«Наши любимые игры» (подвижные игры в группе продленного дня).
методическая разработка (1 класс)

В методической разработке мы подобрали самые яркие и популярные подвижные  игры для детей младшего школьного возраста,  в которые  могут играть,  как здоровые, так и дети с недостатками интеллектуального развития.

                                                                                                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1attestatsiya_igry_lena.docx38.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Наши любимые игры» (подвижные  игры в группе продленного дня).

МКОУ «Специальная школа № 78» г. Новокузнецк,

воспитатель  ГПД Кочурина Е.А.

Игра как форма активности занимает важное место в жизни ребенка и благотворно влияет на формирование детской души, на развитие его интеллектуальных, физических и психических сил и способностей. В игре растущий организм познает жизнь, учится самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, расширять кругозор, уточнять представление об окружающем мире, приобретать социальный опыт.

Сила игры – в ее эмоциональности и увлекательности. Интересную и доступную для ребенка игру всегда сопровождают радость и удовольствие. В игре легче преодолеваются психологические и эмоциональные проблемы, комплексы неуверенности, формируются такие жизненно важные качества личности, как ответственность, инициатива, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, умение владеть собой, подчиняться правилам игры.

Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка, оказывая особое стимулирующее воздействие на организм умственно отсталого ребенка, больше, чем другие средства, соответствует удовлетворению его естественной потребности в движении. Подвижная игра способствует восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, и тем самым профилактике и коррекции психических и соматических заболеваний, интеллектуальному развитию, – в этом и состоит важное гуманистическое значение коррекционно-развивающих подвижных игр.

Выбор коррекционно-развивающих игр для детей с ОВЗ требует особого внимания. И здоровые дети, и дети аномального развития играют в одни и те же игры, но умственно отсталый ребенок никак не может быть приравнен к нормально развивающемуся. Ему необходимы игры более  доступные по сложности, эмоционально разнообразные, подобранные с учетом его личностных интересов, возрастных, интеллектуальных и физических особенностей.  В процессе игры создается праздничная обстановка, включаются речитативы, красивые отличительные знаки команд, похвала и различные способы поощрения. Коррекционно-развивающие подвижные игры должны применяться комплексно, целенаправленно и систематически (в течение достаточно длительного времени для того, чтобы результаты интеллектуального развития детей были существенными).

В этой работе мы подобрали самые яркие и популярные подвижные  игры,  в которые  могут играть,  как здоровые, так и дети с нарушением развития.

Цель: Организация двигательной активности детей.

Задачи:

 - формирование познавательного  интереса к игре.

 - формирование умения общаться со сверстниками.

 - формирование двигательных умений и навыков;  укрепление здоровья и закаливание организма.

 «Морские фигуры»

    Предложить всем детям придумать свою «морскую фигуру». Дети свободно двигаются, но по сигналу: «Раз, два, три - Морская фигура, на месте, замри!» останавливаются и замирают в определенной позе. Водящий запоминает фигуры. «Морские фигуры» могут менять позу, когда водящий отвернется. Водящий должен определить, кто изменил позу.

 «Огонь, вода и воздух».

    Дети должны совершать движения в соответствии с услышанной командой: «вода»- руки вниз, «воздух» - руки вверх, «огонь»-вращающиеся движения руками. Можно допускать несоответствия между словесными командами ведущего и движением его рук. Дети должны ориентироваться только на слова ведущего. Допустивший ошибку, выбывает из игры.

 «Тень»

Дети становятся друг за другом, двигаются по кругу, повторяя за ведущим все его движения, словно тень. Ведущий постоянно меняется. Педагог поощряет его интересные движения и точность их выполнения остальными игроками.

 «Крокодил»

Водящий «крокодил» вытягивает вперед руки,  изображая зубастую пасть. Остальные дети просовывают руки в «пасть». Водящий отвлекает детей, пританцовывает или поет песни, а потом неожиданно смыкает  пасть. Кто попался тот следующий крокодил.

 «Оживи камешки»

Предложить детям представить себя лежащими на берегу моря «Камешками» в форме силуэтов животных, По сигналу ведущего камешки оживают и начинают двигаться. Ведущий по движениям должен догадаться о задуманном животном.

«Тише едишь - дальше будешь»

Один из играющих становится лицом к стене, а остальные - в 10 - 15 шагах за ним. Водящий произносит: "Тише едешь - дальше будешь!", затем быстро поворачивается и осматривает играющих.  В то время как водящий произносит свою фразу, играющие могут продвинуться вперед, кто на сколько сможет; но к тому моменту, как он повернется, все должны стоять не шелохнувшись. Если кто-нибудь пошевелится хоть чуть-чуть, ведущий объявит его проигравшим и назначит ему штрафные шаги. Победителем становится игрок, которому удастся подобраться вплотную к водящему и коснуться его рукой, когда он отвернется.

«Краски»

Выбирается монах и продавец, все остальные игроки краски. Игроки загадывают цвет краски и называют её продавцу, так чтобы монах не слышал, цвета красок не должны повторяться. После того как все краски загаданы, они становятся за продавца, а монах подходит к продавцу с такими словами: «Я, монах в синих штанах пришёл за краской!» Продавец его спрашивает:  «За какой»? Монах называет цвет краски, если такая краска есть, краска убегает, а монах её должен поймать.  Если такой краски нет, то продавец говорит: «Скачи по дорожке на одной ножке». Так игра продолжается,  пока все краски не будут пойманы.

«Третий лишний»

Цель.  Развитие ловкости, координации движения, внимательности, скоростных качеств, совершенствовать умения ориентироваться на местности.

Все участники игры встают парами, друг за другом, в круг, водящий  и один из игроков (убегающий) располагаются за линией круга. Водящий стремится запятнать убегающего, а убегающий может встать перед одной из пар, тогда последний игрок пары становится «третьим лишним»  и убегает от водящего. Если же водящему удается запятнать свободного игрока, то они меняются ролями.

 “Чуткий сторож»

Цель. Эмоциональное сближение детей. Снятие страхов.

Ребенок с завязанными глазами и ушами «сворачивается клубочком», притворяясь спящей собакой, дети осторожно подкрадываются к «собаке», чтобы она их не услышала. Почувствовав или услышав кого-либо, «собака» вскакивает и с рычанием ловит детей. Ведущий меняется.

«У медведя во бору»

Цель. Эмоциональное сближение детей. Снятие страхов.

Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

У медведя во бору

Грибы-ягоды беру!

Медведь постыл,

На печи застыл!

Медведь лениво просыпается, медленно выползает из берлоги и вдруг неожиданно бежит за играющими, старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

«Горелки»

Перед началом игры нужно выбрать по считалке водящего, кто будет «гореть». Все участники игры выстраиваются парами, друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек. Играющие,  поют хором:

 Гори, гори, ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо —

Птички летят

После  слов «птички летят» игроки последней пары наперегонки бегут вперед. Тот из них, кто первым возьмет платочек, встаёт с водящим впереди колонны, а опоздавший «горит». 

«Пожалуйста»

Цель игры: развитие мышечной свободы в принятии придуманной позы, а также воображения, наблюдательности, памяти.

Игра предназначается для гипер- и гипоактивных детей, а также для тех, у кого снижены внимание и память.

 Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается, тот выбывает из игры.

«Запрещенное движение»

Цель игры: развитие мышечной свободы в принятии придуманной позы, а также воображения, наблюдательности, памяти.

Игру лучше проводить под музыку. Участники игры становятся в круг и выбирают ведущего. Лучше, если в начале,  это будет взрослый. Он объясняет правила игры: все его движения,  играющие должны повторять за ним, однако одно движение повторять нельзя (например, руки за голову), тот, кто повторит, выбывает из игры.

«Пятнашки с домиком»

По краям площадки рисуют два круга - это «домики». Один из играющих-«пятнашка», он догоняет участников игры. Преследуемый игрок может спастись от «пятнашки» в домике, так как в границах круга пятнать нельзя.

«Угадай - чей голосок»

Дети выбирают ведущего, остальные дети берутся за руки и образуют круг, в круг становится ведущий и закрывает глаза. Дети идут по кругу и произносят следующие слова: «Вот построили мы круг, повернулись разом вдруг,  и как скажем (воспитатель указывает на того, кто будет подавать голосок, и этот игрок заканчивает фразу: «цоц-цок-цок угадай, чей голосок!» Ведущий не открывая глаз должен угадать - чей голосок.

«Улиточка»

Тот,  кто водит, должен узнать товарища по голосу:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

Угадай, кто я.

«Колокол»

Встав в круг, дети, взявшись за руки и прижавшись друг к другу плечами, топают правой ногой, соблюдая заданный ведущий ритм и темп (темп убыстряется или замедляется).

«Кошки-мышки»

Игроки образуют круг-мышеловку. Если играющих детей много, выбираются две-три мышки, если нет, то одну. Игроки берутся за руки и двигаясь по кругу говорят следующие слова: «Ах как мыши надоели, всё погрызли, всё поели.  Берегитесь же, плутовки,  доберёмся мы до вас, вот закроем мышеловку и поймаем разом вас»! Мышки, в то время как произносятся слова забегают-выбегают из круга. Как только будут произнесены слова: «И поймаем разом вас»,  дети опускаю руки и присаживаются, мышки, которые оказались в мышеловке( в кругу) выбывают из игры и становятся мышеловкой.

«Обыкновенные жмурки»

С помощью считалки выбирают водящего – «жмурку». Ему завязывают глаза, отводят на середину игровой площадки, заставляют несколько раз повернуться вокруг себя и спрашивают:

- Кот, кот, на чем стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас!

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» - их ловит. Если «жмурка» подойдет к предмету, о который можно удариться, его нужно предупредить криком: "Огонь!", но это слово нельзя кричать, с целью отвлечь «жмурку» от игрока, который не может убежать. Нельзя прятаться за какие-либо предметы и убегать очень далеко. Пойманного игрока «жмурка» должен назвать, не снимая повязки.

«День и ночь»

Играющие делятся на две команды- «день» и «ночь», становятся в шеренги, спиной друг к другу. Перед каждой командой на определённом расстоянии очерчен её «дом». Там можно будет прятаться от погони.

Та из команд, чьё название произнесёт ведущий, должна быстро повернуться лицом к другой команде и догонять убегающего противника. Важно учесть, что каждый ловящий должен стараться поймать того, кто стоял к нему спиной.  Выигравший и проигравший выходят из своих команд.

«Гуси – лебеди»

Из числа играющих,  выбирается волк и пастух. Остальные дети – гуси. На одной стороне площадки проводится черта, за которой находятся гуси. Сбоку площадки очерчивается место – логово волка. Пастух выгоняет гусей на луг. Гуси, гуси! (Га, га, га!);

- Есть хотите? (Да, да, да!)

Так летите! (Нам нельзя):

Серый волк под горой,  

Не пускает нас домой!

Так летите, как хотите!

Только крылья берегите!

Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк выбегает, пересекает им дорогу, стараясь поймать их (коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе. После 3 – 4 перебежек (согласно условию) производится подсчет пойманных гусей. Затем выбираются «новые» волк и пастух, и игра повторяется.

«Съедобное – несъедобное»

 Игра начинается с выбора ведущего. Все игроки становятся в круг. Ведущий кидает мяч любому игроку и одновременно называет какой-либо предмет. Если «это» съедобное – игрок должен поймать мяч. Если несъедобное – отбить его. Если  кто-то  «съел» несъедобное, он становится ведущим.

Список литературы:

1. В.Г. Яковлев, В.П. Ратников. Подвижные игры. М. Просвещение, 1977г. 

2. Воропаева И. П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников: Методическое пособие. — М: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1993 — 56 с.

3. Е.М. Минскин. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М. Просвещение. 1983г.

4. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / под ред. Л. В. Шапковой. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 202 с.

Материалы сайтов:

Подвижные игры  https://infourok.ru/podvizhnie-igri-v-gpd-1165720.html

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Подвижные игры в группе продленного дня", написанная воспитателем группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Важность проведения подвижных игр в группе продленного дня для физического, интеллектуального развития младших школьников, снятия усталости....

Клубный час в группе продленного дня 3 класс " Моя любимая игрушка".

Клубный час в группе продленного дня 3 класс " Моя любимая игрушка". В 2015-2016 году я работала в группе продленного дня....

Конспект занятия в группе продленного дня на тему: «По страницам любимых сказок»

Этот материал предназначен как для детей младшего школьного возраста, так и для дошкольников....

Зимняя прогулка "Наши зимние потехи" для детей группы продленного дня с использованием игр-эстафет

Спортивные развлечения  всегда доставляют детям огромное удовольствие. Проведение игр-эстафет на прогулке также способствует закаливанию детского организма, повышению его выносливости и уст...

Подвижные игры для учащихся группы продленного дня.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 4 ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА Игры для учащихся группы продленного дняРазработал воспитатель Рябикина Галина В...

Игры в рамках группы продленного дня.

Игры в рамках группы продленного дня.Группа продлённого дня, в которой дети проводят значительную часть времени, помимо помощи школьникам в выполнении домашнего задания, берёт на себя важную функцию -...