Взаимодействие классного руководителя и родителей в начальных классах.
статья
Взаимодействие классного руководителя и родителей в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_uchitelya_s_roditelyami.docx | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ
«Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца». В. А. Сухомлинский
Коллективная жизнь детей должна быть заполнена радостной деятельностью, и тогда она воспитывает людей с сильно развитым общественным инстинктом.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ – ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ.
Ребенок идет в школу – это самое важное событие для него, для родителей, для первого учителя, который его встретит.
Развитие личности ребенка через формирование у него потребности в достижении успеха зависит от того, насколько едины в сотрудничестве с ребенком семья и школа. Организатором такого сотрудничества и становится первый учитель. Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его развитие и образование. В период младшего школьного возраста родители и семейная атмосфера являются для ребенка наиболее важным фактором, а работа учителя в классе не принесет желаемых результатов без активного участия родителей.
Сотрудничество учителя с семьями детей является требованием времени, потому как происходит объединение усилий детей, родителей и учителя в стремлении к достижению оптимальных результатов, что делает школу привлекательной для детей и родителей, а для учителя – это стимул к творческой деятельности.
Активные формы взаимодействия учителя с родителями – важное условие раскрытия творческого потенциала семьи. Действия, которые дарят ощущение праздника, радости, веселья, совместного общения долго согревают и детские, и взрослые воспоминания, а положительные эмоции важны всем. Кроме того, происходит косвенное руководство по организации досуга семей учащихся. Огромное значение имеет положительное общение для детей из неполных и проблемных семей. Встреча с авторитетными родителями своих одноклассников делает для ребенка гораздо больше, чем беседы и нравоучения, то есть происходит также и косвенное влияние на будущие поступки ребенка, формирование его характера через стремление к подражанию, в том числе и формируется значимое отношение к понятию «семья».
Использование нетрадиционных форм сотрудничества с родителями в классе позволяет детям и родителям увидеть друг друга в непривычной обстановке, лучше понять близких. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общее дело совершает настоящий переворот в сознании мам и пап, раскрывает в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливее; поднимает авторитет школы, позволяет объединить усилия родителей. Непринужденная праздничная атмосфера, доброжелательность, теплота, душевность, юмор, желание поделиться эмоциями приводит к тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах с учителем, чаще предлагают свою помощь. Учитель приобретает не только единомышленников, но и помощников.
Доброжелательная атмосфера в классе и родительском коллективе, равноправие способствует развитию и становлению личности ребенка, а общение ДЕТИ - РОДИТЕЛИ - УЧИТЕЛЬ
приносит ребенку радость. Творческое сотрудничество школы с семьей
дает положительный результат семейного общения, привлекает семью к осознанному и активному участию в образовании ребенка, создает оптимальные условия и позволяет добиваться позитивных результатов в развитии и саморазвитии, воспитании и самовоспитании, обучении и самообучении личности.
За годы моей педагогической деятельности в начальной школе, у меня сформировался свой стиль работы с родителями. Говоря «родители», я подразумеваю и папу, и маму, и бабушку, и дедушку, и других родственников, которые общаются с малышом. В работе используются следующие принципы взаимной деятельности:
. обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
. доброжелательность и дипломатичность в общении;
. позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности
как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Сотрудничество с родителями осуществляется по следующим направлениям:
1. Изучение условий семейного воспитания.
Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания, систематический мониторинг уровня взаимоотношений семьи и школы, организация родительского всеобуча, индивидуальные консультации, организация встреч с врачами, психологами, работниками библиотеки.
Формы работы: беседы, анкетирование, сочинения детей о семье, конкурс творческих работ учащихся «Моя семья», формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
В классе обеспечен свободный доступ родителей на уроки в любое удобное для них время, а не только в Дни открытых дверей. Это позволяет родителям сохранить интерес к школьной жизни ребенка буквально с первых дней обучения, быстрее познакомиться с индивидуальными особенностями ребенка и типом семейного воспитания.
Формы учебного взаимодействия с семьей.
Урок-наблюдение за деятельностью учителя и детей позволяет родителям проследить за тем, как строится система обучения на современном этапе, какие методы и приемы используются, каким образом складываются взаимоотношения ребенка с педагогом, со сверстниками; увидеть характер затруднений ребенка, своевременно оказать ему помощь или обратиться за поддержкой к учителю.
Предоставляя право прийти в школу на урок в любое время, а не по приглашению, вызывает у родителей чувство доверия, взаимопонимания. Многим родителям приходится пересмотреть свое отношение к ребенку.
Информированность о школьной жизни ребенка, образовательном процессе и его возможностях влияния на развитие личности ребенка вызывает интерес к учебной работе, мамы и папы отмечают, как изменилась программа по сравнению со временем, когда учились они сами, как изменилась технология урока, как самостоятельно учатся добывать знания их дети.
Урок-практическое участие родителей знакомит родителей с уровнем развития современного образовательного процесса, приучает родителей, детей и учителя к совместной деятельности. Родителям предлагается роль активных участников урока. Изучая тему вместе с детьми, родители будут чувствовать себя внутри образовательного процесса, ненадолго возвращаясь в детство, часто заново отмечая, каким нелегким может быть процесс обучения.
Дети, видя своих родителей и родителей товарищей в классе, чувствуют искреннюю заинтересованность в своих успехах знакомятся с коллективом родителей, постепенно запоминают их, расширяя круг общения; а родители видят класс, а не только своего ребенка, видят часто те проблемы, которые, может быть, не заметил учитель, а затем предлагают свои предложения улучшения организации учебно-воспитательного процесса, сознательно участвуют в оказании практической помощи ребенку, классу, школе.
После посещения уроков родителями, проводится анкетирование.
Анкета для родителей:
Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы:
. деятельностью учителя на уроке
. оформлением кабинета
. отношениями между детьми в классе
. взаимоотношениями ребенка с учителем
. получили ли вы информацию об успехах и неудачах ребенка?
. укажите характер его затруднений
. в какой помощи со стороны учителя Вы нуждаетесь?
Что, по Вашему мнению, хорошо?
Что можно было бы улучшить?
Спасибо за ответы.
Анализ родительских анкет помогает проанализировать свою деятельность, своевременно заметить проблемы и наметить пути их устранения.
Урок-соревнование детей и родителей:
Эту форму работы очень любят дети, так как она создает ситуацию успеха в учебной деятельности детей, стимулирует их познавательные интересы, стремление к самостоятельному углублению имеющихся знаний.
Открытый урок- эта форма совместной деятельности, которая формирует общественную активность детей и родителей в рамках школы, города.
Родители – помощники и союзники и во внеклассной деятельности.
Важнейшим направлением во внеурочной деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование установок на здоровый образ жизни, родители показывают пример своим воспитанникам, принимая участие семьями в школьных и городских соревнованиях.
Совместно с родителями в классе проходят праздники, новогодние театрализованные представления, когда в роли артистов выступают и родители, и дети. Это помогает ребятам перебороть чувство неуверенности в своих силах, которое мешает успешному обучению; заставляет мобилизовать многие внутренние резервы. А когда рядом родители и друзья, самое главное – какая ты личность.
В нашей школе ежегодно проводятся выставки из природного материала: «Природа и фантазия», где ребята представляют не только индивидуальные работы, а коллективные; традиционными стали семейные творческие проекты.
В классе проходит конкурс «Моя семья – мое богатство».
Номинации:
Семейная фотография.
Семейная традиция.
Наши увлечения.
Моя родословная.
Изменяется и позиция родителей: если в начале они слушатели, потом союзники, затем участники творческих дел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы
в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...
Программа взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
Цель создания данной программы: создание условий для развития личности, способной самостоятельно принимать решения, путём объединения воспитательных возможностей родителей и школы. ...
Презентация "Взаимодействие классного руководителя с родителями"
В презентации показана работа учителей с родителями и что можно сделать работая вместе....
Взаимодействие классного руководителя с родителями
Можно обсудить с родителями следующие вопросы:1. Что понимают под сотрудничеством людей?2. Почему необходимо сотрудничество педагога и родителя?3. Что мешает педагогу и родителю успешно сотрудничать?4...
Презентация "Современные формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся начальных классов"
Презентация по воспитательной работе....
Взаимодействие классного руководителя и родителей классного коллектива
Взаимодействие классного руководителя и родителей классного коллективаШирикова Татьяна Михайловна МБОУ «СОШ № 1» Основным структурным элементом в школе является клас...
Система работы классных руководителей с родителями учащихся начальных классов. Опыт учителя начальных классов Туевой Т.В.
Сотрудничество с родителями-успех работы классного руководителя....