Целевая комплексная воспитательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Зейлингер Ольга Николаевна

Нравственно - патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Чтобы достигнуть определенного результата, необходим поиск современных форм общения с ребенком и его родителями в гражданско-нравственном направлении.

Школа – это период усвоения норм морали и социальных моделей поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. И поэтому ему необходимо научиться жить в социуме и комфортно чувствовать себя, развиваться и совершенствоваться. Для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а  за что ругают, или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Программа «С чего начинается Родина» предназначена для детей 7-11 лет, учитывает особенности психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема нравственно-патриотического воспитания младших школьников с позиции изменений в общественном сознании остаётся главной в настоящее время.

Воспитательная программа «С чего начинается Родина» построена с опорой на программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и определяет новые ориентиры и приоритеты в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к историческому прошлому Родины, родного края.

Особенностью программы является то, что авторская программа является средством формирования у учащихся патриотических чувств и развития духовности, которые необходимы для приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Программа предполагает комплексный подход в организации содержания и процесса освоения норм культуры истории края.

Программа реализуется в три этапа с помощью различных средств, форм и методов воспитания, от условий в которых  живёт ребёнок и  рассчитана на курс начального обучения.

Воспитательская программа позволит удовлетворить потребности ребёнка младшего школьного возраста в полноценном развитии как личности, поможет войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширения представлений о родном городе, крае и родной стране, в которой он живёт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор программы:  

Зейлингер О.Н. – воспитатель высшей квалификационной категории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №8 г. Лабинска.

                                  Пояснительная записка.                

                 

Нравственно - патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Чтобы достигнуть определенного результата, необходим поиск современных форм общения с ребенком и его родителями в гражданско-нравственном направлении.

Школа – это период усвоения норм морали и социальных моделей поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. И поэтому ему необходимо научиться жить в социуме и комфортно чувствовать себя, развиваться и совершенствоваться. Для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а  за что ругают, или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Программа «С чего начинается Родина» предназначена для детей 7-11 лет, учитывает особенности психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема нравственно-патриотического воспитания младших школьников с позиции изменений в общественном сознании остаётся главной в настоящее время.

Воспитательная программа «С чего начинается Родина» построена с опорой на программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и определяет новые ориентиры и приоритеты в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к историческому прошлому Родины, родного края.

Особенностью программы является то, что авторская программа является средством формирования у учащихся патриотических чувств и развития духовности, которые необходимы для приобщения детей к общечеловеческим ценностям. Программа предполагает комплексный подход в организации содержания и процесса освоения норм культуры истории края.

Программа реализуется в три этапа с помощью различных средств, форм и методов воспитания, от условий в которых  живёт ребёнок и  рассчитана на курс начального обучения.

Воспитательская программа позволит удовлетворить потребности ребёнка младшего школьного возраста в полноценном развитии как личности, поможет войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширения представлений о родном городе, крае и родной стране, в которой он живёт.

                                 Содержание программы

Программа «С чего начинается Родина?» направлена на развитие нравственно-патриотического воспитания  учащихся 1-4 классов и способствует адаптации  в социуме.

Цель: формирование высоких нравственных качеств: основ духовности, гражданственности, всестороннего развития личности.

Задачи:

  1. Воспитание в детях чувства самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям, школе, городу, краю, России.
  2. Формирование представления о природном и социальном окружении человека, умение применять полученные знания в соответствии с общечеловеческими нормами.
  3. Формирование бережного отношения к родной природе, всему живому.
  4. Привитие интереса детей к традициям народов Кубани и России.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на клубных часах, внеклассных мероприятиях, в играх, в труде, в быту, в самостоятельной деятельности – так как воспитываются  в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

                           Принципы реализации программы.

Содержание программы построено в соответствии с принципами  нравственно-патриотического воспитания детей:

1. Принцип коррекционной направленности (во всех видах деятельности происходит коррекция).

2. Принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребёнка, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, к родному краю, Отечеству).

3. Принцип учёта региональных условий.

4.Принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае, стране с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы).

5. Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса.

6. Принцип интеграции (сотрудничество с родителями, библиотекой, музеем).

 В процессе освоения ребёнком программы осуществляется его социализация в окружающем мире, обществе.

Этапы программы:

  • Информационный блок: переработка теоретических материалов, сбор и анализ литературы, изучение интереса детей.
  • Технологический блок: разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения.
  • Организационный блок: создание предметно-развивающей среды

Формы и методы  работы с детьми:

  • Воспитательные коррекционные занятии;
  • Устные журналы;    
  • Дискуссии;
  • Беседы;
  • Подвижные и ролевые игры;
  • Экскурсии, целевые прогулки, поездки;
  • Конкурсы;
  • Викторины;
  • Проведение совместных праздников с родителями;
  • Воспитательные спортивные соревнования;
  • Организация выставок, поделок;
  • Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
  • Трудовые дела (трудовые поручения в группе, труд в природном уголке, на участке, помощь ветеранам, субботники).

Содержательная часть программы систематизирована  по  тематическим блокам – их три и рассчитана на весь курс начального образования.

1 блок – «Моя семья». Задача блока состоит в том, чтобы помочь ребёнку осознать себя членом семьи, познакомить с родословной, с  трудом родителей. Воспитание любви и уважения к близким людям, чувства благодарности и уважения к сотрудникам школы.  Формирование представления о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.

2 блок – «Моя Родина». Тема блока призвана сформировать у младших школьников чувство любви, гордости и патриотизма к своей Отчизне, городу. У ребёнка формируются первые представления об устройстве нашего государства, он изучает символику нашей страны, знакомится с другими городами России, со столицей нашей Родины. А также необходимо подвести ребёнка к пониманию, что город – частица Родины. Необходимо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

        3 блок – «Люби и знай свой край». Задача блока состоит в том, чтобы  воспитать у ребёнка  любовь к флоре и фауне родного края, России. А также необходимо ребёнка научить любоваться природой и бережно относиться к ней. Помочь школьнику осознать себя жителем Кубани, России. Познакомить с праздниками и традициями кубанского казачества.

По каждой теме программы проводится комплекс мероприятий. Следует подчеркнуть, что для ребенка с ограниченными возможностями здоровья  характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одному и тому же блоку лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной и той же проблеме. Таким образом, дети ежемесячно погружаются в каждый из изучаемых блоков программы "С чего начинается Родина?".

         

          Основные мероприятия по реализации программы

1 блок

- беседа «Семья – моя радость»;

- устный журнал «Родословная – старинная русская традиция»;

- беседа-диалог «Профессия моей мамы»;

- посиделки у свечи «Моя семья, Новый год и я»;

- устный журнал «Очень здорово, когда дома мама, папа, я»;

- беседа «Режим дня»;

- круглый стол «Наша дружная семья»;

- диалог «Дом, в котором я живу»;

- беседа «Рождество на Кубани»;

- беседа «Хороший поступок»;

- игровая программа «Масленица»;

- познавательное занятие «Пасха на Кубани»;

- КВН « Аты-баты шли солдаты»;

- игровой тренинг «Вежливые слова»;

- познавательное занятие «Путешествие по стране Правознайке»;

- шоу-конкурс «Трудно быть девчонкой»;

- конкурсно - игровая программа «Ты одна такая – любимая и родная»; «На планете Ма»;

- дискуссия «Здравствуйте».

- фотовыставка «Члены моей семьи».

- трудовое дело-работа на цветнике около школы;  - игра «Дружба крепкая очень нам нужна»;

- урок творчества «Как украсить дом к Новому году»

- игра-соревнование «Спортом будем заниматься!»

2 блок

- час информации «А Родина – Россия у нас совсем одна» В. Степанов;

- беседа - диалог «Мой любимый город»;

- экскурсии  «Достопримечательности  города», экскурсия в школьный музей;

- урок мужества «Слава городов-героев – вечна!»

- познавательное занятие «Что значит быть настоящим гражданином?»

« Права и обязанности школьника»;

- познавательное занятие «Знаменитые россияне»;

- викторина «Мы - патриоты»;

- литературно-музыкальная композиция «От русских богатырей до наших дней – защитников земли русской»;

- диалог- беседа «Как много слов прекрасных, волшебных, добрых слов!»

- Олимпиада для 1-4 классов – «В спортивном теле – здоровый дух!»

- беседа – диалог «Герб Кубани», «Флаг Кубани»

- познавательное занятие «Добрые дела живут века»;

- трудовое дело подарок школе; - тимуровская помощь ветерану ВОВ.

- путешествие в прошлое «Улицы, названные в честь героев В.О.В.»

- беседа «Защитники Отечества»;

- час памяти «Пионеры-герои Кубани»;

- экскурсия в/ч 3219;

3 блок

 - беседа – диалог «Красота вокруг нас»;

- познавательное занятие «Забота о животных» (игра «Угадай животное!»)

- выставка рисунков «Береги природу – наш дом!»

- устный журнал «Что такое заповедник?»

- беседа «Люблю тебя, мой край родной»;

- экологический КВН «Птичьи разговоры»;

- игра-занятие «Русский лес - чудесный лес»;

- экскурсия «Зимушка – зима, в Лабинск пришла», «Весенние деньки»;

- поэтическая тетрадь «Зима в стихах русских поэтов»;

- беседа-диалог «Красная книга природы»;

- конкурсно - игровая программа «Здравствуй добрая волшебница осень!»

        План работы по нравственно-патриотическому воспитанию                   

 №

Направления деятельности

        1 класс

      2 класс

     3 класс

     4 класс

1.

  «Моя  

  семья»

Формировать у детей понятия: «семья», «члены семьи» и их домашние обязанности.

Дать основные представления детям о труде и профессиях родителей, педагогов школы.

Знакомство детей с семейными традициями. Проведение совместных праздников, экскурсий, посещение выставок.

Познакомить

с понятием «родословная».

Учить вести себя в соответствии с

 общечеловечес-кими нормами.

2.

«Моя Родина»

Дать основные представления о своей малой Родине (история города, знакомство с улицей, где проживает и где находится школа).

Дать понятие об основных символах малой Родины и края (флаг, герб, гимн), о происхождении и истории, их предназначе-нии. Познакомить ребят с достопримеча-тельностями нашего города.

Ознакомить детей с национальным составом малой Родины и России (рассматрива-ние фотографий, предметов одежды людей разных национальнос-тей.) Познакомить ребят со знаменитыми героями-земляками.

Знакомство ребят с понятием «гражданин», с основным законом страны – Конституцией.

Дать понятие о столице нашей Родины – Москве. Познакомить с государствен-ными символами и деятелями России (президент России).

3.

«Люби и знай свой край».

Научить детей любоваться природой и бережно относиться к ней.

Познакомить ребят с растительным и животным миром малой Родины.

Дать понятие о

«Красной книге» края.

Познакомить учащихся с лекарственны - ми травами (оформление выставки, конкурс рисунков).

Охрана расти-тельного и животного мира Кубани.

Помочь школь-никам осознать себя жителем Кубани, России

Познакомить с традициями кубанского казачества.

Расширить понятия о «Красной книге» России, о назначении заповедников. Ознакомить ребят с природными богатствами России (леса, полезные ископаемые)    и животным миром.

                   

Данная воспитательно-образовательная программа   «С чего начинается Родина?» реализуется  во второй половине дня.

Ожидаемые  результаты программы «С чего начинается Родина?»

В конце учебного года дети знают и называют:

- домашний адрес;

- место работы родителей, значимость их труда;

- свою нацию, русскую культуру, язык, традиции;

- место проживания, город, край;

- промышленность родного города и ее значимость;

- символику города и края;

- столицу нашей Родины - Москву, герб, флаг, гимн России,

- природу родного края, страны ее флору и фауну, природоохранительные  

  мероприятия;

- представителей других национальностей, населяющих нашу Родину, 5-6  

  народов, живущих на земле, их быт, традиции;

- что они являются жителями планеты Земля.

В результате  работы  дети испытывают все больше любовь и привязанность к родному дому - семье, матери, школе, городу, стране; дорожат своей семьей, домом, с удовольствием идут в школу.

Вывод: только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, школа, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Результаты работы отслеживаются с помощью теста.  (Приложение 1).

Цель: выявить уровень развития нравственно-патриотического воспитания учащихся.

Примечание: на каждый вопрос, может быть несколько вариантов

ответов; правильный ответ подчеркнуть.

                                             

                                                    Тест

  1. Как называется наша страна? 

Варианты ответов:

         а.  Родина;

         б.  Россия;  

     2. Назовите символы России и Кубани?

Варианты ответов:

а. герб;

б. флаг;

с. гимн.

     3. Как называется наш город?

 Варианты ответов:

а. Лабинск;

б. Краснодар.

    4. Назовите столицу нашей Родины?

Варианты ответов:

а. Москва;

б. Лабинск.

    5. Перечислите, какие добрые дела вы сегодня совершили, кого вы  

         сделали счастливее своими поступками?

Варианты ответов:

а. помог по дому маме, бабушке;

б. сходил в магазин;

в. убрал в комнате;

г. играл с друзьями.

     6. Как себя ведёт воспитанный человек?

Варианты ответов:

         а. громко разговаривает в библиотеке, в театре;

         б. включает громко музыку, выставив магнитофон в открытое окно;

в. кричит на улице;

г. воспитанный человек так себя не ведёт.

     7. Назовите, какие вы знаете «волшебные слова»?

Варианты ответов:

         а. спасибо;        д. доброе утро;      и. будьте добры.

         б. пожалуйста;        е. до свидания;

         в. здравствуйте;        ж. привет;

г. добрый день;        з. пока

    8. Для чего нужно быть сильным?

Выбери ответ, который тебе больше нравится:

а. Для того, чтобы тебя все боялись;

б. Для того, чтобы защищать себя и других людей от хулиганов и  

    разбойников.

     9. Девочка Оля рассказала воспитательнице о том, что Дима и Саша  

         нашли острый нож и играют с ним. Воспитательница отобрала его  

        у мальчиков и отругала их. Правильно поступила Оля или нет.

Выбери ответ, который тебе нравится:

         а. Оля поступила правильно, потому что играть с острым ножом опасно!  

            Мальчики могли сильно пораниться

        б. Оля поступила неправильно: ябедничать нехорошо.

   10. Будешь ли ты радоваться за своего друга, если ему купят новый  

         красивый велосипед?

Выбери ответ, который тебе больше нравится.

а. Я буду радоваться, потому что я люблю своего друга и хочу, чтобы  

   ему было хорошо;

б. Я не буду радоваться, потому что у меня нет такого велосипеда.

   11. Каким словом можно назвать нежадного человека – того, кто готов  

         поделиться с другими всем хорошим, что у него есть?

Выбери подходящее слово:

         а. храбрый;        г. сильный;

         б. щедрый;        д. ласковый.

в. весёлый;

   12. Если тебе подарили новую игрушку, надо ли хвастаться ею перед  

         ребятами?

Выбери ответ, который тебе больше нравится.

         а. Конечно, надо похвастаться, а то будет неинтересно;

б. Хвастаться нельзя, но играть в новую игрушку надо вместе с  

    друзьями.

   13. Что делать, если твой друг тебя обманул?

Выбери ответ, который тебе больше нравится.

а. Больше не дружить с обманщиком;

б. Если он обманул в первый раз, то простить его и попросить, чтобы            

   он  больше не обманывал.

   14. Как ты думаешь, можно ли кушать много конфет, пирожных,  

         шоколадок и сладких булочек?

Выбери ответ, который тебе больше нравится.

а. Нельзя, потому что от этого портятся зубы и можно растолстеть.

б. Много нельзя, а немножко можно. И при этом надо делать зарядку и  

   заниматься спортом.

в. Можно есть сколько угодно сладкого, потому что это вкусно.

      Оценивается по баллам от 0 до14 и распределяется по 3 уровням:

1 уровень (низкий) от (0-4б.) – необходим внешний контроль со стороны взрослого;

II уровень (средний) от (4-8 б.) – требуется внешний контроль в некоторых случаях.

III уровень (высокий) от (8-14 б.) – знания сформированы в полном объёме.

Все эти данные суммируем по уровням и изображаем диаграммой.

        Перечень необходимых для осуществления воспитательно-  

   образовательного процесса программ,  методических пособий.

1. Программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на

    2011-2015 годы.  

2. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. М., 1980.

3. Ривина Е.К. Герб и флаг России. М., 2002.

4. Смирнова Е.О., Богуславская З.М. Развивающие игры для детей. – М.:  

    Просвещение, 1991.

5. Персидская И.В., Фонова Г.А. Классные часы в 1-4 классах. – Волгоград:  

    Учитель, 2007.

6. Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия по разделу «Социальный мир». –  

    Волгоград: Учитель, 2006.

7. Болотская С.А., Власова Л.И. Внеклассные мероприятия в начальной  

    школе. – Волгоград: Учитель, 2007.

8. Максимова Т.Н. Классные часы. – М..: ВАКО: 2008.

9. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. – М. ООО Скрипторий  

      2003, 2007.

10. Ушакова О.Д. Стихи, пословицы и поговорки о Родине: справочник  

      школьника. -  Литера, 2007.

11. Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. –  

      Ярославль: Академия развития, 2007.

12. Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с первоклассниками. –  

      Ярославль: Академия развития, 2005.

13. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году? – М.: Гном и Д, 2007.

14. Громова О.Е, Соломатина Г.Н., Савинова Н.П. Стихи о временах года и  

      игры. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

15. Герасимова В.А. Классный час играючи в начальной школе. – М.: ТЦ  

      Сфера, 2006.

16. Гайдина Л.И. Кочергина А.В. Группа продлённого дня 3-4 классы. – М.:  

      ВАКО, 2008.

17. Гайдина Л.И. Кочергина А.В. Группа продлённого дня 1-2 классы. – М.:  

      ВАКО, 2007.

18. Шорыгина Т.А. Праздники. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

19. Шустерман М. Коллективная игра и занятия.

20. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках:  

       Мир человека. – М.: Школьная пресса, 2010.

21.  Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно-развивающие игры как метод  

       обучения в специальной педагогике. - 2002.- № 1.

22. Севостьярова Е.О. Занятия по развитию интеллекта. - М.:ТЦ Сфера, 2010.

23. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

24. Шорыгина Т.А. Беседы об этикете. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

25. Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

26. Жиренко О.Е., Лапина Е.В. Я - гражданин России!. – М. ВАКО, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по нравственно -патриотическому воспитанию младших школьников.

Программа по нравственно- патриотическому воспитанию младших школьников. Проблема нравственно - патриотического воспитания волнует и учителей ,и родителей . В своей программе я попыталась затронуть вс...

Программа курса дополнительного образования «С чего начинается Родина»

Программа представляет собой вариант решения проблемы обновления содержания духовно-нравственного воспитания личности школьника в условиях образовательного (светского) образовательного учрежден...

Целевая комплексная адаптированная программа воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разновозрастной группы семейного типа №2 «Дружная семейка»

Пояснительная записка. Политика управления образования, адаптации и реабилитации несовершеннолетних, находящихся в учреждениях государственного воспитания  определяется Программой развития образо...

Программа по нравственно - патриотическому воспитанию младших школьников "Смоленский край, навек любимый!"

Представлена программа по первоначальному ознакомлению детей дошкольного возраста и 1 - 2 классов по ознакомлению с основами истории, культуры, быта, фольклора Смоленской области....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "С чего начинается Родина"

Внеурочная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов деятельности детей младшего возраста в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факуль...

Авторская программа по духовно-нравственному воспитанию "С чего начинается Родина" для начальной школы

Данная программа является интегрированной, междисциплинарной, реализуется во внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 4 года обучения с 1 по 4 класса  для детей младшего школьного возраст...

Воспитательная программа духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленности «Мы – будущее Великой Державы»

Программа «Мы – будущее Великой Державы» направлена на воспитание нравственно и физически здоровой личности, любящей свою семью, свою Малую Родину, свою великую страну – Россию...