ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕНОЛОГИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕНОЛОГИИ У ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Кузнецова Н.Ю. учитель изобразительной деятельности
Детский сад - начальная школа«Росток»СОШ- филиала ЧОУ ВО «ТАУ»
г.Тольятти
По статистическим данным, около миллиона детей нашей страны страдают нарушением зрения. Дефекты органов зрения наносят огромный ущерб не только зрительным функциям, но обусловливают нарушения психических процессов и двигательной сферы ребёнка.
Дети с нарушением зрения не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов. При нарушении зрительных функций у дошкольников возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, речи, воображения, наглядно-образного мышления), происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, их точности, темпа, мелкой моторики, ограничивается овладение социальным опытом. Дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения и снижения зрения испытывают значительные трудности в цветоразличении при определении насыщенности цвета, оттенков и светлоты предметов, величины объемных предметов.
Особую роль в процессе коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением зрения я уделяю играм на развитие всех психических функций.
Неоценимую помощь оказывает в этом плане специально организованная игровая деятельность с целью познания окружающего мира и осуществления целенаправленной коррекционной работы, пробуждения у детей желания проявить себя, свои умения.
Игра является отображением тех знаний и представлений об окружающем мире, которые сложились у ребенка с нарушенным зрением. Эти знания и представления должны опираться на систему усвоенных операциональных, двигательных навыков. Если мы будем ненавязчиво организовывать различные игры, учитывая интересы каждого ребенка, то каждый из детей сможет проявить свои творческие способности и реализовать себя.
Особенно нужно отметить роль интеллектуально-творческой игры, в которой у ребенка есть возможность проявить свой интеллект. Игра вызывает у ребенка ответную реакцию – активность, творение самого себя и предметного мира, дарит радость, служит удовлетворению назревших актуальных потребностей, реализации творческих функций.
Для детей с нарушением зрения, выделен развивающий уголок, где ребята могут свободно выбирать игры, пособия, игрушки для игровой или какой–либо другой интересующей их деятельности. Вся работа ведется в игровой форме. В процессе игры развиваются все элементы зрительного восприятия, способность видеть вблизи и вдали, наблюдать за движущимися предметами, различать их форму, величину и цвета, рассматривать картины, ориентироваться в пространстве. Игры, в которые включается поиск предметов в пространстве по заданной схеме, способствуют пониманию детьми конкретных пространственных представлений и их значимости, а также развивают у детей устойчивый интерес к творческой деятельности и воображение (это такие игры, как «Найди на схеме изображение мебели, окон, дверей», «По волшебному кругу», «Что изменилось?», «Какой игрушки не стало в комнате?», «Найди игрушку по модели», «Путешествие по стрелкам», «В гостях у гномов», «Что? Где? Когда?» и др.). В играх дети могут применить полученные знания и умения, то есть самостоятельно прокладывать пути следования, рисовать схемы, модели, активизировать мышление и фантазию.
В своей работе с детьми с нарушением зрения я стараюсь проводить не только игры, связанные с двигательной деятельностью, но и учить детей самостоятельно выбирать виды игр. Подвижные и спортивные игры являются наиболее эффективным средством социальной реабилитации слабовидящих детей, средством коррекции и компенсации нарушенных функций. Участие в подвижных и спортивных играх способствует овладению детьми пространством, развивает их умение прислушиваться и ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, способствует приобретению свободы в движениях, ловкости. Дети развивают при этом нравственные и личностные качества, обретают уверенность в себе, развивают координацию движений. Во время игры со сказочным содержанием дети становятся более оживленными, самостоятельными, проявляют фантазию, творчество. Они могут выйти за пределы настоящего и реализовать свои потребности и способности, проявить свою индивидуальность, а также мысленно побыть каким-либо сказочным героем. Перед проведением игр нужно дать ребятам с нарушением зрения возможность побегать, ощупать все предметы, адаптироваться к пространству. Это помогает частично устранить у детей чувство боязни.
Важно при этом объяснить им необходимость соблюдения мер предосторожности. Многократное проведение различных игр позволяет включиться детям в игру без страха, успешно овладеть ее правилами, а затем начать свою игру. Использование в играх красочных масок и различных атрибутов обычно вызывает у детей больше желания поиграть, заметно будит их воображение. Во время игр я всегда нахожусь в таком месте, чтобы видеть всех детей, и в случае надобности прийти кому-то из них на помощь. Постоянно подбадриваю при этом нерешительных и робких.
Организую, игры так, чтобы дети могли играть самостоятельно, получали от игры удовольствие и охотно следовали усложняющимся правилам игры, могли внести относительно их свои предложения, менять варианты игры, реализовать свои возможности и умения (в числе таких игр назову игру «Найди игрушку», когда детям предлагается отыскать предмет, ориентируясь по звуку, по следам, по стрелкам, пользуясь планом и т.д., игры «Ловишка с хвостиком», «Путешествие», игры с мячом»).
Детей с нарушением зрительных функций необходимо учить пользоваться всеми анализаторами. Игра помогает развивать сохранные анализаторы, а также остаточное зрение. Например, в игре «Что в коробочке?» дети могут узнать предмет, включая в работу все органы чувств, а также пофантазировать. Известно, что совершенствование мелкой моторики и тактильных ощущений играет в общем развитии ребенка далеко не последнюю роль. Например, участие в игре «Тактильные дощечки» помогает малышам совершенствовать мелкую моторику и тактильные ощущения, способствует развитию речи, дает возможность фантазировать, сочиняя собственные рассказы. В этой игре на основе тактильных ощущений можно формировать все психические процессы, в том числе и творческое воображение.
Детей, которые проходят курс лечения по поводу ослабленного зрения, я учу через игру нанизывать бусы разного размера на нитку, на проволоку разной толщины, работать с контурами изображений, рисовать по точкам, дорисовывать изображения, выкладывать рисунки из различных предметов, что способствует развитию остроты зрения, коррекции зрительного восприятия и развивает воображение. В этой работе обязателен индивидуальный подход. Детям со значительно ослабленным зрением предлагаю для работы крупные предметы с большими отверстиями. У таких детей, как правило, слабые руки, их движения неточны и недостаточно координированы, они не всегда могут уверенно и точно выполнить необходимые движения. В решении этих задач помогают игры с природным и бросовым материалом «Помоги Золушке», «Проложи дорожку для зайки (для девочки и т.п.)», «Ниткопись», «Выложи картинку (предмет)», а также такие игровые упражнения, как «Попади в колечки палочкой». «Набрось колечко», «Настольный баскетбол», «Надень кольцо», «Стереотренер», «Калейдоскоп». Развивать координацию движений помогают плетение ковриков, работа с бумагой и с пуговицами. Ребятам дошкольного возраста нравится выполнять задания для сказочных героев, работать под музыку. Все это вместе взятое дает возможность успешно развивать у дошкольников с нарушением зрения все психические процессы, корректировать в сторону улучшения зрительные функции, пробуждать у детей желание реализовать свои умения в создании своего нового «шедевра», придумать и применить новые способы выполнения задуманного.
В основе любого процесса творчества всегда лежит стремление удовлетворить свои желания. Например, каждому ребенку часто хочется быть и собой, и побыть сказочным героем, спортсменом, космонавтом и т.п. Такую возможность дети получают в процессе сюжетно-ролевых, театрализованных и «строительных» игр. А участвуя в играх «Нарисуем сказку», дети сочиняют сказки во время изодеятельности, в игре «Что можно сделать с … ?» придумывают новые функции предметов, играя в «Чудесные превращения», «Если бы я…», «Продолжи рассказ (сказку)», «Кляксография», «Расскажи по схеме», «Веселые превращения», «Изобретатели», «Дорисуй, чего не хватает», могут придумывать что-то свое, необычное, соединять, казалось бы, изначально несовместимое – в общем, давать волю своей фантазии.
Творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает умение удержать в памяти впечатления и осмыслить их.
А у ребенка с нарушением зрения творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия его прежнего опыта, потому что этот опыт представляет собой материал, из которого рождаются фантазии. В коррекционной работе с дошкольниками я стараюсь постоянно обогащать зрительный опыт детей созданием специальных условий, обеспечивающих им наиболее полное представление об окружающей действительности, пробуждающих их чувства и развивающих их эмоциональную сферу. Одновременно я стремлюсь повысить их природный потенциал. При любой возможности провожу специально организованные игровые наблюдения, экскурсии, эксперименты, рассматривание картин и различных предметов окружающего мира.
Полезны игры, которые не только учат детей умению обследовать окружающие объекты, развивают способность наблюдать и анализировать, умение делать умозаключения и выводы, развивают уверенность в себе и своих возможностях, но и такие, через которые дошкольники с нарушениями зрения начинают воплощать свои фантазии, осуществлять свои желания, проявляя при этом творческие наклонности. Важными психологическими факторами творчества являются память и воображение.
Они позволяют нам комбинационно-творчески воспроизводить цепь собственных представлений и впечатлений. Проводя работу со слабовидящими детьми, я стараюсь развивать их память и воображение через игровую деятельность, в которой часто использую проблемные ситуации, предлагаю детям выполнение исследовательской работы. Это помогает научить ребят рассматривать проблемы с разных сторон и прогнозировать свои действия в процессе выполнения заданий. Стараюсь развивать у них стремление преобразовывать окружающий мир на пользу и радость окружающим людям, реализуя свои знания и способности. Через эти игры дошкольники приобретают способность к свободному обсуждению, поиску решений проблемы, находя при этом оригинальные варианты и подходы.
Итак, использование игровой технологии способствует не только общему развитию дошкольников, но и может оказать существенную помощь в коррекции зрения, развитии способностей и формировании индивидуальности, стимулировать потребность в самореализации, научит детей ставить перед собой определенные цели и выбирать собственные способы их достижения.
Список литературы:
1.Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: От рождения до школы. 4-е изд. Спб: Питер 1-е издание, 2009 год, 240 с.
2.Власова З.И. Роль кризиса трех лет в познавательном развитии дошкольника//Психологическая наука и образование. – М.: 2007, № 5.- 158 с.
3. Галигузова Л.Н., Голубева Л.Г., Гризик Т.И. Воспитание и развитие детей от 3-4 лет, метод,пособие для педагогов дошк.образоват. учреждений. М.: Просвещение 2007.- 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы формирования читательской деятельности обучающихся с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями
Статья. Приемы формирования читательской деятельности обучающихся с нарушением зрения и интеллектуальными нарушениями...
Применение игровых педагогических технологий в начальной школе при работе с детьми с нарушением зрения
Игровым технологиям я уделяю больше внимания, т.к. игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на тв...
Применение игровых педагогических технологий в начальной школе при работе с детьми с нарушением зрения
Игровым технологиям я уделяю больше внимания, т.к. игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на тв...
Рецензия на учебно-методическое пособие «Коррекционная направленность игровой деятельности детей с нарушением зрения»
РЕЦЕНЗИЯна учебно-методическое пособие«Коррекционная направленность игровой деятельности детей с нарушением зрения»учителя начальных классовЖанны Николаевны ВаськинойГБОУ «Cпециально...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»
Учебно-методическое пособие «Коррекционная направленность игровой деятельности детей с нарушением зрения» - это инструмент, который помогал бы педагогам и специалистам эффективно работать ...
Апробация учебно-методического пособия «Коррекционная направленность игровой деятельности детей с нарушением зрения»
Заключение методического совета ГБОУ «CКОШИ №62 III- IV вида»Рецензия на учебно-методическое пособие «Коррекционная направленность игровой деятельности детей с нарушением зрения&raqu...
«Развитие культуры общения у воспитанников с нарушением зрения через творческие игры и игровые ситуации в условиях школы-интерната».
Использование игровых технологий в воспитательном процессе в условиях школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....