Программа внеурочной деятельности "Экономика"
рабочая программа (2 класс) на тему

Рабочая программа разработана  на основе требований Федеральных государственных образовательных  стандартов второго поколения (2009 г.) и  авторской программы внеурочной деятельности Корнеевой О.С.

Программа «Экономика: первые шаги» основывается на следующих программно-методических материалах:

·        Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ (В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Л.В.Смирнов): под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011

·        Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой - М.: Вентана-Граф, 2014

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika.docx42.43 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Экономика: первые шаги» - социальное направление

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана  на основе требований Федеральных государственных образовательных  стандартов второго поколения (2009 г.) и  авторской программы внеурочной деятельности Корнеевой О.С.

Программа «Экономика: первые шаги» основывается на следующих программно-методических материалах:

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ (В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Л.В.Смирнов): под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011
  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой - М.: Вентана-Граф, 2014

С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является:  формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.

Программа  поможет решить различные учебные задачи:

- формировать у учащихся представления об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;

- обеспечить осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;

- развивать основы потребительской культуры;

- расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;

 - формировать бережливость, трудолюбие.

Количество часов  

Программа рассчитана на проведение  1 часа в неделю:        2 класс —34 часа в год (34 учебных недели).

Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «Экономика» в основной школе. Логика программы представляет собой систему содержательных линий, она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические, имитационные, учебные задания.

Содержание программы

Я и  моя семья. Что нам нужно для жизни – 14 часов. Семья – родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. Хозяйство – всё имущество, принадлежащее семье и её членам. Экономика как правило ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину – бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. Потребности – это всё то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, в тепле, воде, безопасности. Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.

Хочу, могу и надо - 10 часов. Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Как можно помочь близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от желания в пользу желания близкого, если оно важнее).

Как товары и услуги исполняют желания -10 часов..  Многие желания и потребности человек может исполнить (удовлетворить) с помощью товаров. Товары – предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Товары продовольственные и промышленные.  Товары приобретают в магазинах, на рынке. Продавец – профессия человека, который продаёт товары. Многие потребности человека удовлетворяются не товарами, а услугами (получение образования, сохранение здоровья и т.п. Услуги- действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Школа, вуз. Колледж как  учреждение, которое представляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.


Тематическое планирование

п/п

Раздел

Количество

часов

В том числе

Характеристика

деятельности учащихся

УУД

Практика

Форма контроля

1.

Я и  моя семья. Что нам нужно для жизни.

14

Игры «Собери портфель», «Собираемся в поход».

Конкурс рисунков «Дом, в котором мы живём»  

Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров».

Тесты, рисунки

Различать потребности по видам.

Объяснять значение слов «экономный», «щедрый», «запасливый».

Осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно – бытового труда, труда в уголке природы.

Рассказывать о профессиях.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Личностные:

формулировать свои потребности

Познавательные:

классифицировать профессии по предмету труда; различать естественные и культурные потребности, характерные только для человека Регулятивные: оценивать свои возможности и возможности их реализации

Коммуникативные: рассказывать о профессиях; обосновывать важность и необходимость труда в жизни человека.

2.

Хочу, могу и надо.

10

Рисование на темы «Мои желания», «Что я изобрету, чтобы помочь людям?»

Тесты, рисунки

Определять потребности своих близких.

Оценивать свои возможности и возможности их реализации.

Соотносить свои потребности с потребностями семьи.

Объяснять смысл пословиц и поговорок о труде.

Личностные: определять потребности своих близких

Познавательные:

Различие материальных и нематериальных ценностей

Регулятивные: формулировать свои потребности

Коммуникативные: обосновывать необходимость бережного отношения к любой собственности

3.

Как товары и услуги исполняют желания.  

10

Изготовление изделий из природного материала для подарка. Игры «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Магазин».

Экскурсии в магазин, на почту (по видеоматериалам).

Практическая работа по теме «Покупатель и продавец»

Беседа по изученному материалу. Мастер – классы «Я умею и могу научить всех»

Соотносить виды товаров и место их приобретения.

Кратко характеризовать функции различных учреждений, оказывающих населению услуги.

Проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей.

Личностные:

формировать нравственно-

этические ориентиры.

Познавательные:

Соотносить виды товаров и место их приобретения; различать товары и услуги, понимать разницу между ними

Регулятивные: планировать результаты экономии и бережливости

Коммуникативные: формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы

Всего

34

Требования к уровню подготовки учащихся

№ п/п

Раздел

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

1.

Я и  моя семья. Что нам нужно для жизни.

-различать потребности по видам;

- формулировать свои потребности;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах).

- соотносить свои потребности с потребностями семьи

-анализировать информацию, представленную на рисунке;

-находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

2.

Хочу, могу и надо.

-различать материальные и нематериальные ценности;

-осуществлять простейшие экономические расчёты;

-определять потребности своих близких;

- самообслуживанию, хозяйственно – бытовому труду.

3.

Как товары и услуги исполняют желания.  

 - соотносить виды товаров и место их приобретения;

-производить выбор товара в условиях ограниченного семейного бюджета;

- различать товары и услуги, понимать разницу между ними;

планировать результаты экономии и бережливости;

- уважать труд людей различных профессий.


Контроль и оценка планируемых результатов.

В процессе изучения данного курса ученики получают знания. Ответы на вопросы тестов, проведение бесед по изученному материалу. В заданиях проектного характера внимание обращается на умения принять поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. Достигнутые результаты в изучении программы выявляются по результатам устного опроса, наблюдений, практических и тестовых работ. Итоги занятий могут быть подведены в форме тестирования, игровой и практической деятельности.


Календарно – тематическое планирование

п/п

№ урока в теме

Тема урока

Элементы содержания

Практика

Вид контроля

Дата

Я и  моя семья. Что нам нужно для жизни – 14 часов

1.

Экономика как наука. 

Краткие исторические сведения о возникновении и развитии экономики - как результате новых форм взаимодействия человека и природы.

02. 09

2.

2.

Семья. Состав семьи. Экономика как правила ведения домашнего хозяйства.

Семья – родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. Доходы семьи: зарплата, пенсия, стипендия, пособия и другие источники доходов. Игра «Я – хозяин большого дома»

текущий

     

09.09            

3.

3.

Дом, в котором мы живём,- место для жизни семьи.

Качества, присущие хорошему хозяину – бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. Конкурс рисунков «Дом, в котором мы живём»

текущий

16. 09

4.

4.

 Важность уюта, целесообразность порядка.

Правила ведения домашнего хозяйства. Игра «Генеральная уборка»

текущий

23.09

5.

5.

Хозяйство – всё имущество, принадлежащее семье.

Представление о домашнем хозяйстве. Экономика, как правило ведения домашнего хозяйства

текущий

30.09

6.

6.

Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

Уход за комнатными цветами

07.10

7.

7.

Вещи первой необходимости в доме.

Что сколько стоит. Что значит экономить. Бюджет.

Практическая работа – составление бюджета семьи на неделю

14.10

8.

8.

Твой вклад в доходы семьи.

Твой вклад в приумножении доходов семьи.

21.10

9.

9.

Расходы семьи.

Расходы семьи: на питание, одежду, одежду, оплату коммунальных услуг, транспортные расходы, расходы на образование.

28.10

10.

10.

Потребности – это всё то, что требуется для жизни.

Потребности – это всё то, что требуется для жизни. Виды потребностей, развитие представлений об общечеловеческих ценностях и нормах морали. Каковы источники удовлетворения потребностей, почему все потребности нельзя удовлетворить. Значение труда в удовлетворении потребностей.

Игра «Собираемся в поход»

11.11

11.

11.

Естественные потребности, характерные для всего живого.

Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, в тепле, воде, безопасности.

18.11

12.

12.

Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов

Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др. 
Духовные — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
 

Игра «Собери портфель»

25.11

13.

13.

Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов

Рисование на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров»

02.12

14.

14.

Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.

Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии.

09.12

Хочу, могу и надо – 10 часов

15.

1.

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.

Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение.

Рисование на тему «Мои желания»

16.12

16.

2.

Безграничность желаний и невозможность исполнить все желания.

Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь.

Изготовление подарка для близких

23.12

17.

3.

Ограниченность ресурсов. Ограниченность времени.

Ограниченность ресурсов. Возможности удовлетворения потребностей человека с помощью тех или иных ресурсов. Выбор. Выгодный вариант. Без чего человеку не обойтись.

13.01

18.

4.

Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь.

Мастер – класс «Я умею и могу научить всех»

20.01

19.

5.

Ценность желаний, направленных на других людей.

Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения).

Рисование на тему «Что я изобрету, чтобы помочь людям»

27.01

20.

6.

Как можно помочь близким в исполнении их желаний.

Как можно помочь близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от желания в пользу желания близкого, если оно важнее).

Изготовление подарков из природных материалов

03.02

21.

7.

Источники удовлетворения потребностей

Удовлетворение потребностей - это цель любой деятельности человека. ...

10.02

22.

8.

Собственность человека. Личные вещи человека. Собственность – это не только вещи, но и произведения человека.

Что такое собственность. Собственность -  Имущество, находящееся во владении, в полном распоряжении кого-либо принадлежащее кому или чему нибудь. 

Исследование «Как становятся собственниками»

17.02

23.

9.

Отношение к своей и чужой собственности.

Государственная собственность. Частная собственность. Личная собственность. 

03.03

24.

10.

Как человек становится собственником: производит сам, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

10.03

Как товары и услуги исполняют желания -  10 часов

25.

1.

Товары – предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить

О торговле как особом роде деятельности, о торговой прибыли, о формах торговли: оптовой и розничной, аукционе, внутренней (внутри своей страны) и внешней (в других странах).

Игра «Супермаркет»

17.03

Товарообмен. Деньги. Исторические аспекты их возникновения

История денег. Стихотворение «Деньги в разных странах».

Проектная работа по теме «как появились деньги»

24.03

26.

2.

Продовольственные и промышленные товары.

Товары – предметы, вещи, продукты питания, которые мы можем купить. Товары продовольственные и промышленные.  Продавец – профессия человека, который продаёт товары.

Игра «Собери предметы в группы»

07.04

27.

3.

Продавец  - профессия человека, который продаёт товары.

Покупатель. Продавец. Где можно купить необходимые вещи. Где можно купить продукты питания.

Игра «Супермаркет»

14.04

28.

4.

Мы идём за покупками. Экскурсия в магазин (по видеоматериалам).

Товары приобретают в магазинах, на рынке. Мы идём за покупками. Магазины. Ярмарки. Рынки.

Экскурсия

21.04

29.

5.

Практическая работа по теме «Покупатель и продавец»

Какие цены вам известны на продукты, вещи, школьно-письменные принадлежности. Почему они разные? Конкуренция.

Практическая работа

28.04

30.

6.

Услуги – действия, которые оказывают человеку различные люди и организации.

Услуги - действия, которые оказывают человеку различные люди и организации (учреждения). Где можно приобрести товары и услуги.

Игра «Парикмахерская»

05.05

31.

7.

Экскурсия в парикмахерскую (по видеоматериалам).

Значение труда в удовлетворении потребностей

Экскурсия

12.05

32.

8.

Школа, как учреждение, которое представляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании.

Школа, вуз. Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.

Игра «Школа»

19.05

33.

9.

Важность школы и образовательных услуг в жизни человека.

Колледж как  учреждение, которое представляет образовательные услуги и удовлетворяет потребности людей в образовании.

Рисование на тему «Кем я хочу стать»

20.05

34.

10.

Урок - игра «Экономическое поле чудес»

Игра «Экономическое поле чудес»

26.05


Материально – техническое обеспечение

Библиотечный фонд

1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ (В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Л.В.Смирнов): под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011

2.Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф.Виноградовой - М.: Вентана-Граф, 2014

3.И.В.Липсиц «Удивительные приключения в стране Экономика»;

4.Детская энциклопедия “Я познаю мир”;

5.Т.В.Смирнова “Белка и компания”.Экономика для учащихся начальной школы. Самара; 2001;

6.Б.А.Райзберг, Л.Ш.Лозовский, Е.Б.Стародубцева «Современный экономический словарь».

7. Адаптированная образовательная программа по экономике для начальной школе «В гостях у гнома Эконома и Белки и компании» Калиничева Т. Ю.

8.Кузнецова О.С., Сасова И.А. Программа по курсу «Экономика для учащихся начальной школы»

Печатные пособия

1.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе (в том числе и в цифровой форме).

2.Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку (в том числе и в цифровой

Технические средства обучения

1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2.Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

3.Телевизор .

4.Видеомагнитофон/видеоплейер .

5.Аудиоцентр/магнитофон.

Диапроектор.

6.Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран.

7.Компьютер.

8.Сканер.

9.Принтер лазерный.

10.Принтер струйный цветной.

11.Фотокамера цифровая.

12.Видеокамера цифровая со штативом.

13.Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

14.Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку

 

Игры и игрушки

1.Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, ферма, транспорт, магазин и др.).

2.Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др.

Оборудование класса

1.Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

2.Стол учительский с тумбой.

3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

4.Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

5.Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".

Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им  для усвоения навыков письма и чтения....

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»

Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...