Программа внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги»
рабочая программа (1 класс)

Шагиева Ирина Борисовна

Программа

внеурочной деятельности

«Экономика: первые шаги»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomika.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хохорская средняя общеобразовательная школа»

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

_________ Э.И. Дарханова

от «_____» «________________» 2014 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

_________ Г.А. Хоренова

Приказ №______

от «_____» «____________» 2014 г.

Программа

внеурочной деятельности

«Экономика: первые шаги»

(Социальное направление)

Возраст детей:

1класс

Срок реализации программы: 1 год

Руководитель кружка:

Гомбоева Ирина Борисовна

учитель начальных классов

 

с. Хохорск, 2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; на основе авторской программы  «Экономика: первые шаги» (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1-4 класс, Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2011 год).
        Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

Отбор содержания факультативного курса подчиняется следующим принципам:

1. Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.

2. Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.

3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений,

на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.

Целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

Для реализации поставленной цели предлагается факультативный курс «Экономика: первые шаги» для учащихся 1–4 классов.

Задачи:

  1. Формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
  2. Обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
  3. Развивать основы потребительской культуры;
  4. Способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель» — и функций, их характеризующих;
  5. Формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;

Место факультатива в учебном плане.

Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 1 классе 1 ч в неделю, всего 33 ч. В 2–4 классах — 1 час в неделю, всего 34 ч. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.

Ценностные ориентиры содержания факультатива.

В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:

При изучении курса ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьник осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

 Содержание программы

Я и моя семья

Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.

Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка.

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.

Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

 Универсальные учебные действия:

— сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;

— объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».

Практическая и игровая деятельность:

— игра «Генеральная уборка»;

— игра «Я — хозяин большого дома».

 Моё и чужое

Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).

Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

Универсальные учебные действия:

— обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.

Игровая и исследовательская деятельность:

— тема исследования «Как становятся собственниками»;

— игра «Страна Обмения».

 Почему люди трудятся

Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.

Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

Универсальные учебные действия:

— обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;

— объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;

— проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;

— осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.

Практическая и игровая деятельность:

— экскурсия в школьную столовую;

— экскурсия в библиотеку;

— экскурсия в художественный музей;

— сюжетно-ролевые игры;

— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

Все работы хороши

Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).

Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).

Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.

Универсальные учебные действия:

— уважать труд людей разных профессий;

— классифицировать профессии по предмету труда;

— рассказывать о профессиях.

Практическая и игровая деятельность:

— встреча с человеком интересной профессии;

— рисование на тему профессий;

— темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела».

 К концу обучения в 1 классе ученик узнает:

— что такое собственность;

— почему все люди трудятся;

— какие бывают профессии;

— как нужно относиться к своей и чужой собственности.

 К концу обучения в 1 классе ученик сможет научиться:

— самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы.

 

Тематическое планирование «Экономика: первые шаги»

 

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

В том числе

Формы организации деятельности обучающихся при проведении занятий

Теория

Практика

 

Я и моя семья

10

7

3

1

Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.

1

1

 

 Беседа

2

Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи.

1

1

 

 Беседа

3

Важность уюта, целесообразность порядка в доме.

1

1

 

 Беседа

4

Игра:  «Генеральная уборка»

1

 

1

 Ролевая игра

5

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.

1

1

 

 Беседа

6

Экономика как правила ведения домашнего хозяйства.

1

1

 

 Беседа

7

Экономика как правила ведения домашнего хозяйства.

1

1

Беседа

8

Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

1

1

 

 Беседа

9

Игра:  «Я — хозяин большого дома

1

 

1

 Дидактическая игра

10

Итоговое занятие на тему: «Я и моя семья»

1

 

1

 Ролевая игра

 

Моё и чужое

7

5

2

 

11

Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека.

1

1

Подготовка исследовательских работ на тему:  «Как становятся собственниками»

 Беседа (подготовка проектов)

12

Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).

1

1

 

 Беседа

13

Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

1

1

 

 Беседа

14

Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

1

1

Инсценировка

15

Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

1

1

 

 Беседа

16

Игра:  «Страна Обмения».

1

 

1

 Ролевая игра

17

Итоговое занятие на тему: «Моё и чужое»; защита исследовательских работ

1

 

1

 Защита конкурсных работ

 

Почему люди трудятся

9

5

4

 

18

Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.

1

1

Подготовка  проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

 Беседа

19

Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить.

1

1

 

 Беседа

20

Ценность труда людей разных профессий.

1

 

 Ролевые игры: «В школу», «В магазин», «В библиотеку»

 Ролевая игра

21

Экскурсия в школьную столовую.

1

 

1

 Экскурсия

22

Экскурсия в библиотеку.

1

 

1

 Экскурсия

23

Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

1

1

 

 Беседа

24

Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

1

1

Дидактическая игра

25

Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

1

1

 

 Беседа

26

Итоговое занятие на тему: «Почему люди трудятся».

 Защита проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

1

 

1

 Дидактическая игра – викторина

 

Все работы хороши

7

5

2

 

27

Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).

1

1

Подготовка проектов на темы: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела»

 Беседа

28

Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).

1

1

 

 Беседа

29

Как люди выбирают профессию.

1

1

 

 Беседа

30

Профессии членов семьи.

1

1

 

 Беседа

31

Как люди получают профессию.

1

1

 

 Беседа

32

Встреча с человеком интересной профессии.

1

 

1

 Встреча с гостем

33

Итоговое занятие на тему: «Все работы хороши».

Защита проектов «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела»

1

 

1

 Викторина

 

Итого

33

21

12

 

 

 

 

 

Мониторинговая карта определения

личностных и метапредметных результатов усвоения курса

В ФГОС НОО, ФГОС ООО установлены требования к результатам освоения Программы, достижение которых осуществляется через организацию урочной и внеурочной деятельности. При определении личностных и метапредметных результатов, достижение которых обеспечивает разрабатываемая программа, педагог ориентируется на требования ФГОС НОО, ФГОС ООО.

Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Для определения эффективности внеурочной деятельности должна использоваться мониторинговая карта результатов усвоения программы внеурочной деятельности:

Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности:

Критерии

Показатели

Инструментарий (диагностические средства)

Сроки проведения

1

Личностные

Ученики получат: знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают: о понятиях экономность, бережливость.

Ученики осознают: как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей; отношение к богатству и милосердию. Учащиеся поймут: как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).

Беседы и тесты  

Сентябрь 2014г, Май 2015 года.

2

Метапредметные

— сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;

— объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый»;

— обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности;

— уважать труд людей разных профессий;

— классифицировать профессии по предмету труда;

— рассказывать о профессиях.

Беседы и тесты  

Май 2015г

3

Предметные (если имеются)

Учебно-методическое обеспечение программы

курса внеурочной деятельности

Учебно-методические компоненты комплекса

Учителя

Ученика

Информационное обеспечение

-Программа  «Этика: азбука добра» автор О.С. Корнеева, 2011

- «Экономика для детей» Смолянский О.В. CD-диск, 2012

http://www.zankov.ru/article.asp?edition=5&heading=28&article=85

«Занимательная экономика» Грошев В.П.
Просвещение, 2010

- «Экономика для детей» Смолянский О.В. CD-диск, 2012

Алгоритм деятельности

Контрольно-измерительные материалы

Материально-техническое обеспечение

программы курса внеурочной деятельности

Условия проведения

(место проведения, аудиторный фонд)

Средства технического оснащения

Аудитория №8

Ноутбук, проектор, мультимедийные презентации

Список литературы

1) Программа  «Этика: азбука добра» автор О.С. Корнеева, 2011;

2) «Экономика для детей» Смолянский О.В. CD-диск, 2012;

3) «Занимательная экономика» Грошев В.П. Просвещение, 2010;

4) «Экономика» Райзберг Б.А, 2003

5) Экономическая энциклопедия для детей и взрослых, Райзберг Б.А. 2009

6) http://www.solnet.ee/school/p8_50.html 

7) http://festival.1september.ru/articles/211792/ 

8) http://www.zankov.ru/article.asp?edition=5&heading=28&article=85 

9) Http://www.moy-rebenok.ru/article/momclass/teach/325/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности «Экономика - первые шаги» для учащихся 1-4 классов

Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности «Экономика - первые шаги» для учащихся 1-4 классов.Эта программ переделана на 33 часа в год, т.к. В оригенале она расч...

рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги"

рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Экономика –первые шаги» для начальной школы

Программа  внеурочной  деятельности для начальной школы по экономике, содержит КТП в  1-4 классах....

Программа внеурочной деятельности "Экономика"

Рабочая программа разработана  на основе требований Федеральных государственных образовательных  стандартов второго поколения (2009 г.) и  авторской программы внеурочной деятельности Ко...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги" 1 - 4 классы

В соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования  в МБОУ СОШУИП №3, реализующем ФГОС НОО, в рамках внеурочной деятельности по социальному направлению в 1&nda...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Экономика - первые шаги» 1-4 классы Срок освоения 4 года

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика - первые шаги"....