Рабочая программа по внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"4класс.
рабочая программа (4 класс)
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Ю.Корлюговой "Финансовая грамотность": учебная программа 2014 г., М. "ВИТА ПРЕСС".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 4 класс | 65.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 17»
г. о. Электросталь
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
(изучение на базовом уровне)
4а класс
Составитель: Баукина Юлия Александровна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 4а класса разработана учителем начальных классов Баукиной Ю.А. на основе программы Корлюговой Ю.Н. «Финансовая грамотность», М.: Вита-Пресс, 2014г. и ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» полностью соответствует поставленным целям, задачам и содержанию Образовательной программы МОУ «Гимназия №17» на 2019-2020 учебный год для начального общего образования.
Цель:
- формирование экономического образа мышления обучающихся, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономики.
Задачи:
- познакомить с историей возникновения денег, их видами и функциями, а также ролью денег в семейной и общественной жизни;
- анализировать структуру семейных доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;
- формировать умение получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения.
- развивать творческие способности обучающихся, интерес к исследовательской деятельности.
Ценностные ориентиры программы
Ценность данной программы в том, что она направлена на развитие способностей обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов обучающихся и их кругозор. Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Обучающиеся 4 класса вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах, а также закрепить на практических занятиях.
Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления, направлено на приобретение финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Содержание программы
Основные содержательные линии курса:
- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Блок I. Деньги, их история, виды, функции
Модуль 1. Как появились деньги
Как появились деньги. Бартерный обмен. Товарные деньги облегчают процесс обмена. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. Появление бумажных денег. Покупательная сила денег.
Основные понятия
Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы.
Модуль 2. Виды денег и их функции
История монет. Монеты чеканили из благородных металлов. Появление первых монет появились в Лидийском царстве. На Руси монеты появились в Х веке.
Основные понятия
Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл», «Решка».
Бумажные деньги.
Монеты и купюры являются наличными деньгами. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Какие бывают купюры. Защита бумажных денег от подделок. Кто такие фальшивомонетчики.
Основные понятия
Монеты. Купюры. Номинал. Покупательная сила. Бумажные деньги. Наличные деньги.
Безналичные деньги. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики.
Безналичные деньги. Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Современные банки используют пластиковые карты.
Основные понятия
Банк.Сбережения.Кредит.Вклад.Вкладчик.Заёмщик.Меняла.Плательщик.Получатель.
Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Кредитные карты.
Валюта—денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Что такое резервная валюта
Основные понятия
Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта.
Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк.
Блок II Семейный бюджет
Модуль 3. Из чего складываются доходы в семье
Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Доход также приносит предпринимательская деятельность.
Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.
Основные понятия
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес
Модуль 4. Расходы семьи
Расходы семьи. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.
Основные понятия
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.
Модуль 5. Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. Когда приходится брать кредит и платить проценты.
Основные понятия
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг.
Модуль 6. Риски потери денег и имущества, и как от этого защититься
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Страхование. Как уберечься от мошенников.
Основные понятия
Риск. Страхование. Мошенничество.
Название модуля | Количество часов |
Блок I. Деньги, их история, виды, функции (18 ч.) | |
Как появились деньги | 4 |
Виды денег и их функции | 14 |
Блок II. Семейный бюджет (16 ч.) | |
Из чего складываются доходы в семье | 5 |
Расходы семьи | 5 |
Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал | 2 |
Риски потери денег и имущества, и как от этого защититься | 4 |
Итого: 34 |
Тематический план занятий
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых
и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- составление простых планов с помощью учителя;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- умение слушать собеседника и вести диалог;
- умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- умение характеризовать виды и функции денег;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
- проведение элементарных финансовых расчётов.
Программа реализуется через следующие формы занятий:
- образно-ролевые игры
- исследовательская и творческая деятельность
- практикум
- дискуссия, обсуждение.
Уровни овладения
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов.
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную финансовую среду.
Второй уровень результатов - развитие аналитических способностей, навыков планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов семейного бюджета.
Третий уровень результатов - воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи.
Таким образом, курс «Финансовая грамотность» способствует самоопределению обучающегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным для личностного развития обучающегося.
Система оценки планируемых результатов освоения программы
Оценивание результатов освоения программы предполагает комплексное оценивание достижений обучающихся в области их финансовой грамотности. Важно иметь в виду следующее:
- на первый план выходят личностные достижения обучающихся как позитивно значимые изменения качеств личности, которые возникают в ходе становления финансовой грамотности младших школьников;
- способы оценивания должны быть ориентированы на создание ситуаций, приближенных к реальной жизни, где учащиеся могут продемонстрировать применение на практике знаний и умений, опыт грамотного финансового поведения.
Наиболее адекватными инструментами для оценки достижений обучающихся служат проекты, собственные презентации, творческие работы обучающихся.
Формы оценивания
- устный опрос;
- тестовые задания;
- решение задач;
- решение кроссвордов и анаграмм;
- мини-исследования;
- графическая работа: построение схем, создание ментальных карт, кластеров;
- творческая работа: проект, компьютерная презентация.
Календарно - тематическое планирование занятий
внеурочной деятельности в 4а классе
«Финансовая грамотность»
1ч в неделю, 34 часа в год.
№ занятия | Тема | Основные виды деятельности учащихся | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | ||
Блок I. Деньги, их история, виды, функции Модуль 1. Как появились деньги | ||||||
1. | Введение. Что такое финансовая грамотность? | Познакомиться с понятием финансовой грамотности | 2.09-6.09 | |||
2. | Как появились деньги. | Познакомиться с терминами: бартер, товарообмен, ликвидность, объяснять проблемы бартерного обмена, описывать свойства предмета, играющего роль денег, познакомиться с историей российских денег | 9.09-13.09 | |||
3. | Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. | 16.09-20.09 | ||||
4. | История российских денег. | 23.09-27.09 | ||||
Модуль 2. Виды денег и их функции | ||||||
5. | Какими бывают деньги. | Перечислять виды денег, приводить примеры товарных денег, сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег, решать задачи с денежными расчетами, работать над творческим проектом. | 30.09-4.10 | |||
6. | История монет. Свойства драгоценных металлов. Появление первых монет. | 7.10-11.10 | ||||
7. | Монеты на Руси. Устройство монеты. | 14.10-18.10 | ||||
8. | История монет. Творческий проект «Монета, которую придумал Я» | 21.10-25.10 | ||||
9. | Купюры. | Сравнивать монеты и купюры, рассматривать изображения на российских купюрах, объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться, объяснять, почему изготовление фальшивых денег-преступление | 5.11-8.11 | |||
10. | Современные российские купюры. | 11.11-15.11 | ||||
11. | Современные российские купюры. | 18.11-22.11 | ||||
12. | Купюры. Исследовательский проект «Защита купюр от подделок». | 25.11-29.11 | ||||
13. | Безналичные деньги и платежи. | 2.12-6.12 | ||||
14. | Банки, банкоматы и банковские карты. | 9.12-13.12 | ||||
15. | Что такое валюта. | Приводить примеры валют разных стран, объяснять, что такое валютный курс, находить информацию о валютных курсах, проводить расчеты с валютными курсами. | 16.12-20.12 | |||
16. | Разные страны имеют разные валюты. | 23.12-25.12 | ||||
17. | Разные страны имеют разные валюты. Творческий проект «Валюта моей придуманной страны». | 13.01-17.01 | ||||
18. | Викторина по теме «Деньги» | 20.01-24.01 | ||||
Блок II. Семейный бюджет Модуль 3. Из чего складываются доходы в семье | ||||||
19. | Откуда в семье берутся деньги? | Описывать и сравнивать источники доходов семьи, виды заработной платы, знать особенности труда несовершеннолетних, объяснять причины различий в заработной плате, объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат. | 27.01-31.01 | |||
20. | Откуда деньги в семье? Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад. | 3.02-7.02 | ||||
21. | Основной источник дохода современного человека. Отчего зависит размер заработной платы. | 10.02-14.02 | ||||
22. | Доходы семьи. Пенсия. Стипендия. Пособие. | 17.02-21.02 | ||||
23. | Обобщение по теме «Откуда в семье деньги». | 25.02-28.02 | ||||
Модуль 4. Расходы семьи | ||||||
24. | На что семья тратит деньги. | Объяснять причины, по которым люди делают покупки, описывать направления расходов семьи, классифицировать виды благ, рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги. | 2.03-6.03 | |||
25. | Расходы семьи. Виды и сроки расходов. | 9.03-13.03 | ||||
26. | Воздействие рекламы на принятие решений о покупке. Практическая работа: «Составление собственного плана расходов». | 16.03-20.03 | ||||
27. | Сбережения. Долги. | 30.03-3.04 | ||||
28. | Олимпиада по финансовой грамотности. | 6.04-10.04 | ||||
Модуль 5. Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал | ||||||
29. | Сравниваем доходы и расходы. Способы экономии. | Составлять семейный бюджет на условных примерах, сравнивать доходы и расходы и принимать решения, объяснять причины, по которым люди делают сбережения, описывать последствия превышения расходов над доходами. | 13.04-17.04 | |||
30. | Практическое занятие: «Учимся составлять семейный бюджет». | 20.04-24.04 | ||||
Модуль 6. Риски потери денег и имущества и как от этого защититься | ||||||
31. | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. | Рассматривать события, существенно влияющие на жизнь семьи, определять последствия таких событий для бюджета семьи, различать виды мошенничества, различать обязательное и добровольное страхование, сравнивать различные виды страхования. | 27.04-30.04 | |||
32. | Виды мошенничества. Как уберечься от мошенников? | 11.05-15.05 | ||||
33. | Страхование. | 18.05-22.05 | ||||
34. | Итоговое обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?» | 25.05-29.05 |
Итого: 34 часа
Перечень учебно-методического обеспечения:
1. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: Учебная программа.
2-4 классы общеобразовательных организаций - Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Корлюгова Ю. Н. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя.
4 класс. Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. Гловели Г. Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся.
4 класс. Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Веселые и находчивые бизнесмены: сборник задач с экономическим содержанием:
4 класс: Пособие для учителя / Н.С. Абраменко – Хабаровск:
Издательский дом «Приамурские ведомости», 2018.
5. Гольдберг Л. «Дети и деньги: как научить ценить, экономить и тратить».
Москва.: Вектор, 2018.
6. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. «Как вести семейный бюджет».
Москва.: Интеллект-Центр, 2017.
7. Бойко М. «Азы экономики». Москва: Издатель «Книга по требованию», 2016.
Интернет-источники
1. http://basic.economicus.ru/ – сайт «Основы экономики».
2. http://ecschool.hse. ru/ – сайт журнала «Экономика в школе».
3. http://muzey-factov.ru/ – сайт «Интересные факты обо всём на свете. Музей фактов».
4. http://www. azbukafinansov.ru/ – портал «Азбука финансов».
5. http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 4класс "Умники и умницы" (Занимательная грамматика)
Рабочая программа по внеурочной деятельности 4класс "Умники и умницы" (Занимательная грамматика)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению" в 1 классе.
Курс внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» реализуется с 1 по 4 класс, рассчитан на 135 часов всего, в первом классе 33 часа в год, 1 час в неделю.Рабоча...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Грамотный читатель".
Цель курса: формирование у учащихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Крымоведение" 4класс
Цель программы по внеурочной деятельности "Крымоведение ":заложить основы навыков исследования родного края,сформировать целостнуюкартину мира через усвоение комплексных знаний о Крыме на ос...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Грамотный читатель" 4 класс
Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Срок реализации - 1 год, 34 часа.Содержит разделы: "Результаты освоения курса внеурочной...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» общеинтеллектуального направления для 4 «А» класса 2021-2022 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» общеинтеллектуального направления ориентирована на учащихся 4 к...