модуль "Калейдоскоп" проектная задача "Осенний калейдоскоп
план-конспект урока

Дамбиева Аюна Цыденовна

Конспект урока к  модулю "Калейдоскоп" построенный, как межпредметная интеграция русского языка, литературы, окружающего мира, краеведения и изобразительного искусства в разновозрастной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaleydoskop_modul_dambieva_ats.docx42.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа № 1»

Занимательный русский язык.

Тема занятия: Осенний калейдоскоп.

Проектная задача «Осень в Еравне»

(районный семинар)

2017 год

Цели и педагогические

задачи

1. Познакомить с понятиями «омографы», «крылатые выражения», «шарады»;

2. Формирование новых знаний о природе родного края в осенний период, об осенних изменениях в природе, об удивительных свойствах листьев, приметах осени.

3.Планирование работы, распределение обязанностей внутри группы.

4.Самооценка  и взаимооценка.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

1.Владение навыками работы с источниками дополнительной литературы.

2.Выявление творческих способностей.

3.Умение выбирать оптимальный вариант решения.

4.Работа в малой группе

5.Умение работать с текстом

Общеучебные умения

1.Работа согласно алгоритму (умение действовать по плану, образцу).

2.Работа с разными видами информации.

3.Работа в группе (коммуникативная компетентность): взаимодействие, взаимопомощь, взаимоконтроль, уважительное отношение друг к другу.

Планируемый педагогический результат

1.Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях.

2.Умение, работая в малой группе, самостоятельно создавать конечный «продукт» .

Критерии оценки сформированности

УУД

1.Владение предметным материалом, правильность выполнения заданий.

2.Умение применять их для решения практической задачи.

3.Умение взаимодействовать в малой группе.

4.Публичная презентация результатов (демонстрация своего продукта).

Формы и методы реализации проектной задачи

Творческие задания, работа в микрогруппах (5–6 чел.),

групповые проекты, игровые технологии, ИКТ

Средства обучения

Презентация, демонстрирующая объяснения к уроку, задания для учащихся каждой группы, приложение карточки с заданиями, ноутбуки, интерактивная доска

Формируемые и оцениваемые УУД

Личностные УУД–способность проявлять толерантность по отношению к сверстникам, к младшим товарищам, формирование личностной рефлексии, умение прислушиваться к аргументам других участников. Коммуникативные УУД–умение работать в группе, умение вступать в диалог, высказывать свое мнение и убеждать собеседников, договариваться и проявлять деловое лидерство.

Познавательные УУД–умение видеть проблему и находить способы ее решения, умения и навыки проведения эксперимента, умение делать выводы, работать с

информацией.

Регулятивные УУД –умение ставить цели, умение принимать решения, планировать свою деятельность, а также контролировать свое время, адекватная само-

оценка и самоконтроль

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргэтап.

-Сегодня вы ребята будете двигаться по определенным  маршрутам.

1 маршрут «Теоретическая станция».

2 маршрут «Практическая станция»

3, 5 маршруты «Привал»

4 маршрут «Осень в Еравне»

- Представители групп. Сейчас, выходят и вытягивает свой маршрут с инструкцией.

Каждая группа вытягивает свой маршрут, где вложена инструкция.

Теоретическая станция

Практическая станция

Первые два маршрута следуют одна за другой.

Каждая группа работает по своему маршруту.

1 группа

  1. Работа с презентацией в группе

Что такое шарада?

 Шарада - это загадка, составленная в стихах. Целью этих загадок является определение слова, которое было зашифровано в слогах или частях. В первую очередь необходимо отгадать все слоги, и тогда будет понятна отгадка шарады. Иногда шарады имеют стихотворную форму. Слоги этой головоломки могут быть и глаголами и прилагательными и существительными. Этим шарады отличаются от других головоломок.

История возникновения шарад.

Впервые шарады (charade – беседа) возникла в VI веке.  В VIII веке они стали очень популярны у французов.  В российской истории шарады появились приблизительно в это же время.

     Как решать шарады?

Попробуем решить одну из шарад.

Первое слово над чайником витает,

Второе у папы растет под губой.

А целое - ветер в море надувает

И в плаванье нас зовет с тобой.

Необходимо  определить значение первой строчки в данной шараде – это пар. Затем находим значение второй строчки – это ус. Когда мы сложим эти два слова, получается «парус». Именно его ветер надувает и зовет в плавание.

  1. Работа с шарадами

 Давайте вместе попробуйте разгадать следующие шарады.

Первый слог ворона крикнет в ухо,

Слог второй добавит важный гусь.

В целом получается старуха -

Очень злая, я её боюсь!

Предлог стоит в моём начале.

В конце же - загородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом.

Мой первый слог — воронье слово

Второй - болотная трясина

Вы догадались о чём речь?

Творение мастера ...

Из писка птиц

Мой первый слог возьмите,

Второй - с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы.

Вы рыбного супа названье возьмите,

Букву «М» к началу присоедините,

Тут же всем и каждому знакомое

Явится в ответе насекомое.

2 группа

Работа с презентацией «Крылатые выражения» в группе

Крылатые выражения – такие сочетания слов, в которых ничего нельзя заменить: ни какое-то слово, ни порядок этих слов. Их нельзя понимать буквально.

В нашей речи крылатые выражения, а их еще нередко называют фразеологизмами, используются в том виде, в котором они закрепились в языке.

  1. В  русском языке существует немало таких выражений, которые иногда можно заменить одним словом. Давайте попробуйте это сделать:

           

Во весь дух - ___________                

Морочить голову - _________________

                 

 В час по чайной ложке - ______________________

                 

 Рукой подать - ______________________

 Можно ли понимать эти выражения буквально? ____________

  1. Вот какое недоразумение может произойти, если их понимать буквально:

               

                                 Замолчи, Петрусь, говорят!

                                 Прикуси язык, говорят!

                                 Он язык прикусил

                                 И сильней заголосил!  

Вопросы задаёт учитель (уч-ся 4 кл.) в группе:

1) Что случилось с Петрусем?

2)Почему это произошло?

3)А как надо понимать выражение «прикуси язык»?

  1. Будьте внимательны и найдите в  нем  устойчивые обороты, запишите их и подумайте, что они означают.  

             Вешать можно на гвоздь  

              Полотенце и трость.

              Лампу, плащ или шляпу,

              И веревку, и тряпку.

              Но никогда и нигде

              Не вешайте носа в беде.

              Оказался молодцом,

              Смог осилить ношу,

              Не ударил в грязь лицом

              И не сел в галошу.

             

              За окном едва

              Пожелтела трава,

              Два брата рубили дрова.

              Один это делал спустя рукава,

              Другой – засучив рукава.

  1. Некоторые устойчивые обороты были взяты из русских сказок. Многие вам знакомы. Отгадайте, из каких сказок появились такие выражения?

Встань передо мной, как лист перед травой.

И растет ребенок там не по дням, а по часам.

  Битый небитого везет.

     По щучьему велению.

- Как вы понимаете эти обороты?

3 группа

Работа с презентацией «Омографы»

Сказка  «Волшебник Ударение».

ОМОГРАФЫ - слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному - в зависимости от ударения

Задание 1. Прочитайте стихотворение.

Серая ворона

Чёрного ворона

Утром ругала,

Присев на сучок.

Новость о том разнесли

 Во се стороны

 Сплетницы-кумушки –

 Сорок сорок.

Я. Козловский

   Какие омографы встретились в этом произведении?  Запишите их.

Задание 2. Прочитайте текст.

Я - сборник карт. От ударенья Зависят два моих значенья:

Захочешь - превращусь в названье Блестящей, шелковистой ткани я.

О каких омографах идёт речь? Запишите их и поставьте ударение.

Задание 3. Среди данных слов найдите те, к которым можно подобрать слово-омограф, если в данном слове переместить ударение. Раскрасьте их.

Мука           хлопок            почта  

      Вода         ирис         село      

                         Лето     орган       небо  

Станция «Привал»

Группы делятся информацией, выполняют предложенные задания.

После всего группы отгадывают общую загадку.

- В нашем краю, сейчас, гостит Осень. Давайте украсим по-осеннему наш класс.

Самооценка навыков сотрудничества в группе

Аппликация на доске

Станция «Осень в Еравне»

- Представители групп выходят и вытягивают свое задание.

1)Какие животные обитают в нашем районе и как они готовятся к приходу зимы. (Рассказ)

2)Рассказать о приметах осени. Климатические особенности этого времени года в Еравне.

3)Выбрать стихи об осени любого поэта. Проиллюстрировать его. Сочинить сказку про осень, используя в ней подходящие фразеологизмы.

Учащиеся готовятся.

Поиск информации в интернете, в дополнительной литературе

Работа с презентациями

Станция «Привал»

Творческие отчеты групп.

Самооценка и взаимооценка в группе

Подведение итогов.

Рефлексия

Я узнал …

Мне понравилось …

Приложение

Маршрут 1 группы

Что такое шарада?

 Шарада - это загадка, составленная в стихах. Целью этих загадок является определение слова, которое было зашифровано в слогах или частях. В первую очередь необходимо отгадать все слоги, и тогда будет понятна отгадка шарады. Иногда шарады имеют стихотворную форму. Слоги этой головоломки могут быть и глаголами и прилагательными и существительными. Этим шарады отличаются от других головоломок.

История возникновения шарад.

Впервые шарады (charade – беседа) возникла в VI веке.  В VIII веке они стали очень популярны у французов.  В российской истории шарады появились приблизительно в это же время.

     Как решать шарады?

Попробуем решить одну из шарад.

Первое слово над чайником витает,

Второе у папы растет под губой.

А целое - ветер в море надувает

И в плаванье нас зовет с тобой.

Необходимо  определить значение первой строчки в данной шараде – это пар. Затем находим значение второй строчки – это ус. Когда мы сложим эти два слова, получается «парус». Именно его ветер надувает и зовет в плавание.

 Давайте вместе попробуйте разгадать следующие шарады.

  1. Первый слог ворона крикнет в ухо,

Слог второй добавит важный гусь.

В целом получается старуха -

Очень злая, я её боюсь!

_________________________________________

  1. Предлог стоит в моём начале.

В конце же - загородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом.

________________________________________________

  1. Мой первый слог — воронье слово

Второй - болотная трясина

Вы догадались о чём речь?

Творение мастера ...

______________________________________________

  1. Из писка птиц

Мой первый слог возьмите,

Второй - с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы.

  1. Вы рыбного супа названье возьмите,

Букву «М» к началу присоедините,

Тут же всем и каждому знакомое

Явится в ответе насекомое.

_____________________________________________

                               

Самооценка навыков сотрудничества в группе

Ключ

                   Я работал в группе отлично!

                  Я работал в группе хорошо.

                    Я должен улучшить свою работу в группе.

Всегда

Иногда

Никогда

Я прислушивался к мнению других членов группы

Я сотрудничал с членами группы

Я предлагал свои идеи

Я соблюдал правила общения

Маршрут 2 группы

Крылатые выражения – такие сочетания слов, в которых ничего нельзя заменить: ни какое-то слово, ни порядок этих слов. Их нельзя понимать буквально.

В нашей речи крылатые выражения, а их еще нередко называют фразеологизмами, используются в том виде, в котором они закрепились в языке.

  1. В  русском языке существует немало таких выражений, которые иногда можно заменить одним словом. Давайте попробуйте это сделать:

           

Во весь дух - ___________                

Морочить голову - _________________

                 

 В час по чайной ложке - ______________________

                 

 Рукой подать - ______________________

 Можно ли понимать эти выражения буквально? ____________

  1. Вот какое недоразумение может произойти, если их понимать буквально:

               

                                 Замолчи, Петрусь, говорят!

                                 Прикуси язык, говорят!

                                 Он язык прикусил

                                 И сильней заголосил!  

Вопросы задаёт учитель (уч-ся 4 кл.) в группе:

1) Что случилось с Петрусем?

2)Почему это произошло?

3)А как надо понимать выражение «прикуси язык»?

  1. Будьте внимательны и найдите в  нем  устойчивые обороты, запишите их и подумайте, что они означают.  

             Вешать можно на гвоздь  

              Полотенце и трость.

              Лампу, плащ или шляпу,

              И веревку, и тряпку.

              Но никогда и нигде

              Не вешайте носа в беде.

______________________________________________

              Оказался молодцом,

              Смог осилить ношу,

              Не ударил в грязь лицом

              И не сел в галошу.

___________________________________________________________

             За окном едва

              Пожелтела трава,

              Два брата рубили дрова.

              Один это делал спустя рукава,

              Другой – засучив рукава.

_________________________________________________________

  1. Некоторые устойчивые обороты были взяты из русских сказок. Многие вам знакомы. Отгадайте, из каких сказок появились такие выражения?

Встань передо мной, как лист перед травой. («____________________»)

И растет ребенок там не по дням, а по часам. («__________________________________________________»).

  Битый небитого везет. («________________________»).

     По щучьему велению.

(________________________________)

-Как вы понимаете эти обороты?

Самооценка навыков сотрудничества в группе

Ключ

                   Я работал в группе отлично!

                  Я работал в группе хорошо.

                    Я должен улучшить свою работу в группе.

Всегда

Иногда

Никогда

Я прислушивался к мнению других членов группы

Я сотрудничал с членами группы

Я предлагал свои идеи

Я соблюдал правила общения

Маршрут 3 группы

Прочитайте сказку.

«Волшебник Ударение».

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:

  • Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд Замок и сказал:

  • Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение - это же просто чёрточка!

Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замок, а перед взором всех предстал Замок. Слова зашумели. Тогда вышли вперёд Белкй и сказали:

  • Мы самые главные части любого живого организма и уж с нами-то Ударение ничего не сделает.

Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные Белки.

Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо слова «атлас» получился «атлас», вместо «капель» - «капель», вместо «дорога» — «дорога», вместо «города» - «города»... И сколько ещё таких слов облюбовало на своём пути Ударение! Видят слова, что дело плохо - не обойтись им без Ударения! Отвели ему почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.

Видите, ребята, какую большую роль играет ударение в слове! Благодаря этой сказке вы познакомились со словами русского языка, которые называются ОМОГРАФЫ.

ОМОГРАФЫ - слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному - в зависимости от ударения.

Задание 1. Прочитайте стихотворение.

Серая ворона

Чёрного ворона

Утром ругала,

Присев на сучок.

Новость о том разнесли

 Во се стороны

 Сплетницы-кумушки –

 Сорок сорок.

Я. Козловский

   Какие омографы встретились в этом произведении?  Запишите их.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Прочитайте текст.

Я - сборник карт. От ударенья Зависят два моих значенья:

Захочешь - превращусь в названье Блестящей, шелковистой ткани я.

О каких омографах идёт речь? Запишите их и поставьте ударение.

___________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Среди данных слов найдите те, к которым можно подобрать слово-омограф, если в данном слове переместить ударение. Раскрасьте их.

Мука           хлопок            почта  

      Вода         ирис         село      

                         Лето     орган       небо  

Самооценка навыков сотрудничества в группе

Ключ

                   Я работал в группе отлично!

                  Я работал в группе хорошо.

                    Я должен улучшить свою работу в группе.

Всегда

Иногда

Никогда

Я прислушивался к мнению других членов группы

Я сотрудничал с членами группы

Я предлагал свои идеи

Я соблюдал правила общения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кружок "Калейдоскоп наук"

Предлагаю пояснительную записку и тематическое планирование кружка "Калейдоскоп наук" для 2-4 классов...

Паспорт проекта "Новогодний калейдоскоп"

Данный практико-ориентированный познавательный проект расчитан для учеников 4 класса....

"Математический калейдоскоп"

Внеклассное мероприятие по математике для 3 класса...

Программа кружка "Калейдоскоп наук"

Программа кружка "Калейдоскоп наук" для учащихся 2-4 классов...

Осенний калейдоскоп

Час  досуга -развлекательная  игра...

Родительское собрание в нетрадиционной форме КВН Сказочный калейдоскоп.docxРодительское собрание в нетрадиционной форме КВН Сказочный калейдоскоп

Семья и школа- два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.В современном мире формы работы с родител...

Викторина "Музыкальный калейдоскоп" и "Ответы и правила викторины "Музыкальный Калейдоскоп".

Главным достоинством игры-викторины «Музыкальный калейдоскоп» является возможность использования нескольких видов информации (статичного текста, визуальной информации, непосредственн...