Программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности"
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности "Азбука безопасности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_bezopanosti.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №1 к образовательной программе НОО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №29»
г.Нижневартовск
Рассмотрено: на заседании МО протокол №4 от «16» мая 2019г. | Согласовано: Зам.дир. по ВР Громовая С.И ________________ «30» августа 2019г. |
Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «30» августа 2019г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ "СШ №29" ___________ Т.В. Бачинина Приказ № 295 от «30» августа. 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Азбука безопасности
начальное общее образование
(уровень образования)
2019-2020 учебный год
(срок реализации программы)
Слепова Ольга Ивановна
Оглавление
- Аннотация к рабочей программе
- Планируемые результаты изучения учебного курса
- Содержание учебного курса внеурочной деятельности .
- Тематическое планирование
1.АННОТАЦИЯ
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности составлена в соответствии:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г.
3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ№29».
4. Учебного плана МБОУ «СШ№29» на 2019 - 2020 учебный год.
Направление программы – социальное.
Формирование норм безопасного поведения, уровень подготовленности каждого человека являются определяющими факторами с точки зрения недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизации их негативных последствий.
Одним из наиболее эффективных путей достижения этой цели является формирование соответствующей культуры – культуры безопасности жизнедеятельности. В связи с этим необходимо, чтобы обеспечение безопасности жизнедеятельности являлось приоритетной целью и внутренней потребностью каждого человека, общества и государства в целом. Для этого нужно развивать иное мировоззрение, систему идеалов, норм и традиций безопасного поведения.
Целью программы внеурочной деятельности «Азбука безопасности» является формирование культуры безопасности младших школьников как качества личности, представленного в виде совокупности знаний и осознанных действий, направленных на понимание опасных и безопасных факторов в окружающей действительности, готовности к адекватной оценке опасной ситуации и способности выстраивать социальные взаимоотношения по обеспечению безопасных действий на уровне личности и группы.
Задачи программы:
- образовательные:
- прививать учащимся основы культуры здорового образа жизни;
- формировать у детей знаний о негативных факторах, наносящих вред здоровью;
- формировать комптентностные знания, умения, навыки учащихся в области безопасности жизнедеятельности;
- развивающие:
- способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, логическое мышление, самообладание
- развивать потребность младших школьников в занятиях физической культурой и спортом;
- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- воспитательные:
- воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
- сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Программа внеурочной деятельности предполагает двухуровневое обучение:
первый уровень – информативный (изучение правил и основ безопасности в различных условиях жизнедеятельности человека);
второй уровень – поведенческий (закрепление социально адекватной модели поведения).
Основной формой организации образовательного процесса в рамках реализации данной программы внеурочной деятельности являются занятия, организация и проведение которых предполагает:
задания, требующие поиска дополнительных сведений в справочниках, энциклопедиях, учебниках и прочих изданиях, в том числе по другим предметам;
задания, при выполнении которых в конкретных ситуациях ученик должен делать самостоятельные выводы на основе сообщаемых сведений;
игровые задания, при выполнении которых происходит взаимодействие ученика с двумя или более учащимися, формирование и отработка навыка коллективной работы на достижение положительного результата;
имитационные игры, в которых происходит взаимодействие ученика с двумя или более учащимися, формирование и отработка навыков безопасности в повседневной жизни, чрезвычайных и экстремальных ситуациях (спортивные игры, ролевые игры и т.д.);
задания, требующие самостоятельного выбора способа организации получаемой информации, определения последовательности действий, относительного расположения объектов;
задания, предполагающие выполнение самостоятельных действий с техникой для приема или передачи информации об экстремальных ситуациях: безопасный разговор по телефону с незнакомым человеком, вызов службы спасения МЧС, «скорой помощи» и т. д.;
задания, предполагающие выполнение самостоятельных действий после оповещения населения о чрезвычайных ситуациях (сообщения по радио, телевидению и т. д.).
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.
Личностными результатами являются:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно-важных интересов личности от внешних и внутренних угроз.
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, сознательно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
- воспитание ответственного отношения к личному здоровью.
Метапредметными результатами являются:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности, анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций.
- выявлять причинно следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека.
- овладение учащимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни.
Коммуникативные результаты:
- умение информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, находить компромиссное решение в различных ситуациях
- знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы приборов и технических средств, умения оказывать первую медицинскую помощь .
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдержать необходимые умственные и физические нагрузки.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
правила перехода дороги, перекрестка;
правила безопасного поведения при следовании железнодорожным, водным и авиационным транспортом, обязанности пассажира;
особенности жизнеобеспечения дома (квартиры) и основные причины, которые могут привести к возникновению опасной ситуации;
правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема;
меры пожарной безопасности при разведении костра;
наиболее характерные для региона проживания чрезвычайные ситуации, причины их возникновения и последствия;
систему обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в местах проживания;
опасные погодные явления, наиболее характерные для региона проживания;
основные термины и понятия, относящиеся к здоровью и здоровому образу жизни;
основные правила безопасности при использовании электроприборов и других бытовых приборов, бытового газа, а также препаратов бытовой химии;
рекомендации по соблюдению мер безопасности при купании, отдыхе у водоемов;
порядок и правила вызова экстренных служб;
умения разводить и гасить костер;
ориентирование на местности;
действовать в неблагоприятных погодных условиях, в том числе в лесу, в поле, у водоема;
действовать в условиях возникновения чрезвычайной ситуации в регионе проживания;
оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечении из носа, попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при отравлении пищевыми продуктами.
У учащихся будут формироваться индивидуальные навыки здорового образа жизни, а также убеждения о пагубном влиянии вредных привычек на личное здоровье.
№ п/п | Наименование разделов | |
3класс | ||
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Дорожная азбука | 9 |
3 | Азбука безопасности | 9 |
4 | Азбука здоровья | 8 |
5 | Основы медицинских знаний | 7 |
Всего | 34 |
Раздел I. Введение
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство с учащимися. Цели и задачи программы внеурочной деятельности. Правила поведения и техника безопасности на занятиях внеурочной деятельности.
Раздел II. Дорожная азбука
Тема 2.1. Почему дети попадают в дорожные аварии.
Теория. Понятие «ДТП». Причины ДТП. Как дети попадают в ДТП.
Практика. Ролевая игра «Причины ДТП». Словесная игра «Закончи предложение».
Тема 2.2. Как появился автомобиль и правила дорожного движения.
Теория. Автомобиль. История автомобилестроения. Безопасность в автомобиле. История правил дорожного движения.
Практика. Имитационная игра «Останови нарушителя». Командная игра «Найди ошибку в правилах».
Тема 2.3. Светофор и знаки.
Теория. Беседа «Вспомним, что мы знаем о дорожных знаках».
Практика. Дидактическая игра «Наведем порядок в городе» (на рисунке-схеме «Город» дети помещают дорожные знаки, делают дорожную разметку и делают свои пояснения).
Тема 2.4. Безопасность во дворе и на перекрестках.
Теория. Понятия «двор», «перекресток». Правила поведения во дворах и на перекрестках.
Практика. Дидактическая игра «Можно – нельзя». Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Конкурс рисунков «Нарисуй свой знак» (по правилам поведения во дворе).
Раздел III. Азбука безопасности
Тема 3.1. Если случилась беда.
Теория. Если случилась беда. Экстренная ситуация. Что делать в экстренной ситуации. Телефоны экстренных служб.
Практика. Имитационная игра «Позвони» (обучающиеся должны по описанию ситуации либо по картинке определить, какую службу спасения необходимо вызвать по телефону, что сообщить)
Тема 3.2. Если ты потерялся.
Теория. Если ты потерялся в магазине, городе, лесу. Правила поведения.
Практика. Составление памятки «Если ты потерялся». Викторина «Как действовать, если…».
Тема 3.3. Безопасность в природе.
Теория. Природа. Как вести себя на природе. Правила безопасности при экскурсии на природу, организованном групповом и самостоятельном отдыхе на природе.
Практика. Составление памятки «Внимание, ожидается гроза!». Экскурсия на природу.
Тема 3.4. Один дома.
Теория. Правила поведения дома. Если ты остался один. Что может произойти дома. Телефоны экстренных служб.
Практика. Составление рассказа «Когда я был один дома…» (описание экстренной ситуации, произошедшей с ребенком, когда он остался один дома).
Раздел IV. Азбука здоровья
Тема 4.1. Здоровый образ жизни.
Теория. Здоровый образ жизни. Как не заболеть. Здоровье окружающих. Профилактика простудных заболеваний.
Практика. Конкурс рисунков «Сохраним и приумножим здоровье».
Тема 4.2. Занимайся спортом.
Практика. Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» (спортивные мероприятия с участием родителей).
Тема 4.3. Основы правильного питания.
Теория. Основы питания. Ежедневный рацион. Диета. Полезные продукты. Мед и молоко – наши верные друзья.
Практика. Подготовка и защита исследовательских работ (по группам) на тему «О вкусной и здоровой пище» (обучающиеся сравнивают полезные и вредные продукты питания).
Тема 4.4. В гостях у Мойдодыра.
Теория. Купание. Закаливание. Беседа о соблюдении личной гигиены. Проблема гигиены в произведениях литературы (сказки «Федорино горе», «Мойдодыр» К.И. Чуковского и т.д.).
Практика. Подготовка и защита исследовательских работ (по группам) на тему «Самая лучшая зубная паста/ мыло/шампунь».
Раздел V. Основы медицинских знаний
Тема 5.1. Лекарственные и ядовитые растения.
Теория. Виды растений. Лекарственные и ядовитые растения.
Практика. Сбор и оформление гербария. Презентация гербария.
Тема 5.2. Первая помощь при отравлениях газами.
Теория. Понятия «газы», «удушение», «отравление газами». Виды газов. Чем вредны газы. Первая помощь при отравлении газами.
Практика. Изготовление средств защиты органов дыхания. Отработка навыков оказания первой помощи при отравлении угарным газом.
Тема 5.3. Психические реакции при авариях. Особенности оказания помощи.
Теория. Понятия «стресс», «паника». Как вести себя при панике. Стресс без дистресса.
Практика. Составление памятки «Как побороть панику».
- КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Разделы программы и темы занятий | Характеристика учебной деятельности | Часы учебного времени | Сроки прохождения | Примечания | |||||
Теория | Практика | По плану | Фактически | |||||||
I Введение 1ч | ||||||||||
1.1 | Взаимодействие человека с окружающей средой. Влияние окружающей среды на человека. Экскурсия. | Понимать учебную задачу, стремиться ее выполнить. | Цели и задачи программы внеурочной деятельности. Правила поведения и техника безопасности на занятиях внеурочной деятельности. | 1ч | 03.09 | |||||
II Дорожная азбука 9ч | ||||||||||
2.1 | Почему дети попадают в дорожные аварии. | Правила дорожного движения. Безопасность на улицах и дорогах. Правила перехода проезжей части и перекрестков. Понятие «ДТП». Причины ДТП. Как дети попадают в ДТП | Ролевая игра «Причины ДТП». Словесная игра «Закончи предложение». | 1ч | 10.09 | |||||
2.2 2.3 | Как появился автомобиль и правила дорожного движения | Автомобиль. История автомобилестроения. Безопасность в автомобиле. История правил дорожного движения. | Имитационная игра «Останови нарушителя». Командная игра «Найди ошибку в правилах». | 2ч | 17.09 24.09 | |||||
2.4 2.5 2.6 | Светофор и знаки. | Беседа «Вспомним, что мы знаем о дорожных знаках». Дорожные знаки ты должен знать! | Дидактическая игра «Наведем порядок в городе» (на рисунке-схеме «Город» дети помещают дорожные знаки, делают дорожную разметку и делают свои пояснения). | 3ч | 01.10 08.10 15.10 | |||||
2.7 2.8 2.9 | Безопасность во дворе и на перекрестках. | Понятия «двор», «перекресток». Правила поведения во дворах и на перекрестках. | Дидактическая игра «Можно – нельзя». Ролевая игра «Беседа с сотрудником ГИБДД». Конкурс рисунков «Нарисуй свой знак» (по правилам поведения во дворе). | 3ч | 22.10 05.11 12.11 | |||||
III Азбука безопасности 9ч | ||||||||||
3.0 | Если случилась беда… | Если случилась беда. Экстренная ситуация. Что делать в экстренной ситуации. Телефоны экстренных служб. | Имитационная игра «Позвони» (обучающиеся должны по описанию ситуации либо по картинке определить, какую службу спасения необходимо вызвать по телефону, что сообщить) | 1ч | 19.11 | |||||
3.1 3.2 3.3 | Если ты потерялся | Если ты потерялся в магазине, городе, лесу. Правила поведения. | Составление памятки «Если ты потерялся». Викторина «Как действовать, если…». | 3ч | 26.11 03.12 10.12 | |||||
3.4 3.5 | Безопасность в природе. | Природа. Как вести себя на природе. Правила безопасности при экскурсии на природу, организованном групповом и самостоятельном отдыхе на природе. | Составление памятки «Внимание, ожидается гроза!». Экскурсия на природу. | 2ч | 17.12 24.12 | |||||
3.6 3.7 3.8 | Один дома | Правила поведения дома. Если ты остался один. Что может произойти дома. Телефоны экстренных служб. | Составление рассказа «Когда я был один дома…» (описание экстренной ситуации, произошедшей с ребенком, когда он остался один дома). | 3ч | 14.01 21.01 28.01 | |||||
IV Азбука здоровья 8ч | ||||||||||
3.9 4.0 | Здоровый образ жизни. | Здоровый образ жизни. Как не заболеть. Здоровье окружающих. Профилактика простудных заболеваний. | Конкурс рисунков «Сохраним и приумножим здоровье». | 2ч | 04.02 11.02 | |||||
4.1 4.2 | Занимайся спортом | Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» (спортивные мероприятия с участием родителей). | Дидактическая игра «Выбери предметы личной гигиены». | 2ч | 18.02 25.02 | |||||
4.3 4.4 | Основы правильного питания | Основы питания. Ежедневный рацион. Диета. Полезные продукты. Мед и молоко – наши верные друзья. | Подготовка и защита исследовательских работ (по группам) на тему «О вкусной и здоровой пище» (обучающиеся сравнивают полезные и вредные продукты питания). | 2ч | 04. 03 11.03 | |||||
4.5 4.6 | В гостях у Мойдодыра | Купание. Закаливание. Беседа о соблюдении личной гигиены. Проблема гигиены в произведениях литературы (сказки «Федорино горе», «Мойдодыр» К.И. Чуковского и т.д.). | Подготовка и защита исследовательских работ (по группам) на тему «Самая лучшая зубная паста/ мыло/шампунь». | 2ч | 18.03 01.04 | |||||
V Основы медицинских знаний 7ч | ||||||||||
4.7 | Лекарственные и ядовитые растения | Виды растений. Лекарственные и ядовитые растения. | Сбор и оформление гербария. Презентация гербария. | 3ч | 08.04 15.04 22.04 | |||||
4.8 4.9 | Первая помощь при отравлении газами | Понятия «газы», «удушение», «отравление газами». Виды газов. Чем вредны газы. Первая помощь при отравлении газами. | Изготовление средств защиты органов дыхания. Отработка навыков оказания первой помощи при отравлении угарным газом. | 2ч | 29.04 06.05 | |||||
5.0 5.1 | Психические реакции при авариях. Особенности оказания помощи | Понятия «стресс», «паника». Как вести себя при панике. Стресс без дистресса. | Составление памятки «Как побороть панику». | 2ч | 13.05 20.05 | |||||
Итого: | 34 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Безопасная дорога"
Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, умение использовать правила дорожного движения в реально...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Безопасное детство»
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития обучающихся обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрыва...
Методическая разработка по программе внеурочной деятельности «Безопасное колесо». Тема: "Перекресток"
Занятие разработано для учащихся 3 класса в форме игры. Основные цели занятия: воспитание осознания опасности неконролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения, а также...
Программа внеурочной деятельности " Безопасность - это важно"
Программа внеурочной деятельности " Безопасность - это важно" для 3 класса. Программа расчитана на 2 часа в неделю....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасность - это важно!"
Программа разработана на основе федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования. Министерство образования и науки РФ( Стандарты второго поколения).Программа курса &laqu...
рабочая программа внеурочной деятельности "Безопасность в сети Интернет" для 1-4 классов
Рабочая программа составлена на 1 год, реализует безопасное использование сети Интернет. Предназначен для обучающихся начальных классов...