Использование средств народной педагогики в воспитании младших школьников
статья

В настоящее время мы переживаем рост национального самосознания и самопознания, возрождение национальной культуры. В становлении личности важное место занимает возрождение национальной культуры, восстановление утерянных ценностей исторической памяти, нравственной основы человека, его свободного развития.

В опыте каждой нации, любого малочисленного народа, есть свое неповторимое, добытое собственной мыслью, собственными усилиями, собственной национальной энергией. Знакомство и приобщение к культуре, традициям, обычаям других народов делает человека более обогащенным и духовно, и эмоционально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnaya_pedagogika.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Учитель начальных классов Сыренова А.Б.

Актуальность. На современном этапе в школьном образовании ведущим направлением педагогического процесса является акцентирование внимания на развитие личности ребенка. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит этнопедагогике. Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику: "Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».

В настоящее время мы переживаем рост национального самосознания и самопознания, возрождение национальной культуры. В становлении личности важное место занимает возрождение национальной культуры, восстановление утерянных ценностей исторической памяти, нравственной основы человека, его свободного развития.

В опыте каждой нации, любого малочисленного народа, есть свое неповторимое, добытое собственной мыслью, собственными усилиями, собственной национальной энергией. Знакомство и приобщение к культуре, традициям, обычаям других народов делает человека более обогащенным и духовно, и эмоционально.

Основными задачами школы на современном этапе являются формирование духовной сферы личности обучаемых, воспитание ее нравственных и эстетических качеств с учетом общечеловеческого, конкретно - исторического и национального. Развитие этих качеств невозможно без создания эффективной системы обучения и воспитания. На мой взгляд, именно подход базирующийся на мудрости народной педагогики позволяет в определенной мере решить проблему обучения и воспитания учащихся начальной школы.

Цель – выявление уровня приобщения младших школьников к  средствам народной педагогики.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

- проанализировать учебные планы, программы, учебники Россошинской основной школы, планы воспитательной работы учителей начальных классов;

- посетить уроки и внеклассные мероприятия с последующим их анализом;

- провести наблюдение за деятельностью учащихся в процессе обучения и во внешкольной деятельности;

- побеседовать с детьми, с учителями, родителями.

На данном этапе мною были использованы следующие методы: анализ,  наблюдение, беседа.

В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Процесс воспитания подрастающего поколения у народов Севера представлял собой усвоение социальных норм поведения традиционного социума посредством естественного включения в хозяйственно-бытовую деятельность взрослых Мальчики помогали смотреть за стадом, участвовали в промыслах, охотились, рыбачили, обрабатывали со старшими шкуры – в процессе этого вырабатывались и усваивались эталонные стереотипы умелого промысловика, мужчины, отца семейства. Девочки ухаживали за младшими детьми, помогали матерям в шитье, вышивании, в приготовлении и заготовке пищи и т.д. – становились хозяйками, учились быть женщинами, матерями. В процессе совместного, естественного проживания дети незаметно для себя воспитывались и вовлекались в северное традиционное общество, этноэкологическую жизнедеятельность на хрупкой северной природе.

С младенческих лет эвенки воспитывали почтительное отношение к старикам и больным, молодежь приучали обращаться к старшим в соответствии с их возрастом или степенью родства. Воспитание уверенности в себе, характера, воли, чувств детей у эвенков до недавнего времени происходила в основном в повседневной жизни, в условиях реальной природной и семейной среды, в процессе взаимоотношения родителей с детьми. Первую роль в воспитании детей играют дома, естественно, мать, бабушка и старшие сестры, а затем – отец, дедушка, старшие братья и другие. Воспитание и обучение малышей в семье определенную положительную роль играют старшие по возрасту братья и сестры и другое окружение.

Такие нравственные качества, как честность, справедливость, коллективизм, дети усваивали в труде, знакомясь с неписаными законами, обычаями, традициями. Отношение между людьми в суровой тайге издавна складывались по принципу взаимного доверия, честности, взаимовыручки и поддержки. Если к стаду прибивался чужой олень, то его немедленно возвращали к хозяину. В рыбацких охотничьих избушках посетитель всегда найдет заготовленные стружки для огня, спички, соль, пищу.

Как правило, северяне немногословны, молчаливы, их речь лаконична. За этим прослеживаются глубина внутреннего мира, основательность слов и поступков. Эти черты характера необходимо всегда учитывать при работе с детьми-северянами. Традиция гостеприимства требуют таких нравственных качеств, как доброта, отзывчивость, чуткость.

Семья, как основание этноса, формирует, сохраняет и развивает внутрисемейные и межсемейные этнические традиции. Именно в семье формируется нравственная ориентация народов – традиции добра, взаимопомощи, милосердия, терпимости, любви, взаимной заботы, привязанности и духовного общения всех живущих там людей. Среди эвенков особо можно выделить стремление жить интересами людей, уважительное, равноправное, справедливое и чуткое отношение к запросам и устремлениям старшего поколения, бескорыстная взаимопомощь и забота об окружающих людях, взаимная солидарность и заинтересованность.

В целях приобщения подрастающего поколения к традиционной культуре эвенков в учебный план Россошинской школы в качестве национально – регионального компонента введён предмет этнокультурной направленности «Эвенкийский язык». Преподавание эвенкийского языка ведётся со 2 класса по программе для невладеющих по учебнику «Эведытурэн» (2 - 4кл). Для литературного чтения используется учебник  З.Н.Пикуновой «Танин дярян книга». Наблюдения за учащимися показали, что несмотря на то, что в школе учащиеся изучают эвенкийский язык, между собой они разговаривают на русском языке.

В школьной библиотеке достаточно учебной литературы на эвенкийском языке. Но учителя и учащиеся практически не используют эту литературу во внеучебное время.

В планах воспитательной работы учителей начальных классов раз в четверть запланированы и проведены мероприятия этнокультурной направленности. В рамках воспитательной работы школы в феврале был проведён «Фестиваль эвенкийской культуры». Наблюдения за деятельностью учащихся на уроках и во внеклассных мероприятиях показали, что они недостаточно осведомлены в национальных традициях эвенков, традиционных занятиях. На уроках физкультуры и на переменах они не играют в эвенкийские игры, предпочитая традиционные русские игры: «Лапта», «Волк и гуси», салочки и др.  

В процессе анализа планов уроков учителей начальных классов и учителя эвенкийского языка выяснилось, что в данной школе уделяют большое внимание нравственному и эстетическому воспитанию детей, но при этом уделяется меньше внимания традиционному воспитанию эвенков.

Чтобы выяснить знания и умения детей в области эвенкийского народного творчества, было проведено тестирование. Учащимся были предложены следующие вопросы:

1. Какие эвенкийские сказки вы знаете?

2. Какие эвенкийские  народные инструменты вы знаете?

3. Назовите несколько эвенкийских народных песен.

4. Назовите 1-2 эвенкийских народных игр

5. Напишите одну эвенкийскую пословицу или поговорку

6. Назовите и нарисуйте эвенкийский узор.

Полученные данные показали, что 55,5 % учащихся 2-4 классов знают эвенкийские сказки. 22,2 % - могут назвать две-три эвенкийские народные песни, которые они разучили на уроках музыки. 33,3 % детей  знают эвенкийские игры. 44,4 % детей смогли нарисовать правильно традиционные узоры эвенков. В процессе беседы с детьми выяснилось, что они проходили эвенкийские сказки, песни и пр., но не давали значения об их народном происхождении. Как свидетельствуют результаты, различные формы внеурочной деятельности в школе (внеклассные мероприятия и др.) на данный момент недостаточно содействуют формированию этнокультурной компетенции. 

В процессе беседы с учителями начальных классов Россошинской школы выяснилось, что для эффективности национального воспитания необходимо проведение курсов для учителей по проблемам этнокультурного образования, т.к. этнопедагогические знания педагогов следует рассматривать как содержательную сторону культуроведческой компетенции.

На родительском собрании родителям была предложена анкета:

  1. какие традиции своего народы вы знаете?
  2. какие обычаи своего народы вы знаете?
  3. в вашей семье соблюдаются народные традиции?
  4. какой язык вы считаете родным?
  5. используете ли вы в своей речи эвенкийские пословицы, поговорки?
  6. какие эвенкийские сказки вы знаете?
  7. оцените в баллах этнокультурное развитие вашего ребёнка (от 0 до 10)
  8. как вы считаете, что необходимо для повышения этнокультуры вашего ребёнка?
  9. считаете ли вы необходимым использование средств народной педагогики в учебно-воспитательном процессе школы?

      44,4 % родителей указали соблюдение традиций и обычаев своего народа, 11,1 % - знание и владение родным эвенкийским языком, 33,3% - знание национальной культуры своего народа. Никто из родителей не использует в своей речи пословицы, поговорки эвенков. Знание эвенкийских сказок показали 22,2 % родителей. Этнокультурное развитие своих детей родители оценили в среднем в 2 балла. Все родители согласились с тем, что использование средств народной педагогики в учебно-воспитательном процессе школы окажется эффективным и высказались за проведение различных мероприятий по этнокультурному образованию. 

 Таким образом, расположение школы в месте компактного проживания эвенкийского населения, обилие учебной литературы недостаточно для приобщения младших школьников к традиционной культуре.  Формирование этнокультурной компетенции учащихся одновременно должно проходить через различные структурные единицы образовательной программы и будет представлять собой совокупность предметного, межпредметного и надпредметного компонентов.

В ходе опытно – экспериментальной работы мы разработали систему занятий во 2 - 4 классах с включением таких средств народной педагогики как эвенкийские сказки, игры, пословицы, поговорки, загадки. Система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания, творческие работы детей, коллективное сочинение сказок, рисунков и т.д. На занятиях применялись различного типа задания по группам: составить незаконченную сказку, продолжить пословицу, нарисовать иллюстрацию к сказке, былине, исполнение народных песен, проигрывание народных праздников, разыграть ситуацию праздника и др.

На уроках чтения даются общие представления об устном народном творчестве, о жанре сказки как одного из вида эвенкийского фольклора. Была проведена беседа с детьми о том, как зародилась сказка. В ходе беседы дети были ознакомлены с такими видами устного народного творчества как волшебная, бытовая сказка. Из этого следует сделать вывод, что дети мало знают о видах сказки как устного народного творчества.

Предпочтение отдавалось игре, т.к. она является важной формой приобщения младших школьников к народным традициям. Мы использовали игры, в которых основу взаимодействия составляла народная педагогика: творческие, ролевые, сочинение сказок, поговорки и т.д. Они обеспечивали ребенку позицию творца, субъекта деятельности (одно из условий приобщения к народному творчеству). Например, мы использовали следующие игры «Байчакат», «Баликат», «Туксавуктавун» и др.

Была разработана методика организации игр-пятиминуток в школах и физкультминуток на уроках с использованием элементов народных игр.

В целях осуществления системности в изучении фольклора и глубокого его познания необходима организация дополнительной работы. Во внеурочные занятия мы также ввели элементы традиционной национальной культуры. Были организованы подвижные игры, веселые старты, "аукцион народных мудростей" и т.д. Учащиеся начальных классов принимали участие в концертной программе с эвенкийскими песнями и танцами.

На уроках звучат эвенкийские народные песни, стихи эвенкийских поэтов. Затем углубляется и  расширяется работа по народной тематике. Была организована встреча учащихся с народными мастерами. На уроке технологии учащиеся под руководством народной мастерицы занимались бисероплетением.  Совместно с мастерами проводились занятия, где школьники знакомились и учились изготовлять, делать национальные всевозможные изделия из дерева.

В содержание уроков включается больше исторического материала. Обязательно  учащиеся знакомятся  с традициями, обрядами, преданиями своего народа (ведь  каждая нация богата своими национальными особенностями). На уроке рисования дети знакомятся с традиционным орнаментом народов Севера и увлеченно рисуют орнаменты в своих альбомах.

В ходе опытно-экспериментальной работы я пришла к выводу, что занятия с использованием народных традиций могут выступать дополнительным средством активного развития детей. Особенно эффективным использование народных средств стало на уроках чтения, ИЗО, физкультуры.

По итогам эксперимента мы видим, что учащиеся Россошинской школы значительно расширили свои знания и представления о родной культуре. Во 2 – 4 классе, после проведения учебной и внеучебной работы с применением народных традиций, отмечено повышение уровня развития, так и повышение интереса к обучению и родной культуре.

Мы пришли к выводу, что занятия с использованием средств народной педагогики могут выступать дополнительным средством активного развития детей. Использование средств народной педагогики в учебной и внеучебной деятельности позволяет учителю уделить больше внимания работе учащихся и выявить те недочеты, которые имеются у детей в знаниях. Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к учебе, очень важно хорошо подумать и спланировать внеурочную работу.

Вышеуказанные занятия помогают развитию ребенка, мною отмечено, что дети становятся взрослее, ответственнее, дети всегда заняты творчеством. Интерес к народным традициям у детей большой, так как им дают возможность самореализоваться, что ведет к тому, что дети стараются не пропускать занятия.

Мы доказали, что занятия с использованием средств народной педагогики в школе приносят положительные результаты.

В итоге хочется отметить, что разработка и внедрение педагогических программ с внедрением этнопедагогических компонентов и с учетом региональных особенностей, использование педагогических народных традиций оказывает неоценимую помощь в образовании и воспитании подрастающего поколения. Данный подход особенно актуален в условиях введения нового федерального государственного стандарта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в обучении и воспитании младших школьников

Статья раскрывает опыт учителя по работе с младшими школьниками в новой информационной среде, освещает цели и задачи информатизации образовательного процесса в современной школе....

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ПРИМЕРА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Нравственное воспитание всегда было предметом особой заботы старшего поколения. Особенно на него начали обращать внимание те, кто был наделен властью государственной или церковной. Вокруг цели, ...

«Роль народного творчества в воспитании младших школьников»

Обобщение опыта  работы творческой группы учителей (2008-2012 г.г.)...

«Использование игровых технологий в нравственном воспитании младших школьников».

Статья рассказывает об использовании игровых технологий для искоренения отрицательных привычек  у младших школьников в процессе учёбы....

Методическая разработка «Подвижные игры в начальной школе как средство физического развития и воспитания младшего школьника»

Человек играет только тогда,когда он в полном значении слова человек,и он бывает вполне человеком лишь тогда,когда он играет. Ф. ШиллерНормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движе...

Игра как средство умственного и нравственного воспитания младших школьников

Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей. Они должны привыкнуть к условиям новой жизни: коллективу, требованиям и обязанностям. Основу функционирования воспитательной си...