Круглый стол по произведению К.Д. Воробьева"У кого поселяются аисты"
план-конспект занятия (4 класс)

Ковалева Наталья Юрьевна

Я участвовала и вышла в финал в региональном конкурсе КИРО "Мастерская слова : зерна добра и красоты" 

                          Круглый стол .

По  рассказу К.Д. Воробьева «У кого поселяются аисты»

Цели :

1.     Познакомить учащихся с писателем, с его рассказом.

2.     Побудить учащихся задуматься над тем, что есть добро и зло,доброта и милосердие, каким должен быть человек.

3.     Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе милосердие, сострадание, способность не оставаться равнодушными к чужой беде.

Продолжить работу над развитием творческих способностей учащихся.

В результате работы над произведением ребята ответили на вопросы:

-Чем отличается доброта от милосердия?

-Какой должен быть настоящий человек?

-Как сделать свое Сердце горящим?  

-К кому  прилетают аисты?

(-К добрым  и милосердным людям)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Круглый стол .

По  рассказу К.Д. Воробьева «У кого поселяются аисты»

Цели :

  1. Познакомить учащихся с писателем, с его рассказом.
  2. Побудить учащихся задуматься над тем, что есть добро и зло,доброта и милосердие, каким должен быть человек.
  3. Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе милосердие, сострадание, способность не оставаться равнодушными к чужой беде.
  4. Продолжить работу над развитием творческих способностей учащихся.
  1. Дидактическое оборудование: портрет писателя, вопросы - задания для анализа текста рассказа, видеозапись, аудиозапись, анкетирование детей (ранжирование),рисунки учеников, сочинения-миниатюры, толковый словарь, символическое солнце с лучами, плакат со словами :

«Добрый человек – «это такой человек, который обладает    воображением и пониманием, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует» Януш Корчак.

Предварительная работа

  1. Прочитать рассказ К.Д. Воробьева «У кого поселяются аисты»
  2. Написать сочинение на одну из тем «Что такое милосердие?» «Что такое доброта»
  3. Анкетирование детей (ранжирование).

I.Подготовительный этап.

1. Вступительная беседа.

Учитель:

-Здравствуйте, дорогие ребята! Мы начинаем наш «круглый стол».

-Предлагаю вам послушать два стихотворения .

-Сегодня работать будем в двух группах.

1 группа

-Послушайте свое стихотворение .

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

 Делай доброе дело

- Тем живёшь на земле.

Н. Водневский.

2 группа

-Послушайте свое стихотворение .

Поэзия сострадания

Жалейте каждого больного
Всем сердцем, всей своей душой,
И не считайте за чужого,
Какой бы ни был он чужой.

Пусть к вам потянется калека,
Как к доброй матери дитя;
Пусть в человеке человека
Увидит, сердцем к вам летя.

И обнадёжив безнадёжность,
Всё возлюбя и всё простив,
Такую проявите нежность,
Чтоб умирающий стал жив!

И будет радостна вам снова
Вся эта грустная земля…
Жалейте каждого больного,

Ему сочувственно внемля.

Игорь Северянин

  1. Целеполагание.

-О чем же сегодня пойдет речь?

(-О доброте и милосердии)

- Итак, вы догадались, что речь сегодня пойдет о доброте и милосердии .

3.  Словарная работа.

-Что такое доброта? (отвечает 1-я группа)

-Что понимают под словом доброта?( на солнышке появляются лучи с качествами)

  • отзывчивость
  • сопереживание
  • милосердие
  • внимательность
  • сочувствие
  • заботливость
  • взаимоуважение

Работа с толковым словарем.

 -Давайте обратимся в толковый словарь.

Доброта – это этическая категория, обозначающая совокупность положительно оцениваемых классом, обществом или отдельными людьми условий жизни, а также нравственных действий, принципов и норм поведения.

Рассуждение.

-Доброта – это не наследственный признак, ее необходимо воспитывать изо дня в день.

-Что вы понимаете под словом милосердие?( на солнышке появляются лучи с качествами)

  • гуманность
  • сопереживание
  • сострадание
  • благосердие
  • сочувствие
  • сожаление
  • жалость
  • доброта

4.Творческая работа детей.

-А теперь я хочу послушать отрывки из домашних сочинений об этих понятиях.

/ Прослушивание высказываний детей по данной теме -чтение отрывков из сочинений/

1-я группа «Что такое доброта»

1Доброта — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям.

2Доброта - это стремление помогать.

3Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

4Когда мы уступаем место в общественном транспорте или помогаем пожилым людям перейти дорогу – мы совершаем добро.

5Доброта – это ещё и умение прощать людей от всей души. Ведь только тогда в душе человека будет жить доброта.
6Доброта - это гуманность к людям, любовь и забота к окружающим..

7Доброта учит заботе.

2-я группа «Что такое милосердие».

Из сочинений детей:

«Милосердие — это доброта сердца, ведь не зря слово это образовалось от слов «милое» и «сердце»»

«Милосердные люди делают этот мир лучше и добрее»

«Милосердие — это доброта в сочетании с жалостью к кому-то, желание помочь. В жизни очень важно быть милосердным, потому что милосердие рождает ответное чувство любви и благодарности»

Вывод: все участники круглого стола понимают, что такое  «доброта» и «милосердие»

Учитель:

 всегда ли их поступки бывают добрыми , идут от сердца?

-Когда я их спросила, каким человеком тебе хочется стать, - то услышала  множество ответов: храбрым, сильным, умным, красивым. И только один ответил, что он хочет стать добрым, и один – милосердным.

Результаты ранжирования.

-Мы провели ранжирование.

Добро                      Зло

.-------------------------.                  Я  Взрослые  Дети

Поставьте черточку, насколько вы добры, злы.

(Как оценивают дети себя по отношению к другим («Я»), насколько добрый или злой; насколько взрослые добры или злы по отношению к нему(«В»), насколько дети добры или злы по отношению к нему («Д»).

   

II. Основной этап.

  1. Самоопределение к деятельности.
  2. Просмотр видеоролика. Обсуждение .

Учитель:

-Посмотрите видео «Аисты летят на зимовку»

-Как вы думаете: какой дом выберет аист?

/-Теплое болото, где много лягушек или дерево, которое растет рядом с жильем человека/

-Почему аисты поселяются вблизи человеческого жилья?

-Ребята,а почему они у одного дома селятся ,а у другого нет?

-Чем человеческие дома так привлекают этих птиц?

- У каких людей поселяются аисты?

(-У добрых, заботливых, милосердных.)

-Сейчас я расскажу вам древнюю легенду об этих необычных птицах. А вы проследите, как же связана жизнь этих птиц с человеком?

  1. Легенда об аистах

-Существует  древняя легенда об аистах- история, в которой объясняется, почему у аистов крылья черного цвета. На соломенной крыше дома, в которой жили отец мать и двое младенцев, было гнездо аистов. Однажды случился пожар, и дом загорелся, красные языки пламени скользили по стенам на крышу. Аисты заволновались, стали кричать и звать хозяев дома, но они ушли далеко от дома и не услышали крик аистов. Птицы не побоявшись пламени, бросились в пылающий дом и вынесли двух младенцев из огня. Именно с того времени кончики крыльев у аистов черные, а ноги и клюв красные от ожогов. 

-Как вы думаете,аисты как поступили,когда спасали человеческих детей?

(-Они не пожалели себя, жертвовали собой,спасая детей человека. Совершили добрый поступок, проявили милосердие)

-И теперь и во многих песнях про аистов говорится,что эти птицы приносят в дом счастье и мир на земле.

  1. Прослушивание песни В. Толкуновой «Аисты»

Это поверье нам послано свыше,
Стало приметой оно для людей:
Если поселится аист на крыше,
Дом будет полон счастливых детей.

Гнездо аиста на крыше дома или вблизи него издревле считалось хорошим знаком. Это помогало предохранить жилище от дурного глаза и духов любое проявление зарождения новой жизни - это всегда хороший знак.

-Сегодня на примере одного замечательного произведения мы выясним,

будут ли синонимами  слова  «доброта» и «милосердие», и чем они различаются? И познакомимся поближе с биографией и творчеством замечательного писателя,нашего земляка,Константина Дмитриевича Воробьева.

  1. Биография автора.

Константин Воробьёв родился в 1919 году в деревне Нижний Реутец Медвенского района Курской области. Семья была небольшая: мать, отец, бабка. А из детей, кроме Константина, были ещё 2 старшие сестры. Мальчик родился в тяжёлое время: Гражданская война, холод, голод. Но детское сердце впитывало только хорошее. С раннего детства мальчик учился наблюдать за тем, как встает солнце, как шумит высокая трава, как   « говорят» в ночном лошади .

В своих произведениях писатель рассказывает о о трагических событиях Великой Отечественной войны, о любви, о таинственно-романтических отношениях человека с миром природы, об открытых и добрых сердцах не только взрослых, но и детских.

Рядом с домиком писателя часто поселялись аисты и один случай из жизни пернатых и семьи деревенского мальчишки лег в основу будущего рассказа  , написанного в 1961 году, К.Воробьева «У кого поселяются аисты»

  1. Знакомство с выставкой произведений автора.

–Дома вы уже познакомились с рассказом этого писателя «У кого поселяются аисты»

После предварительного чтения произведения вы ,ребята, должны были ответить на главный вопрос:  

-У кого же поселяются аисты?

  1. Работа по содержанию рассказа.

Учитель

-Назовите главных героев рассказа.

(Мальчик Костя и аист Колька)

-Как мальчик относится к аисту?

(Трепетно, он жалел, заботился о нем и оберегал его, судьба аиста напоминала Костику его жизнь)                                                                  

-Что роднит Костю и Кольку?

(Оба героя сироты, оба всегда голодные)

Как еще перекликаются образы главных героев?

(Человек и птица дружат, они оба добрые)

-Есть ли в рассказе образы-антиподы главному герою Костику?

(Есть. Это его бабка)

  1. Лексическая работа.

Толкование слова «антипод»

(Человек,противоположный кому-нибудь по убеждениям,свойствам,вкусам)

-Для чего же автор ввел в свое произведение такой персонаж?

(Чтобы мы сравнили ДОБРО и ЗЛО)

-Можно ли категорически утверждать, что бабка плохая?

(Нет, она хорошая. Она не бросила Костика, растила его, воспитывала, как могла, но так как уже была стара, не всегда была добрая и милосердная)

-Почему Костя Мухин не закончил свой рассказ?

(Ему было очень тяжело еще раз переживать потерю друга)

-Только аисту способен был сопереживать Костя?

(цитаты из текста)

-А как сам относился автор к своему герою Костику?

(цитаты из текста)

  1. Обсуждение ситуаций в группах

-Вам нужно проанализировать:

1я группа

-Был ли мальчик  добрым?

2я группа

 -Был ли мальчик  милосердным?

  1я группа

Защита мнений

- Главный герой рассказа К.Воробьева «Костик» был добрым к городским жителям, к своей бабушке. Он никогда не делал им зла, относился к своей бабке хорошо , даже после того, как она поступила с аистом.

  2-я группа

Защита мнений

Костик был милосердным .Он помогал аистенку выжить. Когда аист был ещё птенцом, мама не любила его, потому что он был ей не родной. Она не давала ему пищу, постоянно хотела столкнуть его с гнезда. Но мальчик не давал ей этого делать. Аиста никто не любил, кроме Костика. Даже когда он прилетел зимой весь замерзший, растрёпанный, с засохшей кровью, мальчик приютил его у себя дома. Они были настоящими друзьями! Если бы не Костик, то аистёнок бы погиб.

-Проблемы, поднятые в рассказе, актуальны и сейчас. Ведь как много брошенных, никому не нужных сирот. Детям, которые росли в неполной семье или в детском доме, чаще на своём пути встречают непонимание, грубость , нежелание помочь... Никто не может заменить материнскую заботу, ласку и любовь. Почему же в нашем мире так мало отзывчивости и милосердия? Я очень рада, что такие люди, как Костик, существуют. Маленький мальчик откликнулся на беду, помог Кольке выжить. Как это важно, что наши сердца еще не огрубели. Доброта, милосердие, сострадание маленького любящего сердца потрясли меня до глубины души. Костик не отчаялся, а прошёл все испытания и трудности вместе с аистёнком.

  1. Вывод: Герой рассказа К.Воробьева «Костик» доказывает, что можно быть и добрым, и милосердными одновременно. Нужно стремиться стать именно таким человеком.

  1. Обобщение.

Доброта и милосердие часто используют в качестве синонимов. Тем не менее, их значение несколько отличается. Чем доброта отличается от милосердия? 
Доброта – это душевное качество, присущее всем людям. Другое дело, что одни его подавляют, а другие – нет. Доброта – это хорошее отношение к окружающим. Не всегда это качество реализуется в соответствующих поступках. Некоторые люди безгранично добры, но помогают другим крайне редко. 
Милосердие – это проявление доброты, поступки, совершенные ради других, причем совершенные совершенно бескорыстно. Можно сказать, что это доброта в действии. Милосердный человек-это человек, с чувством достоинства, который защищает слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

Таким образом, понятия милосердие и доброта близкие, но не тождественные.

Доброта – это состояние души, а милосердие – поступки!

III Рефлексия

-К кому же прилетают аисты?

-К добрым  и милосердным людям/

-Сегодня в нашем сердце расцвели необходимые человеческие качества. Это милосердие, сострадание, , бескорыстие, сочувствие, благодарное уважение, нежность, скромность.

Заботьтесь о своем сердце, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами! Спешите делать добро! Будьте милосердными.

В древности Сердце называли “Солнце солнц”. Встаньте, пожалуйста, в круг, с которого мы и начали занятие и скажите  свои пожелания, обращаясь,  к друзьям, к землянам.

Как сделать свое Сердце горящим?  Только самоотверженной и бескорыстной любовью к людям.

Если вы готовы раскрыть свои сердца для других, то

Возьми свое Сердце,

Зажги его смело,

Отдай его людям,

Чтоб вечно горело!

3. Если вам понравилось  занятие прикрепите к образу «милосердие» красные сердечки, если нет – то синие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол "Курить - себе вредить"

Мероприятие помогает дать понятия об органах дыхания, показать какое вредное воздействие оказывает курение на здоровье,  обучить детей навыкам отказа от предложения закурить....

Круглый стол с родителями "Здоровая семья - здоровый ребенок"

цели это мероприятия: повысить уровень знаний родителей в области формирования,сохранения, укрепления здоровья детей, формирование здорового образа жизни; повышение социальной активности и укрепления ...

Круглый стол. "Использование ИКТ как одно из средств оптимизации образовательного процесса в начальной школе"

Презентация. Показаны разнообразные приёмы использования ИКТ на различных уроках для обобщения знаний, для отработки техники чтения, для развития зрительной памяти и орфографической зоркости на уроках...

Круглый стол: Условия развития творческого потенциала личности в контексте работы с одаренными детьми

Заседание школьного методического обединения учителей начальных классов по развитию детской одаренности...

Что такое "круглый стол"?Как организовать круглый стол для дискуссий.

Переговоры и совещания в формате "круглого стола" популярны еще со времен Средневековья. Тогда рыцари собирались именно за круглым столом. Ведь только так все чувствуют себя равноправными и равными по...

Разработка урока литературного чтения на родном русском языке для 4 класса: К.Д. Воробьев "У кого поселяются аисты?"

Цели урока: -Познакомить с произведением К. Д. Воробьева "У кого поселяются аисты?", с жизнью и творчеством писателя.- Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе милосердие.с...

Открытый урок по литературному чтению 4 кл. Тема: К.Д. Воробьев «У кого поселяются аисты?»

Открытый урок по литературному чтению 4 кл.  Тема: К.Д. Воробьев «У кого поселяются аисты?» .  УРОК  знакомит учащихся с писателем, с его рассказом.Позволяет учащимся задума...