модуль "Калейдоскоп" проектная задача "Осенний калейдоскоп
план-конспект урока
Конспект урока к модулю "Калейдоскоп" построенный, как межпредметная интеграция русского языка, литературы, окружающего мира, краеведения и изобразительного искусства в разновозрастной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kaleydoskop_modul_dambieva_ats.docx | 42.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа № 1»
Занимательный русский язык.
Тема занятия: Осенний калейдоскоп.
Проектная задача «Осень в Еравне»
(районный семинар)
2017 год
Цели и педагогические задачи | 1. Познакомить с понятиями «омографы», «крылатые выражения», «шарады»; 2. Формирование новых знаний о природе родного края в осенний период, об осенних изменениях в природе, об удивительных свойствах листьев, приметах осени. 3.Планирование работы, распределение обязанностей внутри группы. 4.Самооценка и взаимооценка. |
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача | 1.Владение навыками работы с источниками дополнительной литературы. 2.Выявление творческих способностей. 3.Умение выбирать оптимальный вариант решения. 4.Работа в малой группе 5.Умение работать с текстом |
Общеучебные умения | 1.Работа согласно алгоритму (умение действовать по плану, образцу). 2.Работа с разными видами информации. 3.Работа в группе (коммуникативная компетентность): взаимодействие, взаимопомощь, взаимоконтроль, уважительное отношение друг к другу. |
Планируемый педагогический результат | 1.Усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях. 2.Умение, работая в малой группе, самостоятельно создавать конечный «продукт» . |
Критерии оценки сформированности УУД | 1.Владение предметным материалом, правильность выполнения заданий. 2.Умение применять их для решения практической задачи. 3.Умение взаимодействовать в малой группе. 4.Публичная презентация результатов (демонстрация своего продукта). |
Формы и методы реализации проектной задачи | Творческие задания, работа в микрогруппах (5–6 чел.), групповые проекты, игровые технологии, ИКТ |
Средства обучения | Презентация, демонстрирующая объяснения к уроку, задания для учащихся каждой группы, приложение карточки с заданиями, ноутбуки, интерактивная доска |
Формируемые и оцениваемые УУД | Личностные УУД–способность проявлять толерантность по отношению к сверстникам, к младшим товарищам, формирование личностной рефлексии, умение прислушиваться к аргументам других участников. Коммуникативные УУД–умение работать в группе, умение вступать в диалог, высказывать свое мнение и убеждать собеседников, договариваться и проявлять деловое лидерство. Познавательные УУД–умение видеть проблему и находить способы ее решения, умения и навыки проведения эксперимента, умение делать выводы, работать с информацией. Регулятивные УУД –умение ставить цели, умение принимать решения, планировать свою деятельность, а также контролировать свое время, адекватная само- оценка и самоконтроль |
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргэтап. | -Сегодня вы ребята будете двигаться по определенным маршрутам. 1 маршрут «Теоретическая станция». 2 маршрут «Практическая станция» 3, 5 маршруты «Привал» 4 маршрут «Осень в Еравне» - Представители групп. Сейчас, выходят и вытягивает свой маршрут с инструкцией. | Каждая группа вытягивает свой маршрут, где вложена инструкция. |
Теоретическая станция Практическая станция | Первые два маршрута следуют одна за другой. Каждая группа работает по своему маршруту. 1 группа
Что такое шарада? Шарада - это загадка, составленная в стихах. Целью этих загадок является определение слова, которое было зашифровано в слогах или частях. В первую очередь необходимо отгадать все слоги, и тогда будет понятна отгадка шарады. Иногда шарады имеют стихотворную форму. Слоги этой головоломки могут быть и глаголами и прилагательными и существительными. Этим шарады отличаются от других головоломок. История возникновения шарад. Впервые шарады (charade – беседа) возникла в VI веке. В VIII веке они стали очень популярны у французов. В российской истории шарады появились приблизительно в это же время. Как решать шарады? Попробуем решить одну из шарад. Первое слово над чайником витает, Второе у папы растет под губой. А целое - ветер в море надувает И в плаванье нас зовет с тобой. Необходимо определить значение первой строчки в данной шараде – это пар. Затем находим значение второй строчки – это ус. Когда мы сложим эти два слова, получается «парус». Именно его ветер надувает и зовет в плавание.
Давайте вместе попробуйте разгадать следующие шарады. Первый слог ворона крикнет в ухо, Слог второй добавит важный гусь. В целом получается старуха - Очень злая, я её боюсь! Предлог стоит в моём начале. В конце же - загородный дом. А целое мы все решали И у доски, и за столом. Мой первый слог — воронье слово Второй - болотная трясина Вы догадались о чём речь? Творение мастера ... Из писка птиц Мой первый слог возьмите, Второй - с бараньей головы. Откройте печь и там найдите То, что не раз едали вы. Вы рыбного супа названье возьмите, Букву «М» к началу присоедините, Тут же всем и каждому знакомое Явится в ответе насекомое. 2 группа Работа с презентацией «Крылатые выражения» в группе Крылатые выражения – такие сочетания слов, в которых ничего нельзя заменить: ни какое-то слово, ни порядок этих слов. Их нельзя понимать буквально. В нашей речи крылатые выражения, а их еще нередко называют фразеологизмами, используются в том виде, в котором они закрепились в языке.
Во весь дух - ___________ Морочить голову - _________________
В час по чайной ложке - ______________________
Рукой подать - ______________________ Можно ли понимать эти выражения буквально? ____________
Замолчи, Петрусь, говорят! Прикуси язык, говорят! Он язык прикусил И сильней заголосил! Вопросы задаёт учитель (уч-ся 4 кл.) в группе: 1) Что случилось с Петрусем? 2)Почему это произошло? 3)А как надо понимать выражение «прикуси язык»?
Вешать можно на гвоздь Полотенце и трость. Лампу, плащ или шляпу, И веревку, и тряпку. Но никогда и нигде Не вешайте носа в беде. Оказался молодцом, Смог осилить ношу, Не ударил в грязь лицом И не сел в галошу.
За окном едва Пожелтела трава, Два брата рубили дрова. Один это делал спустя рукава, Другой – засучив рукава.
Встань передо мной, как лист перед травой. И растет ребенок там не по дням, а по часам. Битый небитого везет. По щучьему велению. - Как вы понимаете эти обороты? 3 группа Работа с презентацией «Омографы» Сказка «Волшебник Ударение». ОМОГРАФЫ - слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному - в зависимости от ударения Задание 1. Прочитайте стихотворение. Серая ворона Чёрного ворона Утром ругала, Присев на сучок. Новость о том разнесли Во се стороны Сплетницы-кумушки – Сорок сорок. Я. Козловский Какие омографы встретились в этом произведении? Запишите их. Задание 2. Прочитайте текст. Я - сборник карт. От ударенья Зависят два моих значенья: Захочешь - превращусь в названье Блестящей, шелковистой ткани я. О каких омографах идёт речь? Запишите их и поставьте ударение. Задание 3. Среди данных слов найдите те, к которым можно подобрать слово-омограф, если в данном слове переместить ударение. Раскрасьте их. Мука хлопок почта Вода ирис село Лето орган небо | |
Станция «Привал» | Группы делятся информацией, выполняют предложенные задания. После всего группы отгадывают общую загадку. - В нашем краю, сейчас, гостит Осень. Давайте украсим по-осеннему наш класс. | Самооценка навыков сотрудничества в группе Аппликация на доске |
Станция «Осень в Еравне» | - Представители групп выходят и вытягивают свое задание. 1)Какие животные обитают в нашем районе и как они готовятся к приходу зимы. (Рассказ) 2)Рассказать о приметах осени. Климатические особенности этого времени года в Еравне. 3)Выбрать стихи об осени любого поэта. Проиллюстрировать его. Сочинить сказку про осень, используя в ней подходящие фразеологизмы. | Учащиеся готовятся. Поиск информации в интернете, в дополнительной литературе Работа с презентациями |
Станция «Привал» | Творческие отчеты групп. | Самооценка и взаимооценка в группе |
Подведение итогов. | Рефлексия | Я узнал … Мне понравилось … |
Приложение
Маршрут 1 группы
Что такое шарада?
Шарада - это загадка, составленная в стихах. Целью этих загадок является определение слова, которое было зашифровано в слогах или частях. В первую очередь необходимо отгадать все слоги, и тогда будет понятна отгадка шарады. Иногда шарады имеют стихотворную форму. Слоги этой головоломки могут быть и глаголами и прилагательными и существительными. Этим шарады отличаются от других головоломок.
История возникновения шарад.
Впервые шарады (charade – беседа) возникла в VI веке. В VIII веке они стали очень популярны у французов. В российской истории шарады появились приблизительно в это же время.
Как решать шарады?
Попробуем решить одну из шарад.
Первое слово над чайником витает,
Второе у папы растет под губой.
А целое - ветер в море надувает
И в плаванье нас зовет с тобой.
Необходимо определить значение первой строчки в данной шараде – это пар. Затем находим значение второй строчки – это ус. Когда мы сложим эти два слова, получается «парус». Именно его ветер надувает и зовет в плавание.
Давайте вместе попробуйте разгадать следующие шарады.
- Первый слог ворона крикнет в ухо,
Слог второй добавит важный гусь.
В целом получается старуха -
Очень злая, я её боюсь!
_________________________________________
- Предлог стоит в моём начале.
В конце же - загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом.
________________________________________________
- Мой первый слог — воронье слово
Второй - болотная трясина
Вы догадались о чём речь?
Творение мастера ...
______________________________________________
- Из писка птиц
Мой первый слог возьмите,
Второй - с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы.
- Вы рыбного супа названье возьмите,
Букву «М» к началу присоедините,
Тут же всем и каждому знакомое
Явится в ответе насекомое.
_____________________________________________
Самооценка навыков сотрудничества в группе
Ключ
Я работал в группе отлично!
Я работал в группе хорошо.
Я должен улучшить свою работу в группе.
Всегда | Иногда | Никогда | |
Я прислушивался к мнению других членов группы | |||
Я сотрудничал с членами группы | |||
Я предлагал свои идеи | |||
Я соблюдал правила общения |
Маршрут 2 группы
Крылатые выражения – такие сочетания слов, в которых ничего нельзя заменить: ни какое-то слово, ни порядок этих слов. Их нельзя понимать буквально.
В нашей речи крылатые выражения, а их еще нередко называют фразеологизмами, используются в том виде, в котором они закрепились в языке.
- В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда можно заменить одним словом. Давайте попробуйте это сделать:
Во весь дух - ___________
Морочить голову - _________________
В час по чайной ложке - ______________________
Рукой подать - ______________________
Можно ли понимать эти выражения буквально? ____________
- Вот какое недоразумение может произойти, если их понимать буквально:
Замолчи, Петрусь, говорят!
Прикуси язык, говорят!
Он язык прикусил
И сильней заголосил!
Вопросы задаёт учитель (уч-ся 4 кл.) в группе:
1) Что случилось с Петрусем?
2)Почему это произошло?
3)А как надо понимать выражение «прикуси язык»?
- Будьте внимательны и найдите в нем устойчивые обороты, запишите их и подумайте, что они означают.
Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость.
Лампу, плащ или шляпу,
И веревку, и тряпку.
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде.
______________________________________________
Оказался молодцом,
Смог осилить ношу,
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу.
___________________________________________________________
За окном едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукава.
_________________________________________________________
- Некоторые устойчивые обороты были взяты из русских сказок. Многие вам знакомы. Отгадайте, из каких сказок появились такие выражения?
Встань передо мной, как лист перед травой. («____________________»)
И растет ребенок там не по дням, а по часам. («__________________________________________________»).
Битый небитого везет. («________________________»).
По щучьему велению.
(________________________________)
-Как вы понимаете эти обороты?
Самооценка навыков сотрудничества в группе
Ключ
Я работал в группе отлично!
Я работал в группе хорошо.
Я должен улучшить свою работу в группе.
Всегда | Иногда | Никогда | |
Я прислушивался к мнению других членов группы | |||
Я сотрудничал с членами группы | |||
Я предлагал свои идеи | |||
Я соблюдал правила общения |
Маршрут 3 группы
Прочитайте сказку.
«Волшебник Ударение».
Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, Ударение вдруг выскочило откуда-то и закричало:
- Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у части из вас!
Слова, конечно, не поверили. Вышел вперёд Замок и сказал:
- Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение - это же просто чёрточка!
Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замок, а перед взором всех предстал Замок. Слова зашумели. Тогда вышли вперёд Белкй и сказали:
- Мы самые главные части любого живого организма и уж с нами-то Ударение ничего не сделает.
Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные Белки.
Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо слова «атлас» получился «атлас», вместо «капель» - «капель», вместо «дорога» — «дорога», вместо «города» - «города»... И сколько ещё таких слов облюбовало на своём пути Ударение! Видят слова, что дело плохо - не обойтись им без Ударения! Отвели ему почётное место на своём собрании и с тех пор относятся к Ударению с большим уважением.
Видите, ребята, какую большую роль играет ударение в слове! Благодаря этой сказке вы познакомились со словами русского языка, которые называются ОМОГРАФЫ.
ОМОГРАФЫ - слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному - в зависимости от ударения.
Задание 1. Прочитайте стихотворение.
Серая ворона
Чёрного ворона
Утром ругала,
Присев на сучок.
Новость о том разнесли
Во се стороны
Сплетницы-кумушки –
Сорок сорок.
Я. Козловский
Какие омографы встретились в этом произведении? Запишите их.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Прочитайте текст.
Я - сборник карт. От ударенья Зависят два моих значенья:
Захочешь - превращусь в названье Блестящей, шелковистой ткани я.
О каких омографах идёт речь? Запишите их и поставьте ударение.
___________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Среди данных слов найдите те, к которым можно подобрать слово-омограф, если в данном слове переместить ударение. Раскрасьте их.
Мука хлопок почта
Вода ирис село
Лето орган небо
Самооценка навыков сотрудничества в группе
Ключ
Я работал в группе отлично!
Я работал в группе хорошо.
Я должен улучшить свою работу в группе.
Всегда | Иногда | Никогда | |
Я прислушивался к мнению других членов группы | |||
Я сотрудничал с членами группы | |||
Я предлагал свои идеи | |||
Я соблюдал правила общения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
кружок "Калейдоскоп наук"
Предлагаю пояснительную записку и тематическое планирование кружка "Калейдоскоп наук" для 2-4 классов...
Паспорт проекта "Новогодний калейдоскоп"
Данный практико-ориентированный познавательный проект расчитан для учеников 4 класса....
"Математический калейдоскоп"
Внеклассное мероприятие по математике для 3 класса...
Программа кружка "Калейдоскоп наук"
Программа кружка "Калейдоскоп наук" для учащихся 2-4 классов...
Осенний калейдоскоп
Час досуга -развлекательная игра...
Родительское собрание в нетрадиционной форме КВН Сказочный калейдоскоп.docxРодительское собрание в нетрадиционной форме КВН Сказочный калейдоскоп
Семья и школа- два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.В современном мире формы работы с родител...
Викторина "Музыкальный калейдоскоп" и "Ответы и правила викторины "Музыкальный Калейдоскоп".
Главным достоинством игры-викторины «Музыкальный калейдоскоп» является возможность использования нескольких видов информации (статичного текста, визуальной информации, непосредственн...