Физическое воспитание как средство реабилитации,коррекции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс)
работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, подборка упражнений. подвижных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Подшивалова Татьяна Александровна – учитель физической культуры
МБОУ НШДС № 13 города Байкальска
«Физическое воспитание как средство реабилитации, коррекции и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются в двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием моей работы.
Физическое воспитание в системе коррекционного обучения и воспитания – это комплексное воздействие на личность умственно отсталого школьника.
Характеристика двигательных нарушений у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста:
-нарушение двигательно-координационных способностей – точности движений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентировки; точности движений во времени; равновесия;
В нашей школе один ребенок с ОВЗ обучается на дому и занятия по физической культурой проходят индивидуально. И несколько детей обучается по адаптированной программе в классе. Основным документом по обучении таких детей является АООП, составленная на основе дидактических, специальных коррекционных и общефизических принципов.
Цель
- коррекция нарушений моторики и физического развития
- формирование жизненно важных двигательных умений и навыков,
3адачи:
- укрепление здоровья, (улучшение осанки, профилактика плоскостопия)
- закаливание организма,
- овладение основами разнообразных жизненно важных движений;
- развитие координационных способностей;
- формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на здоровье;
- выработка представлений об основных видах спорта;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
Для успешной реализации программ применяю различные виды деятельности: уроки по традиционной схеме; круговую тренировку, уроки, состоящие из набора подвижных игр разной интенсивности; урок — тренировки в основных видах движений (элементов спортивных игр); урок — соревнование. А также ввожу в урок элементы фитнес — аэробики (упражнения на фитболах), пальчиковую и дыхательную гимнастику. Данные уроки способствуют успешному развитию физических качеств.
В содержание работы с детьми с ОВЗ входят:
- уменьшение физической нагрузки в процессе занятий;
- адаптирование сложных для выполнения упражнений на более легкие;
- исключение некоторых видов упражнений по медицинским показаниям;
- Формирование правильного отношения к физической культуре, к себе и к своему здоровью;
- Наблюдение за состоянием ребенка во время занятий;
- Мотивация на улучшение результатов (похвала);
- Оказание помощи ребенку при выполнении упражнений;
- Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.
Использования упражнений для коррекции
двигательных действий в процессе физкультурных занятий
Упражнения | Методы | Положение тела в пространстве | Часть тела | Инвентарь |
Упражнения, направленные на коррекцию двигательных действий, подвижные игры, спортивные игры. | Игровой, индивидуальный, групповой, фронтальный, круговой. | Стоя (стоя на одной ноге, стоя на коленях). Сидя (сидя на пятках, на стуле и др.). Лежа (на спине, на животе, на правом и левом боку). | Кисть, предплечье, плечо, локтевой сустав, голова, стопа, бедро, колено. | Цветные ленты, мячи различной величины, кубики, мягкие модули. |
Специальные задачи:
1. Коррекция основных движений в ходьбе, беге, метании, прыжках, лазании, упражнениях с предметами и др.:
- согласовывать движения отдельных звеньев тела (рук, ног, туловища, головы);
- согласовывать выполнение симметричных и асимметричных движений;
- формировать движения за счет сохранных функций.
2. Коррекция и развитие координационных способностей:
- ориентировки в пространстве;
- расслабления;
- быстроты реагирования на изменяющиеся условия;
- статического и динамического равновесия;
- ритмичности движений;
- точности мелких движений кисти и пальцев.
3. Коррекция и профилактика соматических нарушений:
- формирование и коррекция осанки и плоскостопия;
- коррекция массы тела;
- укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем
Процесс обучения может быть успешным только при условии доступности обучения.
Для того чтобы дети смогли овладеть необходимыми знаниями, надо учитывать их психофизические особенности, т. е. осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
Методы обучения двигательным действиям:
- метод разучивания упражнения по частям (расчлененно-конструктивный);
- метод разучивания упражнения в целом (целостно-конструктивный);
- создание облегченных условий выполнения упражнения (облегченные снаряды для метания, бег за лидером, под уклон),
- использование подводящих и имитационных упражнений.
Мой помощник – бассейн, который есть прямо в школе. Дети с ОВЗ охотно занимаются на уроках и во внеурочных занятиях.
Подвижные игры являются сильнейшим средством физического развития детей с умственной отсталостью. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов: от элементарных до самых сложных. Ребенок с нарушением интеллекта любит играть и совершенно так же, как нормальный ребенок, может играть почти в любую игру, только его надо научить этому, помочь ему овладеть игрой. Игры планирую адаптированные к особенностям таких детей. Учитываю уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребенка, наличие навыков пространственной ориентировки, место и время проведения игры, интересы детей, а иногда и их настроение. Поэтому в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память.
Подвижные игры в процессе физического воспитания
детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Цель подвижных игр | Коррекция физической подготовленности | Продолжение коррекции физической подготовленности | Поддержание достигнутых результатов |
Задачи подвижных игр |
2. Разучить применяемые подвижные игры и упражнения 3. Провести коррекцию вторичных нарушений |
2. Повысить интенсивность применяемых подвижных игр. 3.Использовать подвижные игры на выносливость, силу, гибкость, быстроту. | 1. Закрепить достигнутый уровень физической подготовленности. |
Особенности методики | Игры малой интенсивности, контроль за состояние ребенка. Использование игр в парах, коллективных игр. | Увеличение интенсивности применяемых средств, время отводимое на использование игр. Введение игр для развития сердечно-сосудистой, дыхательной нервной системы. Использование игр с предметами и снарядами. | Дифференцированное и последовательное использование игр на коррекцию физической подготовленности. Продолжение использование подвижных игр при достигнутом уровне коррекции физической подготовленности. |
Количество занятий с использование подвижных игр | 24 | 22 | 24 |
Приоритетными направляющими коррекционной работы являются:
- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;
- формирование навыков по выполнению упражнений, поддерживающих здоровье;
- совершенствование навыков по выполнению упражнений, направленных на формирование правильной осанки, координации движений, плоскостопия.
Формирование знаний и обучение движениям происходит быстрее и эффективнее, если информация поступает одновременно с рецепторов зрительного, слухового, двигательного анализаторов. Двигательный образ становится ярче и быстрее запоминается.
Таким образом, систематичность коррекционной работы приносит положительный результат. Наряду со здоровыми детьми – дети с ОВЗ охотно принимают активное участие в различных мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление физического здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/21/picture-104854-1434839648.jpg)
Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования.)
В статье описаны методы и приемы работы в кружке изобразительного искусства, основанного на принципах инклюзивного образования....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/14/picture-174282-1513260749.jpg)
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем звене общеобразовательных учреждений города
В статье представлен материал по проблемам адаптации в среднем звене детей с ограниченными возможностями здоровья....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/14/picture-174282-1513260749.jpg)
Презентация к статьеСоциальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем звене общеобразовательных учреждений города
Представлен материал о взаимодействии ОУ с социумом по вопросам адаптации детей с ОВЗ в среднем звене....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-146769-1353227622.jpg)
«Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы»
Первый год обучения ребенка в школе - это очень сложный период в жизни маленького школьника. Особенно остро стоит проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо создать ус...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/02/picture-408409-1572665534.jpg)
Описание опыта работы по социально-педагогической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья
Описание опыта работы социального педагога МБОУ "СОШ №2"...
«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Детство – уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооце...
Презентация 2018 г. "Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве через систему партнёрства школы и родителей."
В помощь учителю начальных классов, педагогу-психологу....
- Мне нравится (1)