Формирование геометрических представлений у детей с нарушением зрения.
статья
Статья посвящена формированию геометрических представлений у детей с нарушениями зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_geometricheskih_predstavleniy_u_detey_s_narusheniem_zreniya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование геометрических представлений у детей с нарушением зрения.
Жизнь человека с самого рождения — постоянное и активное взаимодействие с окружающей средой, которое невозможно без сложных и совершенных органов чувств. Важнейшим из них является зрение, с помощью которого человек познает окружающий мир во всем его многообразии.
У детей с нарушением зрения отмечается специфичность формирования зрительных образов, восприятие предметов неточное, фрагментарное. Они не способны одномоментно охватить взором весь предмет, из-за чего возникают трудности в восприятии наглядности, затрудняются в выделении, соотнесении частей объектов и их признаков, у них снижена способность к интегрированию, анализу, синтезу, сравнению.
В своих работах исследователи Г.А. Кислюк, Л.А. Пеньковская, Л.И.Плаксина, Л.А.Григорьева отмечают, что в качестве эталонов при восприятии формы предметов, начиная уже с трех лет, для детей выступают геометрические фигуры, контур предмета является главным как для зрительного, так и для осязательного восприятия. Но нарушенное зрение не всегда позволяет вычленить из фона и дифференцировать контуры предмета, соотнести его с определенной формой. Дети с низкой остротой зрения труднее соотносят форму предметов в рисунках, а дети с монокулярным характером зрения испытывают большие затруднения при соотнесении формы объемных предметов, чем рисунков. В связи с этим необходима специальная коррекционно-компенсаторная работа в образовательной деятельности и повседневной жизни.
В данной статье отражен новый подход к методике формирования геометрических представлений, заключающийся в использовании специальных методов и приемов, позволяющих не только усвоить знания о форме предметов, но и сформировать целостный зрительный образ, навыки зрительного анализа, научить выделять, дифференцировать, классифицировать, видоизменять, преобразовывать, что чрезвычайно важно для детей с нарушениями зрения.
Система работы по формированию геометрических представлений состоит из нескольких этапов. На начальном этапе основное внимание уделяется обучению зрительно – осязательному способу обследования фигур, происходит первое знакомство с плоскими и объёмными геометрическими фигурами. Одновременно для знакомства нужно брать по две фигуры, а далее по три – четыре уже знакомые для того, чтобы дети сразу могли их сравнивать между собой, находить сходства и различия, а не автоматически запоминали названия. Как объяснить детям различия между плоскими и объёмными геометрическими фигурами, не используя термины? Можно использовать такой приём: показать детям, что плоские фигуры можно спрятать под листком бумаги, а объемные нельзя.
Плоские фигуры лежат, и мы их видим всегда только с одной стороны, а объемные фигуры стоят, и мы можем рассмотреть их с разных сторон: спереди, сверху, сбоку. Это поможет детям понять отличия шара и круга, куба и квадрата.
Для обучения обследовательским, практическим действиям с геометрическими фигурами широко используются «волшебные» сумочки с двумя отверстиям – с правой и с левой стороны. Они гораздо удобнее для работы, чем «чудесные мешочки», так как ребёнок работает двумя руками, получает более полную информацию о фигуре. Детям даются разные варианты поиска: определение фигуры лежащей в сумочке; нахождение заданной фигуры среди множества других; нахождение фигуры, показанной на рисунке и др.
Поскольку успех предметно-практической деятельности зависит от уровня сформированности произвольных движений рук, необходимо использовать специальные средства и приемы, обеспечивающих успешность овладения зрительно-двигательными действиями: выкладывание геометрических фигур из палочек, цветных полосок, проволоки, фасоли; ниткопись (шерстяной нитью на фланелеграфе); рисование геометрических фигур по трафаретам, шаблонам, обводка их через кальку, плёнку; рисование по трафаретам простых по форме предметов; лепка фигур, раскатывание колбаски и выкладывание из неё контура плоскостных геометрических фигур.
Эти приёмы способствуют регуляции моторики руки, развитию мышечного чувства при неполноценном зрительном контроле.
На следующем этапе расширяются знания о геометрических фигурах, развивается умение зрительно и на ощупь узнавать их. Большое внимание уделяется сопоставлению каждой фигуры с рядом предметов или их изображений сходной с ней формы. После усвоения данного навыка задания усложняются за счет осуществления перехода от использования реальных образцов к представлениям. Эти упражнения способствуют обогащению зрительно-сенсорного опыта детей.
На этом этапе идёт постепенное усложнение материала. Основные задачи направлены не просто на узнавание, различение, называние геометрических фигур, а на развитие анализа и синтеза, способности устанавливать логические связи и производить необходимые обобщения. На данном этапе развивается умение детей зрительно расчленять геометрические фигуры на части, составлять их из таких же частей, продолжается совершенствование обследовательских действий, осязательной чувствительности.
На третьем этапе идет бучение детей различению разновидностей фигур (разные по форме треугольники, четырехугольники) и их признаков. Меняется характер перцептивных действий, они сворачиваются, выполняются незаметно, быстро. Основными задачами этого этапа являются:
- Развитие зрительного анализа, внимания, памяти, логического мышления, комбинаторных способностей.
- Формирование представлений об изменении геометрических фигур. Обучение преобразованию фигур.
- Знакомство со схематичным изображением геометрических фигур и конструкций, составленных из них.
Основными методами и приёмами работы на этом этапе являются: соотнесение, обобщение, систематизация, группировка вокруг образца - эталона, словесное обозначение, называние, измерение, изображение, выполнение сложных глазомерных действий.
При знакомстве с графической моделью (схемой) объёмных форм, обучении детей умению изображать схематически фигуры, конструкции из них в двух проекциях (вид спереди, сверху), необходимо обратить внимание детей на то, что конструкция, так же как и геометрическая фигура, с разных сторон выглядит по-разному. Конструкция должна быть простой. Ребенок не просто выстраивает, но и анализирует ее. Затем задания усложняются: дается схема, не соответствующая конструкции. Дети учатся находить и исправлять ошибки в ней, что способствует развитию зрительного внимания, операций анализа, сопоставления, элементов логического мышления.
На этом этапе начинается обучение преобразованию геометрических фигур в соответствии с указанным кодом – символическими изображениями, обозначающими различные признаки: цвет, форму, величину. Такие задания формируют у детей представления об изменении геометрических фигур, развивают зрительное внимание, элементы логического мышления.
На заключительном, четвёртом этапе работы особое значение уделяется обучению детей умению зрительно расчленять форму предмета на составные части, а также воссоздавать форму предмета из геометрических фигур, так как глубокое восприятие формы предполагает умение выделить в предмете отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам. Выкладывая из частей геометрическую фигуру, из готовых фигур, предмет, орнамент и так далее, дети учатся не только выделению их формы, но и размера, пространственного положения. Основной упор делается на мыслительный процесс: умение анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения.
На этом этапе продолжается обучение «чтению» графической модели (схемы), умению создавать их по конструктивному образцу и воссоздавать конструкцию в соответствии со схемой.
Приёмы работы на данном этапе:
- Целевая ориентировка на опознающий объект: поиск и нахождение информативных признаков, соотнесение с эталоном, речевая регуляция, отнесение к классу, идентификация.
- Тренировка – повторное предъявление одних и тех же изображений в разных ситуациях; сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация.
Широко используются на этом этапе работы «графические диктанты» на листах бумаги в крупную клетку, упражнения на деление фигур на части разными способами.
Предложенная комплексная организация коррекционной работы способствует решению актуальной проблемы формирования геометрических представлений у детей с нарушением зрения:
- обучению детей способам обследования геометрических фигур, предметов;
- формированию представлений об эталонах формы и их разновидностях;
- развитию способности систематизировать сенсорные эталоны;
- формированию действий по использованию сенсорных эталонов формы (идентификации, соотнесению, анализу и синтезу сложной формы).
- развитию познавательных способностей детей.
Список литературы
Зинченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе/ И.С. Зинченко. - М., 2002.
Лебедева, А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста/ А.Н. Лебедева. – М.: Школьная пресса, 2002.
Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения: дидактический материал/ Л.И. Плаксина. - М., 1985.
Плаксина, Л.И. Содержание медико–педагогической помощи в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения/ Л.А. Григорян. - М., 1998.
Подколзина, Е.Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения/ Е.Н. Подколзина. - М., 1999.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/ по ред. Л.И. Плаксиной. - М.: Экзамен, 2003. – 256с.
Ремезова, Л.А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения в процессе обучения конструированию/ Л.А Ремезова. - М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание работы по формированию геометрических представлений по теме «Многоугольники» 4 специальный (коррекционный) класс VIII вида (для детей с умеренной умственной отсталостью)
Содержание работы по формированию геометрических представлений...
Методические рекомендации по формированию геометрических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью
Методические рекомендации по формированию геометрических представлений для детей с умеренной умственной отсталостью...
ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕНОЛОГИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
игровая технология с детьми с ОВЗ...
Использование дидактических игр для развития пространственной ориентировки и формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения.
Пространственная ориентировка детей с нарушением зрения - проблема и психологическая, и педагогическая. Актуальность этой проблемы заключается в том, что самостоятельное передвижение является основой ...
Формирование начальных числовых и геометрических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья
Представлен материал по обучению детей с ОВЗ математике в начальной школе....
Методические рекомендации по формированию познавательного интереса у детей с нарушением зрения
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступн...
"Формирование коммуникативных умений у детей с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры"
Аннотация. В статье представлено формирование коммуникативных умений у детей с нарушениями зрения в процессе сюжетно-ролевой игры...