Целевая комплексная воспитательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Нравственно - патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Чтобы достигнуть определенного результата, необходим поиск современных форм общения с ребенком и его родителями в гражданско-нравственном направлении.
Школа – это период усвоения норм морали и социальных моделей поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. И поэтому ему необходимо научиться жить в социуме и комфортно чувствовать себя, развиваться и совершенствоваться. Для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают, или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.
Программа «С чего начинается Родина» предназначена для детей 7-11 лет, учитывает особенности психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема нравственно-патриотического воспитания младших школьников с позиции изменений в общественном сознании остаётся главной в настоящее время.
Воспитательная программа «С чего начинается Родина» построена с опорой на программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и определяет новые ориентиры и приоритеты в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к историческому прошлому Родины, родного края.
Особенностью программы является то, что авторская программа является средством формирования у учащихся патриотических чувств и развития духовности, которые необходимы для приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Программа предполагает комплексный подход в организации содержания и процесса освоения норм культуры истории края.
Программа реализуется в три этапа с помощью различных средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живёт ребёнок и рассчитана на курс начального обучения.
Воспитательская программа позволит удовлетворить потребности ребёнка младшего школьного возраста в полноценном развитии как личности, поможет войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширения представлений о родном городе, крае и родной стране, в которой он живёт.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор программы:
Зейлингер О.Н. – воспитатель высшей квалификационной категории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №8 г. Лабинска.
Пояснительная записка.
Нравственно - патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Чтобы достигнуть определенного результата, необходим поиск современных форм общения с ребенком и его родителями в гражданско-нравственном направлении.
Школа – это период усвоения норм морали и социальных моделей поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. И поэтому ему необходимо научиться жить в социуме и комфортно чувствовать себя, развиваться и совершенствоваться. Для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают, или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.
Программа «С чего начинается Родина» предназначена для детей 7-11 лет, учитывает особенности психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема нравственно-патриотического воспитания младших школьников с позиции изменений в общественном сознании остаётся главной в настоящее время.
Воспитательная программа «С чего начинается Родина» построена с опорой на программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и определяет новые ориентиры и приоритеты в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к историческому прошлому Родины, родного края.
Особенностью программы является то, что авторская программа является средством формирования у учащихся патриотических чувств и развития духовности, которые необходимы для приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Программа предполагает комплексный подход в организации содержания и процесса освоения норм культуры истории края.
Программа реализуется в три этапа с помощью различных средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живёт ребёнок и рассчитана на курс начального обучения.
Воспитательская программа позволит удовлетворить потребности ребёнка младшего школьного возраста в полноценном развитии как личности, поможет войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширения представлений о родном городе, крае и родной стране, в которой он живёт.
Содержание программы
Программа «С чего начинается Родина?» направлена на развитие нравственно-патриотического воспитания учащихся 1-4 классов и способствует адаптации в социуме.
Цель: формирование высоких нравственных качеств: основ духовности, гражданственности, всестороннего развития личности.
Задачи:
- Воспитание в детях чувства самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям, школе, городу, краю, России.
- Формирование представления о природном и социальном окружении человека, умение применять полученные знания в соответствии с общечеловеческими нормами.
- Формирование бережного отношения к родной природе, всему живому.
- Привитие интереса детей к традициям народов Кубани и России.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на клубных часах, внеклассных мероприятиях, в играх, в труде, в быту, в самостоятельной деятельности – так как воспитываются в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Принципы реализации программы.
Содержание программы построено в соответствии с принципами нравственно-патриотического воспитания детей:
1. Принцип коррекционной направленности (во всех видах деятельности происходит коррекция).
2. Принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребёнка, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, к родному краю, Отечеству).
3. Принцип учёта региональных условий.
4.Принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае, стране с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы).
5. Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса.
6. Принцип интеграции (сотрудничество с родителями, библиотекой, музеем).
В процессе освоения ребёнком программы осуществляется его социализация в окружающем мире, обществе.
Этапы программы:
- Информационный блок: переработка теоретических материалов, сбор и анализ литературы, изучение интереса детей.
- Технологический блок: разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения.
- Организационный блок: создание предметно-развивающей среды
Формы и методы работы с детьми:
- Воспитательные коррекционные занятии;
- Устные журналы;
- Дискуссии;
- Беседы;
- Подвижные и ролевые игры;
- Экскурсии, целевые прогулки, поездки;
- Конкурсы;
- Викторины;
- Проведение совместных праздников с родителями;
- Воспитательные спортивные соревнования;
- Организация выставок, поделок;
- Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
- Трудовые дела (трудовые поручения в группе, труд в природном уголке, на участке, помощь ветеранам, субботники).
Содержательная часть программы систематизирована по тематическим блокам – их три и рассчитана на весь курс начального образования.
1 блок – «Моя семья». Задача блока состоит в том, чтобы помочь ребёнку осознать себя членом семьи, познакомить с родословной, с трудом родителей. Воспитание любви и уважения к близким людям, чувства благодарности и уважения к сотрудникам школы. Формирование представления о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
2 блок – «Моя Родина». Тема блока призвана сформировать у младших школьников чувство любви, гордости и патриотизма к своей Отчизне, городу. У ребёнка формируются первые представления об устройстве нашего государства, он изучает символику нашей страны, знакомится с другими городами России, со столицей нашей Родины. А также необходимо подвести ребёнка к пониманию, что город – частица Родины. Необходимо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
3 блок – «Люби и знай свой край». Задача блока состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка любовь к флоре и фауне родного края, России. А также необходимо ребёнка научить любоваться природой и бережно относиться к ней. Помочь школьнику осознать себя жителем Кубани, России. Познакомить с праздниками и традициями кубанского казачества.
По каждой теме программы проводится комплекс мероприятий. Следует подчеркнуть, что для ребенка с ограниченными возможностями здоровья характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одному и тому же блоку лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной и той же проблеме. Таким образом, дети ежемесячно погружаются в каждый из изучаемых блоков программы "С чего начинается Родина?".
Основные мероприятия по реализации программы
1 блок
- беседа «Семья – моя радость»;
- устный журнал «Родословная – старинная русская традиция»;
- беседа-диалог «Профессия моей мамы»;
- посиделки у свечи «Моя семья, Новый год и я»;
- устный журнал «Очень здорово, когда дома мама, папа, я»;
- беседа «Режим дня»;
- круглый стол «Наша дружная семья»;
- диалог «Дом, в котором я живу»;
- беседа «Рождество на Кубани»;
- беседа «Хороший поступок»;
- игровая программа «Масленица»;
- познавательное занятие «Пасха на Кубани»;
- КВН « Аты-баты шли солдаты»;
- игровой тренинг «Вежливые слова»;
- познавательное занятие «Путешествие по стране Правознайке»;
- шоу-конкурс «Трудно быть девчонкой»;
- конкурсно - игровая программа «Ты одна такая – любимая и родная»; «На планете Ма»;
- дискуссия «Здравствуйте».
- фотовыставка «Члены моей семьи».
- трудовое дело-работа на цветнике около школы; - игра «Дружба крепкая очень нам нужна»;
- урок творчества «Как украсить дом к Новому году»
- игра-соревнование «Спортом будем заниматься!»
2 блок
- час информации «А Родина – Россия у нас совсем одна» В. Степанов;
- беседа - диалог «Мой любимый город»;
- экскурсии «Достопримечательности города», экскурсия в школьный музей;
- урок мужества «Слава городов-героев – вечна!»
- познавательное занятие «Что значит быть настоящим гражданином?»
« Права и обязанности школьника»;
- познавательное занятие «Знаменитые россияне»;
- викторина «Мы - патриоты»;
- литературно-музыкальная композиция «От русских богатырей до наших дней – защитников земли русской»;
- диалог- беседа «Как много слов прекрасных, волшебных, добрых слов!»
- Олимпиада для 1-4 классов – «В спортивном теле – здоровый дух!»
- беседа – диалог «Герб Кубани», «Флаг Кубани»
- познавательное занятие «Добрые дела живут века»;
- трудовое дело подарок школе; - тимуровская помощь ветерану ВОВ.
- путешествие в прошлое «Улицы, названные в честь героев В.О.В.»
- беседа «Защитники Отечества»;
- час памяти «Пионеры-герои Кубани»;
- экскурсия в/ч 3219;
3 блок
- беседа – диалог «Красота вокруг нас»;
- познавательное занятие «Забота о животных» (игра «Угадай животное!»)
- выставка рисунков «Береги природу – наш дом!»
- устный журнал «Что такое заповедник?»
- беседа «Люблю тебя, мой край родной»;
- экологический КВН «Птичьи разговоры»;
- игра-занятие «Русский лес - чудесный лес»;
- экскурсия «Зимушка – зима, в Лабинск пришла», «Весенние деньки»;
- поэтическая тетрадь «Зима в стихах русских поэтов»;
- беседа-диалог «Красная книга природы»;
- конкурсно - игровая программа «Здравствуй добрая волшебница осень!»
План работы по нравственно-патриотическому воспитанию
№ | Направления деятельности | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1. | «Моя семья» | Формировать у детей понятия: «семья», «члены семьи» и их домашние обязанности. | Дать основные представления детям о труде и профессиях родителей, педагогов школы. | Знакомство детей с семейными традициями. Проведение совместных праздников, экскурсий, посещение выставок. | Познакомить с понятием «родословная». Учить вести себя в соответствии с общечеловечес-кими нормами. |
2. | «Моя Родина» | Дать основные представления о своей малой Родине (история города, знакомство с улицей, где проживает и где находится школа). | Дать понятие об основных символах малой Родины и края (флаг, герб, гимн), о происхождении и истории, их предназначе-нии. Познакомить ребят с достопримеча-тельностями нашего города. | Ознакомить детей с национальным составом малой Родины и России (рассматрива-ние фотографий, предметов одежды людей разных национальнос-тей.) Познакомить ребят со знаменитыми героями-земляками. | Знакомство ребят с понятием «гражданин», с основным законом страны – Конституцией. Дать понятие о столице нашей Родины – Москве. Познакомить с государствен-ными символами и деятелями России (президент России). |
3. | «Люби и знай свой край». | Научить детей любоваться природой и бережно относиться к ней. Познакомить ребят с растительным и животным миром малой Родины. | Дать понятие о «Красной книге» края. Познакомить учащихся с лекарственны - ми травами (оформление выставки, конкурс рисунков). | Охрана расти-тельного и животного мира Кубани. Помочь школь-никам осознать себя жителем Кубани, России Познакомить с традициями кубанского казачества. | Расширить понятия о «Красной книге» России, о назначении заповедников. Ознакомить ребят с природными богатствами России (леса, полезные ископаемые) и животным миром. |
Данная воспитательно-образовательная программа «С чего начинается Родина?» реализуется во второй половине дня.
Ожидаемые результаты программы «С чего начинается Родина?»
В конце учебного года дети знают и называют:
- домашний адрес;
- место работы родителей, значимость их труда;
- свою нацию, русскую культуру, язык, традиции;
- место проживания, город, край;
- промышленность родного города и ее значимость;
- символику города и края;
- столицу нашей Родины - Москву, герб, флаг, гимн России,
- природу родного края, страны ее флору и фауну, природоохранительные
мероприятия;
- представителей других национальностей, населяющих нашу Родину, 5-6
народов, живущих на земле, их быт, традиции;
- что они являются жителями планеты Земля.
В результате работы дети испытывают все больше любовь и привязанность к родному дому - семье, матери, школе, городу, стране; дорожат своей семьей, домом, с удовольствием идут в школу.
Вывод: только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, школа, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Результаты работы отслеживаются с помощью теста. (Приложение 1).
Цель: выявить уровень развития нравственно-патриотического воспитания учащихся.
Примечание: на каждый вопрос, может быть несколько вариантов
ответов; правильный ответ подчеркнуть.
Тест
- Как называется наша страна?
Варианты ответов:
а. Родина;
б. Россия;
2. Назовите символы России и Кубани?
Варианты ответов:
а. герб;
б. флаг;
с. гимн.
3. Как называется наш город?
Варианты ответов:
а. Лабинск;
б. Краснодар.
4. Назовите столицу нашей Родины?
Варианты ответов:
а. Москва;
б. Лабинск.
5. Перечислите, какие добрые дела вы сегодня совершили, кого вы
сделали счастливее своими поступками?
Варианты ответов:
а. помог по дому маме, бабушке;
б. сходил в магазин;
в. убрал в комнате;
г. играл с друзьями.
6. Как себя ведёт воспитанный человек?
Варианты ответов:
а. громко разговаривает в библиотеке, в театре;
б. включает громко музыку, выставив магнитофон в открытое окно;
в. кричит на улице;
г. воспитанный человек так себя не ведёт.
7. Назовите, какие вы знаете «волшебные слова»?
Варианты ответов:
а. спасибо; д. доброе утро; и. будьте добры.
б. пожалуйста; е. до свидания;
в. здравствуйте; ж. привет;
г. добрый день; з. пока
8. Для чего нужно быть сильным?
Выбери ответ, который тебе больше нравится:
а. Для того, чтобы тебя все боялись;
б. Для того, чтобы защищать себя и других людей от хулиганов и
разбойников.
9. Девочка Оля рассказала воспитательнице о том, что Дима и Саша
нашли острый нож и играют с ним. Воспитательница отобрала его
у мальчиков и отругала их. Правильно поступила Оля или нет.
Выбери ответ, который тебе нравится:
а. Оля поступила правильно, потому что играть с острым ножом опасно!
Мальчики могли сильно пораниться
б. Оля поступила неправильно: ябедничать нехорошо.
10. Будешь ли ты радоваться за своего друга, если ему купят новый
красивый велосипед?
Выбери ответ, который тебе больше нравится.
а. Я буду радоваться, потому что я люблю своего друга и хочу, чтобы
ему было хорошо;
б. Я не буду радоваться, потому что у меня нет такого велосипеда.
11. Каким словом можно назвать нежадного человека – того, кто готов
поделиться с другими всем хорошим, что у него есть?
Выбери подходящее слово:
а. храбрый; г. сильный;
б. щедрый; д. ласковый.
в. весёлый;
12. Если тебе подарили новую игрушку, надо ли хвастаться ею перед
ребятами?
Выбери ответ, который тебе больше нравится.
а. Конечно, надо похвастаться, а то будет неинтересно;
б. Хвастаться нельзя, но играть в новую игрушку надо вместе с
друзьями.
13. Что делать, если твой друг тебя обманул?
Выбери ответ, который тебе больше нравится.
а. Больше не дружить с обманщиком;
б. Если он обманул в первый раз, то простить его и попросить, чтобы
он больше не обманывал.
14. Как ты думаешь, можно ли кушать много конфет, пирожных,
шоколадок и сладких булочек?
Выбери ответ, который тебе больше нравится.
а. Нельзя, потому что от этого портятся зубы и можно растолстеть.
б. Много нельзя, а немножко можно. И при этом надо делать зарядку и
заниматься спортом.
в. Можно есть сколько угодно сладкого, потому что это вкусно.
Оценивается по баллам от 0 до14 и распределяется по 3 уровням:
1 уровень (низкий) от (0-4б.) – необходим внешний контроль со стороны взрослого;
II уровень (средний) от (4-8 б.) – требуется внешний контроль в некоторых случаях.
III уровень (высокий) от (8-14 б.) – знания сформированы в полном объёме.
Все эти данные суммируем по уровням и изображаем диаграммой.
Перечень необходимых для осуществления воспитательно-
образовательного процесса программ, методических пособий.
1. Программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на
2011-2015 годы.
2. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980.
3. Ривина Е.К. Герб и флаг России. М., 2002.
4. Смирнова Е.О., Богуславская З.М. Развивающие игры для детей. – М.:
Просвещение, 1991.
5. Персидская И.В., Фонова Г.А. Классные часы в 1-4 классах. – Волгоград:
Учитель, 2007.
6. Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия по разделу «Социальный мир». –
Волгоград: Учитель, 2006.
7. Болотская С.А., Власова Л.И. Внеклассные мероприятия в начальной
школе. – Волгоград: Учитель, 2007.
8. Максимова Т.Н. Классные часы. – М..: ВАКО: 2008.
9. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. – М. ООО Скрипторий
2003, 2007.
10. Ушакова О.Д. Стихи, пословицы и поговорки о Родине: справочник
школьника. - Литера, 2007.
11. Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. –
Ярославль: Академия развития, 2007.
12. Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с первоклассниками. –
Ярославль: Академия развития, 2005.
13. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году? – М.: Гном и Д, 2007.
14. Громова О.Е, Соломатина Г.Н., Савинова Н.П. Стихи о временах года и
игры. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
15. Герасимова В.А. Классный час играючи в начальной школе. – М.: ТЦ
Сфера, 2006.
16. Гайдина Л.И. Кочергина А.В. Группа продлённого дня 3-4 классы. – М.:
ВАКО, 2008.
17. Гайдина Л.И. Кочергина А.В. Группа продлённого дня 1-2 классы. – М.:
ВАКО, 2007.
18. Шорыгина Т.А. Праздники. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
19. Шустерман М. Коллективная игра и занятия.
20. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках:
Мир человека. – М.: Школьная пресса, 2010.
21. Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно-развивающие игры как метод
обучения в специальной педагогике. - 2002.- № 1.
22. Севостьярова Е.О. Занятия по развитию интеллекта. - М.:ТЦ Сфера, 2010.
23. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
24. Шорыгина Т.А. Беседы об этикете. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
25. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
26. Жиренко О.Е., Лапина Е.В. Я - гражданин России!. – М. ВАКО, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по нравственно -патриотическому воспитанию младших школьников.
Программа по нравственно- патриотическому воспитанию младших школьников. Проблема нравственно - патриотического воспитания волнует и учителей ,и родителей . В своей программе я попыталась затронуть вс...
Программа курса дополнительного образования «С чего начинается Родина»
Программа представляет собой вариант решения проблемы обновления содержания духовно-нравственного воспитания личности школьника в условиях образовательного (светского) образовательного учрежден...
Целевая комплексная адаптированная программа воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разновозрастной группы семейного типа №2 «Дружная семейка»
Пояснительная записка. Политика управления образования, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в учреждениях государственного воспитания определяется Программой развития образо...
Программа по нравственно - патриотическому воспитанию младших школьников "Смоленский край, навек любимый!"
Представлена программа по первоначальному ознакомлению детей дошкольного возраста и 1 - 2 классов по ознакомлению с основами истории, культуры, быта, фольклора Смоленской области....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "С чего начинается Родина"
Внеурочная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов деятельности детей младшего возраста в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факуль...
Авторская программа по духовно-нравственному воспитанию "С чего начинается Родина" для начальной школы
Данная программа является интегрированной, междисциплинарной, реализуется во внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 4 года обучения с 1 по 4 класса для детей младшего школьного возраст...
Воспитательная программа духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленности «Мы – будущее Великой Державы»
Программа «Мы – будущее Великой Державы» направлена на воспитание нравственно и физически здоровой личности, любящей свою семью, свою Малую Родину, свою великую страну – Россию...
- Мне нравится (1)