Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 4 класс "Я-Гражданин"
рабочая программа (4 класс)

Аксентьева Вера Павловна

Рабочая программа разработана на основе ФГОС "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Оерская средняя общеобразовательная школа» - «Тохойская основная общеобразовательная  школа»

РАССМОТРЕНО

На заседании МС

«1» сентября 2018 г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

«1» сентября 2018 г.

                                        УТВЕРЖДАЮ:

                                      Директор школы

                                        /Бадмаев Ю.Р./

                                    «1» сентября 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

        по_курсу внеурочной деятельности «Я - гражданин»  4 КЛАСС___

(предмет, класс)

68

(количество часов в год, в неделю)

АКСЕНТЬЕВА ВЕРА ПАВЛОВНА

(ФИО учителя)

__________________________УЧИТЕЛЬ_________________________

(должность)

2018/2019 учебный год

с. Тохой

                                                                            2018 г 

             

                                             1.Пояснительная записка.

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я-гражданин» разработана на основе:

-  Федерального  компонента образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями), а также:

- примерной образовательной программы начального общего образования и примерных программ внеурочной деятельности;

- учебного плана Филиала МБОУ «Оёрская СОШ» - «Тохойская ООШ»;

- Федерального перечня учебников ;

- Положения о рабочей программе ОУ.

   Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

   Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

                           

                            Общая характеристика курса.

   Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  с учетом  воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.  

   Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

  Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

  Программа “Я – гражданин России”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

     Программа   включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности  “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия).

Ценностные установки:  

- любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,  

-долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

-родная земля, заповедная природа, планета Земля;

-красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

                          2. Планируемые результаты:

    Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

    Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

   Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,  

неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

   Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

   У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

В результате реализации программы ожидается:

- развитие творческих способностей;

- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

    Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

                               Место курса в учебном плане.

  Организация работы по программе “Я – гражданин России” в 4 классе рассчитан на 2 часа в неделю в соответствии с возрастными особенностями учащихся:

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4 класс «Я – гражданин России» - 68ч

1.“Я и я”– формирование гражданского отношения к себе.

Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя».

Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов

Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.

2.“Я и семья”– формирование гражданского отношения к своей семье.

День пожилого человека. Песни  бабушек. Панорама добрых дел.

Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.      

Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки.     

3.“Я и культура” – формирование отношения к искусству.

Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины.

О красоте, моде и хорошем вкусе.

Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».

Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.

Конкурс на лучший рецепт блинов.

4.“Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.

Продолжаем изучать Школьный Устав.

Школьный двор. Десант чистоты и порядка.  

Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.

Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.

5.“Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика  России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.

Права ребенка.  Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.

От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.

Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.  

О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои.

Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации  и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6.“Я и планета”– формирование гражданского отношения к планете Земля.

В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.

Изготовление кормушек, поделок из бросового материала.

4. Календарно– тематическое планирование

4 класс «Я – гражданин России» - 68ч

Тема по программе. Тема и номер урока.

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Коррекция

  1. Поговорим о толерантности.

2

03.09

05.09

 

  1. Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием

2

10.09

12.09

 

  1. Символика  России.

2

17.09

19.09

 

  1. Символы нашего края.

2

24.09

26.09

 

  1. Тропы природы. Изготовление поделок из бросового материала.

3

01.10

03.10

08.10

  1. Моя семья. Мини – проект
  2.  

3

10.10

15.10

17.10

  1. Наши классные обязанности..

1

22.10

  1. Десант чистоты и порядка.

2

24.10

29.10

  1. В ответе за тех, кого приучили. Беседа с элементами игры.
  2.  

2

31.10

12.11

 

  1. Я и мой класс. Конкурс рисунков.

2

14.11

19.11

  1. Продолжаем изучать Школьный Устав.

2

21.11

26.11

 

       24. Игры с младшим братом (сестрой).

1

28.11

       25. Правила жизни. Беседа с элементами игры.

1

02.12

  

        26. Права ребенка.  Книга Ю Яковлева «Ваши права,    дети».

       27

2

04.12

09.12

 

       28. Тест «Познай себя».

1

11.12

       29. Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо.

       30.

2

16.12

18.12

     31. От вершины к корням. Из истории появления законов.

    32.

2

23.12

25.12

 

    33. Государственный праздник – День Согласия и примирения. История событий.

1

12.01

 

    34. Откуда я родом.

1

14.01

    35. Зачем нужно учиться в школе.

1

19.01

    36. Моё село. Конкурс сочинений.

1

21.-1

    37-38. Знаменитые писатели и поэты о России. Литературная викторина.

2

26.01

28.01

 

    39. Я и моя семья. Фотовыставка.

    40

2

02.02

04.02

    41. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

    42.

    43.

    44.

4

09.02

11.02

16.02

18.02

    45. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов.

1

23.02

    46. Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием.

    47

2

25.02

02.03

 

    48. «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра – упражнение.

    49

2

04.03

09.03

    50.  Образ русской женщины. Беседа – диалог.

1

11.03

 

     51.  Наше право и наш интерес. Беседа с творческим заданием.

    52

2

16.03

18.03

 

    53.  Геральдика – наука о гербах. Беседа.

    54.

2

01.04

03.04

 

    55.  Герб моей семьи.

    56.

    57.

3

08.04

10.04

15.04

    58.  Победа деда – моя победа. Мини – проекты о своих героических родственниках.

    59.

    60.

    61..

    62

5

17.04

22.04

24.04

29.04

02.05

    63. Память. Создание презентации  и размещение в Интернете лучших работ.

    64.

    65

    66.

4

06.05

08.05

13.05

15.05

    67. Я – гражданин России. Игра – викторина.

    68.

2

20.05

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность и ИКТ" представлена для 3 класса и рассчитана на 68 часов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность «Учусь учиться» для учащихся 1 класса на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Проектная деятельность "Учусь учиться" для 1 класса....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности"

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1-4 класса составлена на основе ФГОС НОО, пример...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность»

Рабочая программа по  курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность»  ...