Как углублять воспитательную работу с родителями по мере роста и развития ребёнка
материал (1 класс) на тему

Первушина Людмила Александровна

Выступление учителя на педагогическиъх чтениях, посвящённых В,А. Сухомлинскому

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sukhomlinskiy_vystuplenie_na_pedchteniyakh.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление Первушиной Л.А. на педагогических чтениях в МКОУ СОШ с УИОП пгт Красная Поляна 08.10.2013

КАК УГЛУБЛЯТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ С РОДИТЕЛЯМИ ПО МЕРЕ РОСТА И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

      В последнее десятилетие новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса, а значит, возложила на них ответственность за качество образования своих детей. Часть родителей активно стремится к педагогическому самообразованию, пытается разобраться в сущности современных образовательных процессов, в особенностях образовательной программы школы, учебных программах и учебниках, по которым работают педагоги. Возросший уровень педагогической компетентности родителей позволяет говорить об успешности их психолого-педагогического просвещения. Широко используемый культивируемый вид сотрудничества – консультирование родителей педагогами и психологами – выходит сегодня в своем содержании на качественно новую ступень.

       «По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. И мы стараемся дать каждому родителю минимум педагогических знаний». Именно для этой цели В. А. Сухомлинским была организована родительская школа, куда родители записывались за два года до поступления их ребенка в школу. Курс психологии и педагогики в родительской школе был рассчитан на 250 часов. (Кстати, это значительно больше, чем любой университетский курс). Сухомлинскому удалось добиться того, что родительскую школу посещали 98 % родителей. Примерно из 25% семей на занятия приходят и мать, и отец. А как учителя мы с вами, конечно же, знаем, что к большому нашему сожалению не всегда удается пообщаться с родителями каждого своего ученика. А притом еще и вместе с папой и мамой ребенка. Здесь я считаю необходимым отметить, что идея единства семьи и школы всегда проходила красной нитью через учебно-воспитательный процесс. Но необходимо признать, что не всегда работа с родителями ученика ведется в наших школах в полном объеме. Сейчас все меньше и меньше наблюдается единство взглядов педагогов и родителей на процесс обучения, на его сущность и цели. Как часто мне приходится слышать от родителей фразу: «Ах, какой несносный ребенок! И в кого он такой? И как с этим бороться?»
        А вот одну из лекций во всех отделениях родительской школы В. А. Сухомлинский специально посвящал вопросу: как ребенок повторяет старших. Педагог отмечал: «Очень большой интерес для родителей представляет показ того, как отдельная черточка родителя, казалось бы незаметная, в новых условиях гипертрофируется, превращается в определенную черту характера ребенка. Вот этот кропотливый анализ, - что откуда берется, как передается, как развиваются черты нравственного облика младших, - и представляет собой содержание повседневной работы с родителями – как коллективной, так и индивидуальной». Думаю мы с вами тут полностью согласимся с ценностью данной мыли, ведь очень важно для достижения единства педагогических воздействий школы и семьи добиться, чтобы родители видели в своих детях самих себя, понимали диалектику развития ребенка. Читая книгу Сухомлинского, встретились мне очень интересные строки, которыми я была поражена до глубины души. Вот они.
«В зимние вечера к нам в школу частенько приходят отцы. И мы, педагоги, ведем с ними особый разговор – о высокой миссии мужчины в семье. Этому разговору придается важное значение, потому что роль отца в деле воспитания особенная».
       А между тем вот что дальше говорит нам великий педагог: «В самом деле, как хочется ребенку, чтобы отец его был личность сильной, ярко выраженной, умеющей быть ответственной. Если бы каждый отец знал и понимал, какую огромную потребность в нем испытывает ребенок, как он хочет, чтобы рядом был мудрый, мужественный мужчина! На занятиях, которые проводятся отдельно с отцами, рассказываем, как отцу следует передавать сыну свою жизненную мудрость, как проявлять твердость воли, настойчивость воспитании».

       С первых дней работы директором Павлышской школы  Сухомлинский В,А, организовал родительский университет, школу молодых родителей. Слушатели были разделены на несколько групп соответственно возрасту детей. Отдельно собирались на занятия родители, чьи дети ходили в «Школу радости» - подготовительную группу, организованную В. А. Сухомлинским для шестилеток, не посещающих детский сад. Была своя группа и для «начинающих» родителей, тех, у кого были дети от 2 до 5 лет. Особые надежды В. А. Сухомлинский возлагал именно на эту группу. Здесь была возможность научить родителей понимать ребенка с первых же шагов его жизни, не допускать ошибок в воспитании, ибо легче их не допускать, чем потом исправлять.

       Школа молодых родителей начиналась с беседы «Отношения взрослых в семье и нравственное воспитание детей». Молодым родителям говорили о том, что главное условие здорового развития ребенка – это гармония отношений взрослых людей, окружающих ребенка. Взрослые дают детям ощущение счастья, уверенности в своих силах, ощущение справедливости мира, в котором они живут. Здесь учили родителей, как правильно ориентировать ребенка в сложной нравственной сфере человеческих желаний и возможностей их удовлетворения, учили разбираться в таких понятиях, как «хочу», «надо», «нельзя», «можно», в том, как воспитывать человечность в ребенке,

         В Павлышской школе была разработана система работы с родителями учащихся, которая помогала осуществить цели гуманизации воспитания. «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного обогащения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества»

       В. А. Сухомлинский был убежден, что все, что ослабляет повседневное участие семьи в воспитании детей, в конечном счете, ослабляет и школу. Поэтому одной из важнейших задач школы он видел в необходимости давать родителям элементарные знания по педагогике. Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей.

«Мы в Павлыше изучаем и знаем духовную жизнь каждой семьи, но это лишь начало семейно-школьного воспитания»

       В родительской школе в Павлыше иногда проводились занятия только с матерями. По мнению В. А. Сухомлинского, это необходимо при разъяснении вопросов, связанных с половым воспитанием подростков. Также необходимо проводить занятия с отцами, на которых педагоги должны разъяснять отцам о высокой миссии мужчины в семье. Этому разговору придается важное значение, потому что роль отца в деле воспитания особенная. На занятиях, которые проводятся отдельно с отцами, необходимо рассказывать, как отцу следует передавать сыну свою жизненную мудрость, как проявлять твердость воли, настойчивость в воспитании.

       Впоследствии В. А. Сухомлинский отмечал, что «без родительской школы мы не представляем полноценного семейно-школьного воспитания».

          Итак, школа должна быть тесно связана с родительской общественностью. Именно поэтому в Павлышской школе проводились «дни открытых дверей», а представители родительской общественности принимали непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе как члены педагогического совета, как участники обсуждения вопросов обучения и воспитания.

          В Павлышской школе постоянно организовывались всевозможные праздники, которые постепенно становились традициями: праздник первого звонка для первоклассников; праздник последнего звонка для выпускников; встречи выпускников прошлых лет (эти встречи воспитывают уважение к своей школе); праздник матери; праздник девочек; день неизвестного героя; новогодняя елка для самых маленьких; весенние праздники и т. д. Уже сама подготовка к этим праздникам была волнующим событием в жизни школы, т. к. готовились к ним совместно: и учителя, и родители, и, конечно, сами воспитанники. Кроме того, к участию в самих праздниках привлекались опять же и учителя, и родители, и учащиеся.

       Затем на эти праздники обязательно приглашались родители, бабушки и дедушки, сестры и братья учеников. Таким образом, связь школы и семьи укреплялась. К примеру, «торжественная церемония вручения галстуков постепенно становится важным событием и в семейной жизни: родители переживают событие как определенный шаг, который совершили в жизни их сын или дочь»

       Один из идеалов воспитания – труд как основа воспитания нового человека – в теории и практике Павлышской школы наполнялся также необычными для советской педагогической мысли личностной направленностью и духовно-нравственным содержанием.

        А в заключении хотелось бы вспомнить  прекрасные  слова В. А. Сухомлинского: «Пришло время (я в это глубоко верю) создавать идеальную семью, идеальные взаимоотношения между матерью и отцом, между детьми и родителями. Я твердо убежден в том, что семья – это та сказочная пена морская, из которой рождается красота…» А дальше я полностью согласна с мыслью педагога о том, что «..если нет таинственных сил, рождающих эту человеческую красоту, функция школы всегда будет сводиться к перевоспитанию».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Классный руководитель как субъект воспитательной работы с родителями в начальных классах»

Опыт работы классного руководителя в системе сотрудничества с родителями....

Исследовательская работа "Влияние окружающей среды на рост и развитие растений"

Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные выводы.Своими наблюдениями дети делились на занятиях х кружка "Я - и...

Программа воспитательной работы в начальной школе "Ступеньки роста".

Программа воспитательной работы в начальной школе "Ступеньки роста"....

Исследовательская работа. Мониторинг родителей.Критерии выбора образовательного учреждения для ребёнка.

Проанализировать критерии выбора родителей образовательного учреждения для ребёнка....

Методическая разработка по теме "Программа воспитательной работы с родителями учащихся спортивного класса в начальной школе"

Эффективная работа с родителями ,как и любая работа в школе, ведется учителем систематически и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной по отношению к детям и учителю, их...

"Общие рекомендации родителям по оказанию помощи в развитии ребёнку с ОВЗ"

quot;Общие рекомендации родителям по окозанию помощи в развитии ребёнку с ОВЗ"...

Консультация для родителей Значение пальчиковых игр для развития ребёнка

Пальчиковые игры существуют очень давно и сопровождают нас в течение всей жизни. «Сорока, сорока кашу варила…», - говорит мама и водит пальчиком малыша по его ладошке. ...