Познавательная игра "Осенний калейдоскоп"
методическая разработка (3, 4 класс)

Горностаева Ирина Петровна

Познавательная игра "Осенний калейдоскоп" для 3-4 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развлекательно- познавательная игра «Осенний калейдоскоп»

Зал украшен рисунками об осени.

На сцене поделки из природного материала.

Дети празднично одеты.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Хоть и длинное лето, но оно кончилось. А о чем мы сегодня с вами будем говорить, вы узнаете, отгадав загадку:

Вот художник так художник!

Все леса позолотил!

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим:

Кто художник этот?

Дети: Осень!

Чтец:

Янтарная осень начальная,

Срывается лист золотой.

Картина немного печальная

И грусть навевает порой.

Темнеют далёкие ели,

Холодною стала река…

Я помню, как птицы галдели-

Сейчас уж летят в облаках.

Ведущий:

Да, красива наша природа в любое время года, но особенно хороша она осенью. Это удивительное время года привлекло своей неповторимой красотой поэтов, писателей, композиторов, художников. Сколько чудесных произведений написано об осени! Сколько нарисовано картин и спето песен! Послушаем наших чтецов, которые подготовили стихи об осени.

Конкурс стихов об осени.

Ведущий: сегодня я приглашаю вас принять участие в развлекательно-познавательной игре «Осенний калейдоскоп». Для этого нам надо выбрать 2 команды по 6 человек.

Отбор участников.

Ответивший правильно на вопрос становится членом одной из команд.

1.    Куда осенью исчезают насекомые? (Прячутся в щели, под кору деревьев.)

2.    Какие птичьи тайны открывает листопад? (Гнезда.)

3.    Собирают ли себе на зиму запасы птицы? (Да, совы и сойки.)

4. как готовятся к зиме муравьи? (закрывают входы и выходы муравейника)

5.    Куда исчезают на зиму лягушки? (Прячутся на глубину под камни или в ил.)

6.  Когда улетают от нас последние утки? (когда замёрзнут реки)

7.    Какие деревья листву сбрасывают зеленой? (Ольха и ива.)

8.    Какие садовые цветы до первого снега цветут? (Астры.)

9.  Листья каких деревьев осенью краснеют? (осина, рябина, клен)

10.   Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)

11.   Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка.)

12.  У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (У зайца.)

13. Какие лесные растения могут по питательности заменить мясо? (грибы)

14. Для кого мухомор не является ядовитым? (для лося, оленя)

Ведущий: Итак, у нас 2 команды. Назовем команды «Овощи» и «Фрукты».

Для того, чтобы выбрать капитанов команд, я задаю каждой команде по одному вопросу. Ответивший на него первым, становится капитаном.

1.    Летит – кричит, сядет – молчит.

Цари его боятся, короли страшатся,

Кто его убьет, тот свою кровь прольет.(Комар.)

2.    Не по рыбам, а сети расставляет,

Или один семерых положил.(Паук.)

3.Чудное дерево.

И зимой и летом зелено.

Высоко торчит,

Далеко глядит.

Ведущий: Капитан, быстро ответивший на вопрос, приносит своей команде право первого хода.

Можно выбрать любое игровое поле, но участие в конкурсе принимают обе команды. Команда- победитель закрывает игровое поле прошедшего конкурса своим знаком-«крестиком» или «ноликом». Команда, чьих знаков окажется на поле, становится победительницей.

 

Игровое поле состоит из 9 квадратов-конкурсов:

  1. «Прогноз погоды»
  2. «Черный ящик»
  3. «Смекалистые»
  4. «Огородный»
  5. «Ловкачи»
  6. «Разгадай тайну»
  7. «Ягодный»
  8. «Осеннее меню»
  9. «Творческий»

 Конкурс «Прогноз погоды»

Задание- закончи предложение

1.Дым стелется - быть …(непогоде)

2.Дым столбом - к …(морозу)

3.Комары в ноябре - к …(мягкой зиме)

4.Муравьи закрывают ходы в муравейник -к …(ненастью)

5. Кошка мордочку прячет- к… (холоду)

6.Поздний листопад- к…(суровой и долгой зиме)

7.Много паутине- к…(долгой, сухой осени)

Команды пишут ответы на листочках и сдают ведущему.

Ведущий: Пока команды готовятся, у нас музыкальная пауза

4-а класс исполнит песню «Чудная пора»

Подведение итогов конкурса.

А сейчас послушаем, какие еще осенние приметы знают ребята.

3-б класс

В кругу луна а октябре-

Говорит она тебе:

-летом будет сухо,

Не напьется муха

Если орехов много в лесу,

Ну а грибочков нема,

Ждите зиму суровую,

Снега тоже сполна.

Гром раздался в октябре,

Знай, Бесснежной быть зиме.

На сырую землю первый лег снежок,

Если не растает, то весною в срок

Рано и дружно зацветут цветы,

Голубые, нежные первые подснежники.

Если листья осыпаясь

Лягут наизнанку,

То  зимы не опасайся,

Будет она мягкой.

Перелетные птицы летят

Очень низко к земле-

Это к морозной зиме.

Если птицы летят высоко от земли-

То дождешься ты теплой зимы.

Появился поздний грибок-

Будет поздний снежок.

Бабье лето без дождей-

Будет сухо много дней.

Если поздний листопад,

То никто ему не рад

Продолжительная зима

Ожидается тогда.

Лето сырое,

А осень тепла-

Значит, холодной будет зима.

Много рябины-

Осень дождлива,

Мало рябины-

Сухо и мило.

Конкурс  «Черный ящик»

 Задание- отгадать, что в черном ящике. Отвечает тот, кто первым поднимет руку.

  1. В старину этот овощ называли «Любовное яблоко», «золотое яблоко». И сейчас у него есть два имени. Какой овощ лежит в черном ящике? (помидор, томат)
  2. Родина его- Южная Америка. Индейцы называли его «папой». У нас этот овощ в старину называли «чертово яблоко». Подсказка: в России его первое время разводили как цветы, а за нежелание его сажать мужиков секли розгами и ссылали в Сибирь. О каком овоще идет речь? (картофель)

Подведение итога

Конкурс «Смекалистые»

Задание- закончить пословицу. Я начинаю, а команды по очереди заканчивают пословицу

  1. Кто не работает, тот…(не ест)
  2. Землю красит солнце, а…(человека-труд)
  3.  Где труд, там и …(счастье)
  4. Не поклоняясь до земли и …(грибка не поднимешь)
  5. Откладывай безделье, да…(не откладывай дела)
  6. Делу – время, а…(потехе -час)

Подведение итогов конкурса

Ведущий: А почему на празднике осени мы называли пословицы о труде? А все ли любят трудиться? Сейчас послушаем песню «Антошка» 4-б класс .Хотите ли вы быть такими Антошками? Значит, надо помогать родителям осенью убирать урожай в огородах.

Конкурс «Огородный»

Задание: Отгадать загадку. Отвечает тот, кто первый поднимает руку после того, как я прочту все слова.

Он усатый и ползучий,

Спрятал ядрышки в стручке-

Саблевидном кулачке.(горох)

На грядке привалился на бочок

Солидный крутолобый…(кабачок)

Хвост зеленый,

Красная головка,

Это остроносая…(морковка)

Он круглый и красный,

Как глаз светофора,

Среди овощей нет сочней…(помидора)

От частой поливки едва не промокла

Мохнатая, темно-лиловая…(свекла)

Скинули у Егорушки

Золотые перышки.

Заставил Егорушка

Плакать без горюшка.(лук)

Круглолица, белолица,

Любит вдоволь пить водицу,

У нее листочки с хрустом,

А зовут ее…(капуста)

Подведение итогов конкурса.

Конкурс «Ловкачи»

Задание: с завязанными глазами 1 участник от команды за 1 минуту должен собрать картошку и положить ее в ведро. Побеждает команда, у которой наберется больше картофелин.

Подведение итога.

Конкурс «Разгадай тайну».

Задание: ответить письменно на вопросы.

1.    Название этого месяца пришло к нашим предкам из Византии. Коренные славянские названия были другими. Наши предки называли его «рюин», малороссы– «вресень», словаки – «грудень». Русское народное название «ревун» .С 1700 года он считается  9 месяцем года. (Сентябрь).

2.    Название этого месяца также пришло к нашим предкам из Византии. Коренные славянские названия были другими. Наши предки называли его «листопад», словаки – «рживень». Народное его название – «грязник». С 1700 года его считают 10 месяцем года. (Октябрь). 

Подведение итога конкурса

Ведущая: А откуда появляется грязь осенью?

Вдруг стало все вокруг темно,

За тучи солнышко ушло,

Осенний дождик всюду льет,

Свою он песенку поет.

Дождик, дождик, ты длиннющий,

Ты от неба до земли.

Дождик, дождик, пуще, пуще,

Чтобы мы скорей росли!

Нам совсем не страшно

Бегать под дождем.

Если дождик сильный,

Зонтики возьмем.

Девочки исполняют танец с зонтиками.

Конкурс «Ягодный»

Задание: Назвать ягоду, название которой начинается с буквы, которую я покажу.

Земляника

Брусника

Голубика

Облепиха

Рябина

Малина

Черника

Смородина

Подведение итога

Конкурс «Осеннее меню»

Задание: Определить на ощупь фрукт в мешке (яблоко, груша, апельсин, мандарин, свекла)

Подведение итога

Конкурс «Творческий»

Ведущий: Как вы заметили , осень раскрашивает деревья, кустарники, травы в золотые, красные, коричневые цвета. Сейчас я предлагаю вам стать художниками и сообща за 3 минуты нарисовать картину «Осенний пейзаж».

А мы пока послушаем песню, которая так и называется «Осенний пейзаж» в исполнении 3-а класса.

Подведение итога- оценивают зрители. Чья картина получит больше аплодисментов, та команда побеждает.

Ведущая: Наша игра подошла к концу. Сейчас мы сосчитаем «Крестики»и «Нолики» и определим, какая команда победила в нашей игре.

Обеим командам выдаются сладкие призы.

К этому празднику готовились все классы. Они принимали участие в конкурсах. Итак, победители конкурсов:

Конкурс на лучшее чтение стихотворения об осени (Карлова О.П.)

Конкурс «Композиция из природного материала»

Конкурс «Рисунок об осени»

Ребята-победители получают грамоты.

Финальная песня «Осень постучалась к нам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кружок "Калейдоскоп наук"

Предлагаю пояснительную записку и тематическое планирование кружка "Калейдоскоп наук" для 2-4 классов...

Сценарий познавательной игровой программы "Калейдоскоп осени"

Досуговое мероприятие для детей начальной школы....

Родительское собрание в нетрадиционной форме КВН Сказочный калейдоскоп.docxРодительское собрание в нетрадиционной форме КВН Сказочный калейдоскоп

Семья и школа- два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.В современном мире формы работы с родител...

Интеллектуально – познавательная игра «Математический калейдоскоп»

Цель: развитие познавательной активности, эффективного внимания.Задачи:v формировать интерес к предмету;v способствовать усвоению новых знаний по математике;v развивать инициативу, самостоятельность у...

модуль "Калейдоскоп" проектная задача "Осенний калейдоскоп

Конспект урока к  модулю "Калейдоскоп" построенный, как межпредметная интеграция русского языка, литературы, окружающего мира, краеведения и изобразительного искусства в разновозра...

Викторина "Музыкальный калейдоскоп" и "Ответы и правила викторины "Музыкальный Калейдоскоп".

Главным достоинством игры-викторины «Музыкальный калейдоскоп» является возможность использования нескольких видов информации (статичного текста, визуальной информации, непосредственн...