Конспект и презентация внеурочного занятия на тему : Казачьи семьи"
план-конспект занятия (4 класс)

Кущева Марина Владимировна

Данная разработка может использоваться при проведении внеурочного занятия по доноведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vneurochnogo_zanyatiya_kazachi_semi.docx17.82 КБ
Office presentation icon kazachya_semya.ppt1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конзаводская средняя общеобразовательная школа

Зерноградского района имени Героя России Зозули А.С.

Конкурс на тему: «Атлас национальных культур Дона»

Занятие на тему: «Казачьи семьи»

Подготовила: учитель начальных классов

Марина Владимировна Кущева

Тема: Казачьи семьи

Цели урока: заинтересовать детей изучением истории своей семьи, прививать уважение к культурным традициям семьи и страны.

Задачи: расширить представления учащихся о воспитании детей в казачьей семье; воспитывать интерес к традициям родного края.

Оформление: прялка и стол, самотканые рушники, половики, глиняные кувшины, различные предметы казачьего обихода.

Предварительная подготовка: канат для перетягивания, теннисные шарики и мишень, образцы женского рукоделия, куклы, угощение для стола.

Ход занятия

 Учитель: -Добрый день, ребята! Мы продолжаем с вами знакомиться с историей нашего донского края, с жизнью наших предков. И эпиграфом к нашему занятию сегодня я предлагаю взять следующие строки: «Семья-вот, что важнее всего, вот, что заставляет биться моё сердце! »

-Как вы думаете, какова тема нашего занятия?

(ответы детей)

 -Разговор сегодня у нас про дела домашние, семейные. (звучит музыка «Вот донские казаки»)

(слайд 1-10)

Учитель: Появление в семье детей – большая радость (слайд 11-12). В казачьей семье всегда по-особенному радовались рождению мальчика: будущий воин родился! В дар приносили новорожденному «на зубок» стрелу, патрон с порохом, лук и ружье, давали потрогать маленькой ручонкой. На седьмой день малыша крестили, давали имя. Первый год жизни завершался очень важным обрядом первой стрижкой. По традиции обряд первой стрижки совершала крестная малыша. Первые прядки срезанных волос будут хранить всю жизнь за именной иконкой.

(Сценка «Первая стрижка»)

Крестная: Сегодня у нас в семье большой праздник. Матвеюшке год исполнился, первая стрижка. (усаживает на кошму куклу и стрижет ее)

Крестный: (спрашивает от двери): Готов ли казак?

Крестная: Готов, готов. Принимай!

Крестный: Пора казака на коня сажать.

Крестный: (возвращается) Знатным казаком будет наш Матвей. Крепко уцепился, совсем не испугался коня. Не посрамил отца. Принимайте казака, да за ним доглядайте. Чтоб рос не квелый, до работы скорый, чтоб Богу молился, да сабле учился. Чтоб малых не забижал, старших уважал, да родителей почитал.

Учитель: Исполнится Матвею семь лет, приготовят дома праздничный обед. Важная дата! Постригут Матвея, отправят с мужчинами в баню, а уж после перейдет он из детской на мужскую половину, в комнату старших братьев.

Учитель: Строго воспитывали мальчиков в казачьих семьях. С трех лет верховой езде учили. С пяти лет маленькие казачата уже вовсю помогали старшим: в поле пахать, в степи пасти коней, овец. С семи лет учились стрелять, с десяти – шашкой рубить.

Самое время и нам проверить удаль молодецкую. Выходите, казачата. Покажите свои умения.

Конкурс «Самый меткий». Теннисным шариком нужно попасть в цель.

Конкурс «Петушиный бой». Команды выстраиваются друг против друга вдоль линии. По сигналу противники упираются ладонями и пытаются столкнуть противника за линию.

Учитель: Казаки были мастерами не только в воинском искусстве. На привалах, во время отдыха они и певцы, и музыканты отменные. (исполняется песня «Ой, при лужку, при лужку»).

Учитель: Девочку воспитывали совсем по- другому (слайд 13-14), и ее рождение праздновалось не так широко, в семейном кругу. До трех месяцев девочку старались не показывать, даже крестить носили, прикрывая личико кружевами. Для того, чтобы жизнь у девочки ладилась, варили отцу специальную кашу - пересоленную, наперченную, горчицей щедро политую. Съесть ее нужно было даже не поморщившись, чтобы поменьше горького и соленного было в ее жизни. С малых лет учили девочек быть трудолюбивыми, отзывчивыми, терпеливыми. Шить, вышивать и вязать девочек учили с пяти лет. Сначала учили обшивать кукол. Среди наших казачек тоже есть рукодельницы.

Конкурс «Рукодельница» Кто аккуратнее и быстрее пришьет пуговицу.  Главная забота у девочек - приглядывать за младшими. С трех лет девочка уже могла присматривать за годовалым братишкой: накормить, переодеть, убаюкать, чтобы быстрее заснул, поиграть, когда проснется. Сейчас мы проверим, смогут ли наши казачки уложить малыша спать. Для этого нужно запеленать малыша и спеть колыбельную.

Конкурс: «Лучшая колыбельная». Девочки пеленают кукол и поют им колыбельную.

Учитель: А когда проснется малыш, его нужно взбодрить, ласково приговаривая прибаутку (пестушку). Такими же прибаутками сопровождалось купание малышей.

Учитель: Много забот было у девочек, но на веселье и отдых тоже время оставалось. Девочки и пели, и плясали с удовольствием. Специально их этому никто не учил. Они слышали, как пели старшие: бабушки, мамы, старшие сестры, начинали подпевать, так и учились. Сейчас они свое умение и нам покажут.

(Исполняется песня-танец «Барыня»)

Учитель: Повеселили нас девочки, порадовали песнями. Но главное для любой девочки – стать хорошей хозяйкой в доме. Казачка должна была научиться вкусно готовить. Казачья кухня была довольно разнообразной. Самым популярным блюдом была – уха. Рецептов ее приготовление великое множество. Но самая вкусная, конечно, та, что приготовлена на костре «с дымком». А какие пирожки пекли казаки! Тут и большие кулебяки, и маленькие пирожки. А начинки на любой вкус: с мясом, с рыбой, с кашей, с яблоками, творогом, изюмом – все и не перечислишь. Из напитков предпочитали казаки взвар из сухофруктов, чай и кофе. Привычку пить кофе привезли казаки из Турции. В каждом доме были специальные ступы для измельчения кофейных зерен. Пить кофе в одиночку было не принято. Приглашали на «кохвий» соседей или родственников, вели неспешные беседы, гутарили.

Учитель: В нашей горнице тоже самовар закипел. Казачки – рукодельницы уже стол накрыли. Милости прошу, гости дорогие, к столу за угощеньем. Чем богаты, тем и рады.

Учитель:  В старину говорили: «Каждое древо сильно своими корнями, отруби их, и древо погибнет». Это можно сказать и про семью.

Я вам предлагаю тоже подготовить родословное древо для того, чтобы знать и уважать своих предков. Это будет вашим творческим домашним заданием, а помогут вам в этом ваши родители, бабушки и дедушки.

Любите и уважайте своих родителей, чтите традиции и обычаи свого народа!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация внеурочного занятия по математике "Деление круга на части"

Тема занятия: Деление круга на 6 частей.Тип занятия: «открытие» нового знания.Форма проведения: практическое занятие.Цель  занятия: овладеть практическими навыками деления круга на 6 ...

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...

Презентация внеурочного занятия на тему «ПЛОХ ОБЕД – КОГДА ХЛЕБА НЕТ» 1 класс

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕТЕМА: «ПЛОХ ОБЕД – КОГДА ХЛЕБА НЕТ»....

Конспект и презентация учебного занятия по теме "Приготовление какао" по предмету "Домоводство", 7 класс

Конспект урока по предмету «Домоводство»  7 класс, программа VIII вида (2 вариант)Тема: Приготовление какао.Цели:Коррекционно-образовательные: ознакомить учащихся с технологией пригот...

Конспект и презентация учебного занятия по теме "Игры со словами" по предмету Коррекционно-развивающие занятия, 8 класс

Данное занятие проводится с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по теме "Игры со словами" . Данный конспект занятия может быть использован ...