«Применение технологии личностно – ориентированного обучения в дополнительном образовании детей»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Содержание, методы и приемы личностно - ориентированного обучения . Основные направления. Технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Планета»
г.о. Тольятти
Методическая разработка
«Применение технологии личностно – ориентированного обучения
в дополнительном образовании детей»
Бастрикова Татьяна Павловна,
педагог дополнительного образования
2017г.
Динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
В связи с этим наиболее актуальным стратегическим направлением развития системы образования в России на сегодняшний день является личностно – ориентированное образование.
Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов.
Учащийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он - цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного.
При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Бондаревская Е.В., Газман О.С., Гусинский Э.Н., Сериков В.В., Турчанинова Ю.И., Якиманская И.С.
Цель – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Средства достижения педагогом этой цели:
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учеников;
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
стимулирование учеников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно- неправильно), но и по процессу его достижения;
поощрение ученика за нахождение своего способа выполнения задания, анализ способа работы других учеников в ходе урока, выбор и оценку наиболее рациональных;
создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика
Личностно-ориентированные технологии в дополнительном образовании детей
Система дополнительного образования детей сегодня является неотъемлемой частью непрерывного педагогического процесса.
Дополнительное образование – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и
саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников.
Безусловно, что система дополнительного образования имеет свою специфику. Эта специфика связана не только с особенностями психолого-педагогического взаимодействия между педагогами и их воспитанниками, но и с тем, что современное дополнительное образование детей представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно -
досуговым.
Именно в рамках этих блоков осуществляются основная педагогическая
деятельность педагогов и творческо-познавательная деятельность детей. Эти блоки, безусловно, присутствовали в то время, когда для обозначения подобной деятельности использовался термин «внешкольная работа». Однако, если в тот период акцент делался на культурно - досуговом блоке, то сегодня все больший масштаб приобретает образовательный блок, связанный с удовлетворением познавательных интересов и потребностей детей и подростков в тех сферах, которые не всегда могут быть реализованы в рамках школьного образования.
Определяя понятие дополнительного образования детей и особенности
педагогической деятельности с ними в этой системе, необходимо помнить об отличительных чертах и специфических особенностях педагогического взаимодействия, возможных путях и способах решения педагогических задач. Далеко не всегда качественным результатом деятельности педагога можно считать лишь образовательные достижения его воспитанников. Количество грамот и дипломов, полученных возглавляемым им детским коллективом на всевозможных выставках, концертах, соревнованиях, безусловно, подтверждают профессиональный уровень педагога дополнительного образования. Но нужно не забывать о том, что дополнительное образование детей – это особая сфера, которая должна быть не только местом их обучения и воспитания, но и пространством для саморазвития, самореализации и самоактуализации.
Поэтому предметом педагогических технологий в дополнительном образовании могут и должны становиться способы организации различных видов деятельности, способствующих педагогической поддержке решения ребенком задач и проблем саморазвития и самореализации, а не только содержание и способы организации образовательного процесса.
Система дополнительного образования, в отличие от школы, в которой при всем сегодняшнем разнообразии все равно существуют жесткие стандарты, имеет все возможности для действительно вариативной педагогической деятельности.
Специфические особенности УДО позволяют реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, дают возможность организовывать образовательный процесс с учетом различного уровня умственного, физического, культурного и социального развития детей.
Существующая вариативность создает возможность для быстрой и безболезненной коррекции программы дополнительного образования и технологии ее реализации в зависимости от возможностей и способностей конкретного ребенка. Причем, такая коррекция возможна не только на уровне группы, но и на внутригрупповом уровне.
Таким образом, объективные условия дополнительного образования детей позволяют реализовывать действительно личностно ориентированные технологии обучения и воспитания, в которых ребенок рассматривается не только как личность, которой предстоит социализироваться, а для этого приобрести определенные качества, знания, развитие и т.д. Ребенок рассматривается как ценность, со своими интересами, потребностями, взглядами, жизненным опытом.
Содержание, методы и приемы личностно ориентированных технологий должны быть направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ребенка, помочь становлению его личности путем организации творческой познавательной деятельности. И результативность таких технологий зависит не только от того, какие знания и умения удастся ему передать и насколько педагог сможет его подготовить к вхождению в общество, но и от того, насколько при этом удастся не «сломать» ребенка, сохранив и развив те положительные задатки, которые в нем уже существуют.
В дополнительном образовании детей наиболее часто применяются такие технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе как:
- педагогика сотрудничества;
- технология полного усвоения знаний;
- адаптивная система обучения;
- технология исследовательского обучения;
- технология игрового обучения;
- технология модульного обучения;
- технология разноуровневого обучения;
- дифференциация и индивидуализация обучения
Целевые ориентиры технологий, основанных на педагогике сотрудничества, заключаются в переходе от педагогики требований к педагогике отношений, в гуманно- личностном подходе к ребенку, а также в единстве обучения и воспитания.
В педагогической литературе сотрудничество понимается как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. С точки зрения деятельностного подхода, речь здесь идет о субъект-субъектных отношениях, пронизывающих все уровни деятельности.
В педагогике сотрудничества принято выделять четыре основных направления:
1. Гуманно-личностный подход к ребенку. Ребенок ставится в центре педагогической системы учреждения. Задача любого воспитательно-образовательного учреждения – опираясь на внутренние силы, задатки, способности и возможности детей, использовать их для более полного и свободного развития личности.
2. Дидактически активизирующий и развивающий комплекс. Содержание обучения выступает не как самоцель образовательного учреждения, а как средство развития личности.
В этом случае обучение ведется обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления. Для него характерны интегративность и вариативность.
3. Концепция воспитания, которая включает в себя:
• превращение школы Знания в школу Воспитания;
• актуализацию личности школьника;
•гуманистическую ориентацию воспитания, формирование
общечеловеческих ценностей;
• развитие творческих способностей ребенка;
• возрождение национальных и культурных традиций;
• сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
• постановку трудной цели.
Таким образом, можно говорить о том, что в системе дополнительного образования детей существуют объективные предпосылки для использования личностно- ориентированных технологий, более того, сама суть педагогического процесса в этом направлении изначально ориентирована на личность, так как основывается на принципах
гуманизма, добровольности, дифференциации и индивидуализации обучения. На практике реализация личностно-ориентированных технологий в дополнительном образовании заключается в создании особой воспитательно-образовательной среды, ориентированной не только на получение ребенком определенных знаний и умений, но и осуществляющей педагогическую поддержку, позволяющую приобретать социальный опыт, коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные потребности, а главное – саморазвиваться и самореализовываться.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
2. Гизбург Ф. Заповеди педагогического общения//Воспитание школьников, 2003 – № 4.
3. Дейч Б.А. Личностно ориентированные технологии в дополнительном образовании детей: Материалы сайта Института молодёжной политики и социальной работы НГПУ, 2011.
4. Иванченко И.Д. Занятия в системе дополнительного образования детей. – Ростов-на- Дону, 2007.
5. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., Академия, 2001.
6. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр "Сфера" – М., 2002.
7. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.,1996.
8. Эффективный учитель/авт.-сост. О.М. Ольшевская. – Минск: Красико-Принт, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое применение методов личностно-ориентированного обучения в начальной школе.
Данный материал представлен в иде доклада на тему: "Практическое применение методов личностно-ориентированного обученияв начальной школе". В нем я постаралась...
2013-2014 уч годТема: Знакомство с буквой Н(н). Тип урока: Открытия новых знаний. Технология личностно – ориентированного обучения с применением ИКТ.
Предмет: обучение грамотеТип урока: открытие новых знаний.Тема: Знакомство с буквой Н (н).Цели: · предметные: формировать умение проводить звуковой анал...
2013-2014 уч год Тема: Письменное умножение на трёхзначное число. Тип урока: Открытия новых знаний. Технология личностно-ориентированного обучения с применением ИКТ.
Тема: Письменное умножение на трёхзначное числоЦели урока:Познакомить с письменным алгоритмом умножения многозначного числа на трехзначное число.Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логич...
Педагогический совет на тему : «Технология личностно- ориентированного обучения как средство повышения качества образования»
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность и субъективность процесса учения.Основным принципом разработки ...
Личностно-ориентированный подход в дополнительном образовании детей
В статье описываются личностно-ориентированные подходы работы с детьми....
Технологическая карта урока литературное чтение, 4 класс, с применением технологии личностно-ориентированного обучения, с презентацией
Тема урока:"Русская народная сказка "Крошечка-Хаврошечка"...