Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности". 1 класс
рабочая программа по зож (1 класс) на тему

Маслова Елена Борисовна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_bezopasnosti.docx37.85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕРНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЗАРАЙСКИЙ РАЙОН,
д..ЕРНОВО, ул. ДАЧНАЯ, д. 87

Утверждаю:

Директор МБОУ «Ерновская основная школа»

______________/Сорокин Л.Н./

«___»_______________2015г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по спортивно – оздоровительному направлению

«Азбука безопасности»

1 класс

2015 – 2016 учебный год

Составитель: Маслова Елена Борисовна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

I.Пояснительная записка

Рабочая программа  по спортивно – оздоровительному направлению «Азбука безопасности» для 1 класса составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и  авторской программы  «Основы безопасности жизнедеятельности» Л.П.Анастасовой, П.В.Ижевской, Н.В.Ивановой и соответствует основной общеобразовательной программе начального общего образования МБОУ «Ерновская основная школа».

Цель курса:  овладение обучающимися правилами безопасного поведения в различных ситуациях.

Задачи курса:

  • организовать освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
  • способствовать развитию качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • воспитывать чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
  • учить предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты,  по возможности оказывать первую медицинскую помощь;
  • пропагандировать знания, обеспечивающие правильные действия учащихся в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

II.Общая характеристика курса

В ходе реализации содержания программы обучающиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.

Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

Игровые технологии, видео-уроки, применяемые в программе, дадут возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения дома, на дорогах и улицах.

Программа данного учебного предмета  построена с учётом уровня подготовки и общего развития обучающихся 1 класса и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

Главными задачами обучения по данной программе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

III.Место курса в учебном плане

На изучение курса «Азбука Безопасности» отводится 1 час в неделю, всего на курс – 33 часа.

IV.Ценностные ориентиры курса

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности курса «Азбука безопасности»:

  • формирование доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • формирование потребности в соблюдении здорового образа жизни;
  • формирование навыков культуры поведения на дорогах, в транспорте, общественных местах, безопасного поведения в природе, нравственного выбора и ответственности человека в отношении к самому себе и окружающим людям;
  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.

V.Результаты освоения курса

Личностные:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.


Метапредметные:

  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими.

В результате освоения программы   воспитанники будут

иметь представления:  

  • о несовпадении приятной  внешности  и добрых намерений  человека;
  • об  опасных  ситуациях при  контакте с незнакомыми людьми;
  • о нормах  поведения  при общении с другими  детьми, в том числе подростками;
  • о  нормах поведения  в  экстремальных  ситуациях в быту;
  • о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице;
  • о правилах  безопасного поведения на улице;
  • о местах на улице, где позволительно играть;
  • о правилах  обращения  с  предметами,  несущими в себе опасность;
  • о способах   решения   конфликтов  и ссор  между детьми;
  • о допущении  здоровой дозы страха  в реально опасных ситуациях.
  • о необходимости следить за своей внешностью.

знать:

  • домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;
  • телефоны милиции, скорой помощи, пожарной   части;
  • правила пользования телефоном;
  • правила поведения   в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого;
  •    правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами;
  • дорожные знаки  для водителей и пешеходов;
  • разные  виды транспорта;  
  • разные  способы   проявления  заботы  о здоровье окружающих.
  • какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.
  • какие опасности встречаются в природе.

уметь:

  • применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
  • планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
  • соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;
  • различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);
  • ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
  • устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе;
  • бережно относиться к своему здоровью.

VI.Содержание программы

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях   ( 4 ч )

Что такое безопасность? Знакомство с возможными опасностями и возможностями их предвидеть. Что такое чрезвычайная ситуация?  Возможные способы выхода из ЧС. Подвижные игры на развитие наблюдательности и ловкости.

Улица полна неожиданностей ( 12 ч)

Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Причины дорожно-транспортных происшествий. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Как правильно переходить дорогу. Наиболее безопасный путь в школу и из школы. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге.  Сигналы регулирования дорожного движения. Виды перекрёстков. Знакомство с дорожными знаками.  Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения  пассажиров в транспорте. Сюжетно-ролевые игры по ПДД.

Безопасность на воде  ( 4 ч )

Выявление возможных опасных ситуаций на воде в разное время года. Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в разные временные периоды. Знакомство с правилами поведения во время купания в специально отведенных местах, составление памяток на летний период.  Знакомство с основными спасательными средствами. Посещение бассейна. Уроки плавания. Спортивное ориентирование с заданиями по соблюдению основных правил на водоемах.

Безопасность в помещении ( 7 ч )

Безопасность в доме. Выяснить, как могут стать опасными домашние вещи. Огонь в доме. Детские шалости с огнём. Составление маршрута действий при обнаружении пожара дома, в школе, в транспорте. Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу.  Беседа о роли лекарств и витаминов в жизни человека. Какие опасности кроются в домашней аптечке? Спортивное ориентирование с заданиями по основным правилам безопасности в помещении.

Безопасность в разных жизненных ситуациях ( 6 ч )

Безопасность при отдыхе на природе. Соблюдение безопасности при общении с животными. Первая помощь при укусах насекомых, домашних и диких животных.  Правила общения с незнакомыми людьми. Заключительная игра с движением по станциям с препятствиями в виде вопросов и заданий по безопасности.

VII. Тематическое планирование

 с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

 (1 час в неделю, всего – 33 часа)

п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки (и/или коррекция)

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях  ( 4 ч.)

1.

Что такое безопасность?

Познакомиться со службами, оповещающими население о чрезвычайных ситуациях.

Осознавать меры предосторожности после оповещения населения о чрезвычайной ситуации, усвоить примеры речевой информации.

Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять, преодоление страха и паники при чрезвычайных ситуациях.

Формулировать выводы из изученного материала Вырабатывать умения избегать ситуаций, наносящих вред здоровью.

2.

Город, посёлок, где мы живём.

3-4.

Что такое чрезвычайная ситуация.

Подвижная игра «Мяч по кругу»

Улица полна неожиданностей  ( 12 ч. )

Безопасность на улице  ( 2 ч. )

5.

Безопасность на улице.  Как правильно переходить дорогу.

Сюжетно-ролевая игра «Правила движения»

Познакомиться  с правилами безопасности на улице.

Вырабатывать умение предвидеть опасную ситуацию.

Учиться  принимать решения в опасных ситуациях.

Определить безопасный путь в школу и из школы.

Правильно переходить дорогу; правильно толковать  предназначение дорожных знаков.

Оценивать свои достижения на уроке.

6.

Наиболее безопасный путь в школу и из школы.

Сюжетно-ролевая игра «Правила движения»

Наши верные друзья на улицах и дорогах  ( 3 ч. )

7.

Сигналы регулирования дорожного движения.

Подвижная игра «Пустое место»

Познакомиться  с правилами безопасности на улице, сигналами регулирования.

Характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков.

Разобрать причины ДТП пешеходов и их последствия.

Вспомнить правила перехода дороги и перекрестка.

8.

Практическое занятие «Виды перекрёстков».

9.

Знакомство с дорожными знаками. Игра «Угадай, какой знак»

Это должны знать все  ( 7 ч.)

10.

Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Вспомнить правила перехода дороги и перекрестка.

Познакомиться с движением группами.

Анализировать особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

Обсудить, где можно и где нельзя играть.

Познакомиться с транспортом города, села.

Выработать правила поведения в транспорте.

Анализировать ситуации на дорогах.

Соблюдать правила дорожного движения, характеризовать дорожные знаки ПДД.

Участвовать в сюжетно-ролевых играх по правилам дорожного движения.

Вырабатывать навыки безопасного поведения пешеходов  на дороге.

Формулировать  выводы из изученного материала.

11.

Будь внимательным и осторожным. Движение группами.

Подвижная игра «У ребят порядок строгий»

12.

 Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

Подвижная игра «Вызов»

13.

Где можно и где нельзя играть. Сюжетно-ролевая игра «На улицах города».

14.

Знакомство с транспортом города. Правила поведения в транспорте.

15.

Правила поведения в транспорте.

16.

Обобщающее занятие по теме: «Улица полна неожиданностей»

Безопасность на воде  ( 4 ч. )

17

Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний и зимний периоды. Безопасность на льду.

Обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке.

Вырабатывать правила безопасного движения по льду; оказание помощи провалившимся под лед.

Вырабатывать правила безопасности при пользовании водной переправой. 

Повторение и закрепление правил безопасного поведения на воде.

Моделировать ситуацию, требующую спасения утопающего с помощью подручных средств спасения на воде.

Оценивать свои достижения на занятии.

18

Правила и меры безопасности поведения на водоёмах в весенний период.

19

Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в летний период.

20

Основные спасательные средства.

Безопасность в помещении  ( 7 ч.)

21.

Безопасность в доме. Как могут стать опасными домашние вещи.

Эстафета с палками.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Характеризовать пожароопасные предметы (раскалённые предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь); запомнить правила предупреждения пожара.

Анализировать правила поведения при пожаре в помещении.

Моделировать тренировку эвакуации из школы по сигналу «Тревога!», работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности.

Работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе пожарных.

Анализировать ситуации, из-за которых случаются отравления. Выявлять причины и признаки отравлений, объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций. Вырабатывать умения и навыки оказывать первую помощь при отравлении.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на занятии.

22.

Огонь в доме. Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу.

23.

Детские шалости с огнём. Один дома. Правила безопасности.

Подвижная игра «Вызов»

24.

Основные правила поведения при пожаре.

25

Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.

26

27.

Обобщение по теме «Безопасность в доме» 

Проект  по теме: «Безопасности в доме»

Безопасность в разных жизненных ситуациях ( 6 ч. )

28

29.

Безопасность при отдыхе на природе.

Определять экстремальные ситуации для человека в природной среде. Объяснять лесные опасности. Работать с компасом. Моделировать ситуацию, поиск правильного выхода из опасной ситуации.

Запомнить ядовитые растения, ягоды; меры безопасности; правила первой помощи, правила поведения при встрече с опасными насекомыми и животными и мерами защиты от них.

Выработать правила общения с незнакомыми людьми.

Оценивать свои достижения на занятии.

30

31.

Соблюдение безопасности при общении с животными.

32.

Правила общения с незнакомыми людьми.

Анкетирование «Семь причин посещения кружка «Азбука безопасности»

33.

Итоговое занятие

VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

2

3

 Л.П.Анастасова, П.В.Ижевская, Н.В.Иванова. Программа «Основы безопасности жизнедеятельности».

Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—4 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова.

Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь для 1 кл. / Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова.

2. Печатные пособия

1

Демонстрационные таблицы

3. Технические средства обучения

1

2

3

4

Интерактивная доска.

Ноутбук.

Мультимедийный проектор.

Принтер/Копир/Сканер.

4. Экранно-звуковые пособия

1

2

Видеофильмы, соответствующие тематике программы.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
_____________   /Лебедева Л.Н. /

СОГЛАСОВАНО:
руководитель ШМО учителей начальных классов
_____________   /Дегтярева Л.А./
Протокол
от 31.08.2015г. №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Безопасное детство»

     Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития обучающихся обусловлена необходимостью помочь ребенку  раскрыва...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасность - это важно!"

Программа разработана на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования. Министерство образования и науки РФ( Стандарты второго поколения).Программа курса &laqu...

рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасность в сети Интернет" для 1-4 классов

Рабочая программа составлена на 1 год, реализует безопасное использование сети Интернет. Предназначен для обучающихся начальных классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Безопасное детство» по социальному направлению

В даннойпрограмме представлена программа курса по социальному направлению и ктп с 1по 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасное детство"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасное детство"...