Выступление на педагогическом совете
статья
«Духовно-нравственное воспитание в учебном процессе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.51 КБ |
![]() | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1
«Духовно-нравственное воспитание в учебном процессе»
Бондаренко С.В.
Учитель начальных классов
СЛАЙД 2
«Без глубокого духовного и нравственного чувства
человек не может иметь ни любви, ни чести,
- ничего, чем человек есть человек.»
В. Белинский.
Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях: реформирование общества, смена ценностных ориентиров, высокая занятость или безработица родителей. Эта ситуация порождает проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, конфликты в его внутреннем мире. Исходя из этого, повышается актуальность целенаправленного духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе. Воспитание духовно-нравственных качеств должно осуществляться с первых шагов ребенка в школе. Именно поэтому особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений. Они стремятся поступать в соответствии с требованиями принятых норм, о которых узнают от взрослых. У младших школьников ярче, чем в других возрастных группах проявляются чувства сопереживания, товарищества, ответственности за класс. Школа вынуждена найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы, позволяющие убедительно показать детям непреходящий характер «вечных ценностей» и идеалов человека.
Духовно-нравственное воспитание школьника является важнейшими частями социализации личности в условиях стремительно развивающегося общества, постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.
СЛАЙД 3
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения уделяет внимание личностным результатам ученика:
формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознанию своей этнической и национальной принадлежности; формированию ценностей многонационального российского общества; становлению гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формированию целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формированию уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей».
Как же мы можем формировать духовно-нравственные качества младших школьников на учебных занятиях?
СЛАЙД 4
Для начальных классов ведущей деятельностью является учебная, поэтому я, как учитель начальных классов, основной духовно-нравственный материал включаю в различные уроки:
- на уроках окружающего мира материал распределяется по классам соответственно темам разделов;
- на уроках литературного чтения дети знакомятся с произведениями русских писателей, посвящённым православным ценностям;
- на уроках математики материал вводится в содержание задач или в зашифрованные задания;
- на уроках русского языка, изобразительного искусства и трудового обучения полученная информация транслируется обучающимися в виде индивидуальных творческих работ.
Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании художественных произведений, изучаемых на уроках русского языка и литературного чтения.
Уроки литературного чтения являются источником нравственного воспитания. Дети знакомятся с биографиями писателей и поэтов. Это даёт благодатную возможность приоткрыть детям православные странички жизни А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Н.Н. Носова и многих других авторов.
На уроках мы читаем и обсуждаем произведения, в которых в доступной для обучающихся форме ставятся вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме. После прочитанных рассказов дети подбирают к произведениям пословицы и поговорки, пишут сочинения, маленькие рассказы, продолжают незавершённые рассказы, беседуют, анализируют поступки. Читая стихи русских поэтов о Родине, о природе, дети учатся любить родную землю, родной свой край, Отечество: И. Никитин. «Русь»,
И. Бунин. «Лес, точно терем расписной…». Произведения русских писателей и устного народного творчества: Л. Толстой. «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек», русская народная сказка «Лиса и Журавль», нанайская сказка «Айога», жития Святых и др..
Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки в 3-м классе, посвященные сказкам «Иван – царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки: учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Изучая былину «Ильины три поездочки» в 4-м классе дети составляют характеристику Ильи Муромца. Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении жития святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских. Учащимся, носящим православные имена, предлагается узнать значение имени, житие своего святого покровителя. Дети с удовольствием выполняют такие задания. Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное – они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Прочитав рассказ Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» дети пишут о своей бабушке сочинения, проникнутые любовью, добротой, уважением. Таким образом, опираясь на все вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что уроки литературного чтения способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся.
На уроках русского языка используются отрывки из прочитанных произведений, изложения, диктанты и проводятся этические беседы о добром отношении к птицам, к животным, к природе, к товарищам; разбираются пословицы и поговорки, которые учат оценивать поступки человека, события и явления, дают совет.
В обучении математике, с точки зрения духовно-нравственного воспитания огромную роль играет подбор математических задач. Решение задач, включающих исторические сведения, решение краеведческо-экологических задач способствуют расширению кругозора учащихся и развитию познавательного интереса к предмету.
Например: сколько лет просидел на печи Илья Муромец, если известно, что если бы он просидел еще 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число. (33 года)
Содержание многих текстовых задач, включенных в учебник математики, дает богатый материал для нравственного воспитания учащихся, тем более, что на решение задач отводится большая часть учебного времени. Поэтому при подготовке к урокам необходимо обращать внимание на сюжет задачи для того, чтобы в процессе решения можно было найти несколько минут для проведения краткой целенаправленной беседы.
«Школьники пошли гулять на поляну. Ученики 3 класса сорвали 45 цветов, а 4 класса – 46 цветов. Сколько бабочек останется без обеда, если 1 бабочка в среднем, чтобы быть сытой, должна попробовать нектар 7 цветов?»
При изучении курса «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС формируются патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Этому способствуют темы и разделы, введенные в учебниках 1-4 классов. Иллюстративный ряд подобран с целью, показать красоту природы, российских городов, архитектуры. Проекты, предусмотренные для формирования патриотизма, с каждым классом углубляются и усложняются, например, в 1 классе предлагается проект «Моя малая родина», в котором ребятам предлагается с помощью фотографий рассказать о своей малой родине. Во 2 классе этот проект углубляется «Города России» и школьники делают фоторепортаж уже о нескольких городах. В 3-4 классах ребятам на выбор предлагается выполнить несколько проектов о России.
В курсе «Окружающий мир» первостепенное внимание уделяется семье. Формированию этой ценности помогает тема «Как живет семья?», проект «Моя семья» (1 класс), проект «Родословная» (2 класс).
Таким образом, окружающий мир – это интегрированный предмет для младших школьников, который объединяет знания о человеке, природе и обществе. Изучение данного курса направлено на духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.
Одной из основ, на уроках технологии, является воспитание гражданственности на исторических ценностях нашей малой родины. Учащиеся знакомятся с произведениями народных мастеров, изучают обычаи и обряды, узнают историю создания и изготовления игрушек и других поделок из различного природного материала, кроме того, используем различные виды тканей и соленое тесто. Обязательно и своевременно проходит показ выставочных работ, выполненных школьниками по всем темам уроков (выставочный фонд).
На уроках ОПК с целью воспитания нравственности особенно полезным является чтение библейской истории из детской православной художественной литературы, в которой прекрасно изображено состояние невинности, зловредность греха, счастье семейного мира, блаженство благоговейного хождения пред Богом, также и наказания за непозволительное любопытство, ненависть, неуважение к почтенной старости и т. п.
Хочется верить, что именно школа и педагог посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для них школой «воспитания добрых чувств» и наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.
В заключение своего выступления хочется привести слова Василия Александровича Сухомлинского, который говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В. Белинский
Личностные результаты
Интернет-ресурсы http://i005.radikal.ru/1109/fb/755ad610193c.png http://www.surguchev.ru/assets/images/Svitok/DSC07710-conv-ok-sq-s-web.jpg http://img810.imageshack.us/img810/250/paperscrolls4.jpg
Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Волкова Виолетта Евгеньевна, учитель начальных классов МАОУ лицей №21, г. Иваново Сайт: http://pedsovet.su/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/08/picture-76086.jpg)
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
выступление на педагогическом совете. Деятельность педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала.
В данном высуплении говорится о том, какой должна быть наша новая школа....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/30/picture-466514-1406701174.jpg)
"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/03/picture-340507-1415045242.jpg)
Выступление на педагогическом совете по теме "Ведущие педагогические технологии современности"
Доклад на педсовете....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/25/picture-83947-1579967881.jpg)
Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"
Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС».
Классификация проектов...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/15/picture-140120-1352985963.jpg)
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...