Внеклассное мероприятие "Щи да каша - пища наша"
методическая разработка
"Щи да каша - пища наша" - это внеклассное мероприятие, прошедшее в рамках воспитательной программы "Вслед за героями книг". Мероприятие проходило совместно с родителями, которые помогали детям участвовать в мастер-классе по изготовлению крупенички, и в презентации своего блюда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shchi_da_kasha.doc | 426.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «Щи да каша — пища наша»
Цели и задачи:
- расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион;
- расширить представление детей о традиционных русских народных блюдах, традициях, связанных с их использованием;
- способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других народов.
Оборудование:
- Крупы: пшено, рис, гречка, овес, перловка.
- Песенки: "Сорока-сорока", "Ладушки".
- Название каши с перепутанными буквами
- Картинки с изображением ладоней, сороки, на обороте-песенка.
- Конверты с пищевыми добавками к кашам и названиями каш.
- Оборудование для сценки
- Презентация
-Словари
Ведущий:
Ребята, давайте сегодня поговорим, как жили и что ели наши дедушки, бабушки, прадедушки и прабабушки. Одним из основных блюд наших дедов была каша.
Слайд 1
- Что обозначает слово каша? Что об этом слове сказано в словарях?
Слайд2
-Какие только каши не варили на Руси!
Какие знаете каши? (отгадать слово из переставленных букв)
(гречневая, перловая, овсяная, пшённая, ячневая, манная, кукурузная, рисовая, чечевичная, гороховая, геркулесовая, толокняная, ржаная, пшеничная)
-А из чего же варили, да и сейчас варят кашу? Из крупы.
Слайд3
Крупу наши предки называли «засыпа». Отсюда и слово «засыпать». Дробленая крупа называлась «варгеня». Из неё можно было приготовить наскоро – «сварганить». А что сегодня означает выражение «сварганить»?
- Из каких же растений получают крупы?
-Я вам сейчас загадаю загадки, попробуйте отгадать о каких растениях идет речь? А я покажу вам растение и крупу, которую из него получают.
1.ЗАГАДКИ
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (колос пшеницы или ячменя)
Мала малышка – золотая кубышка.
Сидит мышка в золотой кубышке. (просо)
Как во поле на кургане
Стоит девушка с серьгами (овес)
В поле сережки
На тоненьких ножках. (овес)
Черна, мала крошка,
А пользы в ней много.
В воде поварят, кто ест похвалит. (гречка)
Единственный из злаков, который растет в воде. (рис)
Рассматривают крупу.
Слайд4
- Каши у разных народов играли в жизни особую роль. Они были не только повседневной высокопитательной, полезной пищей, но и ритуальным обрядовым блюдом. Кашу приносили в жертву богам, кашу(кутью) варили и сейчас варят на поминках, молодоженов обсыпают зерном желая им богатой и сытной жизни.
2. Игра "Кашевары"
-Пришла пора и вам кашу варить. У вас у каждого есть ленточка своего цвета. Соберитесь в команды по цвету.
- Вам предстоит кашу «сварить». Подойдите по одному человеку от команды.
В этих конвертах задание, из какой крупы нужно «сварить» кашу вашей команде.
(В конвертах ингредиенты для варки: вода, перец, молоко, масло, шоколад, соль, сахар, уксус, варенье, цукаты, инжир, курага, изюм, мясо, конфеты, сода, кисель, компот, морковь, лук, чеснок, чернослив.)
- А крупы вот в этих мешочках.
Вам нужно выбрать из него ту, которая вам нужна.
-Готовы? Внимание, начали кашу варить!
-Наша каша получилась на славу! Молодцы!
-Ребята, а знаете, как в старину мамы учили своих детей кашу варить?
-Дочке в 8 лет дарили вот такую куклу-крупеничку и вот такой горшочек для каши. Кукла - крупеничка и учила девочку кашу варить. Мама уходила в поле на работу, да наказывала:»Свари дочка кашу, да не забудь – воды по макушку, зерна – по поясок. Дочка брала Крупеничку, ставила рядом с горшком и отмеряла. Вот так и учились стряпать маленькие детки.
Мастер-класс по изготовлению Крупенички.
Ведущий
- Вы, наверняка в самом раннем детстве слышали песенки-прибаутки, в которых поминается каша, от своих мам или бабушек?
Тогда давайте, поучим петь такие песенки друг друга! Вам нужно будет взять один из фрагментов рисунка на этом столе. Теперь соберите эти фрагменты в картинку, которая лежит на одном из столов, и соберитесь сами в команду возле этого стола. Переверните картинку и прочитайте песенку. Если сами не знаете, как её исполнять, можете пригласить в свою команду любого взрослого из этой комнаты. Готовы! Начали!
- А теперь, давайте поучим своих одноклассников этой песенке да еще и с нужными движениями.
3.ПЕСЕНКИ.
ЛАДУШКИ
-Ладушки-ладушки!
Где были?
-У бабушки!
-Что ели?
-Кашку!
-Что пили?
-Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
СОРОКА
-Сорока, сорока!
Где была?
-Далеко!
Печку топила,
Кашку варила,
На порог скакала-
Гостей созывала.
Гости прилетели,
На крылечко сели.
Сценка «Сорока –белобока и её детки»
- Иногда говорят "С ним каши не сваришь!" Поговорка пришла к нам из седой древности. Когда два враждовавших племени заключали мирный договор, то их вожди должны были вместе сварить кашу и съесть на глазах дружины. Без этого мирный договор не считался законным. Отсюда и пошло это выражение "С ним кашу не сваришь".
Слайд 5 Фразеологические обороты
-А про вас можно сказать, что "с вами кашу сваришь?"
- Проверим….
-Каждый из вас возьмет на столе полоску бумаги.
-Давайте соберем пословицы.
- Один должен начать пословицу, а его вторая половина закончить.
Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит.
Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.
Кашу маслом не испортишь.
Сам кашу заварил, сам и расхлебывай.
Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.
Где щи да каша – там место наше.
Хороша кашка, да мала чашка.
Ведущий.
Когда наступало время обеда, стол покрывался подскатерниками, на которых, во время еды настилались еще и скатерти - в зависимости от достатка суконные или бархатные, расшитые серебром или золотом. Простые люди довольствовались полотняными скатертями, а совсем бедные обходились и без них.
На стол ставились сосуды для еды: у простого народа это были горшки или чугунки с кашей, щами и всяческими салатами. В салаты добавляли все, что угодно: от яблок до холодной телятины. От этих салатов и произошел хорошо вам известный винегрет.
Очень удивлялись и до сих пор удивляются иностранцы вкусом щей. Щи подавали с грибами, рыбой, пирогами. Ели обычно простые люди из одной большой чашки. Отдельной посуды для каждого не предусматривалось. Тарелками служили большие ломти хлеба. Ножей и вилок тоже не было, ели деревянными ложками, которую каждый имел при себе.
-Какие же блюда вы приготовили вместе с родителями?
Выступают семьи с детьми, рассказывают о приготовленном блюде.
Все усаживаются за стол пировать.
Слайд 6 Итоги опроса
Перловой кашей угощу. |
Когда снова приглашу, |
Щей наваристых отведать. |
Приходи ко мне обедать, |
И будет все в порядке. |
Сварю кашу из него – |
На широкой грядке. |
Ой, разросся наш горох |
Лет до ста мы будем жить! |
С кашей будем мы дружить, |
Где большая ложка наша? |
На столе дымится каша. |
Что зовется Геркулес! |
Мне поможет чудо-каша, |
И набрать нормальный вес, |
Чтобы стать здоровым, сильным, |
Уважаемые родители!
18 декабря в 17.00 в рамках воспитательной программы состоится внеурочное мероприятие «Щи да каша – пища наша» (совместно с родителями и детьми).
Вам необходимо (по возможности вместе с вашим ребёнком) приготовить русское блюдо, которое готовится обычно в вашей семье, и подготовить к нему небольшое представление (стих, частушка, мини-сценка, песенка, рассказ и т.д.)
Вопросы для опроса
1. Вы любите кашу?
2. Какую кашу любите больше?
3. Когда вы едите кашу, утром, днём или вечером?
Ингредиенты для варки каши:
Вода, перец, шарф, молоко, конфеты, масло, пирожное, йогурт, соль сахар, уксус, варенье, курага, изюм, мясо, морковь, картофель, чеснок, лук, чернослив, бананы, сосиски, сода, кисель, сметана, чай, зефир, компот, кроссовки, лампа, сыр, грибы, свёкла, колбаса, кабачок, апельсин
ЛАДУШКИ
-Ладушки-ладушки!
Где были?
-У бабушки!
-Что ели?
-Кашку!
-Что пили?
-Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
СОРОКА
-Сорока, сорока!
Где была?
-Далеко!
Печку топила,
Кашку варила,
На порог скакала-
Гостей созывала.
Гости прилетели,
На крылечко сели.
Когда каша на печи стоит,
не страшен мороз, что на дворе трещит
Если про кашу не забудешь,
здоровым будешь
Кашу маслом
не испортишь
Сам кашу заварил,
сам и расхлёбывай
Гречневая каша – матушка наша,
а хлебец ржаной – отец наш родной
Где щи да каша –
там место наше
Хороша кашка,
да мала чашка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра "Каша-пища наша"
В деятельности учащихся младших классов имеет огромную роль эмоциональный настрой ребят. В ходе проведения деловых игр в начальных классах поддерживается высокое эмоционально-интеллектуальное на...
Каша - пища наша!
Конспект внеклассного мероприятия для обучающихся начальных классов. Цели и задачи:1.Расширение знаний детей о правильном питании, направленных на сохранение и укрепление зд...
Презентация проекта " Каша - пища наша".
Презентация проекта " Каша-пища наша" выполнена учащимися в группе продлённого дня....
Хлеб и каша-пища наша
Классный час и презентация...
Хлеб и каша- пища наша
Хлеб и каша- пища нашаРазработка занятия по правильному питанию в 4 – классе Цель: расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;сформировать представление детей о мног...
Конспект внеклассного занятия на тему "Каша - пища наша".
Конспект внеклассного занятия на тему "Каша - пища наша". Знакомство с разными видами круп и каш....
Внеклассное мероприятие "Каша - пища наша"
Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 1-2 классов. Данный ресурс содержит сценарий мероприятия и презентацию. Школьники получат представления о зерновых культурах, из которых делают кашу...