программа внеурочной деятельности "Страна мастеров"1 класс
элективный курс (1 класс)
программа внеурочной деятельности "Страна мастеров"1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strana_masterov_1_klass.docx | 39.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности « Страна мастеров» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. (Москва 2011г.)
Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов: 135 из расчёта 1 час в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
Цель программы: развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.
Задачи:
- развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
- учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;
- учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников
- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Общая характеристика учебного курса.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Целесообразно с первой группы обучения предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий.
Кружок «Страна мастеров» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду- приобщение детей к продуктивно творческой деятельности.
Содержание
Программа изучения в состоит из нескольких блоков:
1 класс:
I. Аппликация и моделирование
II. Работа с пластическими материалами
III. Аппликация из деталей оригами
2 класс:
I. Аппликация и моделирование
II. Работа с пластическими материалами
III. Поделки из гофрированной бумаги
IV. Модульное оригами
3 класс:
I. Работа с природными материалами
II. Объёмные и плоскостные аппликации
IV. Модульное оригами
III. Работа с пластическими материалами
4 класс:
I. Работа с природными материалами
II. Объёмные и плоскостные аппликации
III. Поделки на основе нитяного кокона
Для работы используются природный материал (засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка, перья, шишки, желуди и т.д.), цветная бумага, картон, пластилин или тесто, нитки.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
• патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
• трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
• ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
• ценностного отношения к природе, окружающей среде;
• ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
• интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
• формирование информационной грамотности современного школьника;
• развитие коммуникативной компетентности;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Особенности оценивания.
Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио, в которое оформляются итоговые творческие работы. Творческими работами могут быть, например: занятия по конструированию, рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом.
Содержание программы и процесс достижения определенных результатов представлены в таблице
Условные обозначения:
К.-коммуникативные;
Л.-личностные;
П.-познавательные;
Р.- регулятивные
И.- информационно-компьютерные технологии.
Тематическое планирование
1 класс (33ч)
Но мер урока | Тема (содержание) занятия | Дата по плану/ дата по факту | Планируемые результаты освоения учебного предмета (основные планируемые результаты) | |||||||
Предметные умения | Специфические универсальные учебные действия (соответствующие содержанию предмета) | Универсальные учебные действия, планируемые по мере реализации программы | ||||||||
Научится / Получит возможность научиться | ||||||||||
Работа с природными материалами (4 часа) | ||||||||||
1. | Объёмные поделки. «Ёжик» | Расширять знания при работе с природными материалами.(шишки) Передавать формы животных. | Планировать совместную учебную работу под руководством взрослого, при ее выполнении придерживаться плана. Осуществлять взаимоконтроль | Л.Выполнять правила поведения школьника. Самостоятельно выполнять поручения учителя, проявляя инициативу Р. Организовывать рабочее место. Соблюдать режим учебной работы в совместной деятельности Л.Удерживать статус школьника, осознавать значимость учения, учиться с опорой на внешние и внутренние мотивы, объяснять свои мотивы | ||||||
2. | Объёмные поделки. «Черепаха» | Расширять знания при работе с природными материалами. (Скорлупа грецкого ореха) Передавать формы животных. | П.Осуществлять поиск необходимой информации в интернете, энциклопедии, справочнике | |||||||
3. | Объёмные поделки. «Кошка» | Расширять знания при работе с природными материалами.(Скорлупа лесных орехов» Передавать формы животных. | П.Планировать совместную учебную работу под руководством взрослого, при ее выполнении придерживаться плана. Осуществлять взаимоконтроль | |||||||
4. | Объёмные поделки. «Лягушка» | Расширять знания при работе с природными материалами.(Крупа) Передавать формы животных. | К.Принимать правила учебного сотрудничества. Определять цель совместной работы и распределять задания в паре, группе | |||||||
Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов) | ||||||||||
1/5 | Торцевание гофрированной бумагой на картоне «Маковая фантазия» | Обогатит свои знания о торцевании, видах торцевания. Составлять композицию из бумаги разных цветов. | П.Осуществлять поиск необходимой информации в интернете, энциклопедии, справочнике | Л.Выполнять правила поведения школьника. Самостоятельно выполнять поручения учителя, проявляя инициативу Р. Организовывать рабочее место. Соблюдать режим учебной работы в совместной деятельности Л.Удерживать статус школьника, осознавать значимость учения, учиться с опорой на внешние и внутренние мотивы, объяснять свои мотивы Р.Принимать и сохранять учебную задачу, соблюдать последовательность действий по ее решению Р.Корректировать действие по ходу его выполнения. Исправлять указанную ошибку самостоятельно. Корректировать с помощью взрослого план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата И.Сохранять найденный объект. Составляет список используемых информационных источников. Осуществлять поиск информации в компьютере. Организовывать поиск по стандартным свойствам файлов, по наличию данного слова. Л.Удерживать статус школьника, осознавать значимость учения, учиться с опорой на внешние и внутренние мотивы, объяснять свои мотивы Р.Корректировать действие по ходу его выполнения. Исправлять указанную ошибку самостоятельно. Корректировать с помощью взрослого план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата Л.Проявлять познавательный интерес к отдельным предметам. Находить способы решения новой задачи совместно со сверстниками Р.Принимать и сохранять учебную задачу, соблюдать последовательность действий по ее решению Р.Корректировать действие по ходу его выполнения. Исправлять указанную ошибку самостоятельно. Корректировать с помощью взрослого план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата Л.Удерживать статус школьника, осознавать значимость учения, учиться с опорой на внешние и внутренние мотивы, объяснять свои мотивы Выражать в рисунке, лепке свое отношение об услышанном или увиденном произведении искусства. Разрабатывать творческие мероприятия совместно с учителем Л.Самостоятельно оценивать свои возможности на основе заданных критериев успешности | ||||||
2/6 | Торцевание гофрированной бумагой на картоне «Маковая фантазия» | Обогатит свои знания о торцевании, видах торцевания. Составлять композицию из бумаги разных цветов. | П.Планировать совместную учебную работу под руководством взрослого, при ее выполнении придерживаться плана. Осуществлять взаимоконтроль | |||||||
3/7 | Простое торцевание на бумажной основе. «Цыплёнок и курица» | Обогатит свои знания о торцевании, видах торцевания. Правильно подбирать оттенки бумаги для составления композиции. | К.Принимать правила учебного сотрудничества. Определять цель совместной работы и распределять задания в паре, группе И.Создавать презентацию как письменное и устное сообщение. Создавать сообщение в виде цепочки экранов. | |||||||
4/8 | Простое торцевание на бумажной основе. «Цыплёнок и курица» | Обогатит свои знания о торцевании, видах торцевания. Применять полученные знания. | П.Планировать совместную учебную работу под руководством взрослого, при ее выполнении придерживаться плана. Осуществлять взаимоконтроль | |||||||
5/9 | Многослойное торцевание. «Ёлочные игрушки» | Обогатит свои знания о торцевании, видах торцевания. Изготавливать ёлочные игрушки. | П.Осуществлять поиск необходимой информации в интернете, энциклопедии, справочнике | |||||||
6/10 | Многослойное торцевание. «Ёлочные игрушки» | Обогатит свои знания о торцевании, видах торцевания. Изготавливать ёлочные игрушки. | П.Определять цель и способ наблюдения с помощью взрослого. Называть характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта; обнаруживать изменения, происходящие с ним под руководством взрослого | |||||||
7/11 | Мозаика из ватных комочков. «Снеговик» | Владеть технологией изготовления мозаики. Использовать ватные комочки для изготовления изделия. | П.Планировать совместную учебную работу под руководством взрослого, при ее выполнении придерживаться плана. Осуществлять взаимоконтроль | |||||||
8/12 | Мозаика из ватных комочков. «Снеговик» | Применять полученные знания | П.Переносить схожие свойства с одних объектов на другие | |||||||
9/13 | Мозаика из ватных комочков. «Зимняя аппликация» | Использовать ватные комочки для изготовления изделия. | К.Принимать правила учебного сотрудничества. Определять цель совместной работы и распределять задания в паре, группе | |||||||
10/ 14 | Мозаика из ватных комочков. «Зимняя аппликация». | Использовать ватные комочки для изготовления изделия. | П.Переносить схожие свойства с одних объектов на другие | |||||||
11/ 15 | Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. «Человек» | Владеть технологией изготовления мозаики из обрывных кусочков. | П.Планировать совместную учебную работу под руководством взрослого, при ее выполнении придерживаться плана. Осуществлять взаимоконтроль | |||||||
12/ 16 | Аппликация и мозаика из фольги. «Листья клёна» | Владеть технологией изготовления мозаики из фольги. | П.Переносить схожие свойства с одних объектов на другие | |||||||
13/ 17 | Аппликация и мозаика из карандашных стружек. «Цветы» | Владеть технологией изготовления мозаики из карандашных стружек. | К.Принимать правила учебного сотрудничества. Определять цель совместной работы и распределять задания в паре, группе | |||||||
14/ 18 | Аппликация и мозаика из газетных комков «Баран» | Владеть технологией изготовления мозаики из газетных комочков. | П.Планировать совместную учебную работу под руководством взрослого, при ее выполнении придерживаться плана. Осуществлять взаимоконтроль | |||||||
15/ 19 | Мозаика из ватных шариков «Заяц» | Владеть технологией изготовления мозаики из ватных шариков. | П.Переносить схожие свойства с одних объектов на другие | |||||||
16/ 20 | Мозаика из ватных кусочков. «Гном» | Применять полученные знания. | П.Планировать совместную учебную работу под руководством взрослого, при ее выполнении придерживаться плана. Осуществлять взаимоконтроль | |||||||
17/ 21 | Мозаика из ватных кусочков. «Гном» | Применять полученные знания. | П.Переносить схожие свойства с одних объектов на другие | |||||||
18/ 22 | Мозаика из кусочков фольги, поролона скорлупы. | Владеть технологией изготовления мозаики из фольги, поролона, скорлупы. | К.Принимать правила учебного сотрудничества. Определять цель совместной работы и распределять задания в паре, группе | |||||||
Работа с пластическими материалами (6 часов) | ||||||||||
1/23 | Мозаичная аппликация на стекле. «Конек-горбунок» | Владеть технологией мозаичной аппликации на стекле. | П.Осуществлять поиск необходимой информации в интернете, энциклопедии, справочнике | Л. Выполнять правила поведения школьника. Самостоятельно выполнять поручения учителя, проявляя инициативу Р. Организовывать рабочее место. Соблюдать режим учебной работы в совместной деятельности Л. Проявлять познавательный интерес к отдельным предметам. Находить способы решения новой задачи совместно со сверстниками Р. Корректировать действие по ходу его выполнения. Исправлять указанную ошибку самостоятельно. Корректировать с помощью взрослого план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата И. Сохранять найденный объект. Составлять список используемых информационных источников. Осуществлять поиск информации в компьютере. Организовывать поиск по стандартным свойствам файлов, по наличию данного слова. | ||||||
2/24 | Мозаичная аппликация на стекле. «Колокольчики» | Применять полученные знания. | П.Планировать совместную учебную работу под руководством взрослого, при ее выполнении придерживаться плана. Осуществлять взаимоконтроль | |||||||
3/25 | Мозаичная аппликация на стекле. «Лилия» | Применять полученные знания. | К. Принимать правила учебного сотрудничества. Определять цель совместной работы и распределять задания в паре, группе И. Создавать презентацию как письменное и устное сообщение. Создавать сообщение в виде цепочки экранов. | |||||||
4/26 | Мозаичная аппликация на стекле. «Репка» | Применять полученные знания. | П. Планировать совместную учебную работу под руководством взрослого, при ее выполнении придерживаться плана. Осуществлять взаимоконтроль | |||||||
5/27 | Лепка из солёного теста. «Гроздь винограда» | Владеть техникой изготовления изделий из солёного теста. | П. Осуществлять поиск необходимой информации в интернете, энциклопедии, справочнике | |||||||
6/28 | Лепка из солёного теста. «Бусы» | Применять полученные знания. | П.Определять цель и способ наблюдения с помощью взрослого. Называть характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта; обнаруживать изменения, происходящие с ним под руководством взрослого | |||||||
Игрушки объёмной формы(6 часов) | ||||||||||
1/29 | Объёмные игрушки. «Семья ежей» | Владеть понятием «Объёмная игрушка». Обогащать знания о изготовлении разнообразных игрушек из бумаги. | П.Осуществлять поиск необходимой информации в интернете, энциклопедии, справочнике | Р.Корректировать действие по ходу его выполнения. Исправлять указанную ошибку самостоятельно. Корректировать с помощью взрослого план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата Л.Выполнять правила поведения школьника. Самостоятельно выполнять поручения учителя, проявляя инициативу Р. Организовать рабочее место. Соблюдать режим учебной работы в совместной деятельности Р.Корректировать действие по ходу его выполнения. Исправлять указанную ошибку самостоятельно. Корректировать с помощью взрослого план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата | ||||||
2/30 | Объёмные игрушки. «Семья ежей» | Обогащать знания о изготовлении разнообразных игрушек из бумаги. | П.Планировать совместную учебную работу под руководством взрослого, при ее выполнении придерживаться плана. Осуществлять взаимоконтроль | |||||||
3/31 | Объёмные игрушки. «Тюльпан» | Применять полученные знания. | К.Принимать правила учебного сотрудничества. Определять цель совместной работы и распределять задания в паре, группе И.Создавать презентацию как письменное и устное сообщение. Создавать сообщение в виде цепочки экранов. | |||||||
4/32 | Объёмные игрушки. «Кошка» | Применять полученные знания. | П.Планировать совместную учебную работу под руководством взрослого, при ее выполнении придерживаться плана. Осуществлять взаимоконтроль | |||||||
5/33 | Объёмные игрушки. «Медведь» | Применять полученные знания. | П.Осуществлять поиск необходимой информации в интернете, энциклопедии, справочнике | |||||||
6/34 | Объёмные игрушки. «Мышка» | Применять полученные знания. | П.Определять цель и способ наблюдения с помощью взрослого. Называть характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта; обнаруживать изменения, происходящие с ним под руководством взрослого |
Литература:
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
5. Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
6. Н.М.Конышева “Умелые руки”
7. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.
Интернет ресурсы:
1. Сайт Страна Мастеров
2. Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.
Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...
ПРОГРАММА образовательного модуля «Мастер класс для начинающих работать на смарт доске»
Программа для проведения мастер класса для начинающих работать на смарт доске...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...
Рабочая программа внеурочной деятельности1- 4 классы ФГОС. Кружок "Школа мастеров"
Рабочие программы внеурочной деятельности 1- 4 классы ФГОС...
Внеурочная деятельность. Мастер-класс.Тема: Игры с геометрическими наборами. Изготовление « Танграма» (1 класс)
Цель: - усовершенствовать умения работать с картоном и цветной бумагой; развивать фантазию, мышление, воображение; -расширить представление учеников о с...
Конспект внеурочного занятия: мастер – класс по изготовлению «Волшебной снежинки» в нетрадиционной технике из клея и соли на тему: «Зимушка - зима»
Конспект внеурочного занятияМастер – класс по изготовлению «Волшебной снежинки» в нетрадиционной технике из клея и соли на тему: «Зимушка - зима» Цель занятия:...