Программа внеурочной деятельности "Экономика"
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (2009 г.) и авторской программы внеурочной деятельности Корнеевой О.С.
Программа «Экономика: первые шаги» основывается на следующих программно-методических материалах:
· Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ (В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Л.В.Смирнов): под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011
· Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой - М.: Вентана-Граф, 2014
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomika.docx | 42.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Экономика: первые шаги» - социальное направление
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения (2009 г.) и авторской программы внеурочной деятельности Корнеевой О.С.
Программа «Экономика: первые шаги» основывается на следующих программно-методических материалах:
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ (В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Л.В.Смирнов): под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой - М.: Вентана-Граф, 2014
С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является: формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Программа поможет решить различные учебные задачи:
- формировать у учащихся представления об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
- обеспечить осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
- развивать основы потребительской культуры;
- расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;
- формировать бережливость, трудолюбие.
Количество часов
Программа рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 2 класс —34 часа в год (34 учебных недели).
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «Экономика» в основной школе. Логика программы представляет собой систему содержательных линий, она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические, имитационные, учебные задания.
Содержание программы
Я и моя семья. Что нам нужно для жизни – 14 часов. Семья – родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. Хозяйство – всё имущество, принадлежащее семье и её членам. Экономика как правило ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину – бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. Потребности – это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, в тепле, воде, безопасности. Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.
Хочу, могу и надо - 10 часов. Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Как можно помочь близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от желания в пользу желания близкого, если оно важнее).
Как товары и услуги исполняют желания -10 часов.. Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары – предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Товары продовольственные и промышленные. Товары приобретают в магазинах, на рынке. Продавец – профессия человека, который продаёт товары. Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья и т.п. Услуги- действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Школа, вуз. Колледж как учреждение, которое представляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Количество часов | В том числе | Характеристика деятельности учащихся | УУД | |
Практика | Форма контроля | |||||
1. | Я и моя семья. Что нам нужно для жизни. | 14 | Игры «Собери портфель», «Собираемся в поход». Конкурс рисунков «Дом, в котором мы живём» Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров». | Тесты, рисунки | Различать потребности по видам. Объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый». Осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно – бытового труда, труда в уголке природы. Рассказывать о профессиях. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Личностные: формулировать свои потребности Познавательные: классифицировать профессии по предмету труда; различать естественные и культурные потребности, характерные только для человека Регулятивные: оценивать свои возможности и возможности их реализации |
Коммуникативные: рассказывать о профессиях; обосновывать важность и необходимость труда в жизни человека. | ||||||
2. | Хочу, могу и надо. | 10 | Рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету, чтобы помочь людям?» | Тесты, рисунки | Определять потребности своих близких. Оценивать свои возможности и возможности их реализации. Соотносить свои потребности с потребностями семьи. Объяснять смысл пословиц и поговорок о труде. | Личностные: определять потребности своих близких Познавательные: Различие материальных и нематериальных ценностей Регулятивные: формулировать свои потребности Коммуникативные: обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности |
3. | Как товары и услуги исполняют желания. | 10 | Изготовление изделий из природного материала для подарка. Игры «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Магазин». Экскурсии в магазин, на почту (по видеоматериалам). Практическая работа по теме «Покупатель и продавец» | Беседа по изученному материалу. Мастер – классы «Я умею и могу научить всех» | Соотносить виды товаров и место их приобретения. Кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги. Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей. | Личностные: формировать нравственно- этические ориентиры. Познавательные: Соотносить виды товаров и место их приобретения; различать товары и услуги, понимать разницу между ними Регулятивные: планировать результаты экономии и бережливости Коммуникативные: формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы |
Всего | 34 |
Требования к уровню подготовки учащихся
№ п/п | Раздел | Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
1. | Я и моя семья. Что нам нужно для жизни. | -различать потребности по видам; - формулировать свои потребности; - осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах). | - соотносить свои потребности с потребностями семьи -анализировать информацию, представленную на рисунке; -находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. |
2. | Хочу, могу и надо. | -различать материальные и нематериальные ценности; -осуществлять простейшие экономические расчёты; | -определять потребности своих близких; - самообслуживанию, хозяйственно – бытовому труду. |
3. | Как товары и услуги исполняют желания. | - соотносить виды товаров и место их приобретения; -производить выбор товара в условиях ограниченного семейного бюджета; | - различать товары и услуги, понимать разницу между ними; планировать результаты экономии и бережливости; - уважать труд людей различных профессий. |
Контроль и оценка планируемых результатов.
В процессе изучения данного курса ученики получают знания. Ответы на вопросы тестов, проведение бесед по изученному материалу. В заданиях проектного характера внимание обращается на умения принять поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. Достигнутые результаты в изучении программы выявляются по результатам устного опроса, наблюдений, практических и тестовых работ. Итоги занятий могут быть подведены в форме тестирования, игровой и практической деятельности.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Элементы содержания | Практика | Вид контроля | Дата | |
Я и моя семья. Что нам нужно для жизни – 14 часов | |||||||
1. | Экономика как наука. | Краткие исторические сведения о возникновении и развитии экономики - как результате новых форм взаимодействия человека и природы. | 02. 09 | ||||
2. | 2. | Семья. Состав семьи. Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. | Семья – родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. Доходы семьи: зарплата, пенсия, стипендия, пособия и другие источники доходов. Игра «Я – хозяин большого дома» | текущий |
09.09 | ||
3. | 3. | Дом, в котором мы живём,- место для жизни семьи. | Качества, присущие хорошему хозяину – бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. Конкурс рисунков «Дом, в котором мы живём» | текущий | 16. 09 | ||
4. | 4. | Важность уюта, целесообразность порядка. | Правила ведения домашнего хозяйства. Игра «Генеральная уборка» | текущий | 23.09 | ||
5. | 5. | Хозяйство – всё имущество, принадлежащее семье. | Представление о домашнем хозяйстве. Экономика, как правило ведения домашнего хозяйства | текущий | 30.09 | ||
6. | 6. | Важность домашнего труда для ведения хозяйства. | Уход за комнатными цветами | 07.10 | |||
7. | 7. | Вещи первой необходимости в доме. | Что сколько стоит. Что значит экономить. Бюджет. | Практическая работа – составление бюджета семьи на неделю | 14.10 | ||
8. | 8. | Твой вклад в доходы семьи. | Твой вклад в приумножении доходов семьи. | 21.10 | |||
9. | 9. | Расходы семьи. | Расходы семьи: на питание, одежду, одежду, оплату коммунальных услуг, транспортные расходы, расходы на образование. | 28.10 | |||
10. | 10. | Потребности – это всё то, что требуется для жизни. | Потребности – это всё то, что требуется для жизни. Виды потребностей, развитие представлений об общечеловеческих ценностях и нормах морали. Каковы источники удовлетворения потребностей, почему все потребности нельзя удовлетворить. Значение труда в удовлетворении потребностей. | Игра «Собираемся в поход» | 11.11 | ||
11. | 11. | Естественные потребности, характерные для всего живого. | Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, в тепле, воде, безопасности. | 18.11 | |||
12. | 12. | Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов | Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др. | Игра «Собери портфель» | 25.11 | ||
13. | 13. | Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов | Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров» | 02.12 | |||
14. | 14. | Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. | Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. | 09.12 | |||
Хочу, могу и надо – 10 часов | |||||||
15. | 1. | Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. | Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. | Рисование на тему «Мои желания» | 16.12 | ||
16. | 2. | Безграничность желаний и невозможность исполнить все желания. | Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. | Изготовление подарка для близких | 23.12 | ||
17. | 3. | Ограниченность ресурсов. Ограниченность времени. | Ограниченность ресурсов. Возможности удовлетворения потребностей человека с помощью тех или иных ресурсов. Выбор. Выгодный вариант. Без чего человеку не обойтись. | 13.01 | |||
18. | 4. | Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. | Мастер – класс «Я умею и могу научить всех» | 20.01 | |||
19. | 5. | Ценность желаний, направленных на других людей. | Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). | Рисование на тему «Что я изобрету, чтобы помочь людям» | 27.01 | ||
20. | 6. | Как можно помочь близким в исполнении их желаний. | Как можно помочь близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от желания в пользу желания близкого, если оно важнее). | Изготовление подарков из природных материалов | 03.02 | ||
21. | 7. | Источники удовлетворения потребностей | Удовлетворение потребностей - это цель любой деятельности человека. ... | 10.02 | |||
22. | 8. | Собственность человека. Личные вещи человека. Собственность – это не только вещи, но и произведения человека. | Что такое собственность. Собственность - Имущество, находящееся во владении, в полном распоряжении кого-либо принадлежащее кому или чему нибудь. | Исследование «Как становятся собственниками» | 17.02 | ||
23. | 9. | Отношение к своей и чужой собственности. | Государственная собственность. Частная собственность. Личная собственность. | 03.03 | |||
24. | 10. | Как человек становится собственником: производит сам, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. | 10.03 | ||||
Как товары и услуги исполняют желания - 10 часов | |||||||
25. | 1. | Товары – предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить | О торговле как особом роде деятельности, о торговой прибыли, о формах торговли: оптовой и розничной, аукционе, внутренней (внутри своей страны) и внешней (в других странах). | Игра «Супермаркет» | 17.03 | ||
Товарообмен. Деньги. Исторические аспекты их возникновения | История денег. Стихотворение «Деньги в разных странах». | Проектная работа по теме «как появились деньги» | 24.03 | ||||
26. | 2. | Продовольственные и промышленные товары. | Товары – предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Товары продовольственные и промышленные. Продавец – профессия человека, который продаёт товары. | Игра «Собери предметы в группы» | 07.04 | ||
27. | 3. | Продавец - профессия человека, который продаёт товары. | Покупатель. Продавец. Где можно купить необходимые вещи. Где можно купить продукты питания. | Игра «Супермаркет» | 14.04 | ||
28. | 4. | Мы идём за покупками. Экскурсия в магазин (по видеоматериалам). | Товары приобретают в магазинах, на рынке. Мы идём за покупками. Магазины. Ярмарки. Рынки. | Экскурсия | 21.04 | ||
29. | 5. | Практическая работа по теме «Покупатель и продавец» | Какие цены вам известны на продукты, вещи, школьно-письменные принадлежности. Почему они разные? Конкуренция. | Практическая работа | 28.04 | ||
30. | 6. | Услуги – действия, которые оказывают человеку различные люди и организации. | Услуги - действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Где можно приобрести товары и услуги. | Игра «Парикмахерская» | 05.05 | ||
31. | 7. | Экскурсия в парикмахерскую (по видеоматериалам). | Значение труда в удовлетворении потребностей | Экскурсия | 12.05 | ||
32. | 8. | Школа, как учреждение, которое представляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. | Школа, вуз. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование. | Игра «Школа» | 19.05 | ||
33. | 9. | Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. | Колледж как учреждение, которое представляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. | Рисование на тему «Кем я хочу стать» | 20.05 | ||
34. | 10. | Урок - игра «Экономическое поле чудес» | Игра «Экономическое поле чудес» | 26.05 |
Материально – техническое обеспечение
Библиотечный фонд
1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ (В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Л.В.Смирнов): под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011
2.Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой - М.: Вентана-Граф, 2014
3.И.В.Липсиц «Удивительные приключения в стране Экономика»;
4.Детская энциклопедия “Я познаю мир”;
5.Т.В.Смирнова “Белка и компания”.Экономика для учащихся начальной школы. Самара; 2001;
6.Б.А.Райзберг, Л.Ш.Лозовский, Е.Б.Стародубцева «Современный экономический словарь».
7. Адаптированная образовательная программа по экономике для начальной школе «В гостях у гнома Эконома и Белки и компании» Калиничева Т. Ю.
8.Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы»
Печатные пособия
1.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе (в том числе и в цифровой форме).
2.Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку (в том числе и в цифровой
Технические средства обучения
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2.Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
3.Телевизор .
4.Видеомагнитофон/видеоплейер .
5.Аудиоцентр/магнитофон.
Диапроектор.
6.Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран.
7.Компьютер.
8.Сканер.
9.Принтер лазерный.
10.Принтер струйный цветной.
11.Фотокамера цифровая.
12.Видеокамера цифровая со штативом.
13.Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
14.Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку
Игры и игрушки
1.Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, ферма, транспорт, магазин и др.).
2.Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др.
Оборудование класса
1.Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
2.Стол учительский с тумбой.
3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
4.Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
5.Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...