Элементы театральной педагогики в духовно - нравственном воспитании младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Использование элементов театральной педагогики, позволяет решать многие воспитательные задачи, формировать духовно-нравственных ориентиры и развивать коммуникативные качества личности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elementy_teatr._pedagogiki_v_duhovno.docx | 16.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
Элементы театральной педагогики в духовно - нравственном воспитании младших школьников
Начинкина Татьяна Яновна воспитатель группы продленного дня.
«Главное в человеке — это не ум, а то, что им управляет, сердце, добрые чувства…» (Ф. М. Достоевский).»
Жить достойно, пользуясь уважением окружающих, хочет каждый человек и народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей.
Время социального взросления ребенка, потенциалы его гражданского становления находятся в дополнительном образовании, часто в условиях пребывания в группе продленного дня.
Использование элементов театральной педагогики, позволяет решать многие воспитательные задачи, формировать духовно-нравственных ориентиры и развивать коммуникативные качества личности младших школьников. К тому же, потребность в движениях, в активной игровой деятельности, которые были характерны и для дошкольника, служат мотивом к принятию театральных методов включения в деятельность.
Появление у современных детей раскрепощенности, некоторой прагматичности, требует от воспитателя применения новых подходов и методов во взаимодействии с детьми . Тенденция гуманизации отношений детей и взрослых в современном обществе требует от воспитателя индивидуального подхода, который успешен в сочетании с деятельностным, с учетом предпочтений и особенностей самого ребенка. Поэтому воспитателю важно выбирать личностно ориентированные методы воспитания, с учетом детской психологии.
Личностно – ориентированный подход - это не просто создание воспитателем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности, способствует проявлению ярко индивидуального, позволяющего ребенку оставаться самим собой.
Игра из трех видов образовательной деятельности (обучение, игра, труд) представляется в этих условиях особенно важной для детей младшего школьного возраста. Это возможность раскрыться, прожить разные игровые ситуации и, с помощью педагога, научиться выходить из них.
В представляемом опыте предлагаются театральные методы включения в деятельность – игру: прорабатываются этюды (этюд – небольшой игровой сюжет, в котором есть событие).
Постулаты системы Станиславского требуют от актера перед выходом на сцену ответа на три вопроса:
1.Кто ты?
2. Зачем ты вышел?
3.Как ты относишься к тем, кто находится на сцене? [2, c.5]
Аналогично, и в жизни человек должен ответить на подобные вопросы.
1.Кто я в этой жизни?
2.Зачем я живу?
3.Как я отношусь к ближнему своему?
В предлагаемом методе театрализации актуализируется вопрос: почему так поступает твой герой? Это «почему?» и «зачем?» звучит постоянно. Разматывания клубка поступков героя, его мыслей, переживаний помогает вспоминать что-то подобное в своей жизни, в своих поступках. Сначала мы с ребятами обсуждаем мысли и поступки героев, а затем переходим к физическому оправданному действию. Детям не даются штампы как надо показать. Они сами определяют действие, через которое смогут выразить чувства и эмоции героя.
Очень важным моментом является то, что текст не заучивается наизусть. Он проживается и постепенно ложится в точности авторской подачи.
Например, уборка квартиры - это физическое действие. А обстоятельства могут быть разные. Например – завтра день рождение- придут гости. Или надо быстро убрать, так как через 10 минут придут родители и не отпустят на прогулку или на день рождение к подруге и т.д. Или: уборка квартиры, а внутри идёт работа: позвонить или не позвонить подруге с которой поссорилась? И тут же актёр смотрит в себя: а как бы я поступил в данной ситуации? Мой герой поступает иначе. Почему?
Существует в системе Станиславского актуальная задача: найти себя в роли, и найти роль в себе. Всегда можно найти в себе то, что есть у того, чей образ надо создать. То есть система помогает расчистить кладовые подсознания, то есть рассмотреть свои поступки, и если они не этичны и безнравственны, то постараться исправить их. Формула, по которой я помогаю понять детям где «Добро», а где «Зло» звучит так: «делай другому то, что ты хотел бы, чтобы делали тебе».
Работая с детьми младшего школьного возраста, предлагается воплотить через игру понятие-событие. Событие - это поворотный момент, который меняет действие. Разыгрываются сценки из сказок и маленьких историй через этюды. Темы этюдов: «Школа», «Магазин», «Игра во дворе», «Вокзал», «Обед», «Добрые хозяева», «Игра щенков», «Подарок».
Разбирая этюды, обращается внимание на то, как поступают герои. Например, в единственную тарелку супа попала муха. Это событие. «Как ты поступишь?» и «Почему?» – задаю я вопросы. Как повлияло событие на каждого - это повод поговорить об отношении ко всему происходящему в жизни. Если суп вылить, а мама старалась готовила, ей будет неприятно. Можно отдать собачке, а самому потерпеть голод, чтобы не обижать любимого человека.
Анализируя проигранные этюды, становится понятно, какие проблемы у ребёнка в семье и со сверстниками. В зависимости от этого выбираются следующие этюды и пьесы. Акцентируется внимание на нравственных понятиях: дружба-предательство, уважение - пренебрежение, отношение к старшим, отношение к девочке, сила и мужество, храбрость, хвастовство.
Начинаем мы с коротких сказок: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Денискины рассказы», «Гуси-лебеди». Ребята проигрывают сказки Г-Х Андерсена. Часто используем сказки Сергея Козлова, особенно «Снежный цветок».
Дети, особенно гиперактивные, любят подвижные игры. В мои занятия с детьми включены подвижные театральные игры. Ребята очень любят играть в «Мячики» (прыжки в заданном направлением), «Крокодил» (показ движений - ассоциаций), «Машинки» (движения с разной скоростью на координацию и внимание), «Море волнуется раз» (движение по характеру заданных героев), «Маски» (игра на раскрепощение и доверительные отношения).
Занятия по системе Станиславского, игры, доброжелательное отношение, а также увлечённость педагога любимым делом помогают ребятам разных категорий социальной незащищённости сформировать навыки социального проживания в обществе и помочь детям увидеть разные выходы из жизненных ситуаций.
Использованная литература:
Л.Серебрякова.От образа к ОБРАЗУ.Театрально-педагогическая деятельность через православное мировозрение.СПб., Изд-во ИП Павлушкина В.Н.,2012,76с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы театральной педагогики в обучении английской фонетике
При обучении английской фонетики в начальных классах очень важно заинтересовать учащихся. Дети младшего школьного возраста обожают играть различные роли и это, конечно же, необходимо использовать. Поэ...
Статья "Применение элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе"
В статье представлены методические приемы организации театральной деятельности на уроках в начальной школе. Даётся понятие театральной педагогики, представлены элементы театрализации и практическое пр...
Презентация к статье «Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления» (из опыта работы).
В презентации представлен методический материал для проведения мастер-класса, который можно провести для учителей начальных классов с целью возможного внедрения на уроках элементов театральной деятель...
Урок чтения с элементами «театральной» педагогики в 1 классе.
Урок чтения с элементами «театральной» педагогики в 1 классе....
Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления.
В статье представлены методические приёмы организации театральной деятельности на уроках в начальной школе. ...
Статья «Использование элементов здоровьесберегающих технологий с элементами театральной педагогики на уроках в начальной школе» (из опыта работы).
В статье представлены формы и приемы организации здоровьесберегающего урока в начальной школе. Даётся понятие здоровьесберегающий урок, представлены элементы здоровьесберегаю...
Использование средств народной педагогики в воспитании младших школьников
В настоящее время мы переживаем рост национального самосознания и самопознания, возрождение национальной культуры. В становлении личности важное место занимает возрождение национальной культуры, восст...