Внеурочная деятельность "Азбука нравственности"
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
“Азбука нравственности”
Направление: Духовно-нравственное направление
Вид деятельности: Проблемно-ценностное общение
Возраст школьников: 6-10 лет
1. Пояснительная записка
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
2. Цель и задачи программы.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
3. Отличительные особенности программы.
4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
5. Уровень результатов работы по программе.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
2. Учебно - тематический план
Программа включает в себя 135 занятий по 35 - 45 минут и рассчитана на четыре года обучения.
1 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов |
| Раздел № 1 Правила поведения в школе | 6 |
1. | Правила поведения на уроке и на перемене. | 1 |
2. | Правила поведения в общественных местах. | 1 |
3. | Правила поведения в гардеробе. | 1 |
4. | Правила поведения в столовой. | 1 |
5. | Правила поведения в библиотеке. | 1 |
6. | Правила поведения в школьном дворе. | 1 |
| Раздел № 2 О добром отношении к людям | 10 |
7. | Что такое «добро и зло». | 1 |
8. | Что такое «добро и зло». | 1 |
9. | «Ежели вы вежливы». | 1 |
10. | «Ежели вы вежливы». | 1 |
11. | Добрые и не добрые дела. | 1 |
12. | Добрые и не добрые дела. | 1 |
13. | Ты и твои друзья. | 1 |
14. | Ты и твои друзья. | 1 |
15. | Помни о других – ты не один на свете. | 1 |
16. | Помни о других – ты не один на свете. | 1 |
| Раздел № 3 Как стать трудолюбивым | 7 |
17. | «Ученье-Свет, а неученье - тьма». | 1 |
18. | «Как быть прилежным и старательным». | 1 |
19. | «Как быть прилежным и старательным». | 1 |
20. | Наш труд в классе. | 1 |
21. | Наш труд в классе. | 1 |
22. | Мой труд каждый день дома. | 1 |
23. | Мой труд каждый день дома. | 1 |
| Раздел №4 Правила опрятности и аккуратности. | 5 |
24. | Культура внешнего вида. | 1 |
25. | Культура внешнего вида. | 1 |
26. | Каждой вещи своё место. | 1 |
27. | Каждой вещи своё место. | 1 |
28. | Умейте ценить своё и чужое время. | 1 |
| Раздел №5 Правила поведения на улице и дома. | 2 |
29. | Как вести себя на улице и дома. | 1 |
30. | Как вести себя на улице и дома. | 1 |
| Раздел №6 Школьный этикет. | 3 |
31. | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | 1 |
32. | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | 1 |
33. | Чему нас научили уроки нравственности? | 1 |
2 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов |
| Раздел № 1 Культура общения | 9 |
1. | Этикет (повторение). | 1 |
2. | Устное и письменное приглашение на день рождения. | 1 |
3. | Устное и письменное приглашение на день рождения. | 1 |
4. | Встреча и развлечение гостей. | 1 |
5. | Встреча и развлечение гостей. | 1 |
6. | Поведение в гостях. | 1 |
7. | Поведение в гостях. | 1 |
8. | Как дарить подарки. | 1 |
9. | Как дарить подарки. | 1 |
| Раздел № 2 Общечеловеческие нормы нравственности | 4 |
10. | Заповеди. | 1 |
11. | Заповеди. | 1 |
12. | Дал слово держи. | 1 |
13. | Дал слово держи. | 1 |
| Раздел № 3 Дружеские отношения | 11 |
14. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 1 |
15. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 1 |
16. | Преданный друг. | 1 |
17. | О доброте и бессердечие. | 1 |
18. | О доброте и бессердечие. | 1 |
19. | Об уважительном отношении к старшим. | 1 |
20. | О зависти и скромности. | 1 |
21. | О зависти и скромности. | 1 |
22. | О доброте и жестокосердии. | 1 |
23. | В мире мудрых мыслей. | 1 |
24. | В мире мудрых мыслей. | 1 |
| Раздел №4 Понять другого | 10 |
25. | Золотые правила. | 1 |
26. | Золотые правила. | 1 |
27. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | 1 |
28. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | 1 |
29. | О тактичном и бестактном поведении. | 1 |
30. | О тактичном и бестактном поведении. | 1 |
31. | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | 1 |
32. | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | 1 |
33. | В мире мудрых мыслей. | 1 |
34 | Обзор курса этики за год. | 1 |
3 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов |
| Раздел №1 Культура общения | 9 |
1. | Этикет разговора. | 1 |
2. | Обращение к разным людям. | 1 |
3. | Обращение к разным людям. | 1 |
4. | Вежливый отказ, несогласие. | 1 |
5. | Этикетные ситуации. | 1 |
6. | Этикетные ситуации. | 1 |
7. | Афоризмы. | 1 |
8. | Разговор по телефону. | 1 |
9. | Играем роль воспитанного человека. | 1 |
| Раздел № 2 Самовоспитание | 7 |
10. | Что значит быть вежливым? | 1 |
11. | Мои достоинства и недостатки. | 1 |
12. | Мои достоинства и недостатки. | 1 |
13. | Большое значение маленьких радостей. | 1 |
14. | О хороших и дурных привычках. | 1 |
15. | О хороших и дурных привычках. | 1 |
16. | Афоризмы о самовоспитании. | 1 |
| Раздел № 3 Общечеловеческие нормы нравственности | 10 |
17. | Заповеди: как мы их исполняем. | 1 |
18. | О сострадании и жестокосердии. | 1 |
19. | О сострадании и жестокосердии. | 1 |
20. | Лгать нельзя, но если...? | 1 |
21. | Лгать нельзя, но если...? | 1 |
22. | Всегда ли богатство счастье? | 1 |
23. | Всегда ли богатство счастье? | 1 |
24. | Спешите делать добро. | 1 |
25. | Спешите делать добро. | 1 |
26. | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | 1 |
| Раздел № 4 Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? | 8 |
27. | «Как сердцу высказать себя?» | 1 |
28. | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | 1 |
29. | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | 1 |
30. | «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». | 1 |
31. | «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». | 1 |
32. | Диалоги о хороших манерах, добре и зле. | 1 |
33. | Афоризмы. | 1 |
34. | Чему мы научились на уроках этики. | 1 |
4 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов |
| Раздел №1 Культура общения | 9 |
1. | Традиции общения в русской семье. «Домострой». | 1 |
2. | Культура общения в современной семье. | 1 |
3. | Культура общения в современной семье. | 1 |
4. | О терпимости к ближним. | 1 |
5. | О терпимости к ближним. | 1 |
6. | Культура спора. | 1 |
7. | Этикетные ситуации. | 1 |
8. | В мире мудрых мыслей. | 1 |
9. | В мире мудрых мыслей. | 1 |
| Раздел №2 Самовоспитание | 7 |
10. | «Познай самого себя». | 1 |
11. | Самовоспитание. | 1 |
12. | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. | 1 |
13. | Как я работаю над собой. | 1 |
14. | О терпении. | 1 |
15. | Конец каждого дела обдумай перед началом. | 1 |
16. | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». | 1 |
| Раздел №3 Общечеловеческие нормы нравственности | 10 |
17. | Об источниках наших нравственных знаний. | 1 |
18. | Совесть - основа нравственности. | 1 |
19. | «Чем ты сильнее, тем будь добрее». | 1 |
20. | «Досадно мне, что слово честь забыто». | 1 |
21. | Заветы предков. | 1 |
22. | Россияне о любви к Родине. | 1 |
23. | Твоя малая родина. | 1 |
24. | «Мой первый друг, мой друг бесценный». | 1 |
25. | Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. | 1 |
26. | «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». | 1 |
| Раздел №4. Искусство и нравственность | 8 |
27. | Нравственное содержание древних мифов. | 1 |
28. | За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. | 1 |
29. | Положительные герои в былинах и сказках. | 1 |
30. | Отрицательные герои в литературных произведениях. | 1 |
31. | «Зло, как и добро, имеет своих героев». | 1 |
32. | Искусство и нравственность. | 1 |
33. | «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» | 1 |
34. | Обзор курса этикета. | 1 |
3. Содержание программы
1 класс (33 часа)
Раздел 1: Правила поведения в школе (6ч) Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе. Раздел 2: О добром отношении к людям (10ч) Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете. Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7ч) «Ученье - Свет, а неученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома. Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (5ч) Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время. Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (2ч) Как вести себя на улице и дома. Раздел 6: Школьный этикет (3ч) 2 класс (34 часа) Раздел 1: Культура общения (9ч) Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки. Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4ч) Заповеди. Дал слово держи. Раздел 3: Дружеские отношения (11ч) «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей. Раздел 4: Понять другого (10ч) Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год. 3 класс (34 часа) Раздел 1: Культура общения (9ч) Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека. Раздел 2: Самовоспитание (7ч) Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании. Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч) Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (8ч) Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики. 4 класс (34 часа) Раздел 1: Культура общения (9ч) Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей. Раздел 2: Самовоспитание (7ч) Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч) Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей. Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч) Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета. |
4. Методическое обеспечение программы
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
ЭОР
1 класс:
- Литературное чтение - "Сравнительный анализ русской народной и авторской сказки В.И.Даля "Снегурочка" http://eorhelp.ru/node/19468
- Искусство быть другим http://eorhelp.ru/node/18885
- Культура общения. Правила поведения. http://eorhelp.ru/node/26184
- Методическая разработка урока "Школа дорожных наук" http://eorhelp.ru/node/14194
2 класс
- Культура общения. Правила поведения. http://eorhelp.ru/node/26184
- Психологическая игра «Путешествие на остров «Дружба»»
- Дискуссия-диспут "Что такое хорошо и что такое плохо"
3 класс
- Авторская разработка "Мир души" http://festival.1september.ru/articles/418553/
- Сказки Х. К. Андерсена. Ромашка http://eorhelp.ru/node/21782
- Художественные особенности сказки Г. Цыферова " Про чудака лягушонка" http://eorhelp.ru/node/17794
- Методическая разработка урока музыки в 4 классе по программе Д.Е.Критской «Что за прелесть эти сказки» http://eorhelp.ru/node/21529
4 класс
- Народный фольклор http://eorhelp.ru/node/21932
- "Взаимоотношение - это отношение людей разных категорий на равных"
- Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. festival.1september.ru/articles/572203/pril1.ppt
- Нормы морали и нравственности: http://fcior.edu.ru/card/23018/normy-morali-i-nravstvennost-ponyatie-sovesti-i.html
- Общение. Значение общения. http://fcior.edu.ru/card/23238/obshenie-znachenie-obsheniya-i.html
5. Предполагаемые результаты реализации программы.
Уровень | Особенности возрастной категории | Действия педагога |
1 уровень (1 класс) Приобретение школьником социальных знаний | Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую школьную реальность
| Педагог должен поддержать стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию (самоизменению) . |
2 уровень (2-3 класс) Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества | Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом | Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, коллектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой системы.
|
3 уровень ( 4 класс) Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. | Потребность в самореализации, в общественном признании, в желаниями проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности | Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены. Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне пространства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны. |
6. Список литературы
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
10. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .
«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....
Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"
Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности чело...
Программа внеурочной деятельности "Нравственные ценности"
Программа внеурочной деятельности для 1 класса....
Программа по внеурочной деятельности. Нравственные ценности.
Курс "Нравственные ценности" рассчитан на детей 7-10 лет. В него входит знакомство с качествами личности, которые называются "Добродетели" и применение их в реальной жизни....
Технологическая карта занятия внеурочной деятельности нравственно-эстетического направления во 2 классе театра "Улыбка"
В результате занятия дети будут вовлечены в творческо-игровую деятельность, освоят новые развивающие упражнения на внимание, воображение, мелкую моторику....
Внеурочная деятельность ( нравственное направление)
Внеурочная деятельность ( нравственное направление)...
Внеурочная деятельностьАзбука здоровья
Программ внеурочной деятельности содержит цели , задачи, планируемые результаты освоения курса. Содержит тематическое планирование.Предназначено для учителей начальных классов...