Формирование начальных числовых и геометрических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья
презентация к уроку по математике

Шилина Римма Ивановна

Представлен материал по обучению детей с ОВЗ математике в начальной школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Формирование начальных числовых и геометрических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 2

Огромную помощь в овладении элементарными математическими представлениями детям с ОВЗ могут оказать родители. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка, и играя с ним дома можно закрепить полученные знания. Следует помнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно.

Слайд 3

Условия развития познавательных интересов формировать предметно-практическую деятельность, т.к. только на этой основе возможно дальнейшее развитие познавательной сферы; опора на личный опыта ребенка; стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными упражнениями т.д.); специально обучать приемам умственной деятельности; чтобы учиться и развиваться, детям с особыми образовательными нуждами необходима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых 14.06.21

Слайд 4

Дети с особенностями развития часто не достигают этапа предметно-практической деятельности, их долгое время удовлетворяют простые манипуляции с предметами или сенсорные ощущения. Некоторые дети пропускают этот этап, переходя к более сложным формам деятельности (например к счетным операциям),которые выполняются ребенком только формально .

Слайд 5

Методика изучения числа Знакомство с математикой начинается со счета. Ребенок учится считать и запоминает цифры. На этом этапе важно сформировать у ребенка представление о том, что число обозначает группу предметов с определенным количеством элементов Для этого нужно не просто учить его называть по порядку числа, так он просто заучит числовой ряд. Рекомендуется использовать следующую методику изучения .

Слайд 6

Этап№1.Мотивация Любое занятие с ребенком должно проходить в доброжелательной обстановке. По возможности превращайте свои занятия в игру, отдавайте предпочтение практическим действиям с предметами. Начните занятие с яркого события — дайте ребенку 2 конфеты, надуйте 3 воздушных шара, нарисуйте несколько предметов мелом и т.д. Ваша задача- заинтересовать ребенка.

Слайд 7

Этап№2.Счет предметов Важно, чтобы ребенок соблюдал правильный алгоритм «указал на предмет — назвал число — перешел к следующему предмету — назвал следующее число и т.д.» Поначалу производите эти действия вместе с ребенком — покажите сами, как надо считать, а он пусть повторит, указывайте на предметы, а он должен их считать и наоборот.

Слайд 8

Этап№3. Закрепление Когда ребенок пересчитает элементы и назовет конечное число, нужно провести закрепление. еще раз пересчитать предметы, но в другом направлении; положить перед собой столько же кружочков, сколько и предметов — посчитать и их; дорисовать (доложить) предметы, чтобы их стало нужное количество;

Слайд 9

Игры с числом посмотреть вокруг (или на картинку) и сказать, каких предметов соответствующее количество; прищепки, в качестве основы можно использовать любые картонные шаблоны(солнышко, ёж и т.д.) аквариум; волшебная яблонька; домино и т.д.

Слайд 10

Этап №4. Знакомство с цифрой Только после этого следует показать ребенку цифру и объяснить, что она обозначает. Многие специалисты рекомендуют придумывать ассоциации «На что похожа цифра». Обращайте внимание на цифры, которые окружают вокруг нас в повседневной жизни, например номер вашего дома, квартиры. Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени.

Слайд 11

Этап №5. Закрепление устойчивой цепочки взаимосвязи «количество предметов – число – цифра» У детей с ОВЗ младшего возраста почти не развито абстрактное и логическое мышление, поэтому ребенок поймет только то, что вы объясните на наглядном примере. Обязательно предлагайте ребенку выполнять с предметами определенные действия и смотреть на результат, делать выводы. Главное правило — практические действия и многократные тренировки.

Слайд 12

это очень сложный этап для детей с ОВЗ, в связи с нарушением у них взаимосвязи между полушариями головного мозга; для достижения успеха необходимо систематически проводить упражнения для стимуляции тонкой моторики: пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук; кинезиологические упражнения(«гимнастика мозга»): колечко, кулак- ребро-ладонь, ухо-нос и д.р.

Слайд 13

Знакомство с отношениями и математическими действиями Например, попросите положить перед собой 5 кружочков. Затем положите еще несколько. Спросите у ребенка, что изменилось и почему? Вы должны подвести его к выводу, что кружочков стало больше, потому что вы добавили кружочки. Аналогично объясните, что когда предметы убирают, то их становится меньше. Подобные упражнения нужно проводить практически на каждом занятии, меняя действия (что-то съели, кто-то прилетел, принес и т.п.). Ребенок должен научиться понимать математическую суть обычных действий.

Слайд 14

Через некоторое время нужно будет поменять подход. Теперь вы должны предлагать ребенку задания, в которых ему самому нужно будет сделать так, чтобы предметов стало больше или меньше. Спрашивайте, в результате каких еще действий количество предметов будет увеличиваться или уменьшаться.

Слайд 15

Эта работа является подготовкой для ознакомления с действиями прибавления и вычитания. Когда вы увидите, что ребенок хорошо усвоил суть действий, пора познакомить его со знаками «плюс» и «минус». Обычно это делают на основе сказки. Придумайте любую историю, в которой есть большой и толстый герой Плюс, который любит, чтобы ему дарили подарки (или приходили в гости и т.п.).

Слайд 16

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ Включение игровых ситуаций делает процесс обучения интересным, снимает утомляемость, поддерживает внимание .

Слайд 17

УРОК- СКАЗКА Такие приемы вносят в урок атмосферу праздника, поднимают настроение, способствуют формированию учебной мотивации .

Слайд 18

Использование нетрадиционных материалов

Слайд 19

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗРЕЗНЫХ КАРТИНОК электронные печатные

Слайд 20

Применение средств слуховой и зрительной наглядности

Слайд 21

Пособия, изготовленные совместно с детьми Дети обводили и раскрашивали рисунки, вырезали и наклеивали геометрические фигуры

Слайд 22

Часто дети запоминают только то, над чем потрудились их руки, если ребенок что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал,то это что-то само по себе становится опорой для его памяти.

Слайд 23

Вот такие веселые фигуры помогают детям определять свойства геометрических фигур (наличие и количество углов, сторон, цвет каждой фигуры).

Слайд 24

КРУГ

Слайд 25

ТРЕУГОЛЬНИК

Слайд 26

А что похоже на треугольник?

Слайд 27

КВАДРАТ

Слайд 28

ОВАЛ

Слайд 29

ПРЯМОУГОЛЬНИК

Слайд 30

Математика вокруг нас по дороге в школу, на прогулке, или в магазине обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. например, тарелка круглая, часы круглые, а скатерть квадратная. спросите, какую фигуру напоминает тот или иной предмет.

Слайд 31

«Поиграй со мной» Моторика - «Золушка» Форма - «Испечем печенье» Количество и счет - «Накроем на стол» Игра «Карусель» Учить считать в пределах 5. В эти игры можно играть не только с мамой на кухне, но и с папой в гараже, с бабушкой в саду, в парке и т.д.

Слайд 32

Легко и просто вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживать и развивать их. Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий"

В работе представлен ряд упражнений игрового характера, который позволяет развить правильность, беглость, сознательность и выразительность чтения в начальных классах в школе 8 вида....

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья

 Школа сегодня старается идти в ногу со временем. По словам  Д. Медведева,  «новая школа - это школа для всех. В любой школе, должна обеспечивается успешная социализаци...

Доклад на тему «Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»

Доклад на тему:«Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»...

Обобщение опыта "Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие общее недоразвитие речи. Виды коррекционной работы".

Практика моей логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, имею...

«Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Предложена система работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья для формирования ценностных жизненных ориентиров через механизм социального партнерства МОУ "Волосовская начальная общеоб...

Методический материал к проекту «Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» направлен на  решение сложной проблемы формирования личностных ценностных ориентиров у детей с ОВЗ. В современном ми...

Выступление по теме: «Формирование жизненно – важных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья» на внутришкольном методическом семинаре «Современные проблемы формирования жизненно важных компетенций обучающихся с ОВЗ»

        Ключевым моментом модернизации современной системы социального сопровождения и образования является положение о создании условий для развития и самореализации челове...