Рабочая программа "Я познаю мир" для учащихся I-II вида
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему

Рекина Жанна Михайловна

Рабочая программа для глухих детей 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа42.19 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

     Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

    Программа строится на основе принципов:

-        целостности окружающей среды, направленной на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;

-        междисциплинарности, которая предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: природоведения,  окружающего мира, экологии, географии;

-        взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;

-        соответствия содержания, форм и методов психолого-возрастным потребностям   учащихся.

     Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.

При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.

В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.

Развитие познавательных навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.

Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, макетов. Эти работы рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.

   Цель: расширение знаний, повышение  грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

Задачи:

-        Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

-        Изучение природы родного края.

-        Развитие познавательного интереса учащихся к природе.

-        Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.

Сетка часов.

Предмет

Количество часов в неделю

Количество часов по четвертям

Количество часов за год

Дополнительное коррекционное занятие «Я познаю мир»

I

II

III

IV

35ч

9

7

10

9

Содержание программы.

В содержание курса коррекционного занятия входит система  игр, заданий, стимулирующих  познавательный интерес учащихся, формирующих стремление к постоянному пополнению багажа знаний, закрепляющих полученные знания по основным предметам.   На  занятиях по курсу  больше внимания уделяется самостоятельности и активности детей в добывании знаний,  дополнительной, интересной информации, развитию моторики рук. У детей должен расти интерес к мыслительной деятельности, наблюдательности, воображению.

  Содержание обязательного занятия по выбору имеет коррекционную направленность. Используется индивидуальный подход к учащимся, учитываются их возможности и интересы. Используются различные коллективные и групповые формы работы.

 Большое внимание уделяется работе со словарём школьников путём пополнения его новыми понятиями и типовыми фразами.

   Главным на занятиях является обучение связной монологической, а также диалогической речи, развитие психических процессов: памяти, воображения, мышления, внимания.

  В обучении языку предусматривается постепенный переход к такой работе по речевому развитию неслышащих детей, при которой наряду с практическим усвоением речевых средств и действий они будут приближаться к анализу и осознанию языковых явлений, к обобщениям, что требует усиления внимания к самой материи языка, к его формам и значениям.

Также большое внимание уделяется на развитие самоконтроля у детей. Ребенок должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами, связать качество этих результатов с уровнем и полнотой выполненных учебных действий.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Личностными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения кружка «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Учиться высказывать своё предположение.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в  доп. источниках информации.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).

Планируемые  результаты.

 Школьник должен уметь:

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности каждого времени года.:
  • перечислять особенности  растений; животных;
  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
  • наблюдать и оценивать явления природы и общественной жизни;
  • выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания;
  • моделировать правильное поведение на природе и в быту в различных ситуациях;
  • уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа;
  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Система оценивания.

Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, турниры, спектакли, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки.

Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.

Словарный минимум.

      Время года, осень, зима, весна, лето, месяц, холодно, дождь, ветер, солнце, снег, листья, дуб, берёза, рябина, правила поведения, красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный, будем рисовать, играть, говорить, дорога, светофор, пешеход, стой, иди, жди, одежда, фрукты, овощи, угадай, загадки, снеговик, лёд, санки, лыжи, цветы, возьми, полей, убери, нарисуй, вырежи, раскрась, школа, класс, парта, стул, доска, мел, стол, шкаф, столовая, спальня, зал, день, утро, вечер.

Материально-техническое обеспечение.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1

Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!

2

Молодова Л.П. Экологические  праздники для детей. Учебно-методическое пособие.

3

Л.Экономов. Мир наших чувств.

Библиотечный фонд. (для учеников)

1

Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения

2

Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений

3

Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе:

/ Под ред.И. Д. Зверева

4

Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия

5

Леокум А. Все обо всем.Популярная энциклопедия для детей

6

Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы

7

Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся

8

Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов

Наглядные пособия

1

Изобразительные наглядные пособия – таблицы

2

Предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества

Технические средства обучения.

1

компьютер,

2

Медиапроектор

3

Экран

Экранно-звуковые пособия

1

Диск. «Звуки живой природы»

2

Фильм «Многообразие животного мира»

3

Фильм «Природа в разное время года»

4

Фильм «Бережем природу»

5

Презентация «Человек как часть природы»

6

Презентация «Что такое снег»

7

Презентация  «Мой город в разное время года»

8

Презентация «Виды транспорта на улице моего города»

9

Презентация  «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений»

10

Презентация «Звери и растения нашего края».

11

Презентация «Добрые дела»

Методическая литература.

  1. А. А Вахрушев, О.В Бурский, А.С. Раутиан. «Я и мир вокруг» учебник для 1 класса в 2 - х частях– М. Баласс, 2011.
  2. А. А Вахрушев, О.В Бурский Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс, – М.: Баласс, 2011.
  3. А. А Вахрушев, О.В Бурский, О.А. Родыгина Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир»– М.: Баласс, 2011.
  4. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др.Окружающий мир. «Обитатели Земли» 3-й класс. Учебник – 144 с., ил.. – М.: Баласс, 2118.
  5. Данилов, Д. Д., Белицкая, Г. Э., Иванова, Н. В., Кузнецова, С. С., Тырин, С. В. Окружающий мир. М.: Баласс, 211.

2.        Информационно-коммуникативные средства.

Окружающий мир : электронное приложение к учебнику А. А. Вахрушева

3.        Наглядные пособия.

Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Окружающий мир» А. А. Вахрушева.

4.        Материально-технические средства.

Компьютерная техника, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

Электронные ресурсы:

Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] / (09.03.11)

Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] /2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] /b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)

Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] /dosug/page/147/(09.03.11)

Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]/ (09.03.11)

Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] /node/2696 (09.03.11)

 «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] / (09.03.11)

Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] /component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118//proekty (09.03.1

Календарно-тематическое планирование.

I четверть

Тема урока

Кол-во часов

1 Времена года.

2 Осень. Осенние месяцы.

3 Приметы осени.

4 Листья жёлтые летят. Аппликация из листьев.

5 Собираем урожай. Дидактическая игра.

6 Игра «С какого дерева листок?»

7 День учителя. Подготовка рисунков.

8 Наша школа. Подбор картинок.

9 Наш класс. Подпись рисунков.

II четверть

1 Разноцветные поляны. Дидактическая игра.

2 Овощи. Лото.

3 Фрукты. Лото.

4 «Что растёт на огороде и в саду?»

5 Добрые дела. Просмотр презентации.

6 Одежда. Игра.

7 Оденем куклу на прогулку.

III четверть

1 Зима. Зимние месяцы.

2 Приметы зимы.

3 Зимние забавы.

4 «Чьи следы?» Дидактическая игра.

5 Загадки о зиме.

6 Правила вежливости.

7 Режим дня школьника.

8 Что окружает нас дома. Правила безопасности.

9 Встречаем гостей. Сюжетно-ролевая игра.

10 Мы дежурные. Выполнение поручений.

IV четверть

1 Весна. Весенние месяцы.

2 Приметы весны.

3  Мы – пешеходы. Правила дорожного движения.

4 «Узнай, кто я?» Игра.

5 Игра «Что пропало?»

6 Уход за растениями.

7 Живое и неживое. Игра.

8 «Найди 5 отличий» Игра.

9 Летние забавы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для специальных коррекционных школ VIII вида "Чтение" 1-4 класс

Рабочие программы составлены на основе программы 0-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Санкт - Петербург  «Просвещение»,  2008 год.Основными задачами обучения...

Рабочая программа по Изо 4 кл. III вида

Рабочая программа по изо для школ слепых и слабовидящих...

Рабочая программа по чтению .2класс, школа 8 вида.

Рабочая программа по чтению. 2 класс, школа 8 вида....

Индивидуальная рабочая программа по рисованию. Коррекционная школа 8 вида.

Индивидуальная рабочая программа по рисованию. Коррекционная школа 8 вида....

Рабочая программа по математике 4 класс(VIII вида)

Рабочая программа предназначена для коррекционной школы VIII вида в 4 классе 2 полугодие...

Рабочая программа курса для учащихся 1 - 4 классов V вида "Развитие познавательных способностей"

Рабочая программа составлена на основе Программы курса О.А. Холодовой "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей".Особенность программы курса заключается в том, что на занятиях...