ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья

Кирсанова Анна Анатольевна

Статья посвящена патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста в процессе реализации программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра». Автором описываются формы работы по ознакомлению с историческим и культурным наследием родного города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kirsanova.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.3

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кирсанова А.А., учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 118, г. Нижний Новгород

Аннотация. Статья посвящена патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста в процессе реализации программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра». Автором описываются формы работы по ознакомлению с историческим и культурным наследием родного города.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, экскурсии, проектная деятельность.

EDUCATION PATRIOTISM IN YOUNGER SCHOOLBOYS IN EXTENSIVE ACTIVITY

Kirsanova A.A., primary school teacher

MAOU school № 118, Nizhny Novgorod

Annotation. The article is devoted to the patriotic education of children of younger school age in the process of implementing the program of extracurricular activities “The road of discovery and good”. The author describes the forms of work on familiarization with the historical and cultural heritage of his native city.

Key words: patriotism, Patriotic education, excursions, project activities.

        В настоящее время одним из основных направлений государственной политики является патриотическое воспитание. Обращаясь к школьникам Президент РФ В.В. Путин заявил, что «чувства патриотизма передаются у нас из поколения в поколение» и объясняют «исполинскую духовную мощь» народа. Он подчеркнул, что у нас нет другой объединяющей идеи, кроме патриотизма [4]. 

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России выделены базовые национальные ценности (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество и др.), сформулированы цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания гражданина. Отмечено, что важнейшей задачей современной школы становится развитие у юного поколения чувства патриотизма, воспитание личности учащихся на основе принятия базовых национальных ценностей [2]. 

         О воспитании патриотизма говорили и многие педагоги: К. Д. Ушинский, А.С.Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. Л. Кондрыкинская, Т. Т. Зубова, Е. Е. Казаева, Е. П. Арнаутова, Д.С. Лихачев и др.

Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую Родину, т.е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению своему Отечеству [2]. Это важнейшее качество человека, которое предполагает любовь к своей Родине, готовность служить своему народу. Именно патриотизм является той основой, которая в любые времена объединяла все слои российского общества.

Воспитание младшего школьника как гражданина и патриота своей страны проходит в МАОУ «Школа №118 с углубленным изучением отдельных предметов» на внеклассных занятиях по курсу «Дорогою открытий и добра» (авторы Деменева Н.Н., Тивикова С.К., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю.).  Данный курс включен в региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Нижегородской области в качестве национально-регионального компонента и направлен на реализацию требований ФГОС НОО по формированию у младших школьников основ гражданской идентичности [5].

Любовь к своей стране начинается с любви к своей малой родине. Тому месту, где человек родился. Академик Д.С.Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному посёлку, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать» [3; с. 10].

Но как же воспитывать эту любовь? Все начинается с любви к своей семье, к своему родному дому, городу, краю. И дальше, она переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему. Поэтому большое значение на занятиях курса «Дорогою открытий и добра» мы придаем ознакомлению учащихся со знаменательными, культурными, национальными особенностями Нижегородского края. На занятиях ребята изучают историю Нижнего Новгорода, памятники исторического и культурного наследия. Нельзя стать настоящим знатоком своего города, не соприкоснувшись с ним близко, не увидев красоты знаменитой Стрелки, величие Кремля, не вдохнув воздух Болдино, не смастерив своими руками Городецкую свистульку… Все эти впечатления у школьников помогают создать экскурсии.

Экскурсия является самой популярной внеурочной формой работы. Для реализации данной формы был разработан план экскурсионных поездок по Нижнему Новгороду и области, согласно тематике курса [1].

Темы по курсу

Экскурсии

 «Нижний Новгород»

«Кремль и его легенды»

«Клинков и ружей биографии и судьбы: сокровища оружейных коллекций музея-заповедника»

«Археологическая экспедиция в прошлое»

Мультимедийный исторический парк «Россия - моя история»

«Церкви Нижнего Новгорода»

«Главная площадь и главная улица города»

«Нижегородская ярмарка»

Ярмарка — «Карман России»

«Отечество старое, новое, вечное»

«Городец – в гости к мастеру» «Семёновская игрушка»

«Музей истории художественных промыслов»

 «По музейному кварталу» (экскурсия по купеческому Городцу и музеям города)

 «Без праздника нет народа»

«Дом елочной игрушки»

Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья

«Отчизны славные сыны»

«Подвиг народного единства»

«Горьковчане в годы Великой Отечественной войны»

«В гостях у Пушкина» (Болдино)

 «Домик Кашириных»

«Мемориальный музей В.П. Чкалова»

«Музей – квартира А.М. Горького»

Государственный литературно - мемориальный музей Н.А. Добролюбова

Парк Победы

        Совершаем с детьми и виртуальные экскурсии. Виртуальная экскурсия – отличается от реальной виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов. Преимуществами виртуальной экскурсии являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, познавательность. На сайте http://pan-nn.ru ребята с удовольствием познакомились с экспозициями музея речного флота Нижнего Новгорода, музея истории гражданской авиации, музея Золотой Хохломы, музея Семена Ложкаря в г. Семенове. Провели виртуальный тур по Семеновской фабрике Хохломской росписи, музею А.С. Пушкина в Большом Болдино, посетили музей Воинской славы гимназии №1 поселка Мулино и др.

Глубокое изучение предмета экскурсии, сама экскурсия и итоговые работы о личных впечатлениях, переживаниях, ощущениях помогают ученику осознать принадлежность к истории родного города, создают условия для воспитания чувства любви к малой Родине, способствуют формированию патриотических чувств.        Итогами очных и виртуальных экскурсий становятся творческие работы: сочинения, отзывы, стихи, рисунки, кроссворды, презентации, фотоальбомы.   

Особое внимание на занятиях курса уделяется и элементам исследовательской деятельности. Так, уже в 1 классе дети учились выполнять мини-исследования и мини-проекты. А со второго класса учащихся включаются в проектную деятельность.

Ребята участвовали в проекте «Государственные символы России» с целью привлечения внимания к государственной символике России, расширения представления о правилах отношения к ней. По окончании работы над проектом они выступили перед учениками первых классов и перед воспитанниками детского сада №114, а я приняла участие во Всероссийском конкурсе на лучший сценарий духовно-нравственной направленности (призер - диплом 3 степени).

Команда класса на сайте nachalka.com приняла участие в сетевом проекте «Восклицательные знаки истории», который был посвящен памятникам, которые нас окружают, которые рассказывают об исторических событиях, о героях, о необычном в нашем городе. В ходе проекта дети учились различать памятники и скульптуры; узнавали, какими они бывают; изучали памятники города и Московского района Нижнего Новгорода. Во время проектной деятельности ребята создали ментальную карту городских памятников, классифицировали их. Совершили пешеходную экскурсию «Памятники нашего района», на которой изучали и фотографировали скульптурные памятники, монументы, обелиски. Узнавали каким событиям посвящен тот или иной памятник, когда был установлен, кто автор; искали самый необычный, оригинальный, памятник в нашем городе; знакомились с историей его создания. В ходе проекта искали ответ на основной вопрос: «Зачем нам память поколений?». Также мои ученики участвовали во Всероссийском студенческом патриотическом проекте «Живая история» в номинации «Война в истории моей семьи», Нижегородском Интернет-проекте «Мы вместе» в рубрике «Комсомол – это гордость Отечества».

Об эффективности данной работы свидетельствуют победы детей в 6 и 7 городском интеллектуальном конкурсе «Мой Нижний Новгород», в городском историческом исследовательском конкурсе «Моя семья в истории страны» номинация «Загляните в семейный альбом», в районном конкурсе «Сердце, отданное комсомолу», во Всероссийских конкурсах «Сокровищница России. Моя родина, народ, традиции», «Защитники наследия Победы» с конкурсной работой «Чему учит нас победа в Великой Отечественной войне» и др.

          Программа «Дорогою открытий и добра» интересна детям. Они являются активными ее участниками. А объединение экскурсионной и проектной работы помогает сделать школьную жизнь детей более яркой, насыщенной, творческой. И, конечно, программа способствует формированию духовно-нравственной основы личности учащихся, формированию позиции гражданина и патриота.

Список литературы

1. Деменева Н.Н. Комплексная программа внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра»1-4 классы/ Н.Н. Деменева, Т.Я.Железнова, С.К. Тивикова, Н.Ю. Яшина//Организация внеурочной деятельности младших школьников: сборник программ. - М.: Русское слово учебник, 2013. С.6-40.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - 4-е изд. - Москва: Просвещение, 2014. - 23 с

3. Лихачев Д.С. Экология культуры [Электронный ресурс]:  http://svitk.ru/004_book_book/16b/3564_lihahev-ekologiya_kulturi.php

4. Путин В.В. [Электронный ресурс]: https://meduza.io/news/2016/02/03/putin-nazval-patriotizm-natsionalnoy-ideey-rossii

5. Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников: монография/ под ред. Н.Н.Деменевой, С.К. Тивиковой. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014. 230 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма у младших школьников.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Род...

"Воспитание патриотизма у младших школьников на уроках и во внеклассной работе"

В данной статье рассматривается особенности патриотического воспитания у младших школьников в урочное и внеурочное время....

Статья "Воспитание патриотизма у младших школьников через ознакомление с государственной символикой России"

Государственная символика является частью истории и культуры страны.            Любовь к Родине, понимание неповторимости и богатства культурных ...

Учебно-исследовательская работа по теме "Воспитание патриотизма у младшего школьника во внеурочной деятельности по окружающему миру" 2014-2015 г.

Сформировать у учащихся чувства патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и гражданской ценности - неотложная задача общеобразовательной школы, начиная с первого года обучения ребенка. Поэтому вн...

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

Актуальность исследования. Патриотическое воспитание детей - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных цен...

Из опыта работы по воспитанию патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) через организацию внеурочной деятельности

В статье рассматриваются вопросы формирования патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью в процессе реализации программ внеурочной деятельности "Я и мой мир" с использованием ...

Воспитание патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через организацию внеурочной деятельности.

В данной статье рассмотрены вопросы формирования патриотизма у младших школьников с умственной отсталостью в процессе реализации программы внеурочной деятельности "Я и мой мир" с использован...