Воспитательная программа "Ступеньки роста"
рабочая программа (3 класс)
Воспитательная программа для 3а класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_stupenki_rosta.docx | 85.66 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор школы: Зам. директора школы по ВР:
________________С.Н. Жаднова ____________О.Г. Щитанова
«___»___________2019 г. «____»_________2019 г.
Воспитательная программа
«Ступеньки роста»
для 3 А класса
Срок реализации программы – 4 года
Возраст обучающихся – 7-10 лет
Составлено учителем:
Бойковой Е.В.,
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Рассмотрено и согласовано на заседании
Методического объединения классных руководителей
_____________________________________
Протокол № __от «___»__________2019 г.
Руководитель ___________________(Ф.И.О.)_____________________
с. Красный Яр
2019 г.
Пояснительная записка
Воспитательная программа «Ступеньки роста» является частью общешкольной программы «Ступени» и составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Основными нормативными документами, определяющими содержание рабочей программы, являются:
• Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
• СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189)
• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков, 2009 год
Назначение программы: одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном обществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему управления; создаёт ситуацию защищённости, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребёнка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цитата «Сеять разумное, доброе, вечное…», которая способствует развитию духовно- нравственной личности, гражданина Отечества и гармоничному единству личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.
Воспитательная программа “Ступеньки роста” в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только воспитания, но и обучения. Учащиеся знакомятся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, учатся добывать, через решение проблемы, новые знания об окружающем мире. Анализ проблемных ситуаций заставляет ребёнка задумываться над вечными ценностями.
Программа “Ступеньки роста”, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Актуальность программы: заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельный подход, который создает фундамент для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, различных видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Наше общество переживает период переоценки ценностей: напряженные социально-экономические отношения, повышенные культурные требования к человеку, при понижении уровня общей культуры в обществе - все это ставит ребенка в трудное положение.
Данная программа обеспечивает принятие соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально – ценностного постижения действительности и общественного действия для дальнейшего становления самосознания гражданина России.
Перспективность. Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения.
Основные положения программы:
- Воспитание детей должно происходить в любой момент их деятельности.
- Внеклассная работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый ученик мог, участвуя в них, ощутить свою уникальность и востребованность.
Только в совместной деятельности учителя, учащихся и родителей рождается стремление занять активную жизненную позицию в различных сферах деятельности.
Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей.
Задачи программы:
- формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;
- формировать основы нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;
- развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.
Особенностью программы является ориентация на создание эмоционально привлекательной среды для пребывания детей в образовательном учреждении, обеспечивающей всестороннее развитие личности ребенка. Это возможно только при правильно организованной совместной деятельности родителей, обучающихся и педагогов.
Воспитательная работа в рамках программы включает:
Теоретические занятия:
- беседы, рассказы, убеждения классного руководителя;
- слушание;
- решение проблем;
- обсуждение прочитанной литературы;
- исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).
Практические занятия:
- игры;
- ролевые игры;
- рассказывание историй, сказок;
- импровизированные сценки, спектакли;
- мозговой штурм или мозговая атака;
- изготовление газеты;
- моделирование;
- викторины;
- тренинги;
- опросы, анкетирования.
Экскурсии:
- посещение библиотек;
- посещение дома культуры, театра;
- посещение развлекательных центров;
- посещение музейных комплексов;
- посещение парков.
Принципы построения воспитательной работы.
- принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
- личностно-ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
- принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора учащимися форм деятельности;
- деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;
- принцип мотивации деятельности учащихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
- принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагогов и учащихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Формы контроля:
В качестве основных форм при освоении данной программы рекомендуются следующие формы контроля:
-непосредственное участие младших школьников в праздниках;
-участие в социальных проектах;
-КТД
-создание портфеля достижений.
Предполагаемые результаты
- учащиеся осознают значимость таких понятий как милосердие, патриотизм, ответственность, эмоциональная отзывчивость для своего дальнейшего развития;
- способны формулировать собственные нравственные обязательства;
- умеют давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- знают основные традиции и образ жизни представителей народов России;
- имеют представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе;
- на практическом уровне используют нормы и правила поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
- высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника;
- адекватно откликаются на просьбы, приветствия, замечания, возражения, принимают помощь других;
- умеют взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Портфель достижений
Для учета знаний и умений, полученных в результате освоения программы «Ступеньки роста», составляется «Портфель достижений». Содержанием данного «Портфеля достижений» являются детские работы, видео и фото отчеты занятий, концертов, выставок.
Программа реализуется в четыре этапа (четыре ступеньки):
- 1-ая ступенька – "Знакомьтесь, это мы!";
- 2-ая ступенька – "Когда мои друзья со мной!";
- 3-ая ступенька – "Мы все такие разные!";
- 4-ая ступенька – "Добру откроются сердца!".
Программа рассчитана на все четыре года обучения детей в начальной школе. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения и воспитания в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года.
1 ступенька. «Знакомьтесь, это мы!»
Цель: обеспечение ребёнку психологического комфорта, признания в коллективе через создание детско-взрослой общности классного коллектива.
Задачи:
1.Изучение психолого-педагогических особенностей ребенка, его семьи.
2.Создание социального портрета ученика, его родителей.
3.Реализация системы работы классного руководителя через функции педагогического просвещения.
2 ступенька. «Когда мои друзья со мной!»
Цель: обеспечить организационное единство класса.
Задачи:
- сплочение детского коллектива;
- организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
- вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность;
- организация работы актива класса.
3 ступенька. «Мы все такие разные!»
Цель: формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса.
Задачи:
- вовлечение обучающихся, исходя из их способностей и желаний, в различные виды деятельности.
- изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;
- обеспечение разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками.
4 ступенька. «Добру откроются сердца!»
Цель: формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности.
Задачи:
- обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;
- создание ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности учащимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя;
- поддержка всевозможных инициатив отдельных учащихся, микрогрупп.
Программа «Ступеньки роста» состоит из следующих разделов и тем:
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел и тема | Количество часов | |||
1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | ||
I | Я- человек. | 8 | 6 | 6 | 8 |
1 | Игровая программа «Мы школьниками стали» | 1 | - | - | - |
2 | Ролевая игра «Учимся дружить» | 1 | - | - | - |
3 | Беседа «Мой друг» | - | 1 | - | - |
4 | День Здоровья «Хочешь быть здоровым – будь!» | 1 | 1 | 1 | 1 |
5 | Игра путешествие «Спешите делать добро» | 1 | 1 | 1 | 1 |
6 | Беседа-откровение «Я чувствую себя счастливым, когда…» | - | - | 1 | - |
7 | «Мое хочу и мое надо» (час доверительного разговора) | - | - | - | 1 |
8 | Викторина «Все работы хороши» (с приглашением людей разных профессий) | 1 | 1 | 1 | 1 |
9 | «Я- пятиклассник». | - | - | - | 2 |
10 | Беседа «Кому нужна моя помощь?» | 1 | - | - | 1 |
12 | Беседа-игра «Умеем ли мы обижаться?» | - | 1 | - | - |
13 | Урок вежливости «Правила общения» | 1 | - | 1 | - |
14 | «Профилактика простудных и инфекционных заболеваний» (беседа, практическая работа с привлечением медицинских работников) | 1 | 1 | 1 | 1 |
II | Мой мир знаний | 3 | 3 | 4 | 3 |
1 | Практическое занятие «Книга – наш друг». (Неделя детской и юношеской книги). | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Викторина – игра «Мои любимые уроки» | 1 | - | 2 | - |
3 | Игра – путешествие «Путешествие в страну мультфильмов» | 1 | 1 | 1 | 1 |
4 | Беседа-исследование «Как мы выполняем домашние задания» | - | 1 | - | 1 |
5 | Участие в интеллектуальных конкурсах | По графику проведения | |||
III | Я и семья | 4 | 6 | 5 | 4 |
1 | Беседа-игра «День рождения» | 1 | - | - | - |
2 | «Моя семья» (Фотовыставка «Семейный альбом») | - | 1 | - | - |
3 | Выставка рисунков «Мои родные» (творческий проект) | 1 | - | - | - |
4 | Проект «Профессии моих родителей». | - | - | 2 | - |
5 | «Судьба семьи в судьбе страны» (творческий проект) | - | - | - | 2 |
6 | «Я песню милой маме пою». | 2 | 2 | 2 | - |
7 | Тестирование «Семейные проблемы глазами детей» | - | - | 1 | - |
8 | «Наша многонациональная семья». | - | 1 | - | - |
9 | « Моё генеалогическое дерево. Создание генеалогического дерева» (творческий проект) . | - | 2 | - | - |
10 | «История моей фамилии. Мои знаменитые однофамильцы» (проект) | - | - | - | 2 |
IV | Я и природа | 3 | 2 | 2 | 2 |
1 | «Экологический калейдоскоп». | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво». | 1 | 1 | 1 | 1 |
3 | «Наши друзья животные» (Фотовыставка домашних любимцев). | 1 | - | - | - |
V | Я и Отечество | 4 | 5 | 4 | 5 |
1 | Лирико-патриотический час «Россия – родина моя! » | - | 1 | 1 | 1 |
2 | Путешествие по календарю «Праздники для всей страны» | 1 | - | - | - |
3 | Выставка – беседа «О тех, кто мир нам подарил» | 1 | 1 | - | 1 |
4 | Беседа «Моя малая Родина», посвященная Дню Самарской губернии». | 1 | 1 | 1 | 1 |
5 | Тематическая беседа, посвященная Дню народного единства «Мы - едины». | 1 | 1 | 1 | 1 |
6 | Встреча с ветеранами, защитниками Отечества | - | 1 | 1 | 1 |
VI | Я и культура | 4 | 5 | 4 | 4 |
1 | «Алло, мы ищем таланты». | - | 1 | - | - |
2 | Посещение выставок, спектаклей, концертов, театров, музеев. | 2 | 2 | 2 | 2 |
3 | Новогодний калейдоскоп. | 2 | 2 | 2 | 2 |
VII | Я и безопасный мир | 7 | 7 | 9 | 8 |
1 | Беседа-игра «Дорога домой» | 1 | - | - | - |
2 | Игра- путешествие «По улицам нашего села» | - | 1 | - | - |
3 | Игра-викторина «Один дома» | 1 | - | 1 | - |
4 | Тематическая беседа «Планета дорожной безопасности» | 1 | 1 | 2 | 2 |
5 | Встреча с работниками полиции, МЧС | 1 | 2 | 2 | 2 |
6 | Беседа-исследование «Компьютер друг?» | 1 | 1 | 1 | 1 |
7 | Викторина « Где нас поджидает опасность?» | 1 | 1 | 1 | 1 |
8 | Час здоровья «Жить здорово!» (здоровый образ жизни) | 1 | 1 | 1 | 1 |
9 | Участие в конкурсах «Безопасный мир», «Безопасное колесо» и т.д. | - | - | 1 | 1 |
ИТОГО | 33 | 34 | 34 | 34 |
План реализации программы «Ступеньки роста»
1 класс
№ | Тема | Описание примерного содержания занятий | Дата |
1 | Игровая программа «Мы школьниками стали». | Правила поведения в школе. Я - ученик. Я и школа. Изменение в режиме дня. Школьные помощники. | |
2 | Урок вежливости «Правила общения». | Воспитанный и вежливый. Правила общения со сверстниками. Правила общения с взрослыми. Умеем ли мы вести диалог. | |
3 | Ролевая игра «Учимся дружить». | Кого можно назвать другом. Мои друзья. Что значит дружить. Настоящий ли я друг. Правила дружбы. | |
4 | День Здоровья «Хочешь быть здоровым – будь!». | Практическое занятие на свежем воздухе. Игры, веселые старты. | |
5 | Беседа-игра «Дорога домой». | Безопасная дорога домой. Анализ опасностей по дороге домой. Знаки-помощники по дороге домой. Я- участник движения. | |
6 | Беседа-исследование «Компьютер друг?» ) . | Когда появился компьютер. Для чего нужен компьютер. Опасности в сети интернет. Полезны ли игры на компьютере. Время работы на компьютере . | |
7 | Беседа-игра «День рождения». | Чей это праздник. Как встречать гостей. Правила поведения в гостях. Как принимать и дарить подарки. | |
8 | Игра-викторина «Один дома». | Что я могу сделать сам. Опасности, которые подстерегают дома. Как вести себя при возникновении опасности. | |
9 | Час здоровья «Жить здорово!» (Здоровый образ жизни). | Что такое гигиена. Правильное питание младшего школьника. Активный отдых. Каким видом спорта можно заниматься. | |
10 | «Мы - едины». (День народного единства). | Мы - россияне. Краткая история праздника. Россия – многонациональная страна. Мы сильны - пока едины. | |
11 | Путешествие по календарю «Праздники для всей страны». | Что такое праздник. Какие бывают праздники. Какие праздники для всей страны. Традиции проведения этих праздников. | |
12 | Игра – путешествие «Путешествие в страну мультфильмов». | Когда появились мультфильмы. Кто и как снимаем мультфильм. Любимые мультфильмы. Правила поведения в кинотеатре. | |
13 | «Профилактика простудных и инфекционных заболеваний» (классные часы, практическая работа с привлечением медицинских работников). | Как можно защитить себя от заболевания. Режим дня. Беседа мед. работника. | |
14 | Посещение выставок, спектаклей, концертов, театров, музеев. | Правила поведения в музее, на выставках. Выход в музей Красноярского района. | |
15-16 | Новогодний калейдоскоп. | История возникновения праздника. Традиция празднования праздника. Подготовка к новогоднему утреннику. Новогодний праздник. | |
17 | «Наши друзья животные» (Фотовыставка домашних любимцев). | Домашние животные. Мои любимые животные. Как я ухаживаю за ними. Ответственность за домашних любимцев. | |
18 | Беседа «Кому нужна моя помощь?». | Что такое помощь. Кому я могу помочь в классе, дома, на улице. | |
19 | Беседа «Моя малая Родина», посвященная Дню Самарской губернии». | Краткая история возникновения Самарской губернии. Достопримечательности. Красный Яр – частица губернии. Символика села и Самарской губернии. Что я могу сделать для своей малой Родины. | |
20 | Викторина – игра «Мои любимые уроки». | Какие предметы изучают в школе. Мои любимые уроки. Правила поведения на уроках. Чем я могу помочь товарищу. Учебник – помощник. | |
21 | Викторина «Все работы хороши» (с приглашением людей разных профессий). | Знакомые профессии. Профессии моих родителей. Встреча с родителями разных профессии. | |
22 | Выставка рисунков «Мои родные» (творческий проект). | Моя семья. Мои родные. Кого мы называем родными. Традиции семьи. | |
23-24 | «Я песню милой маме пою». | За что я благодарен маме. Портрет моей мамы. Стихи и песни о маме. Праздник- концерт. | |
25 | Тематическая беседа «Планета дорожной безопасности». | Знаки дорожного движения. Ролевая игра «Как я перехожу улицу». Я – пешеход. Правила дорожного движения на улице. | |
26 | Встреча с работниками МЧС. (Экскурсия в пожарную часть). | Выход в пожарную часть с. Красный Яр. Экскурсия. | |
27 | Практическое занятие «Книга – наш друг». | Посещение школьной библиотеки. Правила поведения в библиотеке. | |
28 | «Экологический калейдоскоп.». | Бережное отношение к природе. Что я могу сделать для сохранения природы. | |
29 | Игра-путешествие «Спешите делать добро». | Добро и зло. Что значит быть добрым. Какие добрые дела я могу сделать для окружающих. | |
30 | Посещение выставок, спектаклей, концертов, театров, музеев. | Экскурсия в музей Красноярского района. | |
31 | Выставка – беседа «О тех, кто мир нам подарил». | День победы. Что мы знаем о войне. Герои- дети Великой Отечественной войны. Бессмертный полк. | |
32 | Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво» | Прогулка на свежем воздухе. Что мы можем сделать для чистоты природы. Уборка территории около школы. | |
33 | Викторина «Где нас поджидает опасность?» | Правила безопасного поведения во время летних каникул. |
2 класс
№ | Тема | Описание примерного содержания занятий | Дата |
1 | Тематическая беседа «Планета дорожной безопасности» | Знаки дорожного движения. Ролевая игра «Как я перехожу улицу». Я – участник движения. Правила дорожного движения на улице, в транспортном средстве. | |
2 | Беседа «Мой друг». | Кого можно назвать другом. Мои друзья. Что значит дружить. Настоящий ли я друг. Правила дружбы. Правила общения со сверстниками. Я дорожу своим другом. Портрет настоящего друга. | |
3 | Беседа-игра «Умеем ли мы обижаться». | Что такое обида. Кого мы обижаем. Нужна ли нам обида. Способы справиться с обидой. Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка. («Копилка обид», «Уходи, обида, прочь»). | |
4 | День Здоровья «Хочешь быть здоровым – будь!». | Игры, веселые старты. День здоровья на свежем воздухе. | |
5 | Игра – путешествие «По улицам нашего села». | Красный Яр - родное село. Краткая историческая справка. Достопримечательности села. Какие мы знаем улицы. Главные улицы села. Безопасная дорога из школы домой. Анализ опасностей по дороге домой. | |
6 | Беседа-исследование «Компьютер друг?». | Когда появился компьютер. Для чего нужен компьютер. Опасности в сети интернет. В какие игры на компьютере я играю. Время работы на компьютере . Безопасное общение в сети интернет. | |
7 | Беседа-исследование «Как мы выполняем домашнее задание». | Что такое домашнее задание. Для чего оно необходимо. Правила выполнения домашнего задания. Как упростить себе подготовку к урокам. | |
8 | Встреча с работниками МЧС. | Приглашение работника МЧС. Пожар. Как вести себя при пожаре. | |
9 | «Алло, мы ищем таланты». | Кого мы называем талантливым. Наши таланты. Как мы можем развить наши таланты. Мини-концерт учащихся. Выставка рисунков. | |
10 | «Мы - едины». (День народного единства). | Мы - россияне. Краткая история праздника. Россия – многонациональная страна. Мы сильны - пока едины. Заочная экскурсия «От Калининграда до Владивостока». | |
11 | «Наша многонациональная семья». | Знакомство с культурой, обычаями и традициями национальностей класса. Привлечение родителей. | |
12 | Игра – путешествие «Путешествие в страну мультфильмов». | Любимые мультфильмы. Тематика мультфильмов. Я создаю мультфильм. Придумать своего главного героя, нарисовать его. | |
13 | «Профилактика простудных и инфекционных заболеваний» (классные часы, практическая работа с привлечением медицинских работников). | Как можно защитить себя от заболевания. Закаливание- что это такое. (Беседа мед. работника.) | |
14 | Посещение выставок, спектаклей, концертов, театров, музеев. | Правила поведения в музее, на выставках. Выход в музей Красноярского района. | |
15-16 | Новогодний калейдоскоп. | История возникновения праздника. Традиция празднования праздника в семье и в школе. Новогодние забавы. Техника безопасности на новогодних праздниках. Подготовка к новогоднему утреннику. Новогодний праздник. | |
17 | «Моя семья» (фотовыставка «Семейный альбом») | Что такое семейный альбом. Веселые моменты. Любимые фотографии моей семьи. Старые фотографии. История создания и развития фотоаппарата. | |
18 | Беседа «Моя малая Родина», посвященная Дню Самарской губернии». | Люди Самарской губернии. Трудовые подвиги. Встреча с почетным жителем с. Красный Яр. | |
19-20 | «Моё генеалогическое дерево. Создание генеалогического дерева» (творческий проект) | Моя семья. Что такое генеалогическое дерево. Как составить генеалогическое дерево. Составление плана- схемы. Самостоятельная работа над проектом. | |
21 | Викторина «Все работы хороши» (с приглашением людей разных профессий). | Профессии моих бабушек и дедушек. Встреча с представителями разных профессий. | |
22 | Встреча с ветеранами, защитниками Отечества. | День защитника Отечества. Кого мы называем защитниками Отечества. Встреча с защитниками Отечества нашего времени. | |
23-24 | «Я песню милой маме пою». | За что я благодарен маме. Портрет моей мамы. День моей мамы. Чем я могу помочь маме. Стихи и песни про маму. | |
25 | Час здоровья «Жить здорово!» (Здоровый образ жизни). | Гигиена младшего школьника. Правильное питание младшего школьника. Активный отдых. Вредные привычки. Спорт в жизни моей семьи. | |
26 | Посещение выставок, спектаклей, концертов, театров, музеев. | Экскурсия в музей Красноярского района. | |
27 | Лирико-патриотический час «Россия-родина моя!» | Что значит быть гражданином своей страны. Что такое патриотизм. Дети- патриоты. Детские военно-патриотические движения. | |
28 | Практическое занятие «Книга – наш друг». | Посещение районной библиотеки. Детская книга. | |
29 | Экологический калейдоскоп. | Бережное отношение к природе. Что я могу сделать для сохранения природы. Экологическая безопасность. | |
30 | Выставка – беседа «О тех, кто мир нам подарил». | День победы. Что мы знаем о войне. Герои Великой Отечественной войны. Труженики тыла. Бессмертный полк. | |
31 | Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво» | Прогулка на свежем воздухе. Что мы можем сделать для чистоты природы. Уборка территории около школы. | |
32 | Игра-путешествие «Спешите делать добро». | Добро и зло. Что значит быть добрым. Доброжелательное отношение к окружающим. Легко ли быть добрым. Книги, фильмы и мультфильмы о доброте. | |
33 | Встреча с работниками полиции и МЧС. | Встреча с работником полиции. Безопасность и ответственность. | |
34 | Викторина «Где нас поджидает опасность?» | Правила безопасного поведения во время летних каникул. |
3 класс
№ | Тема | Описание примерного содержания занятий | Дата |
1 | Тематическая беседа «Планета дорожной безопасности». | Дорожные знаки. Ролевые игры. Я – участник движения. Правила передвижения на велосипеде. Правила дорожного движения на улице, в общественном транспорте . | 04.09 |
2 | Игра-викторина «Один дома». | Мои домашние обязанности. Правила поведения в гостях. | 11.09 |
3 | Беседа-откровение « Я чувствую себя счастливым, когда…» | Что такое счастье. Когда мы называем себя счастливыми. Что нужно человеку для счастья. Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка. | 18.09 |
4 | День Здоровья «Хочешь быть здоровым – будь!». | Игры, веселые старты. День здоровья на свежем воздухе. | 25.09 |
5 | Беседа-исследование «Компьютер друг?». | Компьютер в моей жизни. Правила общение в сети интернет. Какие сайты я посещаю. Что могу посоветовать друзьям, отчего уберечь. | 02.10 |
6 | Тестирование «Семейные проблемы глазами детей». | Что такое семейная проблема для ребенка. Тест на выявление проблем в отношении ребенка с родителями. Как с этим справиться. Телефон доверия. | 09.10 |
7 | Урок вежливости «Правила общения». | Правила общения с незнакомыми людьми. Как вести себя в общественном месте. Могу ли я отстоять свою точку зрения. Всегда ли я прав. Правила ведения дискуссии. | 16.10 |
8 | Встреча с работниками МЧС. | Приглашение работника МЧС. Пожар в лесу. Детские шалости. Как вести себя при пожаре. | 23.10 |
9 | «Мы - едины». (День народного единства). | Что значит любить Родину. Мы сильны - пока едины. Написание стихов, мини-сочинений на тему: «Я песню России своей посвящаю». | 06.11 |
10-11 | Проект «Профессии моих родителей» | Беседа о профессиях родителей. Какие качества характера нужны для данных профессий. Составление плана работы над проектом». Написание проекта. | 13.11 20.11 |
12 | Игра – путешествие «Путешествие в страну мультфильмов». | Любимые мультфильмы. Тематика мультфильмов. Мы создаем мультфильм. Коллективная работа по созданию сценария мультфильма. | 27.11 |
13 | «Профилактика простудных и инфекционных заболеваний» (классные часы, практическая работа с привлечением медицинских работников). | Как можно защитить себя от заболевания. (Беседа мед. работника.) | 04.12 |
14 | Посещение выставок, спектаклей, концертов, театров, музеев. | Правила поведения в музее, на выставках. Выход в музей Красноярского района. | 11.12 |
15-16 | Новогодний калейдоскоп. | Рождество. Традиции на Руси. Новогодние забавы. Техника безопасности на новогодних каникулах. Подготовка к новогоднему утреннику. Новогодний праздник. | 18.12 25.12 |
17 | Участие в конкурсе «Безопасный мир», «Безопасное колесо». | Участие в конкурсе. | 15.01 |
18 | Беседа «Моя малая Родина», посвященная Дню Самарской губернии». | Самарская губерния – часть России. Природные богатства губернии. Заводы и фабрики Красноярского района. | 22.01 |
19-20 | Викторина - игра «Мои любимые уроки». | Какие уроки любимые. Что больше всего нравится на этих уроках. Что и где мы можем узнать больше по любимым предметам. Составление ребусов, кроссвордов по любимым предметам. Викторина-игра с использованием придуманных детьми ребусов и кроссвордов. | 29.01 05.02 |
21 | Викторина «Все работы хороши» (с приглашением людей разных профессий). | Профессии нашего времени. Профессии будущего. Встреча с представителями разных профессий. | 12.02 |
22 | Тематическая беседа «Планета дорожной безопасности». | Правила безопасного дорожного движения на железной дороге, железнодорожном переезде. | 19.02 |
23-24 | «Я песню милой маме пою». | Мамы известных людей. Письмо маме. (Написание письма). | 26.02 05.03 |
25 | Час здоровья «Жить здорово!» (Здоровый образ жизни). | Вредные привычки и здоровье. Создание листовок «Я за….» (групповая работа в изготовлении листовок) | 12.03 |
26 | Посещение выставок, спектаклей, концертов, театров, музеев. | Экскурсия в музей Красноярского района. | 19.03 |
27 | Лирико-патриотический час «Россия-родина моя!» | Защита рубежей нашей Родины. Российская армия – надежный защитник. | 02.04 |
28 | Практическое занятие «Книга – наш друг». | Моя домашняя библиотека. Моя любимая книга. Как облегчить поиск книги в домашней библиотеке. | 09.04 |
29 | «Экологический калейдоскоп». | Бережное отношение к природе. Что я могу сделать для сохранения природы. Экологическая катастрофа. Как мы можем предупредить экологическую катастрофу. | 16.04 |
30 | Игра-путешествие «Спешите делать добро». | Добро и зло. Что значит быть добрым. Доброжелательное отношение к младшим. Акция « Я дарю свою игрушку» (Передача игрушек в детский сад, в центр «Семья» для нуждающихся детей.) | 23.04 |
31 | Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво». | Прогулка на свежем воздухе. Что мы можем сделать для чистоты природы. Уборка территории около школы. | 30.04 |
32 | Встреча с ветеранами, защитниками Отечества. | День победы. Войны нашего времени. Война и дети. Встреча с «детьми фронта». Бессмертный полк. | 07.05 |
33 | Встреча с работниками полиции и МЧС. | Встреча с работником полиции. Ответственность за свои поступки. | 14.05 |
34 | Викторина «Где нас поджидает опасность?» | Правила безопасного поведения во время летних каникул. | 21.05 |
4 класс
№ | Тема | Описание примерного содержания занятий | Дата |
1 | Тематическая беседа «Планета дорожной безопасности». | Дорожные знаки. Что я знаю о безопасности на дорогах. | |
2 | Беседа - исследование «Как мы выполняем домашнее задание». | Правила самоподготовки. Дополнительные источники при подготовке к урокам. | |
3 | Час доверительного разговора «Моё хочу и моё надо». | Наши обязанности. Как моё «хочу» отражается на настроении. Можно ли обойтись без слова «надо». Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка. | |
4 | День Здоровья «Хочешь быть здоровым – будь!». | Игры, веселые старты. День здоровья на свежем воздухе. | |
5 | Беседа-исследование «Компьютер друг?». | Компьютер – помощник в учебе. Образовательные сайты для детей. | |
6 | Игра – путешествие «Путешествие в страну мультфильмов». | . Чему нас учат мультфильмы. Просмотр мультфильмов. Анализ просмотренных мультфильмов. | |
7 | «Профилактика простудных и инфекционных заболеваний» (классные часы, практическая работа с привлечением медицинских работников). | Как можно защитить себя от заболевания. (Беседа мед. работника.) | |
8 | Встреча с работниками МЧС. | Приглашение работника МЧС. Ложный вызов. Ответственность за ложный вызов. | |
9 | «Мы - едины». (День народного единства). | Что значит любить Родину. Мы сильны - пока едины. Отношение к Родине в моих поступках. | |
10-11 | «История моей фамилии. Мои знаменитые однофамильцы» (проект) | Составление плана работы над проектом. Написание проекта. | |
12 | Тематическая беседа «Планета дорожной безопасности». | Выявление в ходе беседы опасных участков дорог с. Красный Яр для пешеходов. Составление схемы с.Красный Яр с опасными участками дорог для пешехода. Правила дорожного движения на таких дорогах. | |
13 | Викторина «Все работы хороши» (с приглашением людей разных профессий). | Кем я хочу стать. Что бы мы спросили о профессии. Встреча с представителями разных профессий. | |
14 | Посещение выставок, спектаклей, концертов, театров, музеев. | Правила поведения в музее, на выставках. Выход в музей Красноярского района. | |
15-16 | Новогодний калейдоскоп. | Коляда. Традиции на Руси. Новогодние забавы. Техника безопасности на новогодних каникулах. Подготовка к новогоднему утреннику. Новогодний праздник. | |
17 | Беседа «Моя малая Родина», посвященная Дню Самарской губернии». | Самарская губерния – часть России. Самара- запасная столица. | |
18 | Час здоровья «Жить здорово!» (Здоровый образ жизни). | Профилактика вредных привычек. Моё отношение к вредным привычкам. | |
19 | Встреча с работниками полиции и МЧС. | Встреча с работником полиции. Ответственность за свои поступки. Комендантский час. | |
20 | Посещение выставок, спектаклей, концертов, театров, музеев. | Экскурсия в музей Красноярского района. | |
21 | Участие в конкурсах «Безопасный мир». «Безопасное колесо». | Участие в конкурсах. | |
22 | Лирико-патриотический час «Россия-родина моя!» | Защита рубежей нашей Родины. Мы - будущие защитники Родины. | |
23-24 | Проект «Судьба семьи в судьбе страны». | Составление плана работы над проектом. Написание проекта | |
25 | Беседа «Кому нужна моя помощь». | Как попросить о помощи. Стыдно ли просить о помощи. Как правильно помочь. Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка. | |
26 | «Готов ли я к учебе в 5-ом классе». | Викторина-игра с привлечением учащихся 5 классов. | |
27 | Практическое занятие «Книга – наш друг». | Книга- помощник в учебе. Научная литература для детей. | |
28 | «Экологический калейдоскоп». | Бережное отношение к природе. Что я могу сделать для сохранения природы. Экологические катастрофы нашего времени. Их последствия. | |
29 | Игра-путешествие «Спешите делать добро». | «Необычные» дети среди нас. Как мы к этому относимся. Чем можем помочь. | |
30 | Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво». | Прогулка на свежем воздухе. Что мы можем сделать для чистоты природы. Уборка территории около школы. | |
31 | Беседа «О тех, кто мир нам подарил». | Герои Великой Отечественной войны. Мы помним наших героев. | |
32 | Встреча с ветеранами, защитниками Отечества. | День победы. Бессмертный полк. После войны. Мы против войны. | |
33 | Викторина «Где нас поджидает опасность?» | Правила безопасного поведения во время летних каникул. | |
34 | «Готов ли я к учебе в 5-ом классе». | Мероприятие «Прощай, начальная школа». |
Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями, учреждениями дополнительного образования.
Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов педагогической работы с учреждениями дополнительного образования.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.
Работу с родителями строится на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей согласованы с планами воспитательной работы школы.
В системе повышения педагогической культуры родителей используются следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, консультации по телефону, общение в социальных сетях.
Тематика родительских собраний
1 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания |
«Первый раз – в первый класс»
|
3. Выборы родительского комитета. |
«Трудности адаптации первоклассников к школе»
|
|
«Родителям о внимании и внимательности»
|
|
«Самооценка младшего школьника»
|
|
2 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания |
«Утомляемость ребёнка и как с ней бороться»
|
|
«Как научить ребенка стать самостоятельным»»
|
|
«Мама – главное слово в каждой семье»
| 1. Поднять авторитет матери, семьи в глазах детей. 2. Личным примером показать детям, насколько велика и многогранна роль матери в семье. |
«Родителям о внимании и внимательности»
|
|
3 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания |
«Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка»
|
|
«Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника»
2.Утверждение состава родительского комитета. | 1. Вместе с родителями разобраться в причинах плохой успеваемости некоторых детей класса. 2. Обсудить с родителями моменты воспитания, связанные с обучением. 3. Помочь родителям практическими советами психологов, педагогов. |
«Дом моей мечты»
|
|
«Как научить ребенка жить в мире людей» 1. Критерии культуры личности 2. Анализ результативности работы с детским коллективом по воспитанию нравственных ценностей. |
|
4 класс
Тема родительского собрания, рассматриваемые вопросы | Задачи собрания |
«Предупреждение вредных привычек, или как уберечь детей от беды»
|
|
«Авторитет родителей и ее влияние на развитие личности ребенка» 1. Познакомить родителей с понятием «авторитет». 2. Рассмотреть виды авторитета родителей. 3. Раскрыть роль настоящего авторитета родителей в воспитании детей. |
|
«Классный звездопад»
|
|
«Впереди у Вас – 5-й класс»
|
|
Заключение
Программа воспитательной работы «Ступеньки роста» представляет собой целостную систему деятельности.
Мир детства — это мир радости, улыбок, смеха; это время, когда все получается, неудачи быстро забываются, когда праздник — каждый день, и радость — каждый миг. Детство — время первых открытий, первых свершений. Дети многое знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в конкретной, интересной им деятельности.
«Ступеньки роста» позволяют спланировать и осуществить воспитательную работу с классом наиболее эффективным образом. С помощью диагностик, педагогических наблюдений, анкетирований можно определить личностное развитие каждого воспитанника. Через самостоятельную, индивидуальную, групповую работу обучающихся в течение различного по продолжительности времени, с использованием современных средств информационных технологий, реализуется много интересных, значимых для школы, родителей, а, самое главное, для ребят проектов.
Программа длиною в 4 года (1-4 класс) позволяет детям открыть новые знания, окружающий мир, приносящее радость людям, природе, самим себе.
Работая в данной системе, удастся создать благоприятный стиль взаимоотношений между учителем, детьми и родителями. А, главное, при реализации этой программы, удастся раскрыть познавательный, интеллектуальный, коммуникативный, нравственный, физический, эстетический потенциал учащихся.
Информационно-методическое обеспечение
1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.
2. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – 4-е изд. - М. : Просвещение, 2014. – 24 с. – (Стандарты второго поколения).
3. Белоусова Т. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Работаем по новым стандартам. - М.: Просвещение, 2011.
4. Ушинский, К. Д. Воспитать ребенка как? [Текст] : самая эффективная кн. по воспитанию от патриарха отечественной педагогики / Константин Ушинский ; [сост. Е. Филиппова]. - М. : АСТ, 2014. – 380 с.
5. Репринцева, Г.И. Семейные традиции воспитания детей в культуре и быту народов России: Учебно-методическое пособие / Г.И. Репринцева. - М.: Форум, 2013. - 304 c.
6. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Педсовет. [Электронный ресурс] http://www.pedsovet.su/load/100-1
2. Учительский портал. [Электронный ресурс] http://www.uchportal.ru/load/45-1
3. Детские электронные презентации и клипы. [Электронный ресурс] http://viki.rdf.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по воспитательной работе "Ступеньки роста" 1-4 класс
Данная программа была разработана учителем начальных классов Белозеровой Еленой Владимировной, принята на МО учителей начальных классов ЦО №491, согласована с кафедрой воспитательной работы ЮВОУО. Про...
Воспитательная система 1-4 класс " РОСТ"( Радость Общения в Совместном Творчестве)
Приоритетным видом деятельностив воспитательной системе " РОСТ" является коллективно- творческое дело. Такая форма работы не новая, она давно разработана, но я ее применяю на протяжении многих л...
Как углублять воспитательную работу с родителями по мере роста и развития ребёнка
Выступление учителя на педагогическиъх чтениях, посвящённых В,А. Сухомлинскому...
Воспитательная программа "Азбука РОСТа Незнайки"
Данная программа актуальна потому, что содержит систему воспитательных дел на основе литературного произведения Н.Носова, раскрывает его воспитательный потенциал. Данная программа служит инструментом ...
Программа воспитательной работы в начальной школе "Ступеньки роста".
Программа воспитательной работы в начальной школе "Ступеньки роста"....
Программа воспитательной работы "Ступеньки роста"
Программа содержит основные разделы воспитательной работы и план мероприятий....
"Воспитательная система "РОСТ"
Цель:создание условий для развития духовно-нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческой самореализации с активной гражданской позицией в единстве семьи и школы....