Программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности"
рабочая программа (1 класс)

Кильченбаева Александра Салаватовна

Программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_bezopasnosti.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №19»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

НАПРАВЛЕНИЕ: ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ

Разработчик программы

учитель начальных классов,

Кильченбаева А. С.,

г. Нижневартовск 2019 г.

Программа предмета внеурочной деятельности  «Азбука безопасности»

Настоящая программа предмета внеурочной деятельности  для 1 класса составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ  от 6 октября 2009 г. № 373
  2. Приказ МОиН РФ от 22.09.2011г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом МОиН РФ от 6 октября 2009г. №373»;
  3.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373" Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  4.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936).
  5. программы для начальных классов, примерного содержания программы по ОБЖ для 1-4 классов, авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова.
  6. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №19»;

Программа   «Азбука безопасности» способствует  умению видеть и понимать опасность, которая исходит из вне и от себя самого, способствует воспитанию чувства самосохранённости, развитию возможности защитится самому и оказать помощь другим, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Являются эффективным средством приобщения  детей к методам личной безопасности. Знания, умения, навыки  воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

 Цель: формирование у детей потребности предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации; сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.

Задачи:

- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни
приобретение обучающимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;
- формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности;
-  выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций

Программа рассчитана на 33 часа (1ч. х 33 нед.)

  1. Планируемые результаты предмета внеурочной деятельности

Результаты по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

   Таким образом, в результате изучения учебного курса «Азбука безопасности» в первом классе ученик должен:

   Знать:

  • основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него;
  • иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;
  • элементарные правила поведения дома, в школе, на улице. В транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах;
  • основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;

   Уметь:

- использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной  жизни для:

  • ведения здорового образа жизни;
  • действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • пользования бытовыми приборами;
  • использования по назначению лекарственных препаратов;
  • пользования бытовыми приборами;
  • соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;
  • соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе;
  • соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое
  • время года;
  • оказание первой медицинской помощи в неотложных состояниях;
  • вызова (обращения) за помощью в случае необходимости
  • соответствующих служб экстренной помощи.

В результате освоения программы «Азбука безопасности» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

Предметные умения:

-выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

- объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

- находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

- раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

- разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Содержание программы даёт возможность для расшифровки и конкретизации знаний с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся. Основная идея игры – формирование представлений о правилах дорожного движения (ПДД) и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

В результате освоения игры обучающиеся освоят социальную роль школьника, как участника дорожного движения и закрепят навык культуры поведения на дорогах и улицах. Способами проверки результатов освоения программы внеурочной деятельности являются: викторины, конкурсы, решение задач по ПДД

Регулятивные умения:

Целеполагание: 

- формулировать и удерживать учебную задачу,

- преобразовывать практическую задачу в познавательную,

Планирование:

применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

- составлять план и последовательность действий;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Учебные действия:

- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.

- использовать речь для регуляции своего действия;

Прогнозирование: 

- предвосхищать результата;

Контроль:

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

- использовать установленные правила в контроле способа решения; 

Коррекция:

адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные учебные умения:

Общеучебные:

 - использовать  общие приёмы решения задач;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить и формулировать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. 

Знаково-символические:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; 

Информационные:

поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- обработка информации

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Логические:

подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- синтез;

- сравнение,

- классификация по заданным критериям;

- установление аналогий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение рассуждения;

- обобщение.

Оценка:

выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

Саморегуляция:

активизация  сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;

Коммуникативные учебные умения:

Инициативное сотрудничество:

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

- ставить вопросы,

- обращаться за помощью,

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;  

Планирование учебного сотрудничества:

определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- строить монологичное высказывание;

- вести  устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- слушать собеседника;

Управление  коммуникацией:

- определять общую цель и пути ее достижения;

- осуществлять взаимный контроль,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,

Личностные результаты :

Самоопределение: 

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- осознание ответственности человека за общее благополучие,

- гуманистическое сознание,

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам,

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

  1. Содержание предмета внеурочной деятельности

Содержание раздела

Формы  занятий и виды деятельности обучающихся

1

Раздел: Пожарная безопасность

Лесной пожар (фильм).Какие бывают опасности. Огонь в доме.Пожар в квартире (фильм) и (мультфильм). Правила поведения детей при пожаре (мультфильм). Правила поведения при пожаре в школе (фильм).Основные правила поведения при пожаре.Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу.Электричество (фильм).Ожог. Как уберечься от ожогов.

Бытовые приборы (фильм).Зачет по разделу

Просмотр фильмов, мультфильмов, беседы, викторины.

2

Раздел:  Безопасность дорожного движения: Наш друг светофор. Светофор (фильм). Азбука безопасности на дороге (фильм). Дорожные знаки

Озорная Семейка- Правила движения (мультфильм). Дорожные знаки. Переходим улицу. Уроки осторожности-Дорога (фильм).Зачет по разделу

Просмотр фильмов, мультфильмов, беседы, викторины.

3

Раздел: Личная безопасность:

Кожа человека и ее здоровье (игра)        

Если хочешь быть здоров

Острые предметы (фильм)

Разговор по телефону

Незнакомцы (фильм)

Один дома. Звонок в дверь.

Один дома. Твой режим дня.

Безопасность в доме. Как могут стать опасными домашние вещи.

Бродячие животные (фильм)

Соблюдение безопасности при общении с животными.

Высота (фильм)

На льду водоемов (фильм)

Безопасность на воде летом. Основные спасательные средства.

Первая медицинская помощь. Виды травм у детей.

Итоговые занятия – обобщение изученного в течение года .

Просмотр фильмов, мультфильмов, беседы, викторины.

        

  1. Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

Раздел: Пожарная безопасность

11 ч.

Раздел:  Безопасность дорожного движения

8ч.

Раздел: Личная безопасность

14 ч

Итого

33 ч.


  1. Календарно-тематическое планирование по предмету внеурочной деятельности «Азбука безопасности»

№ п/п

Тема занятия

Дата

по плану

Дата по факту

Раздел: Пожарная безопасность

Лесной пожар (фильм)

05.09

Какие бывают опасности

12.09

Огонь в доме.

19.09

Пожар в квартире (фильм) и (мультфильм)

26.09

Правила поведения детей при пожаре (мультфильм)

03.10

Правила поведения при пожаре в школе (фильм)

Основные правила поведения при пожаре.

10.10

Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу.

17.10

Электричество (фильм)

24.10

Ожог. Как уберечься от ожогов.

07.11

Бытовые приборы (фильм)

14.11

Зачет по разделу

21.11

Раздел:  Безопасность дорожного движения

Наш друг светофор. Светофор (фильм)

28.11

Азбука безопасности на дороге (фильм)

05.12

Дорожные знаки

12.12

Озорная Семейка- Правила движения (мультфильм)

19.12

Дорожные знаки

26.12

Переходим улицу

09.01

Уроки осторожности-Дорога (фильм)

16.01

Зачет по разделу

23.01

Раздел: Личная безопасность

Кожа человека и ее здоровье (игра)        

30.01

Если хочешь быть здоров

06.02

Острые предметы (фильм)

13.02

Разговор по телефону

27.02

Незнакомцы (фильм)

13.03

Один дома. Звонок в дверь.

20.03

Один дома. Твой режим дня.

27.03

Безопасность в доме. Как могут стать опасными домашние вещи.

03.04

Бродячие животные (фильм)

Соблюдение безопасности при общении с животными.

10.04

Высота (фильм)

17.04

На льду водоемов (фильм)

24.04

Безопасность на воде летом. Основные спасательные средства.

08.05

Первая медицинская помощь. Виды травм у детей.

15.05

Итоговые занятия – обобщение изученного в течение года .

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Безопасная дорога"

Цель программы:  создание условий для формирования у обучающихся  устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, умение использовать правила дорожного движения в реально...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Безопасное детство»

     Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития обучающихся обусловлена необходимостью помочь ребенку  раскрыва...

Методическая разработка по программе внеурочной деятельности «Безопасное колесо». Тема: "Перекресток"

Занятие разработано для учащихся 3 класса в форме игры. Основные цели занятия: воспитание осознания опасности неконролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения, а также...

Программа внеурочной деятельности " Безопасность - это важно"

Программа внеурочной деятельности " Безопасность - это важно" для 3 класса. Программа расчитана на 2 часа в неделю....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасность - это важно!"

Программа разработана на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования. Министерство образования и науки РФ( Стандарты второго поколения).Программа курса &laqu...

рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасность в сети Интернет" для 1-4 классов

Рабочая программа составлена на 1 год, реализует безопасное использование сети Интернет. Предназначен для обучающихся начальных классов...