Программа внеурочной деятельности «Экономика: первые шаги»
рабочая программа (1 класс)
Программа
внеурочной деятельности
«Экономика: первые шаги»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomika.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хохорская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР _________ Э.И. Дарханова от «_____» «________________» 2014 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы _________ Г.А. Хоренова Приказ №______ от «_____» «____________» 2014 г. |
Программа
внеурочной деятельности
«Экономика: первые шаги»
(Социальное направление)
Возраст детей:
1класс
Срок реализации программы: 1 год
Руководитель кружка:
Гомбоева Ирина Борисовна
учитель начальных классов
с. Хохорск, 2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; на основе авторской программы «Экономика: первые шаги» (Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой 1-4 класс, Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2011 год).
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
Отбор содержания факультативного курса подчиняется следующим принципам:
1. Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
2. Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений,
на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.
Целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Для реализации поставленной цели предлагается факультативный курс «Экономика: первые шаги» для учащихся 1–4 классов.
Задачи:
- Формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
- Обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
- Развивать основы потребительской культуры;
- Способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель» — и функций, их характеризующих;
- Формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;
Место факультатива в учебном плане.
Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 1 классе 1 ч в неделю, всего 33 ч. В 2–4 классах — 1 час в неделю, всего 34 ч. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
Ценностные ориентиры содержания факультатива.
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:
При изучении курса ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьник осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, об аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Учащиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи).
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Содержание программы
Я и моя семья
Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.
Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка.
Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.
Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином;
— объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый».
Практическая и игровая деятельность:
— игра «Генеральная уборка»;
— игра «Я — хозяин большого дома».
Моё и чужое
Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).
Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.
Как нужно относиться к своей и чужой собственности.
Универсальные учебные действия:
— обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности.
Игровая и исследовательская деятельность:
— тема исследования «Как становятся собственниками»;
— игра «Страна Обмения».
Почему люди трудятся
Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.
Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства.
Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.
Универсальные учебные действия:
— обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
— объяснять смысл пословиц и поговорок о труде;
— проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
— осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.
Практическая и игровая деятельность:
— экскурсия в школьную столовую;
— экскурсия в библиотеку;
— экскурсия в художественный музей;
— сюжетно-ролевые игры;
— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».
Все работы хороши
Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).
Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).
Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.
Универсальные учебные действия:
— уважать труд людей разных профессий;
— классифицировать профессии по предмету труда;
— рассказывать о профессиях.
Практическая и игровая деятельность:
— встреча с человеком интересной профессии;
— рисование на тему профессий;
— темы проектов: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела».
К концу обучения в 1 классе ученик узнает:
— что такое собственность;
— почему все люди трудятся;
— какие бывают профессии;
— как нужно относиться к своей и чужой собственности.
К концу обучения в 1 классе ученик сможет научиться:
— самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы.
Тематическое планирование «Экономика: первые шаги»
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | В том числе | Формы организации деятельности обучающихся при проведении занятий | ||
Теория | Практика | |||||
| Я и моя семья | 10 | 7 | 3 | ||
1 | Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. | 1 | 1 |
| Беседа | |
2 | Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. | 1 | 1 |
| Беседа | |
3 | Важность уюта, целесообразность порядка в доме. | 1 | 1 |
| Беседа | |
4 | Игра: «Генеральная уборка» | 1 |
| 1 | Ролевая игра | |
5 | Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам. | 1 | 1 |
| Беседа | |
6 | Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. | 1 | 1 |
| Беседа | |
7 | Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. | 1 | 1 | Беседа | ||
8 | Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. | 1 | 1 |
| Беседа | |
9 | Игра: «Я — хозяин большого дома | 1 |
| 1 | Дидактическая игра | |
10 | Итоговое занятие на тему: «Я и моя семья» | 1 |
| 1 | Ролевая игра | |
| Моё и чужое | 7 | 5 | 2 |
| |
11 | Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. | 1 | 1 | Подготовка исследовательских работ на тему: «Как становятся собственниками» | Беседа (подготовка проектов) | |
12 | Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия). | 1 | 1 |
| Беседа | |
13 | Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. | 1 | 1 |
| Беседа | |
14 | Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. | 1 | 1 | Инсценировка | ||
15 | Как нужно относиться к своей и чужой собственности. | 1 | 1 |
| Беседа | |
16 | Игра: «Страна Обмения». | 1 |
| 1 | Ролевая игра | |
17 | Итоговое занятие на тему: «Моё и чужое»; защита исследовательских работ | 1 |
| 1 | Защита конкурсных работ | |
| Почему люди трудятся | 9 | 5 | 4 |
| |
18 | Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. | 1 | 1 | Подготовка проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье». | Беседа | |
19 | Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. | 1 | 1 |
| Беседа | |
20 | Ценность труда людей разных профессий. | 1 |
| Ролевые игры: «В школу», «В магазин», «В библиотеку» | Ролевая игра | |
21 | Экскурсия в школьную столовую. | 1 |
| 1 | Экскурсия | |
22 | Экскурсия в библиотеку. | 1 |
| 1 | Экскурсия | |
23 | Важность домашнего труда для ведения хозяйства. | 1 | 1 |
| Беседа | |
24 | Важность домашнего труда для ведения хозяйства. | 1 | 1 | Дидактическая игра | ||
25 | Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства. | 1 | 1 |
| Беседа | |
26 | Итоговое занятие на тему: «Почему люди трудятся». Защита проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье». | 1 |
| 1 | Дидактическая игра – викторина | |
| Все работы хороши | 7 | 5 | 2 |
| |
27 | Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер). | 1 | 1 | Подготовка проектов на темы: «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела» | Беседа | |
28 | Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом). | 1 | 1 |
| Беседа | |
29 | Как люди выбирают профессию. | 1 | 1 |
| Беседа | |
30 | Профессии членов семьи. | 1 | 1 |
| Беседа | |
31 | Как люди получают профессию. | 1 | 1 |
| Беседа | |
32 | Встреча с человеком интересной профессии. | 1 |
| 1 | Встреча с гостем | |
33 | Итоговое занятие на тему: «Все работы хороши». Защита проектов «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела» | 1 |
| 1 | Викторина | |
| Итого | 33 | 21 | 12 |
|
Мониторинговая карта определения
личностных и метапредметных результатов усвоения курса
В ФГОС НОО, ФГОС ООО установлены требования к результатам освоения Программы, достижение которых осуществляется через организацию урочной и внеурочной деятельности. При определении личностных и метапредметных результатов, достижение которых обеспечивает разрабатываемая программа, педагог ориентируется на требования ФГОС НОО, ФГОС ООО.
Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Для определения эффективности внеурочной деятельности должна использоваться мониторинговая карта результатов усвоения программы внеурочной деятельности:
Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности:
№ | Критерии | Показатели | Инструментарий (диагностические средства) | Сроки проведения |
1 | Личностные | Ученики получат: знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Учащиеся узнают: о понятиях экономность, бережливость. Ученики осознают: как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей; отношение к богатству и милосердию. Учащиеся поймут: как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом и нуждается в помощи). | Беседы и тесты | Сентябрь 2014г, Май 2015 года. |
2 | Метапредметные | — сравнивать качества людей, которых можно назвать хорошим/плохим хозяином; — объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый», «бережливый»; — обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности; — уважать труд людей разных профессий; — классифицировать профессии по предмету труда; — рассказывать о профессиях. | Беседы и тесты | Май 2015г |
3 | Предметные (если имеются) |
Учебно-методическое обеспечение программы
курса внеурочной деятельности
Учебно-методические компоненты комплекса | Учителя | Ученика |
Информационное обеспечение | -Программа «Этика: азбука добра» автор О.С. Корнеева, 2011 - «Экономика для детей» Смолянский О.В. CD-диск, 2012 http://www.zankov.ru/article.asp?edition=5&heading=28&article=85 | «Занимательная экономика» Грошев В.П. - «Экономика для детей» Смолянский О.В. CD-диск, 2012 |
Алгоритм деятельности | ||
Контрольно-измерительные материалы |
Материально-техническое обеспечение
программы курса внеурочной деятельности
Условия проведения (место проведения, аудиторный фонд) | Средства технического оснащения |
Аудитория №8 | Ноутбук, проектор, мультимедийные презентации |
Список литературы
1) Программа «Этика: азбука добра» автор О.С. Корнеева, 2011;
2) «Экономика для детей» Смолянский О.В. CD-диск, 2012;
3) «Занимательная экономика» Грошев В.П. Просвещение, 2010;
4) «Экономика» Райзберг Б.А, 2003
5) Экономическая энциклопедия для детей и взрослых, Райзберг Б.А. 2009
6) http://www.solnet.ee/school/p8_50.html
7) http://festival.1september.ru/articles/211792/
8) http://www.zankov.ru/article.asp?edition=5&heading=28&article=85
9) Http://www.moy-rebenok.ru/article/momclass/teach/325/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности «Экономика - первые шаги» для учащихся 1-4 классов
Модифицированная образовательная программа внеурочной деятельности «Экономика - первые шаги» для учащихся 1-4 классов.Эта программ переделана на 33 часа в год, т.к. В оригенале она расч...
рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги"
рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Экономика –первые шаги» для начальной школы
Программа внеурочной деятельности для начальной школы по экономике, содержит КТП в 1-4 классах....
Программа внеурочной деятельности "Экономика"
Рабочая программа разработана на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (2009 г.) и авторской программы внеурочной деятельности Ко...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика: первые шаги" 1 - 4 классы
В соответствии с основной общеобразовательной программой начального общего образования в МБОУ СОШУИП №3, реализующем ФГОС НОО, в рамках внеурочной деятельности по социальному направлению в 1&nda...
программа внеурочной деятельности "Экология. Первые шаги"
Проект программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экономика - первые шаги» 1-4 классы Срок освоения 4 года
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экономика - первые шаги"....