Программа кружка "По дорогам сказок"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки», рассчитанная на реализацию в течение 4-х лет, структурирована в соответствии с духовно-нравственным направлением, которое обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "По дорогам сказок" | 354 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Витимская средняя общеобразовательная школа»
«Рекомендована к использованию» на заседании методического объединения начальных классов Протокол № 1 от «28» августа 2018г. ____________ Руководитель методического объединения Пичихина Ирина Викторовна | Согласовано» Зам. директора по УВР __________ Усова В.В. «___» ___________ 2018г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Витимская СОШ» _______ Золотуева В.М. «___» ______________ 2018г. Приказ от ____.____.2018№___ |
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
« В гостях у сказки »
для 2 класса
Составитель: учитель начальных классов Пичихина Ирина Викторовна
Программа рассчитана на 4 года: возраст детей 6,6 – 11 лет
духовно-нравственное направление
2018-2019 учебный год
с. Романовка
2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- новизна, актуальность и педагогическая целесообразность курса . . .
- цели и задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- отличительные особенности программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- срок реализации программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- формы и режим занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- Планируемые результаты и формы подведения итогов . . . . . . . . . . . .
2. Основное содержание курса
- 1 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- 2 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- 3 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- 4 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.Тематическое планирование
- 1 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- 2 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- 3 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
- 4 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Методическое обеспечение программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6. Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки», рассчитанная на реализацию в течение 4-х лет, структурирована в соответствии с духовно-нравственным направлением, которое обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися с 1 по 4 класс.
В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской литературы. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения литературного чтения школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к народным сказкам должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по литературному чтению, совершенствовать свою речь.
Особое внимание на занятиях “В гостях у сказки” следует обращать на задания, направленные на развитие устной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, т.к. развитие устной речи необходимо при дальнейшем изучении всех учебных предметов.
Общая атмосфера на занятиях создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе. Все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются и в итоге обсуждения приходят к правильному решению.
Особое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Предлагается выполнение проектов в группах или вместе с родителями. Данный вид деятельности положительно влияет на коммуникативную сферу, сближает ребенка и родителей, объединённых единой целью, даёт возможность участвовать в общественной жизни, проявлять творческую активность.
Использовать данную программу внеурочной деятельности позволяет выявить дополнительные способности учащихся, сплотить и объединить ребят в дружный коллектив, помочь адаптироваться на данном жизненном этапе.
Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.
1.Цель и задачи программы :
- формирование нравственной, патриотической и духовной культуры, эстетическое развитие личности ребенка,
- осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей народа.
Задачи:
• Образовательная: приобщить детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир народной и авторской сказки.
• Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
• Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки кукловождения, сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, “увидеть” прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).
Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность . Полученные на занятиях опыт и знания помогут обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.
2. Принципы интегрированного курса:
Интегрированный курс предусматривает такие виды деятельности как, чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей учащихся.
- интеграция;
- систематичность;
- наглядность;
- деятельностный подход;
- личностно-ориентированный подход.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа разработана для учащихся 6,6 –11 лет
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 6,6 - 11 лет (начальная школа).
в 1 классе - 33 часа,
во 2 классе - 34 часа,
в 3 классе -34 часа,
в 4 классе - 34 часа
Всего за курс изучения 135 часов (по 1 ч. в неделю).
Формы проведения занятии
- Беседа, рассказ учителя.
- Слушание.
- Различные виды чтения.
- Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
- Устный журнал, театрализация.
- Лепка из пластилина.
- Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
- Конкурсы, викторины.
Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышекй:
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, сказок.
- анализ и просмотр текста сказок;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) при выполнении различных заданий;
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии:
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят, тем самым развивают устную речь.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «В гостях у сказки»».
В ходе занятий младшие школьники будут не только овладевать необходимыми теоретическими и практическими знаниями по содержанию программы, но и смогут проявить себя в духовно привлекательных, личностно значимых для них формах творческой деятельности.
Требования к результатам обучения по программе интегрированного курса:
Должны знать:
- способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный и подвижный);
- чертёж, рисунок, набросок, иллюстрация;
- работа с разными средствами изобразительного искусства.
Должны уметь:
- выполнять графические изображения с соблюдением линейной перспективы;
- реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности;
- с помощью учителя анализировать произведение, планировать практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы;
- размышлять о характере и поступках героя;
- высказывать своё отношение к прочитанному;
- различать народную и литературную сказки;
- находить в сказке зачин, концовку, сказочные приметы;
- относить сказочных героев к одной из групп — положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи.
Личностные и метапредметные результаты
К концу первого года обучения должны быть сформированы УУД
Личностные:
умение выражать собственное видение мира;
вносить личный вклад в общую работу;
развивать те способности, которые в большей степени имеют проявления:
художественные, конструктивные, аналитические.
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- волевая саморегуляция
- оценка;
- коррекция
умение выбирать различные пути для самореализации;
пользоваться различными способами работы, выбирая оптимальные;
пользоваться приёмами самоконтроля, самооценки.
Познавательные УУД:
- умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- выбор наиболее эффективного способа решения;
- смысловое чтение;
- анализ объектов;
- доказательство;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений
умение организовать свою деятельность на получение необходимой информации; находить и запоминать ключевые моменты, расставлять акценты, запоминать материал и воспроизводить его при необходимости.
Коммуникативные УУД:
- постановка вопросов;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- управление действиями партнера( оценка, коррекция);
умение работать в парах, в группах, в коллективе.
К концу второго года обучения должны быть сформированы УУД
Личностные:
умение доказывать свою точку зрения, опираясь на собственные подходы, собственные теории, выводы; приводить примеры из личной практики.
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- волевая саморегуляция
- прогнозирование уровня усвоения
- оценка;
- коррекция
умение самостоятельно планировать свою деятельность;
логически выстраивать алгоритм действий;
анализировать проделанную работу;
оценивать, находить положительные моменты и ошибки.
Познавательные УУД:
- умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- выбор наиболее эффективного способа решения;
- смысловое чтение;
- анализ объектов
- синтез как составление частей целого;
- доказательство;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений
умение выстраивать мыслительные процессы для запоминания теоретического материала и практических операций;
находить необходимые источники информации.
Коммуникативные УУД:
- постановка вопросов;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- разрешение конфликтов;
- управление действиями партнера( оценка, коррекция);
умение работать в парах, в группах, в коллективе.
К концу третьего года обучения должны быть сформированы УУД
Личностные:
умение ставить перед собой цель;
формулировать и решать трудовые задачи;
выражать собственное видение мира;
находить подходы в творческой деятельности.
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- волевая саморегуляция
- оценка;
- коррекция
Познавательные УУД:
- умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- выбор наиболее эффективного способа решения;
- смысловое чтение;
- анализ объектов
- синтез как составление частей целого;
- доказательство;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД:
- постановка вопросов;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- разрешение конфликтов.
- управление действиями партнера( оценка, коррекция)
К концу четвертого года обучения должны быть сформированы УУД
Личностные:
пользоваться технологическими картами, рисунками, планами схемой, выполненными самостоятельно.
Регулятивные УУД:
- целеполагание;
- волевая саморегуляция
- оценка;
коррекция
Познавательные УУД:
- умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение познавательной цели;
- выбор наиболее эффективного способа решения;
- смысловое чтение;
- анализ объектов
- синтез как составление частей целого;
- доказательство;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД:
- постановка вопросов;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- разрешение конфликтов.
- управление действиями партнера( оценка, коррекция)
2. Основное содержание курса
Класс | Название раздела | Количество часов | Итого |
1 класс | Русские народные сказки | 10 часов |
|
Народные сказки | 7 часов |
| |
Сказки в мульфильмах | 5 часов |
| |
Авторские сказки | 10 часов |
| |
Итоговое занятие | 1 час |
| |
|
| 33 часа | |
2 класс | Сказки о животных | 9 часов |
|
Животные в мультфильмах | 6 часов |
| |
Волшебные сказки | 9 часов |
| |
Бытовые сказки | 9 часов |
| |
Итоговое занятие | 1 час |
| |
34 часа | |||
3 класс | Сказки отечественных писателей | 15 час |
|
Сказки народов России | 8 часов |
| |
Сказки народов мира | 10 часов |
| |
Итоговое занятие | 1 час |
| |
34 часа | |||
4 класс | Сказки зарубежных писателей | 15 час |
|
Зачины сказок | 2 часа |
| |
Пословицы в сказках | 3 часа |
| |
Сказки в стихах | 6 часов |
| |
Сказки - пьесы | 7 часов |
| |
Итоговое занятие | 1 часа |
| |
|
| 34часа |
Содержание программы курса «В гостях у сказки» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Обучающийся - читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.
В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа курса внеурочной деятельности — это создание условий для использования
полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и прочее), так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как проявление любви.
Ценность природы Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность семьи - формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
3. Тематическое планирование
1 класс
№ п.п | Тема занятия | Содержание занятия | Дата | Форма проведения | |||||
аудиторное | внеаудиторное | ||||||||
Тема: «Русские народные сказки» - 10 ч | |||||||||
1 | Русская народная сказка «Репка». Прослушивание сказки.
| Прослушивание сказки. Инсценировка сказки «Репка» | 1 | ||||||
2. | Русская народная сказка «Репка». Инсценировка сказки . | Прослушивание сказки. Инсценировка сказки «Репка» | 1 | ||||||
3 | Русская народная сказка «Заячья избушка». Прослушивание сказки | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | 1 | ||||||
4 | Русская народная сказка «Заячья избушка». Лепка персонажей. | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | 1 | ||||||
5 | Русская народная сказка «Лиса и волк». | Чтение сказки читающими детьми. Иллюстрирование. | 1 | ||||||
6 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | Чтение сказки. Анализ сказки. Сочинение сказки | 1 | ||||||
7 | Русская народная сказка «Бобовое зёрнышко» | Чтение сказки. Работа над пересказом. Озвучивание героев. | 1 | ||||||
8 | Русская народная сказка «Хаврошечка» | Чтение сказки. Придумывание вопросов к тексту. | 1 | ||||||
9 | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» | Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки | 1 | ||||||
10 | Праздник русской народной сказки | Инсценирование. Выставка рисунков к любимым русским народным сказкам. | 1 | ||||||
Тема: «Народные сказки» - 7 ч | 1ч | ||||||||
11 | Украинская народная сказка «Колосок» | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. | 1 | ||||||
12 | Белорусская народная сказка «Пых» | Слушание сказки. Инсценировка. | 1 | ||||||
13 | Латвийская народная сказка «Заячий домик» | Прослушивание. Герои сказки. Иллюстрирование. | 1 | ||||||
14 | Украинская народная сказка «Рукавичка» | Инсценировка | 1 | ||||||
15 | Белорусская сказка « Сынок-с-кулачок» | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. | 1 | ||||||
16 | Сказка «Теремок» в разных обработках | Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка. | 1 | ||||||
17 | Моя любимая сказка. | Рассказывание. Лепка. | 1 | ||||||
Тема: «Авторские сказки» -10 ч | |||||||||
18 | В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» | Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. Чтение. Иллюстрирование. | 1 | ||||||
19 | В. Катаев «Дудочка и кувшинчик Иллюстрирование. | Чтение. Иллюстрирование | 1 | ||||||
20 | Е Чарушин «Теремок» | Чтение сказки. Инсценировка сказки | 1 | ||||||
21 | В.Сутеев "Палочка-выручалочка" | Чтение сказки. Иллюстрирование. Викторина | 1 | ||||||
22 | А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне...» | Составление вопросов по содержанию сказки | 1 | ||||||
23 | В. Катаев «Цветик-семицветик» | Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки. | 1 | ||||||
24 | В. Катаев «Цветик-семицветик» Создание книжки-малышки | Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки. | 1 | ||||||
25 | Моя любимая сказка. | Пересказ любимых сказок. | 1 | ||||||
26 | Работа над детским театральным представлением | Инсценировка сказки. | 1 | ||||||
27 | Итоговый спектакль. | Инсценировка сказки. | 1 | ||||||
28 | Русская народная сказка «Лиса и Дрозд» | Устройство декорации. | 1 | ||||||
29 | В.Сутеев « Грибок теремок» | Подбор музыкального и светового оформления | 1 | ||||||
30 | Г. Андерсен «Гадкий утенок» | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций | 1 | ||||||
31 | Праздник «В гостях у сказки» | Литературный праздник. | 1 | ||||||
32 | Любимый герой сказки. | Иллюстрация. Рассказ о персонаже. | 1 | ||||||
33 | Итоговое занятие | Конкурс сценических постановок. | 1 | ||||||
Итого: | 33ч | 12ч | 21ч |
Тематическое планирование
2 класс
№ п.п | Тема занятия | Содержание занятия | Форма проведения | Дата | ||||
Аудиторное | Внеаудит. | план | факт | |||||
Тема: «Сказки о животных» - 9 ч | ||||||||
1 | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». Прослушивание сказки | Прослушивание сказки. | 1ч | |||||
2 | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». Инсценировка сказки | Инсценировка сказки . | 1ч | |||||
3 | Русская народная сказка «Зимовье зверей» .Прослушивание сказки | Прослушивание сказки. | 1ч | |||||
4 | Русская народная сказка «Зимовье зверей» Лепка персонажей.. | Герои сказки. Лепка персонажей. | 1ч | |||||
5 | Сказки о зайце | Подбор сказок о зайце. Викторина | 1ч | |||||
6 | Чукотская сказка «Хвост» | Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование | 1ч | |||||
7 | Сказки о лисе и медведе. Викторина | Выставка книг. Чтение сказок. Викторина | 1ч | |||||
8 | Русская народная сказка «Кот и лиса» | Чтение, краткий пересказ, рисование жидкой гуашью (набрызгивание) – животные | 1ч | |||||
9 | Моя любимая сказка о животных | Чтение и пересказ любимых сказок | 1ч | |||||
Тема «Животные в мультфильмах» - 6ч | ||||||||
10 | С. Михалков «Три поросенка» .Просмотр мультфильма. | Просмотр мультфильма. Разучивание ролей с применением голосовых модуляций | 1ч | |||||
11 | С. Михалков «Три поросенка» | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций | 1ч | |||||
12 | Работа над детским театральным представлением. Инсценировка | Инсценировка сказки. | 1ч | |||||
13 | Работа над детским театральным представлением. Разучивание ролей | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций | 1ч | |||||
14 | Работа над детским театральным представлением | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций | 1ч | |||||
15 | Праздник «В гостях у сказки» | Литературный праздник | 1ч | |||||
Тема: «Волшебные сказки» - 9 ч | ||||||||
16 | Русская народная сказка «Летучий корабль» | Лепка из пластилина, поделки из природных материалов. | 1ч | |||||
17 | Ш. Перро «Золушка» Иллюстрирование | Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование | 1ч | |||||
18 | Ш. Перро «Золушка» | Чтение сказки. Анализ содержания. Иллюстрирование | 1ч | |||||
19
| Русская народная сказка «Гуси–лебеди» Чтение сказки. | Чтение сказки. Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. | 1ч | |||||
20 | Русская народная сказка «Гуси–лебеди» Разучивание ролей | Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. | 1ч | |||||
21
| Русская народная сказка «Царевна – лягушка» .Чтение, краткий пересказ. | Чтение, краткий пересказ. Рисование, выполнение аппликации | 1ч | |||||
22 | Русская народная сказка «Царевна – лягушка» Рисование, выполнение аппликации | Рисование, выполнение аппликации | 1ч | |||||
23 | Любимый герой сказки. | Иллюстрация. Рассказ о персонаже. | 1ч | |||||
24 | Мои любимые волшебные сказки. | Выставка книг. Чтение. Сравнение | 1ч | |||||
Тема: «Бытовые сказки» - 9 ч | ||||||||
25 | Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» | Чтение, краткий пересказ, рисование жидкой гуашью путем набрызга – животные. | 1ч | |||||
26 | Русская народная сказка «Морозко» | Слушание, пересказ, рисование свечкой и акварелью. | 1ч | |||||
27 | Русская народная сказка «Морозко» Ролевая игра. | Ролевая игра. | 1ч | |||||
28 | Русская народная сказка «Дочь - семилетка» | Чтение сказки. Работа по содержанию. Чтение по ролям. | 1ч | |||||
29 | Театральная этика. Устройство театра. Театральные профессии. | Сравнение разных театральных профессий. |
| 1ч | ||||
30 | Устройство театра. Театральные профессии. | Сравнение разных театральных профессий. | 1ч | |||||
31 | Подготовка и защита проекта «В гостях у сказки» | Рисунки, поделки, презентации | 1ч | |||||
32 | Подготовка и защита проекта «В гостях у сказки» | Рисунки, поделки, презентации | 1ч | |||||
33 | Защита проекта «В гостях у сказки» | Рисунки, поделки, презентации | 1ч | |||||
Итоговое занятие -1ч | ||||||||
34 | Итоговое занятие. | КВН «Наши любимые сказки» | 1ч |
| ||||
Всего: 34ч | 14 | 21 |
Тематическое планирование
3 класс
№ п.п | Тема занятия | Содержание занятия | Форма проведения | Дата | |||||
Аудит. | Внеаудит. | план | факт | ||||||
Тема: «Сказки отечественных писателей» - 15 ч | |||||||||
1 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Прослушивание сказки | Прослушивание сказки | 1ч | ||||||
2 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Инсценировка | Инсценировка сказки | 1ч | ||||||
3 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» Прослушивание сказки | Прослушивание сказки. Герои сказки. . | 1ч | ||||||
4 | С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» Лепка персонажей | Лепка персонажей | 1ч | ||||||
5 | Е.Л.Шварц» Сказка о потерянном времени» | Чтение сказки. Инсценировка сказки. | 1ч | ||||||
6 | П.П.Бажов « Малахитовая шкатулка» | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | 1ч | ||||||
7 | П.П.Бажов « Малахитовая шкатулка» Лепка персонажей. | Лепка персонажей. | 1ч | ||||||
8 | С.Л.Прокофьева « Лоскутик и Облако» | Прослушивание сказки. Инсценировка сказки. | 1ч | ||||||
9 | Ю.К.Олеша «Три толстяка» | Прослушивание отдельных глав сказки. . | 1ч | ||||||
10 | Ю.К.Олеша «Три толстяка». Иллюстрирование сказки. | Иллюстрирование сказки. | 1ч | ||||||
11 | А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» | Чтение сказки. Инсценировка фрагментов сказки. | 1ч | ||||||
12 | А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» Инсценировка | Инсценировка фрагментов сказки. | 1ч | ||||||
13 | Э. Успенский. “Трое из Простоквашино” | Чтение сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | 1ч | ||||||
14 | Н.Н. Носов. Большая книга Незнайки. | Прослушивание сказки. | 1ч | ||||||
15 | Н.Н. Носов. Большая книга Незнайки. Инсценировка | Инсценировка отдельных эпизодов сказки . | 1ч | ||||||
Тема «Сказки народов России» - 8ч | |||||||||
16 | Татарская народная сказка «Три сестры» | Чтение сказки. . | 1ч | ||||||
17 | Татарская народная сказка «Три сестры» Инсценировка | Инсценировка сказки. | 1ч | ||||||
18 | Алтайская сказка «Семь братьев» | Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр. | 1ч | ||||||
19 | Башкирская сказка «Ленивая девочка» | Чтение сказки. Герои сказки. Иллюстрирование. | 1ч | ||||||
20 | Бурятская сказка «Хитрый кот» | Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказок. | 1ч | ||||||
21 | Бурятская сказка «Как собака нашла себе хозяина-друга» | Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр. | 1ч | ||||||
22 | Моя любимая сказка. | Пересказ сказки. | 1ч | ||||||
23 | Сказочная викторина | Отгадывание загадок, ребусов. | 1ч | ||||||
Тема «Сказки народов мира» - 10ч | |||||||||
24 | Армянская сказка «Богач и бедняк» | Чтение сказки. Герои сказки. Изображение персонажей. | 1ч | ||||||
25 | Нанайская сказка «Айога» | Чтение сказки. Инсценировка сказки. | 1ч | ||||||
26 | Белорусская сказка «Как мужик царского генерала проучил» | Прослушивание сказки. Отгадывание кроссворда. | 1ч | ||||||
27 | Грузинская сказка «Лиса и медведь» | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | 1ч | ||||||
28 | Румынская народная сказка «Молодость без старости и жизнь без смерти» | Чтение сказки. Иллюстрирование. | 1ч | ||||||
29 | Английская народная сказка «Орел в голубином гнезде» | Чтение сказки. Работа по содержанию. Изготовление оригами. | 1ч | ||||||
30 | Ингушская сказка «Сон или сказка?»» | Чтение сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | 1ч | ||||||
31 | Болгарская сказка «Старик, старуха и луна» | Чтение сказки. Работа по содержанию. Инсценировка сказки. | 1ч | ||||||
32 | Восточная сказка. «Сказка об умном враче» | Чтение сказки. Сравнение. | 1ч | ||||||
33 | Сказочная викторина | Отгадывание загадок, ребусов. | 1ч | ||||||
Итоговое занятие -1ч | |||||||||
34 | Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки» | Подготовка и проведение викторины и спектакля (по выбору детей) | 1ч | ||||||
Всего: 34ч | 13 | 21 |
Тематическое планирование
4 класс
№ п.п | Тема занятия | Содержание занятия | Дата | Форма проведения | ||||
Аудиторн. | Внеаудиторн. | |||||||
Тема: «Сказки зарубежных писателей» - 15 ч | ||||||||
1 | Г.Х. Андерсен «Огниво» | Прослушивание сказки.. Создание книжки-малышки. | 1ч | |||||
2 | Г.Х. Андерсен «Огниво» .Инсценировка | Инсценировка сказки. | 1ч | |||||
3 | Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» | Прослушивание сказки. Герои сказки. | 1ч | |||||
4 | Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» Лепка персонажей | Лепка персонажей. | 1ч | |||||
5 | Шарль Перро «Спящая красавица» | Прослушивание сказки. | 1ч | |||||
6 | Шарль Перро «Спящая красавица» Инсценировка | Инсценировка сказки. | 1ч | |||||
7 | Шарль Перро «Красная шапочка» | Прослушивание сказки. Герои сказки. | 1ч | |||||
8 | Шарль Перро «Красная шапочка» Инсценировка | Инсценировка сказки. | 1ч | |||||
9 | В.Гауф “Карлик Нос” | Слушание, выборочный пересказ,. | 1ч | |||||
10 | В.Гауф “Карлик Нос” Инсценировка | инсценирование | 1ч | |||||
11 | Братья Гримм «Умная Гретель» | Чтение сказки.
| 1ч | |||||
12 | Братья Гримм «Умная Гретель» Инсценировка | Инсценировка сказки. | 1ч | |||||
13 | Братья Гримм «Белоснежка» | Слушание, выборочный пересказ.
| 1ч | |||||
14 | Братья Гримм «Белоснежка» Лепка из пластилина | Лепка из пластилина. | 1ч | |||||
15 | Устный журнал «В гостях у сказки» Лепка из пластилина | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | 1ч | |||||
Тема «Зачины сказок» - 2ч | ||||||||
16 | Сказки А. Пушкина, Ершова, В. Жуковского. | Прослушивание сказки. Герои сказки. Лепка персонажей. | 1ч | |||||
17 | Сказки А. Пушкина, Ершова, В. Жуковского Викторина | Викторина | 1ч | |||||
Тема «Пословицы в сказках» - 3ч | ||||||||
18 | Путешествие в мир сказок» Викторина | Чтение сказок. Викторина | 1ч | |||||
19 | Путешествие в мир сказок» | Поиск пословиц и работа над их смыслом. | 1ч | |||||
20 | Путешествие в мир сказок» Создание книжки-малышки | Создание книжки-малышки «Пословицы» | 1ч | |||||
Тема «Сказки в стихах» - 6ч | ||||||||
21 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Прослушивание сказки.
| 1ч | |||||
22 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Инсценировка | Инсценировка сказки . | 1ч | |||||
23 | К. И. Чуковский «Сказки» | Прослушивание сказки. Герои сказки. | 1ч | |||||
24 | К. И. Чуковский «Сказки» Лепка персонажей | Лепка персонажей. | 1ч | |||||
25 | Сказки С.Я. Маршака | Слушание, лепка из пластилина, рисование пальчиками. | 1ч | |||||
26 | Моя любимая сказка. | Пересказ любимых сказок. | 1ч | |||||
27 | С.Я. Маршак «Сказка про козла” | Чтение сказки. Выделение героев сказки. Лепка персонажей. | 1ч | |||||
28 | С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев" | Слушание и чтение сказки. | 1ч | |||||
29 | С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев" Инсценирование | Инсценирование отдельных фрагментов сказки. | 1ч | |||||
30 | П.Морозов «Мышли-Шишли» | Прослушивание сказки. Распределение ролей.. | 1ч | |||||
31 | Работа над детским театральным представлением | Инсценировка сказки. | 1ч | |||||
32 | Работа над детским театральным представлением Инсценировка | Инсценировка сказки. | 1ч | |||||
33 | Моя любимая сказка. | Рассказывание, лепка, пластилиновый театр. | 1ч | |||||
34 | Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки» | Подготовка и проведение викторины и спектакля (по выбору детей) | 1ч | |||||
Всего: 34ч | 13ч | 21ч |
IV. Учебно-методическое обеспечение программы.
1. «Внеурочная деятельность школьников.» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010);
2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А.Горский – М.: Просвещение, 2011
3. Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и проведению занятий, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы;
4. Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;
- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- наборы ролевых игр (по темам инсценировок);
- материалы, необходимые для изготовления театральных костюмов своими руками;
- настольные развивающие игры;
Для реализации программного содержания используются:
- «Русские народные сказки» - М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2001
- Мультимедийные презентации
- Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru
- Детский портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/
- Сайт “Фактор роста” http://www.farosta.ru/
- Сайт “Учительской газеты” http://www.ug.ru/
- Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1september.ru/
- Сайты:
http://www.fairy-tales.su/narodnye/altajskie-skazki/
http://luntiki.ru/blog/umnica/389.html
http://okster.com.ua/post/raskraski-skachat-besplatno-tochka-za-tochkoj/
http://www.roscherk.ru/media//xls/lab_9.jpg
4. Мультимедийное обеспечение:
1. компьютер
2. проектор
V. Литература
1. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева.-М: Баллас, С-Инфо, 1996.
2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998.
3. Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.
4. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.
5. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. Сборник викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей.\ Сост И.Г.Сухин-М:Новая школа, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие КВН "По дорогам сказок"
Сказочные герои (учащиеся старших классов или родители) предлагают детям интересные задания. Мероприятие помогает закрепить полученные знания ) и обогащать читательский опыт учеников ....
Конкурсно-игровая программа "Дорогами сказок"
Цель: приобщение детей к народному творчеству; активизация познавательных интересов учащихся....
авторская программа внеурочной деятельности "По дорогам сказок"
Данный курс формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эс...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "По дорогам сказок"
Рабочая программа по внеурочной деятельности...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Чтение с увлечением. По дорогам сказок»
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Чтение с увлечением. По дорогам сказок»II.Содержание курса внеурочной деятельностиIII.Тематическое планирование...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Дорогами сказок»
Авторская разработка рабочей программы курса внеурочной деятельности «Дорогами сказок» для учащихся 2 класса (34 часа). Программа «Дорогами сказок» реализует общекультурно...