Программа внеурочной деятельности Азбука безопасности
методическая разработка
Программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности» для учащихся 2–4-х классов общеобразовательных организаций разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и на основе программы внеурочной деятельности Рыбальченко Н.В..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mirgalieva_vd_azbuka_bezopasnosti.docx | 169.12 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Азбука безопасности» (ФГОС НОО)
(2-4 классы)
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности» для учащихся 2–4-х классов общеобразовательных организаций разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и на основе программы внеурочной деятельности Рыбальченко Н.В..
Целью программы внеурочной деятельности «Азбука безопасности» является формирование культуры безопасности младших школьников как качества личности, представленного в виде совокупности знаний и осознанных действий, направленных на понимание опасных и безопасных факторов в окружающей действительности, готовности к адекватной оценке опасной ситуации и способности выстраивать социальные взаимоотношения по обеспечению безопасных действий на уровне личности и группы.
Под термином «культура безопасности жизнедеятельности» понимается способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Задачи программы:
- привитие учащимся основ культуры здорового образа жизни;
- развитие потребностимладших школьников в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование у детей знаний о негативных факторах, наносящих вред здоровью;
- формирование комптентностных знаний, умений, навыков учащихся в области безопасности жизнедеятельности;
- патриотическое, нравственное и физическое воспитание учащихся;
- формирование социальной активности и четкой гражданской позиции;
- формирование социально значимых навыков в процессе коллективной коммуникативной деятельности, формирование опыта социально значимой деятельности;
- формирование законопослушного поведения и правовой культуры.
Курс изучается в рамках интеллектуального направления внеурочной деятельности школьников и является школьным компонентом, обеспечивающим реализацию основных направлений начального общего образования. Программа рассчитана на 102 учебных часа: 2-4 класс – 34 часа в год. На изучение данного курса отводится 1 час в неделю с 2 по 4 класс. Длительность занятия во 2-4 классах – 40 минут.
Основной формой организации образовательного процесса в рамках реализации данной программы внеурочной деятельности являются занятия, организация и проведение которых предполагает:
- задания, требующие поиска дополнительных сведений в справочниках, энциклопедиях, учебниках и прочих изданиях, в том числе по другим предметам;
- задания, при выполнении которых в конкретных ситуациях ученик должен делать самостоятельные выводы на основе сообщаемых сведений;
- игровые задания, при выполнении которых происходит взаимодействие ученика с двумя или более учащимися, формирование и отработка навыка коллективной работы на достижение положительного результата;
- имитационные игры, в которых происходит взаимодействие ученика с двумя или более учащимися, формирование и отработка навыков безопасности в повседневной жизни, чрезвычайных и экстремальных ситуациях (спортивные игры, ролевые игры и т.д.);
- задания, требующие самостоятельного выбора способа организации получаемой информации, определения последовательности действий, относительного расположения объектов;
- задания, предполагающие выполнение самостоятельных действий с техникой для приема или передачи информации об экстремальных ситуациях: безопасный разговор по телефону с незнакомым человеком, вызов службы спасения МЧС, «скорой помощи» и т. д.;
- задания, предполагающие выполнение самостоятельных действий после оповещения населения о чрезвычайных ситуациях (сообщения по радио, телевидению и т. д.).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ожидается, что в результате освоения данного материала выпускники начальной школы будут
знать:
- правила перехода дороги, перекрестка;
- правила безопасного поведения при следовании железнодорожным, водным и авиационным транспортом, обязанности пассажира;
- особенности жизнеобеспечения дома (квартиры) и основные причины, которые могут привести к возникновению опасной ситуации;
- характеристики водоемов в местах своего проживания, их состояние в различное время года;
- способы и средства спасания утопающих, основные спасательные средства;
- правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема;
- меры пожарной безопасности при разведении костра;
- наиболее характерные для региона проживания чрезвычайные ситуации, причины их возникновения и последствия;
- систему обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в местах проживания;
- опасные погодные явления, наиболее характерные для региона проживания;
- места с неблагоприятной экологической обстановкой в районе проживания и правила безопасного поведения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой;
- основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому образу жизни;
помнить:
- основные правила безопасности при использовании электроприборов и других бытовых приборов, бытового газа, а также препаратов бытовой химии;
- рекомендации по соблюдению мер безопасности при купании, отдыхе у водоемов;
- порядок и правила вызова экстренных служб;
обладать навыками:
- разводить и гасить костер;
- ориентирования на местности;
- действовать в неблагоприятных погодных условиях, в том числе в лесу, в поле, у водоема;
- действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживания;
- оказания первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечении из носа, попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при отравлении пищевыми продуктами.
У учащихся будут сформированы индивидуальные навыки здорового образа жизни, а также убеждения о пагубном влиянии вредных привычек на личное здоровье.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2 класс
Раздел I. Введение
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство с учащимися. Цели и задачи программы внеурочной деятельности. Правила поведения и техника безопасности на занятиях внеурочной деятельности.
Раздел II. Дорожная азбука
Тема 2.1. Дорога в школу и домой
Теория. Правила дорожного движения. Безопасность на улицах и дорогах. Правила перехода проезжей части и перекрестков.
Практика. Составление безопасного маршрута «Путь в школу». Игра «Безопасный путь» (компьютерная игра).
Тема 2.2. Пешеход, водитель, пассажир.
Теория. Понятия «пешеход», «водитель», «пассажир». Правила дорожного движения для различных категорий участников дорожного движения.
Практика. Сочинение «Дорожная сказка».
Тема 2.3. Опасности на улицах и дорогах.
Теория. Какими бывают опасности. Причины опасных ситуаций на улицах и дорогах. Опасности на дорогах в зимний и летний период.
Практика. Составление кроссворда «Опасность на дороге». Дидактическая игра «Можно – нельзя».
Тема 2.4. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине
Теория.Правила движения пешеходов. Движение пешеходов в городе и за городом.
Практика. Подвижная игра «Гуськом» (командная игра-соревнование – кто быстрее пройдет между двумя досками, не задев их). Составление памятки «Правила поведения на шоссе за городом». Заполнение таблицы «Характеристика дорог».
Городская дорога | Загородная дорога |
Движение двустороннее или одностороннее | Движение двустороннее |
Есть тротуары и обочины | Нет тротуаров, есть обочина |
Ходить можно по правой стороне тротуара | Ходить гуськом по обочине |
Тема 2.5. Что означают дорожные знаки
Теория. Регулировка дорожного движения. Дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. История появления дорожных знаков и светофора.
Практика. Конкурс рисунков «Нарисуй знак». Ролевая игра «Соблюдай ПДД». Дидактическая игра «Исправим подписи к знакам».
Раздел III. Азбука безопасности
Тема 3.1. Основы безопасности
Теория. Понятия «безопасность», «личная безопасность», «социальная безопасность». Система безопасности семьи, общества и государства. Единая дежурно-диспетчерская служба. Телефоны служб спасения и охраны общественного порядка.
Тема 3.2. Берегись огня
Теория. Пожар в общественном месте. Паника. Правила поведения при пожаре.Лесные, торфяные пожары. Костры и последствия их разжигания. Предупреждение отравления угарным газом при пожаре.
Практика. Изготовление ватно-марлевой повязки. Выполнение норматива по одеванию противогаза. Дидактическая игра «Найди безопасный выход из здания». Учебная эвакуация.
Тема 3.3. Безопасность на воде
Теория. Водоемы. Особенности состояния водоемов в разное время года. Правила поведения на водоемах. Правила обращения с водой в быту. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила безопасного поведения на берегу водоемов во время отдыха.
Практика. Решение ситуационных задач, составление рассказов по рисунку, отработка навыков пользования спасательным кругом, концом Александрова.
Тема 3.4. Если разыгралась стихия…
Теория. Понятия «стихия», «стихийные бедствия». Виды стихийных бедствий (землетрясение, цунами, оползень, сель и т.д.). Правила поведения в условиях стихийных бедствий.
Практика. Составление схемы «Последовательность действий при….» (по выбору педагога). Конкурс рисунков «Стихийные бедствия».
Раздел IV. Азбука здоровья
Тема 4.1. Зачем нам здоровье
Теория. Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Способы сохранения и укрепления здоровья. Факторы, укрепляющие здоровье.
Практика. Сочинение «Я и мое здоровье». Конкурс плакатов «За здоровый образ жизни».
Тема 4.2. Личная гигиена
Теория. Понятия «гигиена», «личная гигиена». Предметы личной гигиены. Соблюдение личной гигиены. Личная гигиена в дома, в школе, в общественном транспорте, походе.
Практика. Дидактическая игра «Выбери предметы личной гигиены».
Тема 4.3. Вредные привычки.
Теория. Понятие «вредные привычки». К чему ведут вредные привычки. Виды вредных привычек.
Практика. Конкурс рисунков «Вредные привычки».
Тема 4.4. Укрепляй здоровье.
Теория. Сохранение и укрепление здоровья. Утренняя гимнастика/зарядка и распорядок дня. Правильное питание – залог здоровья.
Практика. Составление распорядка дня. Выполнение упражнений утренней гимнастики/зарядки.
Раздел V. Основы медицинских знаний
Тема 5.1. Первая помощь.
Теория.Понятие «первая помощь». Виды и способы оказания первой помощи.
Тема 5.2. Первая помощь.
Теория. Травмы. Виды травм. Причины травматизма людей. Признаки получения травм. Правила оказание первой помощи при различных травмах. Как избежать травм.
Практика. Отработка практических навыков по оказанию первой помощи при травмах.
Тема 5.3. Первая помощь при укусах насекомых и животных, ожогах, порезах.
Теория. Ожоги и порезы. Укусы животных и насекомых. Виды ожогов. Раны, типы ран (открытые и закрытые). Способы оказания первой помощи при открытых и закрытых ранах. Правила оказания первой помощи при укусах животных и насекомых.
Практика. Отработка практических навыков по оказанию первой помощи при укусах животных и насекомых, порезах и ожогах.
Тема 5.3. Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами.
Теория. Пищевые продукты. Понятие «отравление». Порядок действий при пищевых отравлениях. Оказание первой помощи.
Практика. Спортивная эстафета с элементами оказания первой помощи.
3 класс
Раздел I. Введение
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство с учащимися. Цели и задачи программы внеурочной деятельности. Правила поведения и техника безопасности на занятиях внеурочной деятельности.
Раздел II. Дорожная азбука
Тема 2.1. Почему дети попадают в дорожные аварии.
Теория. Понятие «ДТП». Причины ДТП. Как дети попадают в ДТП.
Практика. Ролевая игра «Причины ДТП». Словесная игра «Закончи предложение».
Тема 2.2. Как появился автомобиль и правила дорожного движения.
Теория. Автомобиль. История автомобилестроения. Безопасность в автомобиле. История правил дорожного движения.
Практика. Имитационная игра «Останови нарушителя». Командная игра «Найди ошибку в правилах».
Тема 2.3. Светофор и знаки.
Теория. Беседа «Вспомним, что мы знаем о дорожных знаках».
Практика. Дидактическая игра «Наведем порядок в городе» (на рисунке-схеме «Город» дети помещают дорожные знаки, делают дорожную разметку и делают свои пояснения).
Тема 2.4. Безопасность во дворе и на перекрестках.
Теория. Понятия «двор», «перекресток». Правила поведения во дворах и на перекрестках.
Практика. Дидактическая игра «Можно – нельзя». Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Конкурс рисунков «Нарисуй свой знак» (по правилам поведения во дворе).
Раздел III. Азбука безопасности
Тема 3.1. Если случилась беда.
Теория. Если случилась беда. Экстренная ситуация. Что делать в экстренной ситуации. Телефоны экстренных служб.
Практика. Имитационная игра «Позвони» (обучающиеся должны по описанию ситуации либо по картинке определить, какую службу спасения необходимо вызвать по телефону, что сообщить)
Тема 3.2. Если ты потерялся.
Теория. Если ты потерялся в магазине, городе, лесу. Правила поведения.
Практика. Составление памятки «Если ты потерялся». Викторина «Как действовать, если…».
Тема 3.3. Безопасность в природе.
Теория. Природа. Как вести себя на природе. Правила безопасности при экскурсии на природу, организованном групповом и самостоятельном отдыхе на природе.
Практика. Составление памятки «Внимание, ожидается гроза!». Экскурсия на природу.
Тема 3.4. Один дома.
Теория. Правила поведения дома. Если ты остался один. Что может произойти дома. Телефоны экстренных служб.
Практика. Составление рассказа «Когда я был один дома…» (описание экстренной ситуации, произошедшей с ребенком, когда он остался один дома).
Раздел IV. Азбука здоровья
Тема 4.1. Здоровый образ жизни.
Теория. Здоровый образ жизни. Как не заболеть. Здоровье окружающих. Профилактика простудных заболеваний.
Практика. Конкурс рисунков «Сохраним и приумножим здоровье».
Тема 4.2. Занимайся спортом.
Практика. Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» (спортивные мероприятия с участием родителей).
Тема 4.3. Основы правильного питания.
Теория. Основы питания. Ежедневный рацион. Диета. Полезные продукты. Мед и молоко – наши верные друзья.
Практика. Подготовка и защита исследовательских работ (по группам) на тему «О вкусной и здоровой пище» (обучающиеся сравнивают полезные и вредные продукты питания).
Тема 4.4. В гостях у Мойдодыра.
Теория. Купание. Закаливание. Беседа о соблюдении личной гигиены. Проблема гигиены в произведениях литературы (сказки «Федорино горе», «Мойдодыр» К.И. Чуковского и т.д.).
Практика. Подготовка и защита исследовательских работ (по группам) на тему «Самая лучшая зубная паста/ мыло/шампунь».
Раздел V. Основы медицинских знаний
Тема 5.1. Лекарственные и ядовитые растения.
Теория. Виды растений. Лекарственные и ядовитые растения.
Практика. Сбор и оформление гербария. Презентация гербария.
Тема 5.2. Первая помощь при отравлениях газами.
Теория. Понятия «газы», «удушение», «отравление газами». Виды газов. Чем вредны газы. Первая помощь при отравлении газами.
Практика. Изготовление средств защиты органов дыхания. Отработка навыков оказания первой помощи при отравлении угарным газом.
Тема 5.3. Психические реакции при авариях. Особенности оказания помощи.
Теория. Понятия «стресс», «паника». Как вести себя при панике. Стресс без дистресса.
Практика. Составление памятки «Как побороть панику».
4 класс
Раздел I. Введение
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство с учащимися. Цели и задачи программы внеурочной деятельности. Правила поведения и техника безопасности на занятиях внеурочной деятельности.
Раздел II. Дорожная азбука
Тема 2.1. Его величество, велосипед
Теория. Как правильно подобрать велосипед. Правила управления велосипедом. Положения Правил дорожного движения РФ для велосипедистов. Подача сигналов.
Практика. Игра-соревнование «Учимся правильно кататься на велосипеде».
Тема 2.2. Железная дорога.
Теория. Правила безопасного поведения в зоне железной дороги. Железнодорожный переезд. Как пересекать железнодорожный переезд. Правила.
Практика. Составление памятки «Если рядом поезд».
Тема 2.3. Правила поведения в транспорте.
Теория. Транспорт. Виды транспорта. Правила поведения пассажира.
Практика. Ролевая игра «Пассажир и водитель». Постановка спектакля «Нерадивый пассажир».
Тема 2.4. Сезонные опасности на дороге.
Теория. Обсуждение ситуаций «Ночь на дороге», «Идет дождь», «На улице туман». Почему затрудняется вождение автомобиля. Как вести себя в таких условиях на улицах и дорогах». Дорога летом и зимой.
Практика. Составление памятки «Внимание! Плохая Погода!». Дидактическая игра «Нарисуй знак» (обучающиеся должны изобразить свой знак, предупреждающий об опасности на дороге из-за плохой погоды).
Раздел III. Азбука безопасности
Тема 3.1. Чрезвычайные ситуации.
Теория. Понятие о чрезвычайных ситуациях. Виды чрезвычайных ситуаций. Происхождений чрезвычайных ситуаций. Система предупреждения и оповещения. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Легенды о конце света. Чрезвычайные ситуации в произведениях литературы, живописи, кинематографа, библейских рассказах.
Практика. Составление кроссворда на тему «Чрезвычайные ситуации природного характера». Обсуждение репродукций «Девятый вал» И.К. Айвазовского, «Последний день Помпеи» К.П. Брюллова (какие стихийные бедствия изображены на репродукциях, что автор хотел донести до зрителя через картину и т.п.). Чтение и обсуждение поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
Тема 3.2. Если ты попал в заложники.
Теория. Террористические акты. Заложники и террористы. Правила поведения при терактах. Правила поведения заложников.
Практика. Составление памятки «Если ты попал в заложники».
Тема 3.3. Правонарушения и закон.
Теория.Закон и порядок. Что такое правонарушение. Преступление и проступок.
Практика. Ролевая игра «Встать, суд идет!». Выпуск бюллетеня «Человек и закон».
Тема 3.4. Спасатели, кто они?
Теория. Спасательные и правоохранительные органы РФ. Задачи службы спасения. Телефоны службы спасения. Добровольные формирования спасателей.
Практика. Экскурсия Беседа с сотрудниками МЧС России. Конкурс рисованного мультфильма «Спасатели спешат на помощь».
Раздел IV. Азбука здоровья
Тема 4.1. Иммунитет
Теория. Что такое иммунитет. Как поддерживать иммунитет. Иммунодефицит. Витамины. Авитаминоз.
Практика. Сочинение «Витамины и мы». Круглый стол «О пользе витаминов». Брейн-ринг «Витамины на службе здоровья».
Тема 4.2. Инфекционные заболевания.
Теория. Понятие «инфекционные заболевания». Типология инфекционных заболеваний. Механизмы распространения инфекционных заболеваний. Инфекционные заболевания людей и животных. Профилактика инфекционных заболеваний.
Практика. Составление памятки «Профилактика инфекционных заболеваний». Беседа с медицинским работником образовательного учреждения.
Тема 4.3. Неинфекционные заболевания.
Теория. Понятие «неинфекционные заболевания». Типология неинфекционных заболеваний. Способы распространения неинфекционных заболеваний. Неинфекционные заболевания людей и животных. Профилактика неинфекционных заболеваний.
Практика. Составление памятки «Профилактика неинфекционных заболеваний». Беседа с медицинским работником образовательного учреждения.
Тема 4.4. Профилактика простудных заболеваний.
Теория. Понятие «простудные заболевания». ОРВИ. Грипп. Профилактика простудных заболеваний.
Практика. Составление памятки «Профилактика простудных заболеваний». Спортивный праздник «День здоровья» (с участием родителей).
Раздел V. Основы медицинских знаний.
Тема 5.1. Правила и способы транспортировки пострадавших.
Теория. Правила и способы транспортировки пострадавших. Подручные средства, применяемые для транспортировки пострадавших.
Практика. Изготовление подручных средств транспортировки пострадавших. Отработка навыков транспортировки пострадавших.
Тема 5.2. Обмороки.
Теория.Понятие «обморок». Причины обмороков. Потеря сознания. Длительная потеря сознания. Правила оказания первой помощи потерявшему сознание.
Практика. Составление памятки «Первая помощь при потере сознания».
Тема 5.3. Переохлаждение и перегревание. Тепловой и солнечный удары.
Теория. Понятия «тепловой удар», «солнечный удар». Переохлаждение и перегревание организма. Причины и признаки переохлаждения и отморожения. Причины и признаки теплового и солнечного ударов. Первая помощь.
Практика. Составление памяток «Первая помощь при перегревании», «Первая помощь при обморожении». Составление памятки «Первая помощь при тепловом, солнечном ударе». Отработка навыков оказания первой помощи при тепловом, солнечном ударах.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем занятий | Всего часов | Из них | |
Теория | Практика | |||
I | Введение | 1 | 1 | |
1.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
II | Дорожная азбука | 9 | 4 | 5 |
2.1. | Дорога в школу и домой | 1 | 1 | |
2.2 | Пешеход, водитель, пассажир | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Опасности на улицах и дорогах | 2 | 1 | 1 |
2.4. | Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине | 2 | 1 | 1 |
2.5 | Что означают дорожные знаки | 2 | 1 | 1 |
III | Азбука безопасности | 9 | 4 | 5 |
3.1 | Основы безопасности | 1 | 1 | |
3.2 | Берегись огня! | 3 | 1 | 2 |
3.3 | Безопасность на воде | 2 | 1 | 1 |
3.4 | Если разыгралась стихия… | 3 | 1 | 2 |
IV | Азбука здоровья | 8 | 4 | 4 |
4.1 | Зачем нам здоровье | 2 | 1 | 1 |
4.2 | Личная гигиена | 2 | 1 | 1 |
4.3 | Вредные привычки | 2 | 1 | 1 |
4.4 | Укрепляй здоровье | 2 | 1 | 1 |
V | Основы медицинских знаний | 7 | 4 | 3 |
5.1 | Первая помощь | 1 | 1 | |
5.2 | Первая помощь при травмах | 2 | 1 | 1 |
5.3 | Первая помощь при укусах насекомых и животных, ожогах, порезах | 2 | 1 | 1 |
5.4 | Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами | 2 | 1 | 1 |
Всего | 34 | 17 | 17 |
3 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем занятий | Всего часов | Из них | |
Теория | Практика | |||
I | Введение | 1 | 1 | |
1.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
II | Дорожная азбука | 9 | 3 | 6 |
2.1. | Почему дети попадают в дорожные аварии | 1 | 1 | |
2.2 | Как появился автомобиль и правила дорожного движения | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Светофор и знаки | 3 | 1 | 2 |
2.4 | Безопасность во дворе и на перекрестках | 3 | 1 | 2 |
III | Азбука безопасности | 9 | 4 | 5 |
3.1 | Если случилась беда… | 1 | 1 | |
3.2 | Если ты потерялся | 3 | 1 | 2 |
3.3 | Безопасность в природе | 2 | 1 | 1 |
3.4 | Один дома | 3 | 1 | 2 |
IV | Азбука здоровья | 8 | 3 | 5 |
4.1 | Здоровый образ жизни | 2 | 1 | 1 |
4.2 | Занимайся спортом | 2 | 2 | |
4.3 | Основы правильного питания | 2 | 1 | 1 |
4.4 | В гостях у Мойдодыра | 2 | 1 | 1 |
V | Основы медицинских знаний | 7 | 3 | 4 |
5.1 | Лекарственные и ядовитые растения | 3 | 1 | 2 |
5.2 | Первая помощь при отравлении газами | 2 | 1 | 1 |
5.3 | Психические реакции при авариях. Особенности оказания помощи | 2 | 1 | 1 |
Всего | 34 | 14 | 20 |
4 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем занятий | Всего часов | Из них | |
Теория | Практика | |||
I | Введение | 1 | 1 | |
1.1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
II | Дорожная азбука | 9 | 4 | 5 |
2.1 | Его величество, велосипед | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Железная дорога | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Правила поведения в транспорте | 3 | 1 | 2 |
2.4 | Сезонные опасности на дороге | 2 | 1 | 1 |
III | Азбука безопасности | 9 | 4 | 5 |
3.1 | Чрезвычайные ситуации | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Если ты попал в заложники | 2 | 1 | 1 |
3.3 | Правонарушения и закон | 2 | 1 | 1 |
3.4 | Спасатели, кто они? | 3 | 1 | 2 |
IV | Азбука здоровья | 8 | 4 | 4 |
4.1 | Иммунитет | 2 | 1 | 1 |
4.2 | Инфекционные заболевания | 2 | 1 | 1 |
4.3 | Неинфекционные заболевания | 2 | 1 | 1 |
4.4 | Профилактика простудных заболеваний | 2 | 1 | 1 |
V | Основы медицинских знаний | 7 | 3 | 4 |
5.1 | Правила и способы переноса пострадавших | 2 | 1 | 1 |
5.2 | Обмороки | 2 | 1 | 1 |
5.3 | Переохлаждение и перегревание. Тепловой и солнечный удары | 3 | 1 | 2 |
Всего | 34 | 16 | 18 |
Приложение
Примерный план проведения тренировки в составе класса по отработке действий в случае возникновения пожара
Цель тренировки: практическая отработка комплекса мероприятий по защите детей при возникновении пожара:
- применение подручных средств защиты органов дыхания;
- эвакуация;
- оказание первой помощи.
Время проведения: 1 учебный час (45 мин) Материальное обеспечение:
- переносной магнитофон с записью сигнала «Внимание всем!» и речевым сообщением об эвакуации;
- карманный фонарик (1 шт.);
- ватно-марлевые повязки (для каждого участника тренировки).
№ п/п | Отрабатываемые вопросы | Время | Действия учителя | Действия обучаемых | |
1 | Проверка теоретических знаний учащихся | 13 мин | Проводит опрос учащихся по теме тренировки. Дополняет ответы учеников. Напоминает основные правила и требования при проведении эвакуации из здания школы. Примеры вопросов: 1. Каким способом подается сигнал в случае 2. Где находится запасной выход? 3. Чем опасен дым от горения? и т.д. | Отвечают на поставленные вопросы, дополняют ответы одноклассников | |
2 | Действия по сигналу «Внимание всем!» | 7 мин | Доводит до детей установленный сигнал «Внимание всем!». Порядок действий: — выстраивает детей в классе в колонну по — дает указание приготовить ватно-марлевые | Строятся в колонну по два человека, берутся за руки. Готовят ватно-марлевые повязки. Ждут дальнейших указаний учителя | |
3 | Получение речевого сообщения об эвакуации и ее проведение | 5 мин | Доводит до учащихся речевое сообщение о проведении эвакуации. Организованно выводит учеников из кабинета. Обеспечивает быстрый и наиболее безопасный выход детей из школы (при необходимости используя переносной фонарик) | Следуют за учителем в колонну по два. По указанию учителя (при необходимости) надевают ватно-марлевые повязки. Сохраняют тишину и спокойствие | |
4 | Преодоление задымленного участка в школе | 5 мин | Дает указание детям в обязательном порядке надеть ватно-марлевые повязки, пригнуть голову как можно ниже к полу и передвигаться друг за другом вдоль стенки, держась за руки. Освещает путь переносным фонариком | Надевают ватно-марлевые повязки. Нагибают голову низко к полу. Идут друг за другом вдоль стенки, держась за руки | |
5 | Выход из здания школы и построение на пришкольной территории | 7 мин | Строит учащихся на пришкольной территории в три шеренги. Проверяет наличие учащихся согласно журналу посещения. Докладывает заместителю директора по безопасности о проведенной эвакуации | Строятся в три шеренги. Участвуют в перекличке. Ждут дальнейших указаний учителя | |
6 | Заключительная часть | 8 мин | Указывает на ошибки, допущенные учениками в ходе проведения тренировки. Отмечает положительные действия учащихся. Сопровождает детей в класс | Отвечают на поставленные учителем вопросы. Убывают в класс |
Рекомендации по изготовлению ватно-марлевой повязки
| ||
| ||
| ||
| ||
Допускается обшивание концов. | ||
| ||
|
Рекомендации по отработке навыка одевания противогаза
В «боевое» положение противогаз переводится по команде. Для одевания противогаза необходимо: | ||||||||
задержать дыхание и закрыть глаза | ||||||||
снять головной убор и зажать его между коленями | ||||||||
вынуть шлем противогаза из сумки, взять его обеими руками за утолщённые края у нижней части так, чтобы все пальцы, за исключением больших, были внутри шлема | ||||||||
приложить нижнюю часть шлема под подбородок и, передвигая пальцы снизу вверх по краю шлема, натянуть его на голову так, чтобы не было складок, а очки были точно против глаз | ||||||||
сделать резкий выдох, открыть глаза, возобновить дыхание и одеть маску | ||||||||
норматив выполнения
|
ПАМЯТКА
для учащихся школ
при нахождении на территории железнодорожного транспорта
Учащиеся школ!
Помните, что железнодорожный транспорт является производством
повышенной опасности.
Поэтому во избежание несчастных случаев при пользовании услугами железнодорожного транспорта необходимо строго соблюдать меры личной безопасности.
Находясь на территории железных дорог, будьте внимательны и осторожны, не переходите через железнодорожные пути в неустановленных местах и не перебегайте их перед движущимся поездом. Помните, что поезд сразу остановить нельзя.
Для перехода через пути пользуйтесь переходными мостами, пешеходными настилами и переездами, смотрите на указатели, прислушивайтесь к подаваемым сигналам.
При следовании поездом в школу и из школы домой соблюдайте правила проезда в поездах:
- Не садитесь и не выходите на ходу поезда,
- входите в вагон и выходите из вагона при полной остановке поезда и только с той стороны, где имеется посадочная платформа.
Проезд на крышах, подножках, переходных площадках и в тамбурах вагонов, а также в грузовых поездах запрещается.
Разрешается проезд только пассажирскими поездами.
Выходя на междупутье, Вы рискуете попасть под проходящий поезд.
Нельзя играть и ходить вблизи железнодорожного полотна и на путях, подлазить под вагоны.
Не влезайте на крыши пассажирских и грузовых вагонов — Вас может поразить электротоком.
Не подвергайте свою жизнь опасности. Оберегайте себя и других от несчастных случаев на железнодорожном транспорте.
БЕРЕГИТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ И ЖИЗНЬ ТОВАРИЩЕЙ!
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПЕШЕХОДОВ
В ЗОНЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА:
- Пешеходы должны переходить на железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь при этом пешеходными мостами, тоннелями, переездами. На станциях, где мостов и тоннелей нет, граждане должны переходить железнодорожные пути по настилам, а также в местах, где установлены указатели «Переход через пути».
- Перед переходом пути по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда, локомотива или вагонов.
- При приближении поезда, локомотива или вагонов следует остановиться, пропустить их и, убедившись в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям, продолжить переход.
- Подходя к железнодорожному переезду, граждане должны внимательно следить за световой и звуковой сигнализацией, а также положением шлагбаума. Переходить пути можно только при открытом шлагбауме, а при его отсутствии, прежде чем перейти пути, необходимо убедиться, не приближается, ли к переезду поезд, локомотив или вагон.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- Ходить по железнодорожным путям.
- Переходить и перебегать через железнодорожные пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров.
- Переходить через путь сразу же после прохода поезда одного направления, не убедившись в отсутствии следования поезда встречного направления.
- Переходить железнодорожные переезды при закрытом шлагбауме или показании красного сигнала светофора переездной сигнализации.
- На станциях и перегонах подлезать под вагоны и перелазить через автосцепки для прохода через путь.
- Проходить вдоль железнодорожного пути ближе 5 метров от крайнего рельса.
- Проходить по железнодорожным мостам и тоннелям, не оборудованным дорожками для прохода пешеходов.
- Подлезать под закрытый шлагбаум на железнодорожном переезде, а также выходить на переезд, когда шлагбаум начинает закрываться.
- Подниматься на опоры, а также прикасаться к спускам, идущим от опоры к рельсу, приближаться самому или с помощью приспособлений к находящимся под напряжением проводам или частям контактной сети на расстоянии менее 2 метров.
10. Приближаться к лежащему на земле электропроводу на расстояние ближе 8 метров.
11. Становиться или садиться на рельс.
12. Прикасаться к электрическому оборудованию вагонов как непосредственно, так и через какой-либо предмет.
2.ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПАССАЖИРОВ:
- Посадку (высадку) в вагоны следует производить только после полной остановки поезда.
- Выход из вагона и посадку в них необходимо производить только со стороны перрона или посадочной платформы. Малолетних детей следует держать за руку или на руках.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- Проезжать на крышах, подножках, переходных площадках вагонов.
- Посадка и высадка на ходу поезда.
- Высовываться из окон вагонов и дверей тамбуров на ходу поезда.
- Стоять на подножках и переходных площадках, открывать двери вагонов на ходу поезда, задерживать открытие и закрытие автоматических дверей пригородных поездов.
- Проезжать в грузовых поездах.
- Проезжать в поездах в нетрезвом состоянии.
- Оставлять детей без присмотра на посадочных платформах и в вагонах.
- Провозить в вагонах легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества.
- Выходить из вагона на междупутье и стоять там при проходе встречного поезда.
10. Прыгать с платформы на железнодорожные пути.
11. Устраивать на платформе различные подвижные игры.
12. Курить в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородных поездов, в неустановленных для курения местах в поездах местного и дальнего сообщения.
13. Бежать по платформе рядом с вагоном прибывающего или уходящего поезда, а также находиться ближе двух метров от края платформы вовремя прохождения поезда без остановки.
14. Подходить к вагону до полной остановки поезда.
15. Самовольно без надобности останавливать поезд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности". 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Азбука безопасности" составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Азбука безопасности» для детей младшего школьного возраста
Данная программа предусматривает изучение учащимися начальных классов правил дорожно-транспортного движения, пожарной безопасности, правил безопасного поведения на водоёмах, в лесу и в быту, обу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности" 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности" 4 класс...
Программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности"
Программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности"...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Азбука безопасности» для 2 класса с легкой умственной отсталостью ФГОС ОО УО вариант 1
Мир, в котором мы живем, полон опасностей. Они подстерегают человека в быту, на отдыхе. Человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую ситуацию, ...
Программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности"
Программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности"...