программа внеурочной деятельности "Экология. Первые шаги"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Проект программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_programmyekologiya._pervye_shagi.vneurochnaya_deyatelnost.docx | 60.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект программы внеурочной деятельности
«Экология. Первые шаги»
Крашенинина Лариса Александровна
учитель начальных классов
МБОУ СШ №31 г. Сургута
Пояснительная записка
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к природе. Большое наследие в области воспитания детей образами - картинами окружающей среды оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на эмоциональное и нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а только активно влияет на взаимодействие с ней. Но, чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.
Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.
Основным элементом модернизации образования является федеральный государственный образовательный стандарт, в котором основополагающей образовательной технологией является технология, основанная на реализации проектно - исследовательской деятельности. Применение данной технологии в учебном процессе позволяет формировать у учащихся умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту неотъемлемой частью школьного образовательного процесса является организация внеурочной работы, которая объединит все виды деятельности школьников, поможет расширять интеллектуальный багаж каждого ребенка.
Программа «Экология. Первые шаги» дает возможность детям младшего школьного возраста ближе познакомиться с вопросами экологии, глубже понять ее особенности, приобщиться к исследованию экологических проблем в разных формах - от простейших сообщений до проектных работ.
Новизна и актуальность курса заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятия во внеурочной деятельности «Экология. Первые шаги» помогут школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области естественно-научного цикла перед учащимися школы, города, так как предполагается организация школьных и муниципальных мероприятий с участием учеников.
Курс включает теоретические и практические и ознакомительные занятия по экологии, зоологии, ботанике, анатомии и физиологии человека. В рамках работы курса « Экология. Первые шаги» организованы экскурсии.
Занятия по экологии обладают значительными возможностями для развития дружеских отношений, личностных качеств, фантазии, индивидуальных способностей и дают простор детской изобретательности. Внеурочная работа заполняет детское пространство времяпровождения полезным, интересным, нужным делом. Служит средством предупреждения и преодоления асоциальной деятельности.
Программа содержит основные требования ФГОС, способствует достижению результатов Образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ №31, учитывает традиции и возможности школы (кадровые, материально-технические ресурсы), возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника, желания, интересы родителей и ориентирована на портрет выпускника основной школы.
Основная часть
Выявление детей с высокой мотивацией, одарённых детей, организация системной работы - одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.
Проект программы «Экология. Первые шаги» учитывает основные задачи развития образования в регионе. Одной из основных целей в области образования, в Программе «Развитие образования в ХМАО – Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года» принятой постановлением Правительства Ханты-мансийского автономного округа - Югры от 16.03.2018 №67-п., является «выявление и поддержка одарённых детей и талантливой молодёжи, включая эффективное сопровождение их на всех этапах получения образования».
Главные аспекты программы курса «Экология. Первые шаги»:
- выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей;
- оказание помощи детям в применении своих знаний и способностей, осознавая их значение;
- содействие повышению уровня экологической компетенции, решение задач профессиональной ориентации детей.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экология. Первые шаги» учитывает особенности ступени начального общего образования, составлена для работы с мотивированными и одаренными обучающимися 4-х классов МБОУ СШ №31 и соответствует экологическому направлению.
Курс предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется новизной и необычностью такой ситуации, которая способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формирования умений работать в условиях поиска, а также развитию сообразительности и любознательности.
Проект программы внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов отвечает требованиям нормативных документов федерального, регионального и муниципального уровней и составлен в соответствии с современной правовой базой в области образования:
Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным законом от 29.10.2010г. №463-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 06 октября 2009г. №373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования" (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009г. №15785);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010г. №986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений";
Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 " Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" от 28.09.2020г. №28;
Примерными программами, созданными на основе федерального государственного образовательного стандарта;
Письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. №03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования";
Законом ХМАО-Югры "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре" от 01 июля 2013г. №68-оз;
Приказом Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31.01.2013г. №63 "Об утверждении Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры";
Государственной программой развития образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года;
Распоряжением Администрации города от 14.08.2012г. №2368 "О разработке и внедрении модели сетевой организации внеучебной (внеурочной) деятельности в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта";
Приказом Коллегии департамента образования от 15.03.2012г. №02-11-115/2 "Об организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта".
Проект программы внеурочной деятельности «Экология. Первые шаги» соответствует федеральным государственным стандартам начального общего образования и учебному плану муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ СШ №31 и составлена на основе программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир».
Цель данного курса: формирование у учащихся интереса к окружающему миру, развитие любознательности, убежденности в необходимости изучения и охраны природы своего края, обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и поддержки мотивированных и одарённых обучающихся.
Предлагаемая программа предназначена для учащихся 4-х классов, разработана с учётом возрастных особенностей и интересов детей, уровня подготовленности. Были определены приоритетные виды внеурочной деятельности, такие как игра, познавательная деятельность, туристическая и краеведческая практика. Предусмотрены формы организации (экскурсии, практикумы, интеллектуальные конкурсы, викторины, формы подведения итогов индивидуальной и коллективной работы (выставки, презентации, исследовательские проекты). Совокупность их, выраженная в определенной последовательности, позволит комплексно решить образовательные задачи:
1. Формирование систем экологических знаний через усвоение учащимися основных положений экологической науки, научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
2.Развитие творческого мышления, исследовательских навыков, проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий;
3.Создание особого образовательного пространства для развития индивидуальных способностей и образовательных потребностей ребенка в избранных сферах внеурочной деятельности.
4. Оказание адресной поддержки детям в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;
5. Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в разных формах творческой деятельности.
Организация деятельности учащихся основывается на следующих принципах:
1)принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий совместную творческую деятельность учителя, обучающихся и их родителей;
2) принцип научной организации;
3) принцип добровольности и заинтересованности обучающихся;
4) принцип непрерывности и преемственности процесса образования;
5) принцип личностно-ориентированного подхода;
6) принцип экологического гуманизма;
7) принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов;
8) принцип взаимодействия, предполагающий оказание педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации;
9) принцип практической направленности.
Содержание и методы обучения курса «Экология. Первые шаги» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках окружающего мира, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Курс внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся, используя виды деятельности: игровая деятельность, научно-исследовательская, проектная, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно-полезная практика.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игра, дидактический и раздаточный материалы, экскурсии, викторины, загадки, конкурсы. Всё это открывает для детей прекрасный мир юного эколога, формирует научные представления об окружающем мире.
Отбор содержания произведён с учётом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым учащиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной личностно и общественно значимой эколого-ориентированной здоровьесберегающей практической деятельности.
Формы проведения занятий
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские и игровые задания, практикумы, опытническую работу.
Описание места курса в учебном плане
Программа курса «Экология. Первые шаги» рассчитана на 1 год – 34 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 35-40 минут.
В основе реализации программы проекта лежит технология деятельностного подхода, которая ставит главной целью развитие личности обучающегося и помогает обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяет развивать познавательный интерес, формировать мотивацию для углубленного изучения экологических основ.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
- уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
- использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
- воспитывать и развивать качества личности, отвечающих требованиям информационного общества.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении занятий программа курса ориентирована на использование элементов современных технологий: здоровьесберегающая, информационно – коммуникативная; игровая; проблемного обучения; проектного метода обучения; исследовательского метода обучения; обучения в сотрудничестве.
Использование современных образовательных технологий позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника, сочетать все формы работы: индивидуальная, групповая (парная), коллективная.
Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и учителя, родителей (оформление стенгазет, уголка по экологии, представление проекта, подготовка к предметным конкурсам). Активная исследовательская работа формирует умение использовать различные способы поиска информации; аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Программа курса предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся (самостоятельное привлечение знаний из различных областей, поиск и обработка информации в информационном поле, нахождение вариантов решения проблемы, выдвижение гипотезы, понимания причинно-следственных связей).
Структура программы курса «Экология. Первые шаги» разработана в соответствии с требованиями ФГОС (пояснительная записка, общая характеристика учебного курса, планируемые результаты, примерный план занятий и т. д.) и является программой действий учителя для достижения образовательных результатов учащихся. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных. Занятия внеурочной деятельности «Экология. Первые шаги» будут способствовать решению задач эмоционального, творческого и интеллектуального развития, а также проблеме экологического воспитания учащихся.
Этапы работы над проектом
Этапы деятельности | Форма организации работы | Выход |
I этап. Подготовительный. (август – первая неделя сентября) | Анкетирование родителей Анкетирование учащихся Нормативные документы Подбор литературы, ссылки в интернете, презентации. Составление расписания. Сведения об уровне одаренности каждого ученика. | Изучение нормативных документов. Родительское собрание (информация о внеурочной деятельности) Классный час Проведение диагностики по выявлению уровня детской одаренности. Планирование деятельности |
II этап. Реализация программы кружка (сентябрь –май) | Проведение занятий, мероприятий, викторин, выпуск газет, экскурсии, игр, экологических проектов. | Защита проектов, мини исследования, участие в олимпиадах и т. д. |
III этап. Аналитический. (последняя декада мая) | Выступление перед родителями, обработка анкет. Награждение участников внеурочной деятельности. Диагностика результатов обучения Диагностика сформированности УУД | Подведение итогов: диагностика уровня одаренности, анкетирование учащихся и их родителей, итоговое занятие для родителей. |
IV этап. Перспективный. (конец мая) | Определение необходимости продолжения деятельности курса. Анкетирование родителей. | Сбор отзывов и пожеланий |
Целью мониторинговых исследований является сбор, обработка и анализ информации, отражающей результативность внеурочной деятельности по следующим критериям:
- рост активности обучающихся; рост мотивации к активной познавательной деятельности;
- уровень достижения обучающимися предметных и метапредметных умений, качественное изменение в личностном развитии;
- удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Содержание курса «Экология. Первые шаги» ориентировано на овладение универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными) и предметными результатами, обеспечивающими интеллектуальное развитие ребенка, которое включает в себя накопленные знания по предмету и развитую способность к самостоятельному поиску и усвоению новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Освоение содержания курса связано не только с обработкой представленной информации, но и с созданием информационных объектов: плакатов, газет, буклетов, памяток.
Курс «Экология. Первые шаги» интегрированный: в нём объединён материал предметов учебного плана (окружающий мир (природоведение), литературное чтение, математика).
Основное содержание курса:
1. Введение (2 ч.)
Знакомство с планом работы курса, целями и задачами, пособиями. Проведение инструктажа по технике безопасности во время проведения экскурсий и практических работ.
2.Организмы и окружающая среда (4 ч.)
Из чего состоит живая природа. Ядовитые и съедобные грибы родного края. Организм и окружающая среда (среда обитания). Что изучает экология. Экологические факторы. Познаю родной край.
3.Факторы неживой природы (9 ч.)
Солнечный свет и тепло. Солнце – источник тепла и света для живых организмов. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособления животных к сезонным изменениям температуры. Лекарственные и ядовитые растения родного края. Причины загрязнения воздуха. Как сохранить воздух чистым. Лабораторные исследования на тему: «Исследования воздуха». Значение воды для живых организмов.
4.Факторы живой природы (8 ч.)
Взаимоотношения живых организмов одного вида. Местообитание. Экологическая ниша. Язык животных. Проявление заботы о потомстве.
Взаимоотношения живых организмов разных видов. Взаимоотношения между растениями и животными. Редкие и охраняемые животные и растения Сибири.
5.Организация природы (6 ч.)
Понятие «экосистема». Законы организации экосистем. Экологические связи в живой природе на примере леса. Круговорот веществ и воды в природе. Обь – река нашей местности. Охрана природы ХМАО. Памятники природы ХМАО.
6.Человек и окружающая среда (5 ч.)
Место человека среди живых организмов. Влияние человека на окружающую среду. Школа безопасности жизни. Причины экологических катастроф. Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу.
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Введение (2 ч.) | 2 | 2 | |
2 | Организмы и окружающая среда (4 ч.) | 4 | 3 | 1 |
3 | Факторы неживой природы (9 ч.) | 9 | 5 | 4 |
4 | Факторы живой природы (8 ч.) | 8 | 6 | 2 |
5 | Организация природы (6 ч.) | 6 | 5 | 1 |
6 | Человек и окружающая среда (5 ч.) | 5 | 3 | 2 |
ИТОГО ЗА ГОД | 34 | 24 | 10 |
Требования к результатам освоения программы курса сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных.
Личностными результатами изучения курса являются:
развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий, умение анализировать свои действия и управлять ими, умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Метапредметными результатами являются:
Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель, видеть указанную ошибку и исправлять ее.
Познавательные - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; ставить и формулировать проблемы; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; фиксировать и представлять собранную в результате расширенного поиска информацию об окружающем мире в разной форме (памятки), в том числе с помощью ИКТ;
Коммуникативные - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Предметными результатами являются:
Предметные результаты ученика 4 класса.
Занятия должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по окружающему миру; его ключевые понятия;
- овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
- успешно выступать на олимпиадах, играх, конкурсах по экологии.
Обучающийся научится:
- наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества;
- основам экологической грамотности, элементарным правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормам здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Обучающийся получит возможность научиться:
- усвоению первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов,
- процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
- решать нестандартные задачи по экологии, окружающему миру, олимпиадные задания;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения физических явлений, происходящих в природе, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- принимать участие в мероприятиях различного уровня по охране природы.
Деятельность курса «Экология. Первые шаги» опирается на регулярное использование современных учебных материалов. В основе требований, предъявляемых к организации учебной деятельности школьников, в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения одной из важнейших задач стоит «ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность)». Электронные средства обучения, компьютерные программы, мультимедиа ресурсы (видео, фото, звуки, анимации, тексты) включены в процесс деятельности занятий. Применение ИКТ на занятиях также способствует развитию навыков контроля и самоконтроля, диагностики качества усвоения материала, составления текстов, карточек, плакатов и таблиц. Тестирование с помощью компьютера позволяет быстро оценить уровень знаний учащихся.
Информационная компетентность помогает осуществлять интерактивный диалог в едином информационном пространстве (онлайн-олимпиады, ученические конференции). Эти ресурсы помогут создать принципиально новые возможности усвоения материала, используя все виды восприятия ребенка.
Программа предусматривает использование современных оценочных средств:
1) Мониторинг личностных образовательных результатов участия учащихся в предметных олимпиадах, очных и дистанционных конкурсах различного уровня по математике, электронный журнал, диагностика.
2) "Портфолио" ребенка.
Для оценивания предметных и метапредметных результатов в работе курса «Юный Эколог» разработана рейтинговая система:
1. | Устный опрос | 1-3 балла | Отметка «5» - 26 - 23 баллов. Отметка «4» - 22- 19 баллов. Отметка «3» - 18-13 баллов. |
2. | Подготовка проекта | 5 баллов | |
3. | Участие (дискуссия, круглый стол, конференция) | 1-3 баллов | |
4. | Творческий проект (защита) | 10 баллов | |
5. | Участие в трудовом десанте | 5 баллов |
Способами определения результативности программы являются:
- Диагностика, проводимая в начале и в конце каждого курса обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
- В начале года «Тесты способностей» позволяют выявить и измерить уровень развития познавательных процессов.
- В конце года «Тесты достижений» ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний и умений.
Проект внеурочной деятельности «Экология. Первые шаги» предусматривает развитие образовательной среды школы: социализация личности каждого ученика, создание условий продвижения ребенка в образовательном пространстве школы, поддержка стремления к учебной самостоятельности, позволяющей выходить за границу своих возможностей, расширение собственных знаний и умений. Осуществление деятельности курса предполагает объединить все виды деятельности, в которых возможно и целесообразно решение задач развития и воспитания - с одной стороны, формирование общей культуры личности, ее социальной ориентированности, мобильности, способности адаптироваться и успешно функционировать - с другой.
Стимулирование дальнейшей творческой деятельности, поощрение:
-создание мобильных стендов, посвященных победителям и призёрам школьных, муниципальных и региональных олимпиад, конференций, конкурсов;
-публичное своевременное поощрение учеников-победителей (линейки, вручение грамот, дипломов, ценных подарков);
-вручение благодарственных писем родителям за их заслуги в воспитании одарённых детей на родительских собраниях, линейках.
Работа над проектом предусматривает активное привлечение социальных партнеров: Городская Центральная библиотека имени А. С. Пушкина, школьная библиотека, станция юных натуралистов, «Эколого-биологический центр», учащиеся старших классов, родители.
В условиях партнерского общения открываются реальные возможности для самоутверждения, в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом (оформление экологических газет, создание уголка по экологии, благоустройство школьного пространства, участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах, организация экскурсий).
Список литературы
- Александрова, Ю. Н., Юный эколог. – Волгоград: Учитель, 2018. – 331 с.
- Алексеев В. А., 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 2017г.
- Балабанова В. В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: экология, здоровый образ жизни. - Волгоград: Учитель, 2018.
- Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя [Текст] А.А. Гин – 8-е изд. – М.: Вита-пресс, 2019.
- Захлебный А. Н. Книга для чтения по охране природы – Москва: Просвещение, 2016.
- Никишов А. И, Мокеева З.А. Внеклассная работа по экологии: Пособие для учителей - М: Просвещение, 2018
- Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы. -М: Просвещение,2019.
Электронные ресурсы
- ed.gov/ob-edu/noc/rub/standart Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение.
- http://etno.environment.ru/ - Этноэкология. Сайт Лаборатории этноэкологических исследований, поддерживается Интернет-порталом Forest.ru.
- http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm - интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»/Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
- http://www.ecosystema.ru - экологическое образование детей и изучение природы России.
Представляя аттестационное задание, я, Крашенинина Лариса Александровна, гарантирую, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.
__________________________ __________________________
подпись расшифровка подписи
«_____»_________________2022г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по внеурочной деятельности "Первые шаги в мир информатики"
Данная программа для работы с учащимися 2-3 классов по внерочной деятельности....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в экономику"
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономно...
рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги на сцене"
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза В.А. Стёпина»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в информатике" (4 класс, модуль 20 часов)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной напрвленности "Первые шаги в информатике"(4 класс, модуль 20 часов)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги"
Рабочая программа составлена для работы с младшими школьниками. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира, технологии, на внеклассных занятиях. Использование метода проект...
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги учёного"
Научно-исследовательское направление...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку» (клуб) 1- 4 класс...