Отчет по реализации социально-просветительского проекта адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья 1 А класса за 2020-2021 учебный год
проект (1 класс)

Кабанова Ольга Алексеевна

Краткий отчет специалистов, реализующих программу проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_proektu_1_a_klassa_.docx192.43 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по реализации

социально-просветительского проекта

адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

1 А класса

за 2020-2021 учебный год

С начала учебного года в 1 «а» классе реализуется проект по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, направленный на формирование у обучающихся с ментальными особенностями навыков самообслуживания.

Над проектом работают педагоги образовательного отделения и  специалисты по реабилитации.

         Цели проекта: успешная социальная адаптация детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья к условиям реабилитационного центра; формирование базовых учебных действий через комплекс знаний, направленных на социально-бытовую адаптацию.

Задачи проекта: создание благоприятных психолого-педагогических условий для оптимальной социализации детей, обеспечение эмоционального комфорта; формирование у детей положительной ассоциативной связи с реабилитационным центром; преодоление стрессовых состояний у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в период адаптации в классе; формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей, расширение родительской компетентности.

В ходе реализации проекта педагогами и специалистами отделения реабилитации проводились как групповые, так и индивидуальные занятия.

   Все участники проекта работали в тесном взаимодействии, каждый применял различные методики и техники, основываясь на индивидуальных особенностях каждого ребёнка. Подводя итоги первого года обучения, можно отметить следующие результаты: улучшилась дисциплина на уроках и переменах, дети научились выполнять инструкцию учителя, пользоваться приложениями на интерактивной доске МЭШ, работать в тетрадях и пособиях.  

На уроках и коррекционных занятиях учителем Кабановой О.А и тьютором Крупениной Е.Е. проводились упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, что способствовало развитию речи, памяти, внимания и мышления  детей.

На уроках физкультуры Ефименко Н.Б. дети приобрели навыки работы в команде, улучшилась координация движений и ориентирование в пространстве.

Логопед Слинкина Л.А. отметила , что в  ходе проведения проекта у детей отмечается положительная динамика в развитии связной речи, в развитии лексико-грамматической стороны речи, в пополнении лексического словаря, улучшении памяти и концентрации внимания; в развитии межполушарных связей; в снижении утомляемости; в повышении способности к произвольному контролю; в проявлении интереса детей к реализуемой деятельности, в активизации интеллектуальных и познавательных процессов, а также в развитии артикуляционной моторики, в развитии просодической стороны речи, в развитии мелкой моторики.

По итогам работы обучающихся с психологом Гуржуевой Н.К. наблюдается положительная динамика в формировании умений и навыков эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитие любознательности и познавательной активности, эмоционально-волевой сферы, снижение уровня тревожности, расширился объем знаний и представлений об окружающем мире,

Динамику дефектологической работы Щепанюк М.М. представила в виде диаграммы, где отчетливо прослеживается рост показателей в процентном соотношении на начало и конец учебного года. Так же успешному росту динамики в развитии и усвоении материала детьми оказали групповые занятия, проводившиеся совместно с психологом Гуржуевой Н.К.

С целью закрепления полученных знаний и навыков в игровой форме, всеми участниками проекта ежемесячно проводились итоговые мероприятия.

Работа специалистов в проекте еженедельно освещалась социальным педагогом Гусевой М.Г. в новостных статьях на официальном сайте учреждения, а также в социальных сетях. Всего за 2020-2021 год опубликовано 17 статей. 14 мая в социальных сетях Facebook и Instagram, на странице пользователя «УСЗН ТиНАО г. Москвы» опубликована итоговая статья о работе специалистов в социально – просветительском проекте. https://www.facebook.com/1716659221888635/posts/3035933373294540/ 

Методики и техники, применяемые специалистами при работе над проектом:             

 - Кино-видеотерапия, куклотерапия, сказкотерапия, арт-терапия, игры с водой, дыхательные техники, песочная терапия, игры с тестом, релаксационные техники;

- музыкотерапия, игровые упражнения, направленные на снижение тревожности младших школьников, становления Собственного «Я» ребенка, усвоение теоретического блока, психологические приемы, способствующие оптимизации отношений в системах «ребенок-взрослые», «ребенок-другие дети»;        

- кукольный пальчиковый театр, су-джок терапия, игры по развитию мелкой моторики (игры с рисунками, пластилином, развитие графомоторных навыков, сбор тематических пазлов), развитие артикуляционной моторики (выполнение артикуляционной гимнастики, выполнение дыхательной гимнастики), развитие связной речи и лексико-грамматического строя речи (методика рассказывания по сюжетной картинке, рассказывание по серии цепных картинок, предметное рассказывание, пересказы на слух, пересказы с картинкой-подсказкой), пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры со словесным и музыкальным сопровождением, логопедические распевки, логоритмика;

-

        Основные трудности, с которыми сталкивались специалисты реабилитации и педагоги:

 дистанционное обучение

В связи с пандемией, а также с высоким уровнем заболеваемости ОРВИ в 2020-2021 учебном году, обучающиеся и педагоги периодически были вынуждены работать и учиться дистанционно (из дома).  У кого-то были перебои с выходом в интернет. В связи с дистанционным обучением у детей был нарушен режим дня. В следствие чего ухудшалось внимание, память, желание учиться. Педагогам и специалистам приходилось затрачивать в два раза больше времени для подготовки к дистанционным занятиям.  После того, как ученики возвращались к очному обучению, педагоги и специалисты заново учили детей адаптироваться в Центре: общаться, работать в коллективе, повторять правила поведения.

        Специалисты, работающие в проекте на протяжении года, тесно взаимодействовали друг с другом, обсуждали и при необходимости корректировали методы и формы работы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.  В результате совместной слаженной работы специалистов отделения реабилитации и образовательного отделения были достигнуты оптимальные для учеников 1А класса результаты.

В 2021 – 2022 учебном году коллектив проекта ставит перед собой следующие задачи:

- дальнейшая работа по взаимодействию всех участников проекта и специалистов (учителя, дефектолог, логопед, психолог, музыкальный руководитель, тьютор, социальный педагог);

- реализация индивидуальных и групповых форм работы;

- разработка программы проекта для реализации в следующем году, с учетом имеющихся успехов с целью развития достигнутых результатов.

- оказание социально-педагогическую поддержки детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации.

-  создание благоприятного микроклимата в классном коллективе.

-  формирование потребности в ведении здорового образа жизни.

- оказание консультативной помощи родителям и повышение их педагогической компетентности в вопросах воспитания и решении социально- педагогических проблем ребенка.

- освещение в СМИ публикаций о работе специалистов в проекте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования.)

В статье описаны методы и приемы работы в кружке изобразительного искусства, основанного на принципах инклюзивного образования....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем звене общеобразовательных учреждений города

В статье представлен материал по проблемам адаптации в среднем звене детей с ограниченными возможностями здоровья....

Презентация к статьеСоциальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем звене общеобразовательных учреждений города

Представлен материал о взаимодействии ОУ с социумом по  вопросам адаптации детей с ОВЗ в среднем звене....

«Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы»

Первый год обучения ребенка в школе - это очень сложный период в жизни маленького школьника. Особенно остро стоит проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо создать ус...

«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Детство – уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооце...

Физическое воспитание как средство реабилитации,коррекции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, подборка упражнений. подвижных игр....