, зрелости, задора, зоркости Д - доброжелательности, добра, доверия Р - радости, равновесия, решимости А - активности, аккуратности, авторитета В - внимания, великодушия, важности, - веселья С - смекалки, счастья, свободы, стремления Т - творчества, таланта, трудолюбия, терпения В - вежливости, верности, внимания, волшебства У - уважения, уверенности, улыбок, успеха И(Й) - интереса, искренности, идей, изящества Т - трудолюбия, таланта, терпения, творчества Е - единства, естественности На каждую букву слова «Здравствуйте» придумайте пожелания ЗДРАВСТВУЙТЕ
. «Аквариум » - ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» её. Основная часть занятия Игровые методы Ролевая игра - метод проигрывания ролей (инсценировки)
Игровая ситуация . Сегодня у нас в гостях Незнайка, который всегда попадает в сложное положение, потому что не знает, с кем и о чем можно говорить. Поможем ему разобраться. С кем и о чем нельзя говорить? Игровые упражнения Милочка , встретившись с Варей после каникул, рассказала ей, как провела лето, куда ездила, с кем встречалась, какую книгу прочла, как она соскучилась по дому и подругам, про то, что папа купил ей новый велосипед и обещал ролики, что к ним приезжала бабушка и привезла красивое платье в подарок внучке, о том, как она научилась быстро плавать, какие грибы растут в лесу около ее дачи, как однажды пошел сильный град и побил в саду траву. Милочка еще бы многое рассказала, но мама позвала ее домой. Как вы думаете, Милочка– хорошая подруга?
Этикетные задачи 1. Валера и Сережа встретились на узкой тропинке. Справа и слева – пропасть. Пройти может только один человек. Как им поступить ? Кто кому, по правилам этикета, уступает дорогу? 2. На межпланетном корабле, летящем на Марс, три свободных места. Второклассник Петя Иванов летит к родителям на летние каникулы, столетний марсианин, ветеран труда, возвращается домой , молодая мама с трехмесячным сыном спешит к работающему на марсианской станции мужу, бабушка едет погостить к внуку . Кто из пассажиров, по вашему мнению, улетит на этом корабле? Кого мы пропустим вперед в транспорте? 3. Старая книга из библиотеки жаловалась своим подружкам-книжкам на читателя Егора. Как вы думаете, почему Старая книга считает Егора плохим читателем? Какие обязанности есть у читателя библиотеки?
Ситуативный анализ (разбор конкретных ситуаций ) Цель метода : совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, выработать практическое решение. достоинство : даёт возможность изучить эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке, а не в реальной жизни с неприятными последствиями в случае неправильного решения
Схема взаимодействия участников проекта «Вежливые слова» Объединение «Этикет» Класс Учитель Педагог Дети
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РЕЛАКСАЦИИ « Четыре стихии». «Постройся по росту». «Пантомима». «Земля, воздух, огонь и вода» «Обезьяна, слон. Пальма». «Переполох на заднем дворе». «Тряпичная кукла и солдат». «Энергия - 1». «Роботы». «Красная Шапочка и Серый Волк».
Методы подведения итогов «Ромашка». «Мудрый совет». «Итоговый круг». «Комплименты». «Чемодан наших успехов, достижений». «Солнышко и туча». «Все у меня в руках!» «Что я почти забыл?» «Аплодисменты по кругу». Незаконченные предложения
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Текст выступления
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Слайд №1.
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу.
Личный опыт общения ребенка еще очень беден, ребенок часто может быть неучтивым лишь в силу незнания того когда, где и как надо поступить. Нередко дети усваивают правила хорошего тона по подражанию, наблюдая за поведением родителей, которые являются для них авторитетом.
Слайд №2.
Однако осознание ребенком своего поведения, своих действий - необходимое условие формирования культуры общения.
В проекте «Вежливые слова» реализованы основные обучающие принципы.
Слайд №3.
В условиях школьной жизни ученик может не только научиться сам, но и может научить других, его эмоциональное развитие больше, чем, раньше зависит от того опыта, который он приобретает вне дома.
Слайд №4.
Ребёнок пробует себя в разных видах активной деятельности, связанной с анализом событий, происходящих в его окружении и исследовании внешнего и внутреннего мира.
В проекте «Вежливые слова» процесс обучения происходит в совместной деятельности.
Слайд №5.
Использование активных и интерактивных методов обучения создает общее поле взаимодействия, и обеспечивает передачу навыка действий, не только от учителя к ученику, но и от ученика к ученику, а формирующееся личностное отношение к проблеме, позволяет обучающемуся выйти из привычной роли наблюдателя и перенести знания и опыт из учебной ситуации в реальную.
Слайд №6.Проект основан на коллективном способе обучения–один учит всех, а все учат каждого, каждый выступает в роли ученика и в роли учителя, идет взаимообучение.
Слайд №7, №8, №9, №10. автомат 36 сек
Необходима предварительная подготовка детей к реализации проекта. В рамках работы ОДОД, 15 учащихся из класса занимаются в объединения «Этикет», где они осваивают правила вежливого общения. Так называемые «волонтёры», которые помогают в классе освоить правила вежливого общения.
Активные формы и методы обучения для младших школьников – это прежде всего игры во всём их многообразии.
Слайд №11.
Основной этап занятия.
Игра занимает особое место в системе активного обучения.
Учащиеся, являясь участниками игры, испытывают потребность в приобретении знаний, поскольку в игре эти знания находят непосредственное применение.
Активность также невозможна без споров и дискуссий, решения проблемных вопросов и задач.
Общение в группе сверстников даёт детям то, что, в принципе, не может дать общение со взрослыми – критичность к мнениям, словам и поступкам людей.
Слайд №12 - 13. Автомат 22 сек
Первоклассники не умеют общаться и сотрудничать. Для ребёнка намного проще заметить погрешность в работе одноклассника. Из-за этого на первых этапах групповой работы неминуемы конфликтные ситуации, в которых навыки сотрудничества только начинают складываться. Конфликты, возникшие между учениками, превращаются в мощное средство воспитания.
Слайд №14. Ситуативный анализ
Педагогу не следует полностью браться за разрешение всех возникших при групповой работе непониманий между учащимися. Дети должны научиться справляться с ними самостоятельно (создание проблемной ситуации). Помощь педагога заключается в формировании у детей умения замечать и понимать, чем заняты партнёры, распознавать собственные эмоции и эмоции других участников группы, обозначать их словами, верно определяя причины возникновении.
Слайд № 15. Схема.
Проблемные ситуации неизбежно возникают в любом классном коллективе. О наличии таких ситуаций можно узнать от учителя или от детей. Приходящих на занятия объединения «Этикет». Для разрешения этих ситуаций в зависимости от проблемы, в группе на занятиях объединения «Этикет» специально создаются ситуации «выбора», требующие от ученика более глубокого понимания ситуации. Детям предлагается осмыслить происходящее через задавание вопросов друг другу; отстаивание собственной точки зрения, проигрывания ролей.
Слайд №16
Содержание личностно развивающей ситуации всегда соответствует интересам детей,
Слайд №17. вследствие чего каждый ребенок «переживает» и «проживает» предлагаемую ситуацию.
Новый опыт ребёнок применяет в классе.
Слайд №18. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительное образование. планирование занятий "Юный природовед", 1 год обучения
Важное место в современной школе занимает работа дополнительных объединений. Планирование занятий, практический материал, предоставленный здесь, предусмотрен для учителя начальных классов ...
Методические рекомендации по применению игровых технологий в дополнительном образовании на занятиях «Азы компьютерной грамотности»
В данной статье рекомендуется применение игровых технологий в дополнительном образовании на занятиях по азам компьютерной грамотности, рассматриваются виды занятий с использованием и...
«Применение технологии личностно – ориентированного обучения в дополнительном образовании детей»
Содержание, методы и приемы личностно - ориентированного обучения . Основные направления. Технологии....
Статья "Лэпбук, как современное средство обучения, в дополнительном образовании"
Лэпбук, как развитие познавательной деятельности с элементами оригами направленный на развитие мелкой моторики, фантазии, логического мышления учащихся....
Статья«Выступление в онлайн формате, как важный аспект процесса обучения в дополнительном образовании»-Авторы:педагоги доп.образования: Ларина Т.А.,Такмакова И.А.,концертмейстеры:Егиазарян С.С.(педагог-организатор), Кошелева О.Н.
Речь пойдет о процессе подготовки концертного номера и само выступление в онлайн-концерте, мероприятии, фестивале, марафоне учащихся нашего детского музыкального театра «Кантабиле».В наше ...
Мастер-класс для педагогов в рамках Единого методического дня коллектив МАУ ДО «ДЮЦ»- коллектив Педагогического колледжа г. Черняховска. Семинар "Особенности современного содержания, методов и средств дополнительного образования детей".
Изготовление карандашницы из фанерных палочек...
Организация активного обучения в дополнительном образовании детей.
Организация активного обучения в дополнительном образовании детей....