Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности". 1 класс
рабочая программа по зож (1 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_bezopasnosti.docx | 37.85 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕРНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЗАРАЙСКИЙ РАЙОН,
д..ЕРНОВО, ул. ДАЧНАЯ, д. 87
Утверждаю:
Директор МБОУ «Ерновская основная школа»
______________/Сорокин Л.Н./
«___»_______________2015г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по спортивно – оздоровительному направлению
«Азбука безопасности»
1 класс
2015 – 2016 учебный год
Составитель: Маслова Елена Борисовна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по спортивно – оздоровительному направлению «Азбука безопасности» для 1 класса составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» Л.П.Анастасовой, П.В.Ижевской, Н.В.Ивановой и соответствует основной общеобразовательной программе начального общего образования МБОУ «Ерновская основная школа».
Цель курса: овладение обучающимися правилами безопасного поведения в различных ситуациях.
Задачи курса:
- организовать освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
- способствовать развитию качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитывать чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- учить предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, по возможности оказывать первую медицинскую помощь;
- пропагандировать знания, обеспечивающие правильные действия учащихся в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
II.Общая характеристика курса
В ходе реализации содержания программы обучающиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Игровые технологии, видео-уроки, применяемые в программе, дадут возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения дома, на дорогах и улицах.
Программа данного учебного предмета построена с учётом уровня подготовки и общего развития обучающихся 1 класса и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Главными задачами обучения по данной программе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
III.Место курса в учебном плане
На изучение курса «Азбука Безопасности» отводится 1 час в неделю, всего на курс – 33 часа.
IV.Ценностные ориентиры курса
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности курса «Азбука безопасности»:
- формирование доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- формирование потребности в соблюдении здорового образа жизни;
- формирование навыков культуры поведения на дорогах, в транспорте, общественных местах, безопасного поведения в природе, нравственного выбора и ответственности человека в отношении к самому себе и окружающим людям;
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.
V.Результаты освоения курса
Личностные:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими.
В результате освоения программы воспитанники будут
иметь представления:
- о несовпадении приятной внешности и добрых намерений человека;
- об опасных ситуациях при контакте с незнакомыми людьми;
- о нормах поведения при общении с другими детьми, в том числе подростками;
- о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;
- о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;
- о правилах безопасного поведения на улице;
- о местах на улице, где позволительно играть;
- о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность;
- о способах решения конфликтов и ссор между детьми;
- о допущении здоровой дозы страха в реально опасных ситуациях.
- о необходимости следить за своей внешностью.
знать:
- домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;
- телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части;
- правила пользования телефоном;
- правила поведения в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого;
- правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;
- дорожные знаки для водителей и пешеходов;
- разные виды транспорта;
- разные способы проявления заботы о здоровье окружающих.
- какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.
- какие опасности встречаются в природе.
уметь:
- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
- планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;
- различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);
- ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
- устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе;
- бережно относиться к своему здоровью.
VI.Содержание программы
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях ( 4 ч )
Что такое безопасность? Знакомство с возможными опасностями и возможностями их предвидеть. Что такое чрезвычайная ситуация? Возможные способы выхода из ЧС. Подвижные игры на развитие наблюдательности и ловкости.
Улица полна неожиданностей ( 12 ч)
Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Причины дорожно-транспортных происшествий. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Как правильно переходить дорогу. Наиболее безопасный путь в школу и из школы. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге. Сигналы регулирования дорожного движения. Виды перекрёстков. Знакомство с дорожными знаками. Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров в транспорте. Сюжетно-ролевые игры по ПДД.
Безопасность на воде ( 4 ч )
Выявление возможных опасных ситуаций на воде в разное время года. Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в разные временные периоды. Знакомство с правилами поведения во время купания в специально отведенных местах, составление памяток на летний период. Знакомство с основными спасательными средствами. Посещение бассейна. Уроки плавания. Спортивное ориентирование с заданиями по соблюдению основных правил на водоемах.
Безопасность в помещении ( 7 ч )
Безопасность в доме. Выяснить, как могут стать опасными домашние вещи. Огонь в доме. Детские шалости с огнём. Составление маршрута действий при обнаружении пожара дома, в школе, в транспорте. Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу. Беседа о роли лекарств и витаминов в жизни человека. Какие опасности кроются в домашней аптечке? Спортивное ориентирование с заданиями по основным правилам безопасности в помещении.
Безопасность в разных жизненных ситуациях ( 6 ч )
Безопасность при отдыхе на природе. Соблюдение безопасности при общении с животными. Первая помощь при укусах насекомых, домашних и диких животных. Правила общения с незнакомыми людьми. Заключительная игра с движением по станциям с препятствиями в виде вопросов и заданий по безопасности.
VII. Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
(1 час в неделю, всего – 33 часа)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) | ||
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях ( 4 ч.) | ||||||
1. | Что такое безопасность? | Познакомиться со службами, оповещающими население о чрезвычайных ситуациях. Осознавать меры предосторожности после оповещения населения о чрезвычайной ситуации, усвоить примеры речевой информации. Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять, преодоление страха и паники при чрезвычайных ситуациях. Формулировать выводы из изученного материала Вырабатывать умения избегать ситуаций, наносящих вред здоровью. | ||||
2. | Город, посёлок, где мы живём. | |||||
3-4. | Что такое чрезвычайная ситуация. Подвижная игра «Мяч по кругу» | |||||
Улица полна неожиданностей ( 12 ч. ) | ||||||
Безопасность на улице ( 2 ч. ) | ||||||
5. | Безопасность на улице. Как правильно переходить дорогу. Сюжетно-ролевая игра «Правила движения» | Познакомиться с правилами безопасности на улице. Вырабатывать умение предвидеть опасную ситуацию. Учиться принимать решения в опасных ситуациях. Определить безопасный путь в школу и из школы. Правильно переходить дорогу; правильно толковать предназначение дорожных знаков. Оценивать свои достижения на уроке. | ||||
6. | Наиболее безопасный путь в школу и из школы. Сюжетно-ролевая игра «Правила движения» | |||||
Наши верные друзья на улицах и дорогах ( 3 ч. ) | ||||||
7. | Сигналы регулирования дорожного движения. Подвижная игра «Пустое место» | Познакомиться с правилами безопасности на улице, сигналами регулирования. Характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков. Разобрать причины ДТП пешеходов и их последствия. Вспомнить правила перехода дороги и перекрестка. | ||||
8. | Практическое занятие «Виды перекрёстков». | |||||
9. | Знакомство с дорожными знаками. Игра «Угадай, какой знак» | |||||
Это должны знать все ( 7 ч.) | ||||||
10. | Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | Вспомнить правила перехода дороги и перекрестка. Познакомиться с движением группами. Анализировать особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Обсудить, где можно и где нельзя играть. Познакомиться с транспортом города, села. Выработать правила поведения в транспорте. Анализировать ситуации на дорогах. Соблюдать правила дорожного движения, характеризовать дорожные знаки ПДД. Участвовать в сюжетно-ролевых играх по правилам дорожного движения. Вырабатывать навыки безопасного поведения пешеходов на дороге. Формулировать выводы из изученного материала. | ||||
11. | Будь внимательным и осторожным. Движение группами. Подвижная игра «У ребят порядок строгий» | |||||
12. | Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. Подвижная игра «Вызов» | |||||
13. | Где можно и где нельзя играть. Сюжетно-ролевая игра «На улицах города». | |||||
14. | Знакомство с транспортом города. Правила поведения в транспорте. | |||||
15. | Правила поведения в транспорте. | |||||
16. | Обобщающее занятие по теме: «Улица полна неожиданностей» | |||||
Безопасность на воде ( 4 ч. ) | ||||||
17 | Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний и зимний периоды. Безопасность на льду. | Обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке. Вырабатывать правила безопасного движения по льду; оказание помощи провалившимся под лед. Вырабатывать правила безопасности при пользовании водной переправой. Повторение и закрепление правил безопасного поведения на воде. Моделировать ситуацию, требующую спасения утопающего с помощью подручных средств спасения на воде. Оценивать свои достижения на занятии. | ||||
18 | Правила и меры безопасности поведения на водоёмах в весенний период. | |||||
19 | Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний период. | |||||
20 | Основные спасательные средства. | |||||
Безопасность в помещении ( 7 ч.) | ||||||
21. | Безопасность в доме. Как могут стать опасными домашние вещи. Эстафета с палками. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Характеризовать пожароопасные предметы (раскалённые предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь); запомнить правила предупреждения пожара. Анализировать правила поведения при пожаре в помещении. Моделировать тренировку эвакуации из школы по сигналу «Тревога!», работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности. Работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе пожарных. Анализировать ситуации, из-за которых случаются отравления. Выявлять причины и признаки отравлений, объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций. Вырабатывать умения и навыки оказывать первую помощь при отравлении. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на занятии. | ||||
22. | Огонь в доме. Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу. | |||||
23. | Детские шалости с огнём. Один дома. Правила безопасности. Подвижная игра «Вызов» | |||||
24. | Основные правила поведения при пожаре. | |||||
25 | Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности. | |||||
26 27. | Обобщение по теме «Безопасность в доме» Проект по теме: «Безопасности в доме» | |||||
Безопасность в разных жизненных ситуациях ( 6 ч. ) | ||||||
28 29. | Безопасность при отдыхе на природе. | Определять экстремальные ситуации для человека в природной среде. Объяснять лесные опасности. Работать с компасом. Моделировать ситуацию, поиск правильного выхода из опасной ситуации. Запомнить ядовитые растения, ягоды; меры безопасности; правила первой помощи, правила поведения при встрече с опасными насекомыми и животными и мерами защиты от них. Выработать правила общения с незнакомыми людьми. Оценивать свои достижения на занятии. | ||||
30 31. | Соблюдение безопасности при общении с животными. | |||||
32. | Правила общения с незнакомыми людьми. Анкетирование «Семь причин посещения кружка «Азбука безопасности» | |||||
33. | Итоговое занятие |
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
1 2 3 | Л.П.Анастасова, П.В.Ижевская, Н.В.Иванова. Программа «Основы безопасности жизнедеятельности». Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—4 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь для 1 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. |
2. Печатные пособия | |
1 | Демонстрационные таблицы |
3. Технические средства обучения | |
1 2 3 4 | Интерактивная доска. Ноутбук. Мультимедийный проектор. Принтер/Копир/Сканер. |
4. Экранно-звуковые пособия | |
1 2 | Видеофильмы, соответствующие тематике программы. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы. |
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
_____________ /Лебедева Л.Н. /
СОГЛАСОВАНО:
руководитель ШМО учителей начальных классов
_____________ /Дегтярева Л.А./
Протокол
от 31.08.2015г. №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Безопасное детство»
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития обучающихся обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрыва...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасность - это важно!"
Программа разработана на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования. Министерство образования и науки РФ( Стандарты второго поколения).Программа курса &laqu...
рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасность в сети Интернет" для 1-4 классов
Рабочая программа составлена на 1 год, реализует безопасное использование сети Интернет. Предназначен для обучающихся начальных классов...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» по социальному направлению
В даннойпрограмме представлена программа курса по социальному направлению и ктп с 1по 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасное детство"
рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасное детство"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасное детство"...